Развитие эмпатии у детей шестого года жизни посредством театрализованной игры (Новгородский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» Великого Новгорода.
Выборка: 11 детей.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ…………......7
1.1 Понятие «эмпатия» в психолого-педагогической литературе………………..7
1.2 Особенности развития эмпатии у детей шестого года жизни…..……….......12
1.3 Значение театрализованной игры в развитии эмпатии у детей шестого года жизни 19
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ…26
2.1 Первичная диагностика уровня развития эмпатии у детей шестого года жизни на констатирующем этапе исследования………26
2.2 Использование комплекса театрализованных игр в дошкольной организации для развития эмпатии у детей экспериментальной группы……………………..33
2.3 Контрольная диагностика уровня развития эмпатии у детей шестого года жизни на завершающем этапе исследования………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….…49
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………..70
База исследование: муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» Великого Новгорода.
Выборка: 11 детей.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ…………......7
1.1 Понятие «эмпатия» в психолого-педагогической литературе………………..7
1.2 Особенности развития эмпатии у детей шестого года жизни…..……….......12
1.3 Значение театрализованной игры в развитии эмпатии у детей шестого года жизни 19
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ…26
2.1 Первичная диагностика уровня развития эмпатии у детей шестого года жизни на констатирующем этапе исследования………26
2.2 Использование комплекса театрализованных игр в дошкольной организации для развития эмпатии у детей экспериментальной группы……………………..33
2.3 Контрольная диагностика уровня развития эмпатии у детей шестого года жизни на завершающем этапе исследования………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….…49
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………..70
В настоящее время отсутствие человечности среди людей является про-блемой современного общества. Люди не замечают пожилых людей, нуждаю¬щихся в помощи, не реагируют на плачущего ребёнка на улице, не понимают, что легко могут обидеть кого-то, сами того не осознавая. Они чувствуют не¬справедливость и печаль только тогда, когда такое бессердечие касается их са¬мих или их близких. Таким образом, возникают противоречия между представ¬лениями людей об идеальном обществе и их собственным поведением в реаль¬ной жизни.
Эмпатия, как способность человека понимать и сопереживать эмоцио-нальным состояниям других людей, является важным компонентом эмоцио-нального интеллекта. В дошкольном возрасте эмпатия формирует базу для успешного взаимодействия с окружающими, способствует установлению тёп-лых и доверительных отношений, а также развитию позитивного отношения к миру и к самому себе.
В связи с этим перед педагогами стоит особая задача воспитания и обуче¬ния детей. Одной из важнейших задач является воспитание и развитие у ребён¬ка способности распознавать и понимать не только собственные чувства и эмо¬ции, но и эмоциональные состояния других людей. Эта способность есть не что иное, как чувство эмпатии, способность испытывать сочувствие и сопережива¬ние к другому человеку, понимая его внутренний мир. Развивать эмпатию необходимо с самого раннего возраста, поскольку эмпатия – важнейший жиз¬ненный навык, который имеет основополагающее значение для развития ин¬теллекта, социальной адаптации и духовных качеств ребёнка.
Дошкольный возраст, в частности шестой год жизни, представляет собой важный этап формирования личности ребёнка. Именно в этот период активно развивается эмоционально-волевая сфера, совершенствуются навыки общения и социального взаимодействия. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать чувства других людей и отражать их в собственных действиях. Од¬нако этот процесс требует целенаправленной поддержки со стороны педагогов и родителей.
Такие исследователи, как Е. Р. Овчаренко, Т. А. Гайворонская, Е. Е. Кара¬сева, О. В. Ушакова, С. Н. Сорокоумова и другие, в настоящее время изучают и разрабатывают пути и методы развития эмпатии у детей.
Кандидат педагогических наук Е. Р. Овчаренко разработала программу развития эмпатии посредством совместной деятельности и разделила методы, способствующие этому, на несколько этапов.
Театрализованная деятельность помогает решать педагогические задачи интеллектуального и эстетического воспитания. Именно это и привлекло вни¬мание многих зарубежных и отечественных учёных. Многие исследователи изучали влияние театральной деятельности на воспитание детей дошкольного возраста. Например: А. Е. Антипина, Л. В. Артемова, Н. А. Ветлугина, В. И. Логинова, М. Д. Маханева, А. П. Стрелкова и др.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что детство – время особой социальной и эмоциональной чувствительности, время откры-ваться миру и мир для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети шестого года жизни, – общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самими собой, а также понимание сути человеческих взаимоотношений.
