Формирование модели инклюзивного подхода в системе социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 11
1.1 Принципы, цели и задачи оказания образовательных услуг в
области инклюзивного образования 11
1.2 Вариативность инклюзивного подхода в образовательных
учреждениях 19
1.3 Роль специалиста по социальной работе в инклюзивном
образовании 21
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 26
2.1 Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в
Российской Федерации 26
2.2 Управление инклюзивным образованием в условиях
муниципальной образовательной системы 35
2.3 Межведомственное взаимодействие учреждений в условиях
инклюзивного подхода 41
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 50
3.1 Формы и методы реализации инклюзивного подхода в образовании 50
3.2 Этапы реализации инклюзивного подхода в образовании 56
3.3 Разработка проекта реализации инклюзивного подхода в
образовании 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Комплекс организационно -педагогических условий реализации системы управления инклюзивным образованием в условиях муниципальной образовательной
системы 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Модульная структура взаимодействия в рамках модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Модель инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения 95
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 11
1.1 Принципы, цели и задачи оказания образовательных услуг в
области инклюзивного образования 11
1.2 Вариативность инклюзивного подхода в образовательных
учреждениях 19
1.3 Роль специалиста по социальной работе в инклюзивном
образовании 21
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 26
2.1 Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в
Российской Федерации 26
2.2 Управление инклюзивным образованием в условиях
муниципальной образовательной системы 35
2.3 Межведомственное взаимодействие учреждений в условиях
инклюзивного подхода 41
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 50
3.1 Формы и методы реализации инклюзивного подхода в образовании 50
3.2 Этапы реализации инклюзивного подхода в образовании 56
3.3 Разработка проекта реализации инклюзивного подхода в
образовании 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Комплекс организационно -педагогических условий реализации системы управления инклюзивным образованием в условиях муниципальной образовательной
системы 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Модульная структура взаимодействия в рамках модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Модель инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения 95
На протяжении многих лет система образования проводила четкую черту среди детей с нормой в развитии и детей с особыми потребностями, возможность получения образования у которых практически невозможна.
В России на сегодняшний день для детей с инвалидностью существует и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, социальные педагоги и другие специалисты. Однако из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве во многом происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных, обособленных от общеобразовательного пространства условиях конкурентоспособность этих детей на образовательном рынке низкая, а тяга к получению дальнейшего образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системе - совместное обучение ребят с особенностями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное образование за границей давно и уверенно работает в том виде, в котором понималось его зарубежными вдохновителями в середине ХХ века. Их идеи заключались в привлечении людей с ОВЗ в коллективы сверстников исключительно для общения, для повышения жизненной мотивации и понимания своей значимости в обществе, невзирая на особенности здоровья [100, 101].
Инклюзия в Российском обществе была всегда, но с 1 сентября 2016 года ее начали активно обсуждать, говорить о вопросах инклюзивного образования потому, что её официально начали внедрять в общеобразовательные учреждения страны.
Отмеченное выше говорит об актуальности данной темы в современном обществе и доказывает, что инклюзивный подход является одним из определяющих принципов современной социальной поддержки учащихся общеобразовательных учреждений.
Представителями отечественного видения процесса инклюзии в образовании являются И.В. Абрамова, М.Р. Битянова, Т.В. Васкевич, С.И. Гассен, П.В. Гулидов, Л.А. Зайцева, О.В. Зиневич, Н.А. Медова, Н.М. Назарова, Н.В. Немова, О.В. Огороднева, Т.М. Попова, А.Н. Рыбин, а также В.Н. Ярская и Е.Р. Ярская-Смирнова, и другие. Лишь в силу гуманистических традиций российского образования, культуры, православия, оно может быть самостоятельным и отличным от иных, если будут приложены усилия к разработке отечественной модели организации инклюзивного обучения в целом и к разработке отдельных программ психологического сопровождения социальной интеграции лиц с различным типом ограничения в социум.
Объектом данного исследования являются учащиеся общеобразовательных учреждений. Предметом - социальное обслуживание учащихся общеобразовательных учреждений с использованием инклюзивного подхода.
