Введение
1 Теоретический обзор по проблеме исследования профессиональной
ориентации подростков и технологий создания web-сайтов 9
1.1 Теоретическое обоснование проблемы профессиональной
ориентации подростков 9
1.1.1 Профессиональное самоопределение и самосознание
старшеклассников 9
1.1.2 Профессиональное самоопределение и профконсультация 12
1.2 Обзор программных средств для создания web-сайта 17
2 Описание методик и технологий создания web-сайта «Профессиональная ориентация подростков» 22
2.1 Характеристика исследовательских методик 22
2.2 Создание web-сайта с помощью HTML 33
2.2.1 HTML-программирование 33
2.2.2 Основные элементы HTML 35
2.2.3 Имена файлов и ссылки на них 40
2.2.4 Структура приложений 41
2.2.5 Просмотр web-страниц 43
3 Создание web-сайта «Профессиональная ориентация подростков» и
анализ результатов исследования 45
3.1 Описание структуры web-сайта «Профессиональная
ориентация подростков» 45
3.2 Результаты исследования самооценки и лидерских качеств
подростков 52
Заключение 57
Список использованных источников
Приложение
Появление новых компьютерных технологий и постоянное их усовершенствование дает большие возможности в области образования и науки, а в частности в сферах мониторинга образовательного процесса, автоматизации исследований, мультимедийного оснащения учебного процесса, компьютерной обработки исследовательских данных и т.д.
В современном обществе вопросы информационного развития весьма актуализированы в связи с активным усовершенствованием техническо- технологических разработок во всех отраслях жизнедеятельности. Этот процесс следует рассматривать как создание и развитие информационной среды т.е. комплекса условий и факторов, обеспечивающих наилучшие условия функционирования информационных ресурсов с учетом современных автоматизированных способов их переработки и использования в целях социального и научного прогресса.
При всем многообразии форм обучения, возникших в настоящее время в результате обширной информатизации, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами (М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина, Ю.К. Бабанский). В контексте информатизации сферы образования, вопросы оценивания своих сил и потенциала в учебно-воспитательном процессе приобретают новые формы и содержание, а, по мнению М.Н. Скаткина, влияют на формирование личности в целом.
Проблема выбора профессии возникает на рубеже подросткового и юношеского возраста, когда человек стоит перед необходимостью выбора направления своего дальнейшего развития. Самоопределение основывается на уже сложившихся интересах, предполагает учет собственных возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Для того, чтобы осуществить выбор 5
профессии, подростку необходимо оценить различные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а так же с точки зрения общественных ценностных ориентаций. Природа индивидуальных особенностей человека двояка. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью. Поэтому и учитывать их нужно с вполне определенной целью - стимулировать их развитие. Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно устойчивы. Изменить их практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими. К таким особенностям относятся черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях - первый признак того, что в основе его лежат природные свойства нервной системы. Для снятия психических и психофизиологических характеристик традиционно применяются бланковые и автоматизированные психодиагностические методики.
Исследование подростков как социальной группы предполагает изучение их как части общества и, следовательно, изучение их характеристик в данный конкретный момент с учетом современного этапа информатизации, что особенно актуализирует выбранную нами тематику, т.к. применение информационных технологий в области проведения психологических исследований имеет решающее значение для повышения эффективности и достоверности получаемых знаний.
Цель дипломной работы - Создать Web-сайт «Профессиональная ориентация подростков».
Поставленная цель реализуется при помощи решения следующих задач:
1 Обзор теоретических исследований профессиональной ориентации подростков в отечественной и зарубежной литературе;
2 Обзор программных средств для создания Web-сайта «Профессиональная ориентация подростков»;
3 Подбор методик для исследования профессиональной ориентации подростков;
4 Разработка и создание Web-сайта «Профессиональная ориентация подростков»;
5 Диагностика и анализ полученных результатов исследования.
Цель исследования - исследовать профессиональную ориентацию подростков.
Объект исследования - подростки МБОУ СШ №82 Октябрьского района г. Красноярска в количестве 28 человек.
Предмет - профессиональные личностные типы и склонности (предрасположенности) к определенным типам профессий у подростков МБОУ СШ №82 Октябрьского района г. Красноярска.
Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №82 Октябрьского района г. Красноярска. В исследовании приняло участие 28 подростков 10-11х классов. В работе использованы следующие методики:
1 Тест Д. Голланда - предназначен для оценки профессионального личностного типа и для определения социальной направленности личности.
2 Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова - предназначен для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий.
Дипломная работа состоит из 3 глав и подразделов. В первой главе дано теоретическое обоснование проблемы профессиональной ориентации подростков в отечественной и зарубежной литературе, включающее анализ структуры личности подростка. Во втором подразделе первой главы рассмотрены основные методологические подходы для создания web- приложений.
Вторая глава также состоит из двух подразделов. Первый подраздел посвящен описанию методик, использование которых возможно при изучении вопроса исследования профессиональной ориентации подростков, второй - содержит описание HTML.
Третья глава содержит описание создания и работы WEB-сайта (алгоритм работы приложения и описание пользовательского интерфейса с представлением основных страниц) и подробное описание результатов проведенного исследования профессиональной ориентации подростков на базе МБОУ СШ №82 Октябрьского района г. Красноярска.
