🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Развитие эмпатии у детей шестого года жизни посредством театрализованной игры (Новгородский государственный университет)

Работа №200675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы74
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» Великого Новгорода.
Выборка: 11 детей.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ…………......7
1.1 Понятие «эмпатия» в психолого-педагогической литературе………………..7
1.2 Особенности развития эмпатии у детей шестого года жизни…..……….......12
1.3 Значение театрализованной игры в развитии эмпатии у детей шестого года жизни 19
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ…26
2.1 Первичная диагностика уровня развития эмпатии у детей шестого года жизни на констатирующем этапе исследования………26
2.2 Использование комплекса театрализованных игр в дошкольной организации для развития эмпатии у детей экспериментальной группы……………………..33
2.3 Контрольная диагностика уровня развития эмпатии у детей шестого года жизни на завершающем этапе исследования………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….…49
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………..70

В настоящее время отсутствие человечности среди людей является про-блемой современного общества. Люди не замечают пожилых людей, нуждаю¬щихся в помощи, не реагируют на плачущего ребёнка на улице, не понимают, что легко могут обидеть кого-то, сами того не осознавая. Они чувствуют не¬справедливость и печаль только тогда, когда такое бессердечие касается их са¬мих или их близких. Таким образом, возникают противоречия между представ¬лениями людей об идеальном обществе и их собственным поведением в реаль¬ной жизни.
Эмпатия, как способность человека понимать и сопереживать эмоцио-нальным состояниям других людей, является важным компонентом эмоцио-нального интеллекта. В дошкольном возрасте эмпатия формирует базу для успешного взаимодействия с окружающими, способствует установлению тёп-лых и доверительных отношений, а также развитию позитивного отношения к миру и к самому себе.
В связи с этим перед педагогами стоит особая задача воспитания и обуче¬ния детей. Одной из важнейших задач является воспитание и развитие у ребён¬ка способности распознавать и понимать не только собственные чувства и эмо¬ции, но и эмоциональные состояния других людей. Эта способность есть не что иное, как чувство эмпатии, способность испытывать сочувствие и сопережива¬ние к другому человеку, понимая его внутренний мир. Развивать эмпатию необходимо с самого раннего возраста, поскольку эмпатия – важнейший жиз¬ненный навык, который имеет основополагающее значение для развития ин¬теллекта, социальной адаптации и духовных качеств ребёнка.
Дошкольный возраст, в частности шестой год жизни, представляет собой важный этап формирования личности ребёнка. Именно в этот период активно развивается эмоционально-волевая сфера, совершенствуются навыки общения и социального взаимодействия. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать чувства других людей и отражать их в собственных действиях. Од¬нако этот процесс требует целенаправленной поддержки со стороны педагогов и родителей.
Такие исследователи, как Е. Р. Овчаренко, Т. А. Гайворонская, Е. Е. Кара¬сева, О. В. Ушакова, С. Н. Сорокоумова и другие, в настоящее время изучают и разрабатывают пути и методы развития эмпатии у детей.
Кандидат педагогических наук Е. Р. Овчаренко разработала программу развития эмпатии посредством совместной деятельности и разделила методы, способствующие этому, на несколько этапов.
Театрализованная деятельность помогает решать педагогические задачи интеллектуального и эстетического воспитания. Именно это и привлекло вни¬мание многих зарубежных и отечественных учёных. Многие исследователи изучали влияние театральной деятельности на воспитание детей дошкольного возраста. Например: А. Е. Антипина, Л. В. Артемова, Н. А. Ветлугина, В. И. Логинова, М. Д. Маханева, А. П. Стрелкова и др.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что детство – время особой социальной и эмоциональной чувствительности, время откры-ваться миру и мир для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети шестого года жизни, – общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самими собой, а также понимание сути человеческих взаимоотношений.
Действия родителей, педагогов и психологов направлены на то, чтобы помочь детям правильно относиться к окружающим, эмоционально реагиро-вать, быть чуткими и быть готовыми вести себя гуманно по отношению к окружающему миру. Но эти усилия зачастую не приносят желаемых результа¬тов: современные дети зачастую становятся жестокими и равнодушными.
В условиях воспитания педагог организует практическую деятельность ребёнка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружаю¬щим миром и впитывает ценности, созданные обществом. При этом особую роль играют занятия, вызывающие у ребёнка яркую эмоциональную реакцию, заражающие его: игра, прослушивание музыки, восприятие литературного про¬изведения, спектакля и т. д. Особое место среди таких детских занятий в разви¬тии эмпатии у детей шестого года жизни занимают театрально-игровая дея¬тельность.
