Противодействие незаконному обороту наркотических средств в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КАК УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Историко-правовой анализ отечественного
законодательства, устанавливающего ответственность за незаконный оборот наркотических средств 5
1.2 Основы противодействия незаконному обороту
наркотических средств в Российской Федерации на современном этапе становление общества 17
1.3 Сравнительно-правовой анализ законодательства
зарубежных стран в вопросах противодействия незаконному обороту наркотических средств 29
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности выявления и пресечения незаконного оборота
_ 42 наркотических средств
2.2 Особенности расследования преступлений, связанных с
незаконным оборотом наркотических средств 52
2.3 Особенности профилактики и предупреждения незаконного
оборота наркотических средств 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КАК УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Историко-правовой анализ отечественного
законодательства, устанавливающего ответственность за незаконный оборот наркотических средств 5
1.2 Основы противодействия незаконному обороту
наркотических средств в Российской Федерации на современном этапе становление общества 17
1.3 Сравнительно-правовой анализ законодательства
зарубежных стран в вопросах противодействия незаконному обороту наркотических средств 29
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности выявления и пресечения незаконного оборота
_ 42 наркотических средств
2.2 Особенности расследования преступлений, связанных с
незаконным оборотом наркотических средств 52
2.3 Особенности профилактики и предупреждения незаконного
оборота наркотических средств 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков отличаются повышенной степенью общественной опасности и распространенностью. Кроме того, рассматриваемая категория противоправных деяний характеризуется как одно из наиболее латентных видов преступлений и правонарушений. На протяжении последнего десятилетия наблюдается стремительный рост и распространенность наркотических средств, психотропных веществ их аналогов или прекурсоров. Распространение наркотиков представляет собой глобальное бедствие, которое поразило все человечество, в том числе, Российскую Федерацию. Наркомания как негативное социальное явление поражает все сферы жизни общества, подрывает государственную и общественную безопасность, а также представляет собой угрозу всему человечеству. Указанные факторы обуславливают необходимость разработки полноценной системы профилактики и предупреждения наркомании и незаконного оборота наркотиков. Особе значение приобретают не только международные, но и национальные механизмы противодействия, поскольку незаконный оборот наркотических средств выступает одной из наиболее серьезных и актуальных угроз национальной безопасности государства.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается тем, что уровень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ остается на высоком уровне, что подтверждается следующими статистическими сведениями. Так, за 2017 год на территории РФ зарегистрировано 208 681 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, за 2018 год - 200 306 преступлений, за 2019 год - 190 197 преступлений, за 2020 год - 190 197 преступлений, за 2021 год - 179 732 преступления, за 2022 год - 177 741 преступление . Указанные статистические данные свидетельствуют о том, что за последние несколько лет наблюдается минимальное снижение данного показателя, что несомненно указывает на эффективность деятельности всех субъектов предупреждения наркомании в РФ. Вместе с тем, уровень данной категории преступлений остается достаточно высоким, что обуславливает необходимость совершенствования механизмов и инструментов противодействия незаконному обороту наркотиков как с правовой, так и организационной точки зрения.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении комплексного исследования сущности и особенности организации противодействия незаконному обороту наркотических средств как направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, формулировании путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проведение ретроспективного анализа отечественного законодательства, устанавливающего ответственность за незаконный оборот наркотических средств.
2. Исследование основ противодействия незаконному обороту наркотических средств в Российской Федерации на современном этапе становление общества.
3. Сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных стран в части противодействия незаконному обороту наркотических средств.
4. Рассмотрение особенностей выявления и пресечения незаконного оборота наркотических средств.
5. Изучение особенностей расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
6. Исследование особенностей профилактики и предупреждения незаконного оборота наркотических средств.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе противодействия незаконному обороту наркотических средств как направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы и положения действующего законодательства, исследования ученых, статистические данные по теме исследования.
Теоретической основой исследования являются результаты исследований ученых в области уголовного права. Так, в рамках исследования использовалась труды К.Г. Акульшиной, М.В. Ансифоровой, К.Г. Антонова, Р.С. Белкина, М.Г. Беляевой, Р.А. Гогова, И.И. Грешных, Р.А. Дерюгина, Н.В. Журавлевой, Д.С. Забаева, А.А. Иванова, А.С. Князькова, В.И. Комиссарова, М.В. Кондратьева, М.Н. Косарева, Д.В. Меняйло. М.В. Назарук, М.А. Поляковой, Е.Р. Россинского, П.П. Сальникова, А.Н. Сунами, В.В. Ткаченко, А.А. Ширванова, А.А. Шурыгина, А.С. Щуровой и иных.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют основные положения Конституции РФ, нормы уголовного и иного федерального законодательства РФ и зарубежных стран, статистические данные по теме выпускной квалификационной работы.