Гипотеза: применение инклюзивного подхода в социальной работе с учащимися общеобразовательных учреждений позволит повысить эффективность социально-педагогической работы, обеспечит более успешную реализацию целей государственной социальной политики.
Целью работы является формирование модели социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений с использованием инклюзивного подхода.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- произвести теоретико-методологический анализ проблем социальной работы в общеобразовательных учреждениях, опираясь на данные контент- анализа научных публикаций за последние 20 лет;
- произвести организационно-правовой анализ проблем социальной работы в общеобразовательных учреждениях, опираясь на результаты содержательного анализа специальной литературы за последние 20 лет;
- дать всестороннюю характеристику феномена инклюзивного подхода в системе социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений;
- охарактеризовать систему форм, методов, технологий, направлений и т.п. социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений с использованием инклюзивного подхода;
- разработать модель социального обслуживания учащихся
общеобразовательных учреждений с использованием инклюзивного подхода;
- определить жизнеспособность и перспективы реализации предложенной модели.
Методы исследования: теоретические (анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования, восхождения от абстрактного к конкретному, аналогии, моделирования); эмпирические (контент-анализ, наблюдение, сравнение, опрос); математические (статистические, метод визуализации знаний: графики, таблицы).
Работа состоит из трех глав. В первой главе отражается теоретико- методологическое обоснование инклюзивного подхода в общеобразовательных учреждениях. Во второй главе характеризуется нормативно-правовая база инклюзивного образования в России, а также управление и межведомственное взаимодействие учреждений в условиях инклюзивного подхода. Третья глава дает технологическое обоснование реализации инклюзивного подхода в образовании.
Материалы дипломного исследования прошли практическую апробацию в формах научной статьи для сборника ЮУрГУ и доклада на ежегодной студенческой конференции ЮУрГУ в апреле 2018 года.
В России на сегодняшний день для детей с инвалидностью существует и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, социальные педагоги и другие специалисты. Однако из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве во многом происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных, обособленных от общеобразовательного пространства условиях конкурентоспособность этих детей на образовательном рынке низкая, а тяга к получению дальнейшего образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системе - совместное обучение ребят с особенностями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное образование за границей давно и уверенно работает в том виде, в котором понималось его зарубежными вдохновителями в середине ХХ века. Их идеи заключались в привлечении людей с ОВЗ в коллективы сверстников исключительно для общения, для повышения жизненной мотивации и понимания своей значимости в обществе, невзирая на особенности здоровья [100, 101].
Инклюзия в Российском обществе была всегда, но с 1 сентября 2016 года ее начали активно обсуждать, говорить о вопросах инклюзивного образования потому, что её официально начали внедрять в общеобразовательные учреждения страны.
Отмеченное выше говорит об актуальности данной темы в современном обществе и доказывает, что инклюзивный подход является одним из определяющих принципов современной социальной поддержки учащихся общеобразовательных учреждений.
Представителями отечественного видения процесса инклюзии в образовании являются И.В. Абрамова, М.Р. Битянова, Т.В. Васкевич, С.И. Гассен, П.В. Гулидов, Л.А. Зайцева, О.В. Зиневич, Н.А. Медова, Н.М. Назарова, Н.В. Немова, О.В. Огороднева, Т.М. Попова, А.Н. Рыбин, а также В.Н. Ярская и Е.Р. Ярская-Смирнова, и другие. Лишь в силу гуманистических традиций российского образования, культуры, православия, оно может быть самостоятельным и отличным от иных, если будут приложены усилия к разработке отечественной модели организации инклюзивного обучения в целом и к разработке отдельных программ психологического сопровождения социальной интеграции лиц с различным типом ограничения в социум.
Объектом данного исследования являются учащиеся общеобразовательных учреждений. Предметом - социальное обслуживание учащихся общеобразовательных учреждений с использованием инклюзивного подхода.
Гипотеза: применение инклюзивного подхода в социальной работе с учащимися общеобразовательных учреждений позволит повысить эффективность социально-педагогической работы, обеспечит более успешную реализацию целей государственной социальной политики.