Театрализованная игра является одним из самых эффективных инстру-ментов в воспитании эмпатии у детей. Она предполагает использование игро-вых ситуаций, в которых ребёнок может примерить на себя различные роли, осознать и выразить эмоциональные состояния персонажей, а также научиться понимать эмоции других. Эта деятельность способствует не только развитию эмпатии, но и обогащению эмоционального опыта, что делает её незаменимым средством в работе с детьми шестого года жизни.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития эмпа¬тии у детейшестого года жизни определили выбор темы исследования.
Всё вышеизложенное позволило определить методологический аппарат исследования.
Проблема: каковы возможности театрализованной игры в развитии эмпа¬тии у детей шестого года жизни.
Объектом исследования является процесс развития эмпатии у детей ше-стого года жизни.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития эмпатии у детей шестого года жизни.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическое подтверждение влияния театрализованной игры на развитие эмпатии удетей шестого года жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада¬чи:
 рассмотреть понятие «эмпатия» в психолого-педагогической лите-ратуре;
 раскрыть особенности развития эмпатии у детей шестого года жиз¬ни;
 определить значение театрализованной игры в развитии эмпатии у детей шестого года жизни;
 провести практическое исследование развития эмпатии у детей ше¬стого года жизни в процессе театрализованной игры;
 обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей шестого года жизни в процессе театрализованной игры будет более успешным при соблюдении сле¬дующих условий:
 подбора и использования комплекса театрализованных игр для раз¬вития эмпатии у детей шестого года жизни;
 использования сюжетов, близких детскому восприятию;
 систематичности занятий;
 эмоциональной вовлечённости педагогов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использова¬ны следующие методы: изучение литературы и других источников по теме ис¬следования, тезирование, конспектирование, анализ, сравнение, обобщение, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, спис¬ка используемых источников и литературы, приложений.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образова-тельное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида», Великий Новгород.
Практической значимостью исследования является подбор комплекса те¬атрализованных игр для развития эмпатии у детей шестого года жизни, а также разработка методических рекомендаций для родителей на тему: «Театрализо¬ванная игра как средство развития эмпатии у детей шестого года жизни».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В контексте современного общества, где наблюдается дефицит человеч-ности и эмоциональной отзывчивости, развитие эмпатии у детей дошкольного возраста становится одной из ключевых задач педагогики. Эмпатия, как спо¬собность понимать и сопереживать эмоциональным состояниям других людей, является важным компонентом эмоционального интеллекта и основой для успешной социальной адаптации. В исследовании рассмотрен вопрос развития эмпатии у детей шестого года жизни посредством театрализованной игры.
Целью данной работы явилось теоретическое обоснование и практиче-ское подтверждение влияния театрализованной игры на развитие эмпатии у де¬тей шестого года жизни.
В соответствии с целью исследования были определены следующие зада¬чи:
– рассмотреть понятие «эмпатия» в психолого-педагогической литерату¬ре;
– раскрыть особенности развития эмпатии у детей шестого года жизни;
– определить значение театрализованной игры в развитии эмпатии у де¬тей шестого года жизни;
– провести практическое исследование развития эмпатии у детей шестого года жизни в процессе театрализованной игры;
– обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Проблема развития эмпатии у детей дошкольного возраста является акту¬альной, так как современное общество осознаёт необходимость формирования у детей эмоциональной отзывчивости и социальной компетентности. Установ¬лено, что данная проблема требует особого внимания со стороны педагогов и психологов.
Эмпатия – это способность понимать и разделять эмоции других людей, проявлять сочувствие и сопереживание. Согласно исследованиям, развитие эм¬патии у детей дошкольного возраста способствует формированию позитивного отношения к окружающим, установлению тёплых и доверительных отношений, а также успешной социальной адаптации.
В отечественной психологии и педагогике театрализованная игра рас-сматривается как эффективное средство развития эмоциональной сферы ребён¬ка. В процессе театрализованной игры дети имеют возможность примерить на себя различные роли, выразить эмоции и научиться понимать чувства других людей. Это способствует не только развитию эмпатии, но и обогащению эмо¬ционального опыта.
В исследовании роли театрализованных игр в развитии эмпатии у детей шестого года жизни использованы следующие диагностические методики:
 «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изобра-жённых на картинках» (Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина);
 «Эмоциональная сценка» (А. Д. Кошелевой).