Методологической основой исследования является общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием формально-юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, теоретико-прогностического, исторического и иных методов познания.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач, состоит из введения, двух глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается тем, что уровень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ остается на высоком уровне, что подтверждается следующими статистическими сведениями. Так, за 2017 год на территории РФ зарегистрировано 208 681 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, за 2018 год - 200 306 преступлений, за 2019 год - 190 197 преступлений, за 2020 год - 190 197 преступлений, за 2021 год - 179 732 преступления, за 2022 год - 177 741 преступление . Указанные статистические данные свидетельствуют о том, что за последние несколько лет наблюдается минимальное снижение данного показателя, что несомненно указывает на эффективность деятельности всех субъектов предупреждения наркомании в РФ. Вместе с тем, уровень данной категории преступлений остается достаточно высоким, что обуславливает необходимость совершенствования механизмов и инструментов противодействия незаконному обороту наркотиков как с правовой, так и организационной точки зрения.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении комплексного исследования сущности и особенности организации противодействия незаконному обороту наркотических средств как направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, формулировании путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проведение ретроспективного анализа отечественного законодательства, устанавливающего ответственность за незаконный оборот наркотических средств.
2. Исследование основ противодействия незаконному обороту наркотических средств в Российской Федерации на современном этапе становление общества.
3. Сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных стран в части противодействия незаконному обороту наркотических средств.
4. Рассмотрение особенностей выявления и пресечения незаконного оборота наркотических средств.
5. Изучение особенностей расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
6. Исследование особенностей профилактики и предупреждения незаконного оборота наркотических средств.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе противодействия незаконному обороту наркотических средств как направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы и положения действующего законодательства, исследования ученых, статистические данные по теме исследования.
Теоретической основой исследования являются результаты исследований ученых в области уголовного права. Так, в рамках исследования использовалась труды К.Г. Акульшиной, М.В. Ансифоровой, К.Г. Антонова, Р.С. Белкина, М.Г. Беляевой, Р.А. Гогова, И.И. Грешных, Р.А. Дерюгина, Н.В. Журавлевой, Д.С. Забаева, А.А. Иванова, А.С. Князькова, В.И. Комиссарова, М.В. Кондратьева, М.Н. Косарева, Д.В. Меняйло. М.В. Назарук, М.А. Поляковой, Е.Р. Россинского, П.П. Сальникова, А.Н. Сунами, В.В. Ткаченко, А.А. Ширванова, А.А. Шурыгина, А.С. Щуровой и иных.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют основные положения Конституции РФ, нормы уголовного и иного федерального законодательства РФ и зарубежных стран, статистические данные по теме выпускной квалификационной работы.
Методологической основой исследования является общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием формально-юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, теоретико-прогностического, исторического и иных методов познания.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач, состоит из введения, двух глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Национальная безопасность Российской Федерации выступает важнейшим феноменом, на обеспечение которого ориентированы все силы и средства государства. Кроме того, с целью нейтрализации или минимизации угроз национальной безопасности государства, законодателем формируются и реализуются ключевые направления государственной деятельности. К числу одного из важнейших направлений государственной политики признается противодействие незаконному обороту наркотиков, на обеспечение которого ориентированы многочисленные силы и средства государства. Вместе с тем, уровень преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков остается достаточно высоким, что обуславливает необходимость разработки и реализации более совершенной государственной политики в рассматриваемой области. В рамках настоящего исследования были проанализированы отдельные проблемные аспекты в рассматриваемой сфере. По результатам поведенной работы сформулированы следующие выводы:
1. Систему правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков характеризуется наличием нескольких уровней, характеризующихся нормативными актами различного характера. Условно такие уровни можно представить в следующем виде:
— Конституция РФ - регламентирует основы и принципы организации государственной деятельности, в том числе, в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Вместе с тем, нормы Конституции РФ прямо не касаются данного направления и регулируют механизмы борьбы с наркоманией.
— Система федерального законодательства - центральным законом в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, выступает ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В случае нарушения требований действующего законодательства в рассматриваемой сфере, в зависимости от степени тяжести содеянного, в силу вступают УК РФ и КоАП РФ. Иные аспекты и вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков регламентируются иными федеральными законами.