Целью работы является формирование модели социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений с использованием инклюзивного подхода.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- произвести теоретико-методологический анализ проблем социальной работы в общеобразовательных учреждениях, опираясь на данные контент- анализа научных публикаций за последние 20 лет;
- произвести организационно-правовой анализ проблем социальной работы в общеобразовательных учреждениях, опираясь на результаты содержательного анализа специальной литературы за последние 20 лет;
- дать всестороннюю характеристику феномена инклюзивного подхода в системе социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений;
- охарактеризовать систему форм, методов, технологий, направлений и т.п. социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений с использованием инклюзивного подхода;
- разработать модель социального обслуживания учащихся
общеобразовательных учреждений с использованием инклюзивного подхода;
- определить жизнеспособность и перспективы реализации предложенной модели.
Методы исследования: теоретические (анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования, восхождения от абстрактного к конкретному, аналогии, моделирования); эмпирические (контент-анализ, наблюдение, сравнение, опрос); математические (статистические, метод визуализации знаний: графики, таблицы).
Работа состоит из трех глав. В первой главе отражается теоретико- методологическое обоснование инклюзивного подхода в общеобразовательных учреждениях. Во второй главе характеризуется нормативно-правовая база инклюзивного образования в России, а также управление и межведомственное взаимодействие учреждений в условиях инклюзивного подхода. Третья глава дает технологическое обоснование реализации инклюзивного подхода в образовании.
Материалы дипломного исследования прошли практическую апробацию в формах научной статьи для сборника ЮУрГУ и доклада на ежегодной студенческой конференции ЮУрГУ в апреле 2018 года.
Инклюзивное образование является одним из приоритетных направлений в развитии системы отечественного образования, реализация которого представляет собой не только отражение времени, но и осуществление права всех детей на получение доступного качественного образования в соответствии со своими психофизиологическими особенностями и возможностями.
Инклюзивное образование рассматривается как социально -педагогический феномен, заключающийся в построении образовательного процесса, при котором ребенок с ОВЗ обучается и взаимодействует в различных видах детской деятельности с нормально развивающимися сверстниками, получает при этом специфическую педагогическую поддержку и коррекционную помощь в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Историко-педагогический анализ развития отечественной системы инклюзивного образования выявил наличие негативных и позитивных тенденций. Негативные тенденции заключаются в том, что современная инклюзивная практика сохраняет элементы стихийности, происходит форсированное увеличения количества образовательных организаций, приступивших к реализации инклюзивного образования, при сокращении сети специальных (коррекционных) образовательных организаций, имеющих штат профильных специалистов, богатый практический опыт работы с разными категориями детей с ОВЗ, необходимые информационные, учебно-методические и материально¬технические условия. Наблюдается перенос зарубежных моделей организации инклюзии в отечественную систему образования, формальное включение детей с ОВЗ в образовательные организации общего типа, при отсутствии специальных условий, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Позитивные тенденции выражаются в активном формировании системы инклюзивного образования в стране: развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей инклюзивные процессы в образовании; увеличение образовательных организаций, обладающих ресурсами для реализации инклюзивного образования и действующих в соответствии с потребностями регионов; разработка и внедрение в инклюзивную практику образовательных организаций мониторинговых программ оценки качественных изменений; развитие разнообразных форм подготовки педагогов к профессиональной работе в условиях инклюзии; включение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ в инклюзивный процесс как активных его субъектов.
Совершенствование современной системы отечественного образования принципами гуманизации и индивидуализации предполагает разработку теоретических моделей, наиболее полно отражающих содержание и характер помощи детям с ограниченными возможностями в условиях конкретного образовательного комплекса. Важность этой задачи в настоящее время объясняется наблюдающейся тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья.
Общеобразовательное учреждение как объект для внедрения инклюзивного образования до последнего времени было вне поля зрения специалистов, которые уделяли основное внимание изучению государственной региональной системы. Вследствие этого субрегиональный уровень организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями копировал формы организации и управления, сложившиеся на более высоких уровнях образовательных систем.
Однако именно на субрегиональном уровне возникает первичная общественная потребность в организации доступного образования детям с особыми образовательными потребностями, что, в свою очередь, ставит перед муниципальными органами образования задачу, направленную на удовлетворение данных потребностей. Создание условий для их полного удовлетворения в системе общего образования становится реальностью в отдельных муниципальных объединениях и представляет собой больше исключение, чем правило.
