Исследование и направления совершенствования технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СОВЕРШАЮЩИХ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ, ПРИ ПРИБЫТИИ НА
ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС 12
1.1 Таможенный контроль воздушных судов, совершающих
международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС: понятие, сущность, технологии
таможенного контроля 12
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования технологии
таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 22
1.3 Методика организации технологии таможенного контроля
воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 29
2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СОВЕРШАЮЩИХ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ, ПРИ ПРИБЫТИИ НА
ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС 39
2.1 Порядок и особенности осуществления технологии таможенного
контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 39
2.2 Анализ деятельности и динамика показателей практики
проведения таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 44
2.3 Анализ судебной практики по вопросам таможенного контроля
воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 56
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СОВЕРШАЮЩИХ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ, ПРИ ПРИБЫТИИ НА
ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС 67
3.1 Выводы и направления совершенствования технологии
таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 67
3.2 Практика внедрения рекомендаций по совершенствованию
технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Проверка багажа 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. План мероприятий на период 2021 -2024 годов по реализации стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года и информация о его исполнении.... 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В. План межведомственного взаимодействия об усилении кибербезопасности воздушных судов 100
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СОВЕРШАЮЩИХ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ, ПРИ ПРИБЫТИИ НА
ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС 12
1.1 Таможенный контроль воздушных судов, совершающих
международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС: понятие, сущность, технологии
таможенного контроля 12
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования технологии
таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 22
1.3 Методика организации технологии таможенного контроля
воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 29
2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СОВЕРШАЮЩИХ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ, ПРИ ПРИБЫТИИ НА
ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС 39
2.1 Порядок и особенности осуществления технологии таможенного
контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 39
2.2 Анализ деятельности и динамика показателей практики
проведения таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 44
2.3 Анализ судебной практики по вопросам таможенного контроля
воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 56
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СОВЕРШАЮЩИХ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ, ПРИ ПРИБЫТИИ НА
ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС 67
3.1 Выводы и направления совершенствования технологии
таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 67
3.2 Практика внедрения рекомендаций по совершенствованию
технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Проверка багажа 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. План мероприятий на период 2021 -2024 годов по реализации стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года и информация о его исполнении.... 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В. План межведомственного взаимодействия об усилении кибербезопасности воздушных судов 100
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с активным развитием международной торговли и процессами глобализации, которые способствуют расширению и усовершенствованию пунктов пропуска.
Воздушный транспорт, благодаря своим оперативным возможностям, становится все более востребованным при перемещении пассажиров и грузов на дальние расстояния. Иногда воздушный транспорт является единственным вариантом для транспортировки грузов.
В связи с этим возникает потребность в расширении географии воздушных пунктов пропуска и модернизации их инфраструктуры для обеспечения необходимой пропускной способности.
Изученность представленной темы недостаточно раскрыта, ввиду таких факторов, как внесение изменений в различные законодательные акты, упор на отдельные таможенные процедуры и группы товаров, перемещаемых через таможенную границу, развивающиеся процессы глобализации и цифровизации.
Объект работы - таможенный контроль воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Предмет работы - отношения, возникающие в результате таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Цель работы заключается в исследовании и разработке рекомендаций по совершенствованию технологий таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, требуется выполнить следующие задачи:
- изучить таможенный контроль воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС: понятие, сущность, технологии таможенного контроля;
- исследовать нормативные правовые основы регулирования технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС;
- охарактеризовать методику организации технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС;
- провести анализ порядка и особенностей осуществления технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС ;
- проанализировать деятельность и динамику показателей практики проведения таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС ;
- проанализировать судебную практику по вопросам таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС ;
- сформулировать выводы и направления совершенствования технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС;
- исследование практики внедрения рекомендаций по совершенствованию технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных по исследуемой проблематике, публикации в периодической печати по таможенному делу, таможенному декларированию, таможенному праву и таможенно-тарифному регулированию.
Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы (организационный, системный и структурно - функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.
Информационной основой исследования послужили: Конституция РФ, ТК ЕАЭС Евразийского экономического союза, международные Соглашения и Решения Совета Евразийской экономической комиссии в части таможенно - тарифного регулирования, Гражданский кодекс РФ, Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, Федеральные законы РФ, Законы РФ, Постановления Правительства Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее для улучшения технологии таможенного контроля воздушных судов, летающих на международных рейсах, при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
В процессе написания данной работы были использованы различные источники, такие как учебные пособия, статистические данные, монографии, и статьи из журналов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Воздушный транспорт, благодаря своим оперативным возможностям, становится все более востребованным при перемещении пассажиров и грузов на дальние расстояния. Иногда воздушный транспорт является единственным вариантом для транспортировки грузов.
В связи с этим возникает потребность в расширении географии воздушных пунктов пропуска и модернизации их инфраструктуры для обеспечения необходимой пропускной способности.
Изученность представленной темы недостаточно раскрыта, ввиду таких факторов, как внесение изменений в различные законодательные акты, упор на отдельные таможенные процедуры и группы товаров, перемещаемых через таможенную границу, развивающиеся процессы глобализации и цифровизации.