Действия родителей, педагогов и психологов направлены на то, чтобы помочь детям правильно относиться к окружающим, эмоционально реагиро-вать, быть чуткими и быть готовыми вести себя гуманно по отношению к окружающему миру. Но эти усилия зачастую не приносят желаемых результа¬тов: современные дети зачастую становятся жестокими и равнодушными.
В условиях воспитания педагог организует практическую деятельность ребёнка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружаю¬щим миром и впитывает ценности, созданные обществом. При этом особую роль играют занятия, вызывающие у ребёнка яркую эмоциональную реакцию, заражающие его: игра, прослушивание музыки, восприятие литературного про¬изведения, спектакля и т. д. Особое место среди таких детских занятий в разви¬тии эмпатии у детей шестого года жизни занимают театрально-игровая дея¬тельность.
Театрализованная игра является одним из самых эффективных инстру-ментов в воспитании эмпатии у детей. Она предполагает использование игро-вых ситуаций, в которых ребёнок может примерить на себя различные роли, осознать и выразить эмоциональные состояния персонажей, а также научиться понимать эмоции других. Эта деятельность способствует не только развитию эмпатии, но и обогащению эмоционального опыта, что делает её незаменимым средством в работе с детьми шестого года жизни.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития эмпа¬тии у детейшестого года жизни определили выбор темы исследования.
Всё вышеизложенное позволило определить методологический аппарат исследования.
Проблема: каковы возможности театрализованной игры в развитии эмпа¬тии у детей шестого года жизни.
Объектом исследования является процесс развития эмпатии у детей ше-стого года жизни.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития эмпатии у детей шестого года жизни.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическое подтверждение влияния театрализованной игры на развитие эмпатии удетей шестого года жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада¬чи:
рассмотреть понятие «эмпатия» в психолого-педагогической лите-ратуре;
раскрыть особенности развития эмпатии у детей шестого года жиз¬ни;
определить значение театрализованной игры в развитии эмпатии у детей шестого года жизни;
провести практическое исследование развития эмпатии у детей ше¬стого года жизни в процессе театрализованной игры;
обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей шестого года жизни в процессе театрализованной игры будет более успешным при соблюдении сле¬дующих условий:
подбора и использования комплекса театрализованных игр для раз¬вития эмпатии у детей шестого года жизни;
использования сюжетов, близких детскому восприятию;
систематичности занятий;
эмоциональной вовлечённости педагогов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использова¬ны следующие методы: изучение литературы и других источников по теме ис¬следования, тезирование, конспектирование, анализ, сравнение, обобщение, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, спис¬ка используемых источников и литературы, приложений.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образова-тельное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида», Великий Новгород.
Практической значимостью исследования является подбор комплекса те¬атрализованных игр для развития эмпатии у детей шестого года жизни, а также разработка методических рекомендаций для родителей на тему: «Театрализо¬ванная игра как средство развития эмпатии у детей шестого года жизни».
Эмпатия, как способность человека понимать и сопереживать эмоцио-нальным состояниям других людей, является важным компонентом эмоцио-нального интеллекта. В дошкольном возрасте эмпатия формирует базу для успешного взаимодействия с окружающими, способствует установлению тёп-лых и доверительных отношений, а также развитию позитивного отношения к миру и к самому себе.
В связи с этим перед педагогами стоит особая задача воспитания и обуче¬ния детей. Одной из важнейших задач является воспитание и развитие у ребён¬ка способности распознавать и понимать не только собственные чувства и эмо¬ции, но и эмоциональные состояния других людей. Эта способность есть не что иное, как чувство эмпатии, способность испытывать сочувствие и сопережива¬ние к другому человеку, понимая его внутренний мир. Развивать эмпатию необходимо с самого раннего возраста, поскольку эмпатия – важнейший жиз¬ненный навык, который имеет основополагающее значение для развития ин¬теллекта, социальной адаптации и духовных качеств ребёнка.
Дошкольный возраст, в частности шестой год жизни, представляет собой важный этап формирования личности ребёнка. Именно в этот период активно развивается эмоционально-волевая сфера, совершенствуются навыки общения и социального взаимодействия. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать чувства других людей и отражать их в собственных действиях. Од¬нако этот процесс требует целенаправленной поддержки со стороны педагогов и родителей.
