🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Государственное регулирование в сфере здравоохранения

Работа №200311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы86
Год сдачи2023
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Система здравоохранения: основные понятия, принципы,
социально-экономические функции, структура 10
1.2 Методы и механизм государственного регулирования в сфере
здравоохранения 23
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Особенности государственного регулирования системы
здравоохранения в России 39
2.2 Государственная политика в области здравоохранения в
зарубежной практике 50
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Актуальные проблемы государственного регулирования и
управления в сфере здравоохранения в России 60
3.2 Перспективы развития системы государственного
регулирования и управления в сфере здравоохранения в России 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 88


Здравоохранение является одним из приоритетных направлений, которым уделяет внимание государство. Это связано с тем, что от уровня здоровья населения зависит развитие экономики и обеспечение безопасности государства, поскольку человеческий ресурс - один из самых ценных для страны. О важности сферы здравоохранения и ее значимом месте в поле государственных интересов прописано в Стратегии национальной безопасности РФ, где указано, что «целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина» .
Государство берет на себя ответственность за здоровье своих граждан, поскольку значительная доля медицинских учреждений в России - государственные. Согласно данным ВЦИОМ, в течение последнего года 59 % россиян посещали государственные либо муниципальные учреждения здравоохранения . Таким образом, государственный сектор здравоохранения затрагивает напрямую почти каждого жителя страны.
Не без внимания государства остаются и частные медицинские центры: не оказывая помощи в финансировании таких учреждений, государство, тем не менее, осуществляет общее регулирование деятельности отрасли и контроль за ней, а также строит взаимоотношения с частными медицинскими учреждениями на партнерских началах. Необходимость такого партнерства особенно ярко проявилась в период пандемии COVID-19: Например, в Петербурге пациентов с подозрением на коронавирус обследовали не только в городских больницах, но и в негосударственном Медицинском институте имени Сергея Березина (МИБС) . А о том, что частные клиники, более гибко реагирующие на запросы пациентов, способны значительно разгрузить государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, сегодня говорят всё чаще и чаще .
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена крайне значительной ролью государства в регулировании сферы здравоохранения, а также повышенной важностью медицинской отрасли в жизни граждан.
Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа роли государства в управлении и регулировании сферы здравоохранения в России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие системы здравоохранения, ее принципы, социально-экономические функции, структуру;
- определить, каковы методы и механизм государственного регулирования в сфере здравоохранения;
- выявить особенности государственного регулирования системы здравоохранения в России;
- изучить особенности государственной политики в области здравоохранения в зарубежной практике;
- выявить наиболее актуальные проблемы государственного регулирования и управления в сфере здравоохранения в России;
- определить перспективы развития системы государственного регулирования и управления в сфере здравоохранения в России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с процессом государственного управления и регулирования в сфере здравоохранения в России.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вопросы государственного регулирования и управления сферой здравоохранения в стране, а также доктринальные источники по теме исследования.
Исследование было проведено с использованием следующих научных методов: метод анализа и синтеза, исторический метод, логический метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых, изучавших роль государства в управлении и регулировании здравоохранения - таких, как Л.В. Семенова, Д.М. Кучерявенко, М.М. Левкевич, Ф.З. Хасанов, В.Б. Батиевская, В.А. Шабашев, Г.Э. Улумбекова и других.
Правовую основу исследования составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а также подзаконные нормативные правовые акты, в частности, Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», приказы Министерства здравоохранения РФ.
Эмпирическую базу исследования составили отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования и управления здравоохранением.
Научная новизна исследования заключается в исследовании наиболее актуальных проблем государственного регулирования и управления системой здравоохранения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе исследовано понятие системы здравоохранения, сформулировано авторское определение системы здравоохранения, отражены основные признаки, принципы и социально-экономические функции системы здравоохранения, проведен анализ государственной политики в области здравоохранения в России и за рубежом.
Практическая значимость работы заключается в том, что исследование содержит выводы и предложения по проблемам, возникающим в сфере государственного регулирования и управления здравоохранением .