В рамках исследования установлено, что театрализованные игры способ¬ствуют развитию эмпатии, так как в процессе игры дети учатся понимать эмо¬ции других, выражать свои чувства и взаимодействовать со сверстниками. Ак¬тивное участие в таких играх развивает умение сопереживать, проявлять доб¬рожелательность и эмоциональную отзывчивость.
Результаты начальной диагностики показали необходимость разработки комплекса театрализованных игр для формирования эмпатии у детей экспери¬ментальной группы. На первом этапе исследования были получены следующие данные:
1) по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной:
– низкий уровень понимания эмоциональных состояний был выявлен у 2 детей (18%);
– средний уровень – у 6 детей (55%);
– высокий уровень – у 3 детей (27%);
2) по методике А. Д. Кошелевой:
– низкий уровень эмоциональных проявлений и способности к вербализа¬ции эмоций был выявлен у 2 детей (18%);
– средний уровень – у 5 детей (46%);
– высокий уровень – у 4 детей (36%).
На формирующем этапе практического исследования проведена работа по включению театрализованных игр в повседневную жизнь детей. Система ра¬боты по развитию эмпатии у детей экспериментальной группы была комплекс¬ной и осуществлялась в первой половине дня, на прогулке и во второй поло¬вине дня. Развивающая предметно-пространственная среда была пополнена ат¬рибутами для театрализованных игр, а также были созданы зоны для их органи¬зации.
Использованы наиболее эффективные формы работы с семьёй:
– привлечение родителей к пополнению РППС;
– разработка рекомендации для родителей на тему: «Театрализованная игра как средство развития эмпатии у детей шестого года жизни».
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии эмпатии у детей экспериментальной группы в условиях ДОО:
1) по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной:
– низкий уровень понимания эмоциональных состояний снизился до 1 ребёнка (9%);
– средний уровень – у 4 детей (36%);
– высокий уровень – у 6 детей (55%);
2) по методике А. Д. Кошелевой:
– низкий уровень эмоциональных проявлений и способности к верба-лизации эмоций не был выявлен;
– средний уровень – у 6 детей (55%);
– высокий уровень – у 5 детей (45%).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипо¬теза подтверждена. Театрализованная игра является эффективным средством развития эмпатии у детей шестого года жизни, что подтверждает необходи¬мость её активного использования в образовательном процессе дошкольной об¬разовательной организации.



1 Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2018. – 158 c. – ISBN 978-5-9949-0961-4.
2 Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2024. – 224 с. – ISBN 978-5-9949-3192-9.
3 Бегиева Б. М. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста / Б. М. Бегиева, А. А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 27 (111). – С. 16–18.
4 Бирюкова К. О. Эмоциональное развитие дошкольников в театрализованной деятельности / К. О. Бирюкова // Символ науки: международный научный журнал. – 2024. – Т. 1, № 2–2. – С. 92–94.
5 Валюх М. Н. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста в игровой деятельности / М. Н. Валюх // Преемственность в образовании. – 2022. – № 32 (7). – С. 25–34.
6 Винокурова Г. М. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста / Г. М. Винокурова, Т. Н. Михайлова // Ребёнок и общество. – 2022. – № 2. – С. 9–20.
7 Вялова И. В. Особенности социально-эмоционального развития старших дошкольников / И. В. Вялова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2024. – № 2. – С. 20–27.
8 Гайдаренко С. М. Развитие эмпатии на разных возрастных этапах / С. М. Гайдаренко, М. А. Мартынова, А. В. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66–3. – С. 351–354.
9 Гридяева Л. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольников / Л. Н. Гридяева, А. Н. Жильченко // Научный альманах. – 2021. – № 11–3 (85). – С. 44–47.
10 Долинова Е. В. Методика развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте / Е. В. Долинова, А. Е. Кулагин // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». – 2023. – № 1. – С. 187–191.
11 Ежкова Н. С. Театрализованные игры как условие и средство развития детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова, С. А. Курбацкая // Проблемы научной мысли. – 2022. – Т. 2, № 2. – С. 38–40.
12 Зуферова С. М. Особенности развития эмпатии в дошкольном возрасте / С. М. Зуферова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2022. – № 2. – С. 34–43.
13 Краснослободцева Д. А. Развитие эмпатии у детей 5–6 лет в процессе театрализованной деятельности / Д. А. Краснослободцева // Вопросы педагогики. – 2023. – № 4–1. – С. 31–38.