Такие исследователи, как Е. Р. Овчаренко, Т. А. Гайворонская, Е. Е. Кара¬сева, О. В. Ушакова, С. Н. Сорокоумова и другие, в настоящее время изучают и разрабатывают пути и методы развития эмпатии у детей.
Кандидат педагогических наук Е. Р. Овчаренко разработала программу развития эмпатии посредством совместной деятельности и разделила методы, способствующие этому, на несколько этапов.
Театрализованная деятельность помогает решать педагогические задачи интеллектуального и эстетического воспитания. Именно это и привлекло вни¬мание многих зарубежных и отечественных учёных. Многие исследователи изучали влияние театральной деятельности на воспитание детей дошкольного возраста. Например: А. Е. Антипина, Л. В. Артемова, Н. А. Ветлугина, В. И. Логинова, М. Д. Маханева, А. П. Стрелкова и др.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что детство – время особой социальной и эмоциональной чувствительности, время откры-ваться миру и мир для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети шестого года жизни, – общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самими собой, а также понимание сути человеческих взаимоотношений.
Действия родителей, педагогов и психологов направлены на то, чтобы помочь детям правильно относиться к окружающим, эмоционально реагиро-вать, быть чуткими и быть готовыми вести себя гуманно по отношению к окружающему миру. Но эти усилия зачастую не приносят желаемых результа¬тов: современные дети зачастую становятся жестокими и равнодушными.
В условиях воспитания педагог организует практическую деятельность ребёнка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружаю¬щим миром и впитывает ценности, созданные обществом. При этом особую роль играют занятия, вызывающие у ребёнка яркую эмоциональную реакцию, заражающие его: игра, прослушивание музыки, восприятие литературного про¬изведения, спектакля и т. д. Особое место среди таких детских занятий в разви¬тии эмпатии у детей шестого года жизни занимают театрально-игровая дея¬тельность.
Театрализованная игра является одним из самых эффективных инстру-ментов в воспитании эмпатии у детей. Она предполагает использование игро-вых ситуаций, в которых ребёнок может примерить на себя различные роли, осознать и выразить эмоциональные состояния персонажей, а также научиться понимать эмоции других. Эта деятельность способствует не только развитию эмпатии, но и обогащению эмоционального опыта, что делает её незаменимым средством в работе с детьми шестого года жизни.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития эмпа¬тии у детейшестого года жизни определили выбор темы исследования.
Всё вышеизложенное позволило определить методологический аппарат исследования.
Проблема: каковы возможности театрализованной игры в развитии эмпа¬тии у детей шестого года жизни.
Объектом исследования является процесс развития эмпатии у детей ше-стого года жизни.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития эмпатии у детей шестого года жизни.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическое подтверждение влияния театрализованной игры на развитие эмпатии удетей шестого года жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада¬чи:
рассмотреть понятие «эмпатия» в психолого-педагогической лите-ратуре;
раскрыть особенности развития эмпатии у детей шестого года жиз¬ни;
определить значение театрализованной игры в развитии эмпатии у детей шестого года жизни;
провести практическое исследование развития эмпатии у детей ше¬стого года жизни в процессе театрализованной игры;
обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей шестого года жизни в процессе театрализованной игры будет более успешным при соблюдении сле¬дующих условий:
подбора и использования комплекса театрализованных игр для раз¬вития эмпатии у детей шестого года жизни;
использования сюжетов, близких детскому восприятию;
систематичности занятий;
эмоциональной вовлечённости педагогов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использова¬ны следующие методы: изучение литературы и других источников по теме ис¬следования, тезирование, конспектирование, анализ, сравнение, обобщение, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, спис¬ка используемых источников и литературы, приложений.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образова-тельное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида», Великий Новгород.
Практической значимостью исследования является подбор комплекса те¬атрализованных игр для развития эмпатии у детей шестого года жизни, а также разработка методических рекомендаций для родителей на тему: «Театрализо¬ванная игра как средство развития эмпатии у детей шестого года жизни».
