Формирование механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Исследование теоретических основ управления инновационным развитием предприятий сферы услуг 7
1.1. Тенденции развития предприятий сферы услуг в условиях конкурентной экономики 7
1.2. Особенности управления инновационным развитием в сфере услуг 15
1.3. Формирование системы проектного управления инновационным развитием предприятий сферы услуг 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
1. Исследование теоретических основ управления инновационным развитием предприятий сферы услуг 7
1.1. Тенденции развития предприятий сферы услуг в условиях конкурентной экономики 7
1.2. Особенности управления инновационным развитием в сфере услуг 15
1.3. Формирование системы проектного управления инновационным развитием предприятий сферы услуг 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
Актуальность темы исследования. Многочисленные дискуссии о при-роде и особенностях мирового финансового кризиса и его последствиях определяют актуальность изучения проблем, связанных с анализом изменений в структуре национальных и мирового хозяйств. В первую очередь это касается сферы услуг, развивавшейся в докризисный период в рамках сервисизации, обусловлен-ной опережением роста «непроизводительного» сектора над ростом материального производства.
К основным причинам, способствовавшим развитию сектора услуг в современный период относят изменения в области ресурсов (трудовые ресурсы, человеческий капитал, технологии), производственных систем (гибкость и интеграция производства товаров и услуг) и рынков (экономический рост и изменение роли государства). Реализация принципов и функций сферы услуг способствует формированию нового качества её развития как сферы, обеспечивающей не только качество жизни населения, но и качество инфраструктуры для организации и развития инновационного бизнеса.
Однако до настоящего времени не систематизирован и не упорядочен целый ряд теоретических и практических вопросов в области управления инновациями как инструментами обеспечения конкурентоспособности предприятия. Значительный рост количества инновационных проектов в современных рыночных условиях требует серьезных научных исследований, анализа существующих методов оценки, формирования базовых принципов разработки и определения последовательности этапов реализации. Усиление конкурентных преимуществ любого проекта находится в прямой зависимости от правильности выбора вида инноваций в его составе и методов управления ими.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы развития сферы услуг в современных условиях затрагиваются в работах многих зарубежных и российских авторов. Новая сервисная экономика, основанная на высоко-технологичных услугах, в той или иной степени рассматривается в работах Ворда К. и Нойманна Ф., Рубалкабы Л., Дудакова И.А. и Гладкова Ю.В., Мотышиной М.С., Хесина Е.С. и др. Изменение природы услуг, особенностей сер-вис- ной составляющей инновационной деятельности исследуется в работах Майлса Й., Баера В., Хасселла С. и Болларда Б., Павитта К. и Барраса Р., П. ден Хертога, Комарова Н.М., Платоновой Н.А. и др. Взаимодействие инновационных стейкхолдеров рассматривают Айюзо С., Родригес М.А., Рикарт Дж. E.. Анализ состояния, роли и перспектив сектора услуг в РФ осуществляется такими исследователями, как Аганбегян А., Бушуева И.В., Березин И., Гаффорова Е.Б., Демидова Л.С., Леонова В.П., Каурова О.В., Мальцева Г.И., Маркова И.С., Милехин А.В., Рождественская И.А., Рожков Ю.В., Старкова Г.П., Третьяков М.М., Федулин А.А., Чёрная И.П. и другими авторами.
Несмотря на значительное количество работ, в экономической литературе недостаточно изучены методические положения обеспечения и поддержания высокого уровня инновационного развития сферы услуг за счет повышения инновационной активности предприятий. Данная область не получила достойного освещения в отечественной экономической литературе и обусловила выбор темы диссертационного исследования, формулировку его цели и задач.
Цель работы заключается в развитии теоретических положений и методических научных рекомендаций по реализации механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг.
Для достижения цели диссертационного исследования ставились следующие основные задачи:
- развить теоретические подходы к формированию механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг;
- исследовать и выявить ключевые факторы инновационного развития организаций сферы услуг;
- рассмотреть методические вопросы, касающиеся оценки факторов инновационного развития;
- разработать механизм обеспечения инновационного развития предприятия сферы услуг с учетом инновационного потенциала организации;
- предложить и апробировать модель внедрения механизма инновационного развития на основе формирования портфеля инновационных проектов.
Предмет исследования - система организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе формирования механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг.
Объектом исследования выступают предприятия сферы услуг.
Теоретическую и методологическую основу данного исследования со-ставили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и научных деятелей, материалы периодической печати и научно-практических конференций по вопросам обеспечения инновационного развития, стратегического и проектного управления на предприятиях сферы услуг в условиях современной экономики.
При разработке положений магистерской диссертации использованы такие методы исследования, как: системный, структурный, сравнительный и факторный анализы, методы статистической обработки информации и экспертных оценок. Совокупность используемых методов позволила обеспечить достоверность и обоснованность выводов и практических решений.
В соответствии с поставленными в магистерской диссертации задачами были получены следующие научные результаты:
1) обобщены и проанализированы ключевые положения к формированию механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг.
2) произведена дополнительная классификация и систематизация внешних и внутренних факторов, обеспечивающих инновационное развитие и характерных для отрасли сферы услуг.