Модель инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения является важным социальным аспектом в развитии муниципалитета в целом: соблюдение прав детей с особыми возможностями здоровья, расширение межведомственного взаимодействия, формирование доступного образования для всех участников образовательного процесса.
Модель формирования инклюзивного образования представлена в приложении В и представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами являются структура управления инклюзивным образованием, межведомственное взаимодействие учреждений, организационно-содержательный, полисубъективный компонент диагностики, а также результативно-критериальный компонент.
Компонент управления инклюзивным образованием представляет собой двухуровневую систему организации: муниципальный и уровень образовательных учреждений. Ориентация в управлении инклюзивным образованием на его особенности повышает его эффективность и обеспечивает результативность относительно всех субъектов образовательного процесса.
Успешная социализация лиц с особыми образовательными потребностями может быть осуществлена только при условии продуктивного межведомственного взаимодействия, обеспечивающего оптимизацию кадрового, материально-технического и инфраструктурного ресурса ведомств, отвечающих и практически организующих работу.
Полисубъектный компонент включает педагогов, родителей, учащихся, сотрудников и представителей учреждений и организаций. Критериями успешного функционирования являются толерантность субъектов интегрированного образовательного процесса, формирование территориального банка данных о педагогических работниках, прошедших переподготовку по направлению «Инклюзивное образование» и проведение обучающих семинаров по вопросам инклюзивного образования.
Диагностический компонент подразумевает наличие двухуровневой диагностической системы (ПМПК - городская/ областная, ПМПК - школьная). Формирование индивидуальной траектории учащегося с особыми образовательными потребностями включает два компонента: содержательный - это планирование внеурочной деятельности с детьми и дополнительных занятий с узкими специалистами; технологический, который включает методы, средства и технологии инклюзивного образования. А результативно -критериальный компонент позволит оценить результаты по трем основным критериям: мотивационный, деятельный и рефлексивно оценочный.
Взаимосвязь всех перечисленных элементов обеспечит эффективное функционирование модели инклюзивного подхода в системе социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений и обеспечит более успешную реализацию целей государственной социальной политики. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, применение инклюзивного подхода в социальной работе с учащимися общеобразовательных учреждений позволит повысить эффективность социально-педагогической работы. Важно, чтобы были созданы реальные условия для обучения особых детей в массовых учебных заведениях. Необходимо, чтобы педагоги знали, чему и как следует обучать ребенка с ОВЗ, а также как оценивать его достижения (и какие достижения для него оказываются более значимыми - социальные или академические).
Необходимо разрабатывать модели и поэтапного включения в образовательную среду и психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах. Важно, чтобы сама среда была физически доступна, ведь даже при наличии положительного отношения к ребенку с ОВЗ можно причинить вред незнанием и неготовностью к поиску решений новых задач, определяемых практикой «включения».
Инклюзивное образование рассматривается как социально -педагогический феномен, заключающийся в построении образовательного процесса, при котором ребенок с ОВЗ обучается и взаимодействует в различных видах детской деятельности с нормально развивающимися сверстниками, получает при этом специфическую педагогическую поддержку и коррекционную помощь в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Историко-педагогический анализ развития отечественной системы инклюзивного образования выявил наличие негативных и позитивных тенденций. Негативные тенденции заключаются в том, что современная инклюзивная практика сохраняет элементы стихийности, происходит форсированное увеличения количества образовательных организаций, приступивших к реализации инклюзивного образования, при сокращении сети специальных (коррекционных) образовательных организаций, имеющих штат профильных специалистов, богатый практический опыт работы с разными категориями детей с ОВЗ, необходимые информационные, учебно-методические и материально¬технические условия. Наблюдается перенос зарубежных моделей организации инклюзии в отечественную систему образования, формальное включение детей с ОВЗ в образовательные организации общего типа, при отсутствии специальных условий, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Позитивные тенденции выражаются в активном формировании системы инклюзивного образования в стране: развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей инклюзивные процессы в образовании; увеличение образовательных организаций, обладающих ресурсами для реализации инклюзивного образования и действующих в соответствии с потребностями регионов; разработка и внедрение в инклюзивную практику образовательных организаций мониторинговых программ оценки качественных изменений; развитие разнообразных форм подготовки педагогов к профессиональной работе в условиях инклюзии; включение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ в инклюзивный процесс как активных его субъектов.