В контексте современного общества, где наблюдается дефицит человеч-ности и эмоциональной отзывчивости, развитие эмпатии у детей дошкольного возраста становится одной из ключевых задач педагогики. Эмпатия, как спо¬собность понимать и сопереживать эмоциональным состояниям других людей, является важным компонентом эмоционального интеллекта и основой для успешной социальной адаптации. В исследовании рассмотрен вопрос развития эмпатии у детей шестого года жизни посредством театрализованной игры.
Целью данной работы явилось теоретическое обоснование и практиче-ское подтверждение влияния театрализованной игры на развитие эмпатии у де¬тей шестого года жизни.
В соответствии с целью исследования были определены следующие зада¬чи:
– рассмотреть понятие «эмпатия» в психолого-педагогической литерату¬ре;
– раскрыть особенности развития эмпатии у детей шестого года жизни;
– определить значение театрализованной игры в развитии эмпатии у де¬тей шестого года жизни;
– провести практическое исследование развития эмпатии у детей шестого года жизни в процессе театрализованной игры;
– обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Проблема развития эмпатии у детей дошкольного возраста является акту¬альной, так как современное общество осознаёт необходимость формирования у детей эмоциональной отзывчивости и социальной компетентности. Установ¬лено, что данная проблема требует особого внимания со стороны педагогов и психологов.
Эмпатия – это способность понимать и разделять эмоции других людей, проявлять сочувствие и сопереживание. Согласно исследованиям, развитие эм¬патии у детей дошкольного возраста способствует формированию позитивного отношения к окружающим, установлению тёплых и доверительных отношений, а также успешной социальной адаптации.
В отечественной психологии и педагогике театрализованная игра рас-сматривается как эффективное средство развития эмоциональной сферы ребён¬ка. В процессе театрализованной игры дети имеют возможность примерить на себя различные роли, выразить эмоции и научиться понимать чувства других людей. Это способствует не только развитию эмпатии, но и обогащению эмо¬ционального опыта.
В исследовании роли театрализованных игр в развитии эмпатии у детей шестого года жизни использованы следующие диагностические методики:
«Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изобра-жённых на картинках» (Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина);
«Эмоциональная сценка» (А. Д. Кошелевой).
В рамках исследования установлено, что театрализованные игры способ¬ствуют развитию эмпатии, так как в процессе игры дети учатся понимать эмо¬ции других, выражать свои чувства и взаимодействовать со сверстниками. Ак¬тивное участие в таких играх развивает умение сопереживать, проявлять доб¬рожелательность и эмоциональную отзывчивость.
Результаты начальной диагностики показали необходимость разработки комплекса театрализованных игр для формирования эмпатии у детей экспери¬ментальной группы. На первом этапе исследования были получены следующие данные:
1) по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной:
– низкий уровень понимания эмоциональных состояний был выявлен у 2 детей (18%);
– средний уровень – у 6 детей (55%);
– высокий уровень – у 3 детей (27%);
2) по методике А. Д. Кошелевой:
– низкий уровень эмоциональных проявлений и способности к вербализа¬ции эмоций был выявлен у 2 детей (18%);
– средний уровень – у 5 детей (46%);
– высокий уровень – у 4 детей (36%).
На формирующем этапе практического исследования проведена работа по включению театрализованных игр в повседневную жизнь детей. Система ра¬боты по развитию эмпатии у детей экспериментальной группы была комплекс¬ной и осуществлялась в первой половине дня, на прогулке и во второй поло¬вине дня. Развивающая предметно-пространственная среда была пополнена ат¬рибутами для театрализованных игр, а также были созданы зоны для их органи¬зации.
Использованы наиболее эффективные формы работы с семьёй:
– привлечение родителей к пополнению РППС;
– разработка рекомендации для родителей на тему: «Театрализованная игра как средство развития эмпатии у детей шестого года жизни».
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии эмпатии у детей экспериментальной группы в условиях ДОО:
1) по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной:
– низкий уровень понимания эмоциональных состояний снизился до 1 ребёнка (9%);
– средний уровень – у 4 детей (36%);
– высокий уровень – у 6 детей (55%);
2) по методике А. Д. Кошелевой:
– низкий уровень эмоциональных проявлений и способности к верба-лизации эмоций не был выявлен;
– средний уровень – у 6 детей (55%);
– высокий уровень – у 5 детей (45%).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипо¬теза подтверждена. Театрализованная игра является эффективным средством развития эмпатии у детей шестого года жизни, что подтверждает необходи¬мость её активного использования в образовательном процессе дошкольной об¬разовательной организации.