3) сформирован механизм обеспечения инновационного развития предприятия сферы услуг с учетом инновационного потенциала организации.
4) уточнена модель внедрения механизма инновационного развития на основе формирования портфеля инновационных проектов, позволяющего реализовывать предложенную инновационную стратегию адекватно рыночной ситуации.
Основные теоретические и методические положения диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку на:
• XVII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Теория и практика коммерческой деятельности»;
• XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Теория и практика коммерческой деятельности»;
• III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ»;
• Республиканской с международным участием студенческой научной конференции «Экономика и управление: взгляд молодых исследователей».
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, содержит 85 страниц текстового документа, 25 рисунков, 11 таблиц, 100 использованных источников литературы.
К основным причинам, способствовавшим развитию сектора услуг в современный период относят изменения в области ресурсов (трудовые ресурсы, человеческий капитал, технологии), производственных систем (гибкость и интеграция производства товаров и услуг) и рынков (экономический рост и изменение роли государства). Реализация принципов и функций сферы услуг способствует формированию нового качества её развития как сферы, обеспечивающей не только качество жизни населения, но и качество инфраструктуры для организации и развития инновационного бизнеса.
Однако до настоящего времени не систематизирован и не упорядочен целый ряд теоретических и практических вопросов в области управления инновациями как инструментами обеспечения конкурентоспособности предприятия. Значительный рост количества инновационных проектов в современных рыночных условиях требует серьезных научных исследований, анализа существующих методов оценки, формирования базовых принципов разработки и определения последовательности этапов реализации. Усиление конкурентных преимуществ любого проекта находится в прямой зависимости от правильности выбора вида инноваций в его составе и методов управления ими.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы развития сферы услуг в современных условиях затрагиваются в работах многих зарубежных и российских авторов. Новая сервисная экономика, основанная на высоко-технологичных услугах, в той или иной степени рассматривается в работах Ворда К. и Нойманна Ф., Рубалкабы Л., Дудакова И.А. и Гладкова Ю.В., Мотышиной М.С., Хесина Е.С. и др. Изменение природы услуг, особенностей сер-вис- ной составляющей инновационной деятельности исследуется в работах Майлса Й., Баера В., Хасселла С. и Болларда Б., Павитта К. и Барраса Р., П. ден Хертога, Комарова Н.М., Платоновой Н.А. и др. Взаимодействие инновационных стейкхолдеров рассматривают Айюзо С., Родригес М.А., Рикарт Дж. E.. Анализ состояния, роли и перспектив сектора услуг в РФ осуществляется такими исследователями, как Аганбегян А., Бушуева И.В., Березин И., Гаффорова Е.Б., Демидова Л.С., Леонова В.П., Каурова О.В., Мальцева Г.И., Маркова И.С., Милехин А.В., Рождественская И.А., Рожков Ю.В., Старкова Г.П., Третьяков М.М., Федулин А.А., Чёрная И.П. и другими авторами.
Несмотря на значительное количество работ, в экономической литературе недостаточно изучены методические положения обеспечения и поддержания высокого уровня инновационного развития сферы услуг за счет повышения инновационной активности предприятий. Данная область не получила достойного освещения в отечественной экономической литературе и обусловила выбор темы диссертационного исследования, формулировку его цели и задач.
Цель работы заключается в развитии теоретических положений и методических научных рекомендаций по реализации механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг.
Для достижения цели диссертационного исследования ставились следующие основные задачи:
- развить теоретические подходы к формированию механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг;
- исследовать и выявить ключевые факторы инновационного развития организаций сферы услуг;
- рассмотреть методические вопросы, касающиеся оценки факторов инновационного развития;
- разработать механизм обеспечения инновационного развития предприятия сферы услуг с учетом инновационного потенциала организации;
- предложить и апробировать модель внедрения механизма инновационного развития на основе формирования портфеля инновационных проектов.
Предмет исследования - система организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе формирования механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг.
Объектом исследования выступают предприятия сферы услуг.
Теоретическую и методологическую основу данного исследования со-ставили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и научных деятелей, материалы периодической печати и научно-практических конференций по вопросам обеспечения инновационного развития, стратегического и проектного управления на предприятиях сферы услуг в условиях современной экономики.
При разработке положений магистерской диссертации использованы такие методы исследования, как: системный, структурный, сравнительный и факторный анализы, методы статистической обработки информации и экспертных оценок. Совокупность используемых методов позволила обеспечить достоверность и обоснованность выводов и практических решений.
В соответствии с поставленными в магистерской диссертации задачами были получены следующие научные результаты:
1) обобщены и проанализированы ключевые положения к формированию механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг.
2) произведена дополнительная классификация и систематизация внешних и внутренних факторов, обеспечивающих инновационное развитие и характерных для отрасли сферы услуг.
3) сформирован механизм обеспечения инновационного развития предприятия сферы услуг с учетом инновационного потенциала организации.
4) уточнена модель внедрения механизма инновационного развития на основе формирования портфеля инновационных проектов, позволяющего реализовывать предложенную инновационную стратегию адекватно рыночной ситуации.