Целью дипломной работы являлось создание WEB-сайта «Профессиональная ориентация подростков». В связи с обозначенной темой, нами было проведено исследование, направленное на исследование профессиональной ориентации подростков МБОУ СШ №82 Октябрьского района г. Красноярска.
Анализируя полученные количественные результаты по тесту ДДО «Я предпочту», мы пришли к выводу, что у большинства (32% из 100%) испытуемых предпочитают группу профессий «Человек-Человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Сюда можно отнести такие профессии: офис менеджер, медик, педагог, юрист и т.д.
У 36% из 100% школьников - социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуются профессии: учитель, врач, психолог и т.д.
Таким образом, поставленные задачи в целом решены, цель работы достигнута: создан WEB -сайт «Профессиональная ориентация подростков», призванный упростить процедуру изучения данного вопроса.
1 Гудик, Л.И. Новые образовательные технологии [Текст]: учеб. / Л.И. Гудик. - М.: Просвещение, 2007. - 420 с.
2 Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. / Г.М. Андреева. - М.: Феникс, 1995. - 457 с.
3 Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст]: учеб. / Р. Бернс. - Самара: Бахрах, 2003. - 656 с.
4 Бодалев, А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы / А.А. Бодалев // Вестн. МГУ. - Сер. 14. - Психология. - 1995. - № 2. - С. 13-17.
5 Божович, Л.И. Этапы формирования личности / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 64.
6 Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний [Текст]: учеб. / Л.В. Бороздина. - М.: Просвещение, 2003. -341 с.
7 Будасси, С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе / С.А. Будасси // Вопр. психол. - 1991. - № 3. - С. 138-143.
8 Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. [Текст]: моногр. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1992. - 984 с.
9 Джемс, У. Психология [Текст]: учеб. / У. Джемс. - М.: Педагогика, 2001.
- 488 с.
10 Квинн, В.Н. Прикладная психология [Текст]: учеб. / В.Н. Квинн. - СПб.: Феникс, 2005. -468 с.
11 Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст]: учеб. / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1994. - 335 с.
12 Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.81.
13 Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст]: учеб. / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2003. -367 с.
14 Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст]: учеб. / О.А. Конопкин. - М.: Просвещение, 1990. - 355 с.
15 Корнеева, Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональном образовании [Текст]: учеб. / Л.Н. Корнеева. - М.: Владос, 2000. -296 с.
16 Крылов, А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности [Текст]: учеб. /
A. Н. Крылов. - М.: Юнити, 2004. -437 с.
17 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]: учеб. / И.Ю. Кулагина,
B. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2001. -464 с.
18 Липкина, А.И. Психология самооценки школьника [Текст]: учеб. / А.И. Липкина. - М.: Просвещение, 1998. - 235 с.
19 Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: учеб. / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
20 Лисина, М.И. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии [Текст]: учеб. / М.И. Лисина. - М.: Дело, 2005. -332 с.
21 Маркова, А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса / А.К. Маркова // Вопросы психологии. - 2006. - №5. - С. 51.
22 Панюшков, В.Л. Базы данных [Текст]: учеб. пособ / В.Л. Панюшков. - М.: Владос, -2004. - 255 с.
23 Перов, Д.В. Психология труда [Текст]: учеб. пособ. / Д.В. Перов. - М.: Мысль, 2002. - 360 с.
24 Пономаренко, А.В. Разработка и использование электронных учебных средств [Текст]: учеб. пособие / А.В. Пономаренко. - СПб.: Питер, 2000. - 422 с.
25 Тиори, Т. Проектирование структур баз данных [Текст]: учеб. / Т. Тиори. - М.: Мир, 2005. - 387 с.
26 Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст]: учеб. / А.В. Петровский. - М.: Наука, 2005. - 510 с.
27 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. /
C. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 720 с.
28 Серебрякова, Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у студенческой молодежи [Текст]: учеб. / Е.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2000. - 222 с.
29 Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка личности подростка [Текст]: учеб. / Е.Т. Соколова, В.В. Столин. - М.: Просвещение, 2001. - 487 с.
30 Столин, В.В. Самосознание личности [Текст]: учеб. / В.В. Столин. - М.: Просвещение, 2003. - 284 с.
31 Сторская, С.А. Энциклопедия психологических тестов [Текст]: учеб. пособ. / С.А. Сторская. - М.: АСТ, 1997. - 303 с.
32 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность в 2 т. [Текст]: учеб. / Х. Хекхаузен // Под общ. ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 2005. - 474 с.
33 Чеснокова, И.И.. Особенности развития самосознания [Текст]: учеб. / И.И. Чеснокова. - М.: Академия, 2004. - 267 с.
34 Чеснокова, И.И.. Самосознание личности. Теоретические проблемы психологии личности [Текст]: учеб. / И.И. Чеснокова. - М.: Просвещение, 2004. - 225 с.
35 Эфорина, В.Л. Методы и тесты по выявлению уровня самооценки [Текст]: учеб. / В.Л. Эфорина. - М.: Юнити, 2006. - 165 с.