— Подзаконные нормативные акты - устанавливают и раскрывают отдельные аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков. Например, соответствующее постановление Правительства РФ закрепляет перечень средств и веществ, оборот которых в РФ запрещен, а Указы Президента РФ регулируют порядок формирования, полномочия и особенности деятельности государственного антинаркотического комитета РФ, а также системы антинаркотических комиссий в субъектах РФ.
— Судебные акты высших судебных инстанций - проблемы квалификации и спорные вопросы в сфере применения уголовного законодательства раскрываются на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14.
— Ведомственные нормативные акты - отличаются природой законодателя, поскольку в данном случае акты разрабатываются и утверждаются отдельными ведомствами и как правило, распространяются на более узкий круг субъектов, нежели иные законодательные акты.
2. В международном сообществе сформулировано три модели противодействия незаконному обороту наркотиков - индивидуальная, универсальная и смешанная. По результатам проведенного исследования сформулированы следующие пути совершенствования правовых и организационных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков в РФ:
— Рассматривая индивидуальную модель организации контроля за незаконным оборотом наркотиков, отметим, что для РФ был бы интересным упрощенный порядок исследования новых потенциально опасных веществ и средств, а также их принадлежности к числу наркотических по аналогии с опытом Финляндии. Кроме того, следовало бы уделить внимание порядку лицензирования фармацевтической деятельности, а также организации импорта психотропных веществ, наркотических средств. Интересным является опыт Индии в части установления ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в отношении юридических лиц.
— Анализируя деятельность государств универсальной системы контроля за незаконным оборотом наркотиков, следует отметить, что для РФ был бы интересным опыт Великобритании в части разработки и утверждения специализированных Стратегий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков как направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в рамках которой могли бы регламентироваться перспективные направления деятельности, задачи субъектов в сфере борьбы с наркоманией, а также иные значимые аспекты в исследуемой области. Кроме того, интересным является опыт Великобритании в части учреждения Межведомственного комитета для координации борьбы со злоупотреблением наркотиками, в состав которого могли бы быть включены представители Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, таможенных служб, прокуратуры, Министерства иностранных дел, финансов, здравоохранения. Кроме того, интересной является идея организации Национальной информационной службы по проблемам наркотиков, которая могла бы собирать, консолидировать, анализировать оперативные сведения в сфере противодействия наркотикам, формулируя приоритетные направления государственной политики, а также разрабатывая более совершенные и эффективные меры, инструменты противодействия наркомании.
— Рассматривая опыт государств смешанного типа контроля за незаконным оборотом наркотиков, отметим, что в КНР интересной является практика учреждения широкой системы центров, предназначенных для лечения лиц, страдающих наркоманией. Кроме того, интересной является практика организации и реализации профилактических акций, ориентированных как на предупреждение, так и на профилактику преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Применительно к мерам уголовно-правового воздействия было бы целесообразно перенять репрессивный подход к установлению ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Вместе с тем, для российского законодателя был бы интересным опыт ФРГ в части установления и реализации превентивных мероприятий, а также учреждения специализированных медико-социальных служб, посредством которых реализуется как медицинская, так и социальная поддержка гражданам, которые страдают наркоманией.