14 Лаптева Ю. А. К вопросу о развитии эмпатии детей дошкольного возраста / Ю. А. Лаптева, Н. П. Гребенщикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77–3. – С. 268–272.
15 Линченко К. В. Проблема определения понятия «эмпатия». Анализ работ зарубежных и отечественных психологов / К. В. Линченко // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 38. – С. 900–903.
16 Лукина А. К. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами театрализованных игр / А. К. Лукина, Н. А. Цегельник // Социальная педагогика. – 2020. – № 2. – С. 46–55.
17 Морозова А. Д. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами театрализованных игр / А. Д. Морозова // Научный Лидер. – 2024. – № 4 (154). – С. 143–152.
18 Павлова О. А. Межличностные отношения и эмпатия в старшем дошкольном возрасте / О. А. Павлова, А. В. Румянцева // Наука в жизни человека. – 2023. – № 2. – С. 112–119.
19 Бабаева Т. И. Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника : учебник для среднего профессионального образования / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 111 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15089-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568049 (дата обращения: 06.03.2025).
20 Бардышевская М. К. Диагностика психического развития ребенка : практическое пособие / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 153 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-11068-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565708 (дата обращения: 06.03.2025).
21 Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 8 (43). – С. 254–256. – URL: https://moluch.ru/archive/43/5271/ (дата обращения: 03.03.2025).
22 Белкина В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками : учебник для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 170 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09928-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565004 (дата обращения: 03.03.2025).
23 Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 414 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09445-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562393 (дата обращения: 10.03.2025).
24 Добродомова О. С. Воспитание эмоций и чувств дошкольника / О. С. Добродомова. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2021. – № 1 (32). – С. 45–46. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5973/ (дата обращения: 06.03.2025).
25 Звенигородская М. А. Значимость феномена эмпатии в современном обществе / М. А. Звенигородская. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (250). – С. 244–247. – URL: https://moluch.ru/archive/250/57432/ (дата обращения: 03.03.2025).
26 Конченко С. В. Использование театрализованных игр в развитии навыков общения у старших дошкольников / С. В. Конченко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 420–422. – URL: https://moluch.ru/archive/390/85802/ (дата обращения: 10.03.2025).
27 Корягина Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 493 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17889-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560788 (дата обращения: 03.03.2025).
28 Корякова Е. П. Влияние театрализованной деятельности на формирование ключевых компетенций современного дошкольника / Е. П. Корякова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2024. – № 41 (540). – С. 359–361. – URL: https://moluch.ru/archive/540/118263/ (дата обращения: 10.03.2025).
29 Маркина Е. Н. Театрализованная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Маркина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2024. – № 29 (528). – С. 202–204. – URL: https://moluch.ru/archive/528/116724/ (дата обращения: 10.03.2025).
30 Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников : учебное пособие для вузов / Т. Д. Савенкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 146 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13640-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543888(дата обращения: 03.03.2025).
31 Савченко Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте / Ю. В. Савченко. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2024. – № 3 (73). – С. 19–20. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9062/ (дата обращения: 03.03.2025).
32 Саулина Н. М. Исследование взаимосвязи нравственных представлений у дошкольников и эмпатией их родителей / Н. М. Саулина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 24 (366). – С. 307–310. – URL: https://moluch.ru/archive/366/82108/ (дата обращения: 06.03.2025).
33 Сёмина Р. Р. Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания / Р. Р. Сёмина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 49 (391). – С. 337–339. – URL: https://moluch.ru/archive/391/86249/ (дата обращения: 06.03.2025).
34 Сипатрова К. С. Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / К. С. Сипатрова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 11 (406). – С. 277–279. – URL: https://moluch.ru/archive/406/89444/ (дата обращения: 13.02.2025).
35 Смирнова Е. О. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 163 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13249-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543445 (дата обращения: 06.03.2025).
36 Теория и методика игры : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко ; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07213-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561506 (дата обращения: 10.03.2025).
37 Уткина В. А. Театрализованная игра как средство развития эмоционального интеллекта дошкольника / В. А. Уткина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 15 (462). – С. 373–375. – URL: https://moluch.ru/archive/462/101553/ (дата обращения: 10.03.2025).
38 Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / Н. В. Иванова, Е. В. Попова, О. А. Шибякина [и др.]. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2022. – № 2 (50). – С. 4–7. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7044/ (дата обращения: 10.03.2025).
39 Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учебник для среднего профессионального образования / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под редакцией С. Н. Юревич. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 181 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10781-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565655 (дата обращения: 03.03.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