Работа имеет классическую структуру и состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам исследования государственной политики в сфере здравоохранения, вторая - особенностям государственного регулирования в сфере здравоохранения в России и за рубежом, третья - вопросам совершенствования государственного регулирования и управления в России в современных условиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, по результатам проведенного исследования системы управления и регулирования здравоохранением, можно сделать следующие выводы.
Система здравоохранения представляет собой совокупность экономических, социальных, медицинских мер, реализуемых государством и обществом в различных сферах жизнедеятельности общества, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья граждан. Комплексность системы здравоохранения, многообразие функций здравоохранения детерминируют необходимость многостороннего подхода в регулировании и управлении данной сферой. На сегодняшний день в России существует три сектора системы здравоохранения: государственный, муниципальный, частный, каждый из которых вносит свой вклад в развитие системы здравоохранения и обеспечение граждан медицинской помощью. Вместе с тем, каждый сектор руководствуется общими принципами охраны здоровья, установленными Законом об охране здоровья граждан. Несмотря на то, что некоторые принципы на сегодняшний день кажутся декларативными, при грамотном их внедрении на практике имеется надежда на формирование устойчивой, современной, качественной системы здравоохранения в стране.
Здравоохранение всегда находится под пристальным вниманием государства, поскольку это важнейший элемент социальной сферы. Важность здравоохранения обусловлена тем, что любые недостатки и упущения в отрасли влияют на каждого гражданина страны персонально. В России охрана здоровья граждан стоит в числе приоритетных государственных задач, являясь задачей государственной важности в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет здоровье населения основой национальной безопасности страны. Поэтому роль государства в регулировании сферы здравоохранения невозможно переоценить. Ключевая глобальная задача здравоохранения заключается в сохранении и восстановлении здоровья человека как главной составной части производительных сил общества. Данная задача реализуется путем проведения мероприятий по снижению уровня заболеваемости, смертности и инвалидности, что в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния граждан. Качество и уровень общественного здоровья непосредственно зависит от сложившихся в стране социально-экономических условий и считается одним из явных и точных индикаторов социально-экономической ситуации в целом. Только государство, имея в своем распоряжении все необходимые административные, экономические инструменты, инструменты морального стимулирования, способно грамотно оказывать влияние на сложившуюся в сфере здравоохранения ситуацию. Методы государственного воздействия на отрасль отличаются императивностью, т.е. обязательностью к исполнению, что делает их наиболее эффективными. Роль государственного регулирования в настоящее время является ведущей в отрасли здравоохранения.
Система здравоохранения в России регулируется, во-первых, с нормативно-правовой точки зрения - рядом законодательных и подзаконных актов, принятых законодательными либо исполнительными органами государственной власти, во-вторых - система здравоохранения находится под строгим контролем государственных контрольно -надзорных органов, а также управляется специализированными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, в-третьих - государство берет на себя значительную долю ответственности за финансирование российской системы здравоохранения, поскольку большинство медицинских учреждений в стране финансируется за счет средств бюджета. Роль государства в управлении здравоохранением довольно велика, поскольку такую жизненно важную сферу невозможно отдать в ведение сугубо рыночных механизмов.
Системы здравоохранения разных стран отличаются друг от друга разной степенью роли государства в управлении отраслью. В таких странах, как Великобритания, система здравоохранения почти полностью контролируется государством. В Швеции система здравоохранения тоже преимущественно государственная с присутствием некоторых частных элементов. В таких странах, как Швейцария, наоборот, значительна доля рыночных механизмов в регулировании системы здравоохранения. Однако зарубежный опыт показывает, что преобладание рыночных механизмов регулирования сферы медицинских услуг может привести к нарушению принципа социального равенства, когда более финансово обеспеченный слой населения имеет доступ к более качественной медицинской помощи. Поэтому представляется, что залогом грамотного управления сферой здравоохранения является сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов с преобладанием первого.