Совершенствование современной системы отечественного образования принципами гуманизации и индивидуализации предполагает разработку теоретических моделей, наиболее полно отражающих содержание и характер помощи детям с ограниченными возможностями в условиях конкретного образовательного комплекса. Важность этой задачи в настоящее время объясняется наблюдающейся тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья.
Общеобразовательное учреждение как объект для внедрения инклюзивного образования до последнего времени было вне поля зрения специалистов, которые уделяли основное внимание изучению государственной региональной системы. Вследствие этого субрегиональный уровень организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями копировал формы организации и управления, сложившиеся на более высоких уровнях образовательных систем.
Однако именно на субрегиональном уровне возникает первичная общественная потребность в организации доступного образования детям с особыми образовательными потребностями, что, в свою очередь, ставит перед муниципальными органами образования задачу, направленную на удовлетворение данных потребностей. Создание условий для их полного удовлетворения в системе общего образования становится реальностью в отдельных муниципальных объединениях и представляет собой больше исключение, чем правило.
Модель инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения является важным социальным аспектом в развитии муниципалитета в целом: соблюдение прав детей с особыми возможностями здоровья, расширение межведомственного взаимодействия, формирование доступного образования для всех участников образовательного процесса.
Модель формирования инклюзивного образования представлена в приложении В и представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами являются структура управления инклюзивным образованием, межведомственное взаимодействие учреждений, организационно-содержательный, полисубъективный компонент диагностики, а также результативно-критериальный компонент.
Компонент управления инклюзивным образованием представляет собой двухуровневую систему организации: муниципальный и уровень образовательных учреждений. Ориентация в управлении инклюзивным образованием на его особенности повышает его эффективность и обеспечивает результативность относительно всех субъектов образовательного процесса.
Успешная социализация лиц с особыми образовательными потребностями может быть осуществлена только при условии продуктивного межведомственного взаимодействия, обеспечивающего оптимизацию кадрового, материально-технического и инфраструктурного ресурса ведомств, отвечающих и практически организующих работу.
Полисубъектный компонент включает педагогов, родителей, учащихся, сотрудников и представителей учреждений и организаций. Критериями успешного функционирования являются толерантность субъектов интегрированного образовательного процесса, формирование территориального банка данных о педагогических работниках, прошедших переподготовку по направлению «Инклюзивное образование» и проведение обучающих семинаров по вопросам инклюзивного образования.
Диагностический компонент подразумевает наличие двухуровневой диагностической системы (ПМПК - городская/ областная, ПМПК - школьная). Формирование индивидуальной траектории учащегося с особыми образовательными потребностями включает два компонента: содержательный - это планирование внеурочной деятельности с детьми и дополнительных занятий с узкими специалистами; технологический, который включает методы, средства и технологии инклюзивного образования. А результативно -критериальный компонент позволит оценить результаты по трем основным критериям: мотивационный, деятельный и рефлексивно оценочный.
Взаимосвязь всех перечисленных элементов обеспечит эффективное функционирование модели инклюзивного подхода в системе социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений и обеспечит более успешную реализацию целей государственной социальной политики. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, применение инклюзивного подхода в социальной работе с учащимися общеобразовательных учреждений позволит повысить эффективность социально-педагогической работы. Важно, чтобы были созданы реальные условия для обучения особых детей в массовых учебных заведениях. Необходимо, чтобы педагоги знали, чему и как следует обучать ребенка с ОВЗ, а также как оценивать его достижения (и какие достижения для него оказываются более значимыми - социальные или академические).
Необходимо разрабатывать модели и поэтапного включения в образовательную среду и психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах. Важно, чтобы сама среда была физически доступна, ведь даже при наличии положительного отношения к ребенку с ОВЗ можно причинить вред незнанием и неготовностью к поиску решений новых задач, определяемых практикой «включения».
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКИХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социально-бытовых навыков у младших подростков с
расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями
речи, в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022