Целью данной работы явилось теоретическое обоснование и практиче-ское подтверждение влияния театрализованной игры на развитие эмпатии у де¬тей шестого года жизни.
В соответствии с целью исследования были определены следующие зада¬чи:
– рассмотреть понятие «эмпатия» в психолого-педагогической литерату¬ре;
– раскрыть особенности развития эмпатии у детей шестого года жизни;
– определить значение театрализованной игры в развитии эмпатии у де¬тей шестого года жизни;
– провести практическое исследование развития эмпатии у детей шестого года жизни в процессе театрализованной игры;
– обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Проблема развития эмпатии у детей дошкольного возраста является акту¬альной, так как современное общество осознаёт необходимость формирования у детей эмоциональной отзывчивости и социальной компетентности. Установ¬лено, что данная проблема требует особого внимания со стороны педагогов и психологов.
Эмпатия – это способность понимать и разделять эмоции других людей, проявлять сочувствие и сопереживание. Согласно исследованиям, развитие эм¬патии у детей дошкольного возраста способствует формированию позитивного отношения к окружающим, установлению тёплых и доверительных отношений, а также успешной социальной адаптации.
В отечественной психологии и педагогике театрализованная игра рас-сматривается как эффективное средство развития эмоциональной сферы ребён¬ка. В процессе театрализованной игры дети имеют возможность примерить на себя различные роли, выразить эмоции и научиться понимать чувства других людей. Это способствует не только развитию эмпатии, но и обогащению эмо¬ционального опыта.
В исследовании роли театрализованных игр в развитии эмпатии у детей шестого года жизни использованы следующие диагностические методики:
«Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изобра-жённых на картинках» (Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина);
«Эмоциональная сценка» (А. Д. Кошелевой).
В рамках исследования установлено, что театрализованные игры способ¬ствуют развитию эмпатии, так как в процессе игры дети учатся понимать эмо¬ции других, выражать свои чувства и взаимодействовать со сверстниками. Ак¬тивное участие в таких играх развивает умение сопереживать, проявлять доб¬рожелательность и эмоциональную отзывчивость.
Результаты начальной диагностики показали необходимость разработки комплекса театрализованных игр для формирования эмпатии у детей экспери¬ментальной группы. На первом этапе исследования были получены следующие данные:
1) по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной:
– низкий уровень понимания эмоциональных состояний был выявлен у 2 детей (18%);
– средний уровень – у 6 детей (55%);
– высокий уровень – у 3 детей (27%);
2) по методике А. Д. Кошелевой:
– низкий уровень эмоциональных проявлений и способности к вербализа¬ции эмоций был выявлен у 2 детей (18%);
– средний уровень – у 5 детей (46%);
– высокий уровень – у 4 детей (36%).
На формирующем этапе практического исследования проведена работа по включению театрализованных игр в повседневную жизнь детей. Система ра¬боты по развитию эмпатии у детей экспериментальной группы была комплекс¬ной и осуществлялась в первой половине дня, на прогулке и во второй поло¬вине дня. Развивающая предметно-пространственная среда была пополнена ат¬рибутами для театрализованных игр, а также были созданы зоны для их органи¬зации.
Использованы наиболее эффективные формы работы с семьёй:
– привлечение родителей к пополнению РППС;
– разработка рекомендации для родителей на тему: «Театрализованная игра как средство развития эмпатии у детей шестого года жизни».
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии эмпатии у детей экспериментальной группы в условиях ДОО:
1) по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной:
– низкий уровень понимания эмоциональных состояний снизился до 1 ребёнка (9%);
– средний уровень – у 4 детей (36%);
– высокий уровень – у 6 детей (55%);
2) по методике А. Д. Кошелевой:
– низкий уровень эмоциональных проявлений и способности к верба-лизации эмоций не был выявлен;
– средний уровень – у 6 детей (55%);
– высокий уровень – у 5 детей (45%).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипо¬теза подтверждена. Театрализованная игра является эффективным средством развития эмпатии у детей шестого года жизни, что подтверждает необходи¬мость её активного использования в образовательном процессе дошкольной об¬разовательной организации.