Основные теоретические и методические положения диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку на:
• XVII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Теория и практика коммерческой деятельности»;
• XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Теория и практика коммерческой деятельности»;
• III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ»;
• Республиканской с международным участием студенческой научной конференции «Экономика и управление: взгляд молодых исследователей».
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, содержит 85 страниц текстового документа, 25 рисунков, 11 таблиц, 100 использованных источников литературы.
На сегодняшний день инновационная деятельность предприятий сферы услуг становится источником устойчивого долгосрочного их развития, успех реализации которой связан с эффективностью используемых методов и инструментов управления.
Необходимость эффективного управления инновационным развитием предприятий заставляет топ-менеджмент компаний прибегать к различным видам управленческого инструментария, причем выбор того или иного инструмента в каждом отдельном случае может отличаться, т.к. организации функционируют и развиваются в турбулентных условиях экономики под воз¬действием многочисленных факторов организационного окружения. Но наиболее эффективным инструментарием в области реализации инноваций обладает проектный менеджмент, где ключевой задачей выступает эффективное управление не одним проектом, а целым портфелем проектов.
Процесс управления портфелем проектов - это циклический процесс выбора и управления оптимальным набором проектно-ориентированных инвестиций, дающих максимальную полезность для предприятия и повышающие его конкурентоспособность.
При этом проектное управление лучше всего осуществлять в разрезе трех уровней:
• уровень проектов — обеспечивает решение тактических задач;
• уровень программ — обеспечивает решение комплексных проблем;
• уровень портфелей — обеспечивает достижение превосходств в бизнесе.
В рамках данной магистерской диссертации, предлагается:
• дополнить классификацию и провести систематизацию внешних и внутренних факторов, обеспечивающих инновационное развитие и характерных для отрасли сферы услуг;
• сформировать механизм обеспечения инновационного развития предприятия сферы услуг с учетом инновационного потенциала организации;
• представить модель внедрения механизма инновационного развития на основе формирования портфеля инновационных проектов, с целью повышения инновационного развития.
В процессе апробирования научных результатов были оценены риски, связанные с предлагаемыми проектами и посчитана эффективность, имеющая положительную тенденцию, в итоге чего можно сказать, что полученные результаты магистерской диссертации имеют практическую значимость. А управление портфелем проектов, которые обеспечивают инновационное развитие предприятия создает конкурентное преимущество и повышает конкурентоспособность предприятия сферы услуг, т.к. позволяют системе быть гиб-кой, адаптивной, быстро реагировать на новые тенденции сферы услуг, а значит быть лидером отрасли.
Необходимость эффективного управления инновационным развитием предприятий заставляет топ-менеджмент компаний прибегать к различным видам управленческого инструментария, причем выбор того или иного инструмента в каждом отдельном случае может отличаться, т.к. организации функционируют и развиваются в турбулентных условиях экономики под воз¬действием многочисленных факторов организационного окружения. Но наиболее эффективным инструментарием в области реализации инноваций обладает проектный менеджмент, где ключевой задачей выступает эффективное управление не одним проектом, а целым портфелем проектов.
Процесс управления портфелем проектов - это циклический процесс выбора и управления оптимальным набором проектно-ориентированных инвестиций, дающих максимальную полезность для предприятия и повышающие его конкурентоспособность.
При этом проектное управление лучше всего осуществлять в разрезе трех уровней:
• уровень проектов — обеспечивает решение тактических задач;
• уровень программ — обеспечивает решение комплексных проблем;
• уровень портфелей — обеспечивает достижение превосходств в бизнесе.
В рамках данной магистерской диссертации, предлагается:
• дополнить классификацию и провести систематизацию внешних и внутренних факторов, обеспечивающих инновационное развитие и характерных для отрасли сферы услуг;
• сформировать механизм обеспечения инновационного развития предприятия сферы услуг с учетом инновационного потенциала организации;
• представить модель внедрения механизма инновационного развития на основе формирования портфеля инновационных проектов, с целью повышения инновационного развития.
В процессе апробирования научных результатов были оценены риски, связанные с предлагаемыми проектами и посчитана эффективность, имеющая положительную тенденцию, в итоге чего можно сказать, что полученные результаты магистерской диссертации имеют практическую значимость. А управление портфелем проектов, которые обеспечивают инновационное развитие предприятия создает конкурентное преимущество и повышает конкурентоспособность предприятия сферы услуг, т.к. позволяют системе быть гиб-кой, адаптивной, быстро реагировать на новые тенденции сферы услуг, а значит быть лидером отрасли.
Подобные работы
- Методы управления инновационным развитием предприятия сферы услуг
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018 - Формирование механизма управления персоналом предприятия сферы услуг
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование организационно-экономического механизма управление инновационной деятельностью предприятия
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование механизмов конкуренции для развития бизнеса в сфере теплоснабжения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА ОСНОВЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка и внедрение организационного механизма инновационного развития предприятия сферы услуг.На материалах: ООО «Край Спорт Ресурс»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Формирование системы риск-менеджмента предприятия сферы услуг
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Стратегии устойчивого развития организаций сферы услуг
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