Объект работы - таможенный контроль воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Предмет работы - отношения, возникающие в результате таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Цель работы заключается в исследовании и разработке рекомендаций по совершенствованию технологий таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, требуется выполнить следующие задачи:
- изучить таможенный контроль воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС: понятие, сущность, технологии таможенного контроля;
- исследовать нормативные правовые основы регулирования технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС;
- охарактеризовать методику организации технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС;
- провести анализ порядка и особенностей осуществления технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС ;
- проанализировать деятельность и динамику показателей практики проведения таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС ;
- проанализировать судебную практику по вопросам таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС ;
- сформулировать выводы и направления совершенствования технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС;
- исследование практики внедрения рекомендаций по совершенствованию технологии таможенного контроля воздушных судов, совершающих международные полеты, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных по исследуемой проблематике, публикации в периодической печати по таможенному делу, таможенному декларированию, таможенному праву и таможенно-тарифному регулированию.
Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы (организационный, системный и структурно - функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.
Информационной основой исследования послужили: Конституция РФ, ТК ЕАЭС Евразийского экономического союза, международные Соглашения и Решения Совета Евразийской экономической комиссии в части таможенно - тарифного регулирования, Гражданский кодекс РФ, Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, Федеральные законы РФ, Законы РФ, Постановления Правительства Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее для улучшения технологии таможенного контроля воздушных судов, летающих на международных рейсах, при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
В процессе написания данной работы были использованы различные источники, такие как учебные пособия, статистические данные, монографии, и статьи из журналов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Исследование оказалось достаточно успешным и все поставленные цели были достигнуты. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что таможенный контроль является комплексом мер, направленных на контроль и соблюдение международных правовых актов в области таможенного регулирования.
Эти меры осуществляются таможенными органами государств -членов Евразийского экономического Союза и включают в себя контроль товаров, багажа, транспортных средств, пересекающих таможенную границу, а также сопровождаемый и несопровождаемый багаж пассажиров и другие предметы.
Нормативная база, регулирующая деятельность воздушных пунктов пропуска, включает в себя международные и национальные аспекты. Особое внимание уделяется перемещению иностранных граждан, и этот вопрос регулируется отдельными актами.
Основой законодательства является Воздушный кодекс Российской Федерации, который регулирует все аспекты деятельности воздушных пунктов пропуска. В соответствии с ним воздушные пункты пропуска обязаны соблюдать требования по безопасности и обеспечивать комфортное перемещение пассажиров.
Кроме того, Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает правила для воздушных перевозок, предоставляет основы для регулирования и контроля деятельности воздушных пунктов пропуска и определяет права и обязанности участников воздушной деятельности.
В сфере государственного управления и таможенного регулирования существуют ключевые научные проблемы, связанные с трансформацией бизнес - процессов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях транзакционной информационной экономики и перехода к цифровой экономике [39].
При исследовании проблем, возникающих при проведении таможенного контроля для воздушных судов, становится очевидным, что необходимы комплексные меры для улучшения технологии предварительного информирования и элементов воздушного транспорта в рамках всей логистической цепочки авиаперевозок. Одной из основных проблем является представление информации и взаимодействие между таможенными органами, перевозчиками и другими участниками внешнеэкономической деятельности.
Только с обновленной законодательной и технической базой технологии предварительного информирования можно обеспечить эффективное взаимодействие между таможенными органами и участниками ВЭД, проводить предварительную проверку этой информации и сократить продолжительность проведения контрольных операций в аэропортах.
Такой подход позволит осуществлять предварительную проверку передачи информации между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, а также планировать деятельность всех органов исполнительной власти, ответственных за контрольные функции в пунктах пропуска. Именно такой подход будет обеспечивать эффективное взаимодействие с участниками ВЭД и теми, кто предоставляет им услуги.
Эти меры осуществляются таможенными органами государств -членов Евразийского экономического Союза и включают в себя контроль товаров, багажа, транспортных средств, пересекающих таможенную границу, а также сопровождаемый и несопровождаемый багаж пассажиров и другие предметы.
Нормативная база, регулирующая деятельность воздушных пунктов пропуска, включает в себя международные и национальные аспекты. Особое внимание уделяется перемещению иностранных граждан, и этот вопрос регулируется отдельными актами.
Основой законодательства является Воздушный кодекс Российской Федерации, который регулирует все аспекты деятельности воздушных пунктов пропуска. В соответствии с ним воздушные пункты пропуска обязаны соблюдать требования по безопасности и обеспечивать комфортное перемещение пассажиров.
Кроме того, Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает правила для воздушных перевозок, предоставляет основы для регулирования и контроля деятельности воздушных пунктов пропуска и определяет права и обязанности участников воздушной деятельности.
В сфере государственного управления и таможенного регулирования существуют ключевые научные проблемы, связанные с трансформацией бизнес - процессов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях транзакционной информационной экономики и перехода к цифровой экономике [39].
При исследовании проблем, возникающих при проведении таможенного контроля для воздушных судов, становится очевидным, что необходимы комплексные меры для улучшения технологии предварительного информирования и элементов воздушного транспорта в рамках всей логистической цепочки авиаперевозок. Одной из основных проблем является представление информации и взаимодействие между таможенными органами, перевозчиками и другими участниками внешнеэкономической деятельности.
Только с обновленной законодательной и технической базой технологии предварительного информирования можно обеспечить эффективное взаимодействие между таможенными органами и участниками ВЭД, проводить предварительную проверку этой информации и сократить продолжительность проведения контрольных операций в аэропортах.
Такой подход позволит осуществлять предварительную проверку передачи информации между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, а также планировать деятельность всех органов исполнительной власти, ответственных за контрольные функции в пунктах пропуска. Именно такой подход будет обеспечивать эффективное взаимодействие с участниками ВЭД и теми, кто предоставляет им услуги.