Ключевые управленческие проблемы, сложившиеся в системе здравоохранения, следующие: нехватка финансирования системы
здравоохранения со стороны государства либо фрагментарность такого финансирования, когда денежные средства выделяются только на отдельные подотрасли здравоохранения, децентрализация системы управления здравоохранением, что приводит к отсутствию строгой системы подотчетности одних органов управления другим и произволу региональных министерств, которые во многом независимы от федерального Минздрава, а также проблемы в кадровой политике в сфере здравоохранения, которая привела к тому, что некоторые врачи становятся не заинтересованы в качественном выполнении своей работы, а хорошие специалисты вынуждены искать дополнительные «серые» способы заработка. Представляется, что эффективное развитие системы здравоохранения будет возможно лишь при увеличении затрат государства на развитие отрасли, при усилении контроля центра за деятельностью административных органов в сфере здравоохранения на местах, а также при создании конкурентной среды среди врачей и материальном стимулировании высококвалифицированных специалистов, которых ценят пациенты.
Ожидаемые перспективы развития системы управления здравоохранением целиком и полностью зависят от успеха в реализации таких задач, как ликвидация кадрового дефицита в медицинской отрасли, обеспечение всех слоев населения доступной медицинской помощью, развитие информатизации в сфере здравоохранения, формирование и воплощение в жизнь национальных проектов и программ по развитию здравоохранения, увеличение финансирования здравоохранения. Основные из этих задач поставлены государством в Стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025 г. Скорейшее их решение обеспечит ощутимые результаты: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, снижение младенческой смертности и смертности среди трудоспособного населения. Однако в качестве дополнительной важнейшей задачи государству необходимо уделить должное внимание системе подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения, чтобы опытные специалисты отрасли, обладающие управленческим потенциалом, могли карьерно расти и в дальнейшем грамотно управлять системой здравоохранения страны.
Таким образом, путем решения всех поставленных задач удалось достичь главной цели исследования - провести комплексный анализ роли государства в управлении и регулировании сферы здравоохранения в России.



1 Алексеев, Н.А. Методические рекомендации по организации платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях / Н.А. Алексеев, Н.П. Батина. Челябинск: Челябинский дом печати, 1998. 13 с.
2 Арсланбекова, А.З. Особенности реализации современной государственной политики России в сфере здравоохранения /
A. З. Арсланбекова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. № 4. С. 68-73.
3 Балакирев, Ю.С. Актуальные проблемы управления здравоохранением в условиях COVID-19 / Ю.С. Балакирев // Universum: медицина и фармакология. 2021. № 10 (81). С. 12-14.
4 Батиевская, В.Б. Трансформация подходов к государственному регулированию российского здравоохранения / В.Б. Батиевская,
B. А. Шабашев // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 2. С. 66-72.
5 Братановский, С.Н. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России / С.Н. Братановский, В.В. Кизилов. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005. С. 41.
6 Герасименко, Н.Ф. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан / Н.Ф. Герасименко, О.Ю. Александрова, И.Ю. Григорьев. М.: МЦФЭР, 2005. 314 с.
7 Голубенкова, В.А. О некоторых проблемах управления здравоохранением в РФ / В.А. Голубенкова // Наука молодых. 2018. № 4.
С. 607-611.
8 Г осударственная медицина: в погоне за качеством // Официальный
сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-
obzor/gosudarstvennaja-medicina-v-pogone-za-kachestvom (дата обращения: 15.03.2023).
9 Грачева, Д. Медицина в Великобритании / Д. Грачева // Портал о зарубежной недвижимости. URL: https://www.homesoverseas.ru/articles/11313 (дата обращения: 01.05.2023).
10 Демьянова, В.Е. Централизация и децентрализация правового регулирования деятельности медицинских учреждений / В.Е. Демьянова // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 33-36.
11 Доктринальный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Статут, 2013. 686 с.
12 Заключение на проект «Стратегии развития здравоохранения РФ на период до 2025 г.», подготовленный Минздравом России // Официальный сайт Высшей школы организации и управления здравоохранением. URL: https ://www.vshouz.ru/docs/Strategy_vshouz_2025.pdf (дата обращения: 16.05.2023).
13 Зарубежный дайджест: цитируемые публикации //
Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2013. № 6. С. 130-140.
14 Здравоохранение Швеции // Интернет-портал «SOS-Система». URL: http://sos-system.org.ua/?page_id=88 (дата обращения 01.05.2023).
15 Калякин, М.А. Концептуально-методические основы управления в сфере здравоохранения / М.А. Калякин // Управление персоналом. 2008. № 20. С. 45-46...67



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