3. Выявление и пресечение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств выступает важнейшим направлением деятельности государства. На практике именно качественное и оперативное выявление, а также эффективное пресечение преступлений рассматриваемой категории предопределяет результативность обеспечения национальной безопасности государства. На практике таковые преступления выявляются в ходе проведения обхода административной территории, либо патрулирования тех или иных участков местности, после чего полученная информация передается в специализированные оперативные подразделения органов внутренних дел (по контролю за оборотом наркотиков) с дальнейшим проведением оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем, важнейшим источником получения информации о совершенном преступлении, является взаимодействие с общественностью, а именно, реализация профилактических бесед с гражданами, в рамках которых уполномоченные должностные лица органов внутренних дел могут получить ценные сведения о совершенном или подготавливающемся преступлении. Так, деятельность по выявлению преступлений заключается в реализации им поисковых мероприятий по выявлению лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также сбору и обмену необходимой информацией с заинтересованными подразделениями, а именно, с подразделением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, нередко сотрудники патрульно-постовой, дорожно-патрульной иных служб совместно с сотрудниками оперативных подразделений организует оперативно-розыскные мероприятия. Рассматривая особенности организации деятельности сотрудников органов внутренних дел по вопросам пресечения и выявления преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, можно выделить три важнейших направления совершенствования: регулярное проведение профилактических мероприятий и патрулирование отдельных (потенциально опасных и криминальных) участков местности, уделяя при этом большее внимание местам, объектам и помещениям с возможным нахождением следов преступлений, учитывая особенности криминалистической характеристики преступлений; организация профилактических бесед с гражданами, в ходе которых могут быть установлены факты, имеющие значение для возбуждения дела, расследования и раскрытия преступления; постоянный обмен полученной информацией между различными подразделениями ОВД, а также с иными ведомствами с целью оперативного разрешения вопросов, необходимых для выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
4. Процесс расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков можно представить в виде следующих последовательных этапов:
— Первоначальный этап характеризуется системой специфических особенностей, которые прежде всего обуславливаются особенностями криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений. В рамках данного этапа особое внимание следовало бы уделить механизму задержания лиц, причастных к преступной деятельности, а также реализации обыска места происшествия. В противном случае следы преступной деятельности могут безвозвратно исчезнуть и возможность дальнейшего расследования преступления будет усложнена. В рамках данного этапа расследования преступления особое значение приобретает взаимодействие следователя с оперативными службами, патрульно-постовой, дорожно-патрульной и иными службами. Кроме того, особое значение приобретает фиксация следственных действий, результаты которых являются важнейшими доказательствами. При реализации следственных действий следователь должен прогнозировать возможное противодействие со стороны лиц, которые застигнуты на месте происшествия или выявлены в рамках первоначального этапа расследования.
— Последующий этап расследования преступления характеризуется многочисленными алгоритмами, которые выбираются следователем исходя из сложившейся следственной ситуации, обстоятельств расследования преступления. В рамках данного этапа следователь не только определяет дальнейший алгоритм деятельности, но и использует все средства и инструменты, находящиеся в распоряжении следователей с целью эффективного и оперативного расследования преступления. Примечательно, что именно на этом этапе следователь сталкивается с активным противодействием расследованием. Для того, чтобы избежать возможной конфликтной ситуации следователь должен использовать принцип рефлексивного управления, в ходе которого прогнозируется и анализируется поведение участников. Именно этот этап характеризуется наиболее активной деятельностью, которая консолидирует полученные ранее материалы, доказательства и сведения, а также подводит к закономерному итогу процесс расследования преступления.
— Заключительный этап характеризуется исследование личности подозреваемого, вынесение следователем соответствующего
процессуального решения (постановление о предъявлении обвинения). По необходимости следователь проводит дополнительный допрос обвиняемого, свидетелей и иных участников. Кроме того, в рамках данного этапа расследования преступления реализуется ознакомление участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела.
5. Профилактика и предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков приобретает особое значение на практике. Вместе с тем, данном направление характеризуется рядом проблемных аспектов, которые нуждаются в преодолении с целью повышения их качества и эффективности:
— Налаживание полноценного взаимодействия между органами государственной власти, выступающими субъектами противодействия незаконному обороту наркотиков. С целью организации надлежащего уровня взаимодействия было бы целесообразно сформировать самостоятельный межведомственный акт, регламентирующий порядок и формы взаимодействия органов государственной власти в аспекте противодействия незаконному обороту наркотиков. В рамках указанного приказа следовало бы закрепить ключевые направления взаимодействия субъектов.
— В рамках реализации организационных аспектов
противодействия незаконному обороту наркотиков следовало бы совершенствовать систему антинаркотической политики РФ. Так, следовало бы установить строгий контроль за реализацией мероприятий, связанных в той или иной части с оборотом наркотиков; обеспечить систему лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотиков; стимулирование деятельности, связанной с профилактикой наркомании и незаконного оборота наркотиков, уделяя большее внимание на подростков (обучающихся средних общих и специальных образовательных учреждений); стимулирование различных научных изысканий и разработок, направленных на лечение лиц, страдающих наркотической зависимостью; разработка и учреждение специализированных частных организаций в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и борьбе с наркоманией, уделяя большее внимание на реабилитацию наркозависимых.
— Активное внедрение в деятельность субъектов противодействия незаконному обороту наркотических средств информационно-телекоммуникационных технологий, поскольку рассматриваемая категория преступлений все чаще совершается посредством сети «Интернет». Кроме того, посредством указанных технологий могла бы охватываться широкая аудитория, что окажет положительное влияние на качество и эффективность профилактической деятельности.
— В рамках реализации расследования преступлений, то есть при производстве следственных действий, связанных с экспертизами, было бы целесообразно привлекать специалистов, которые могли бы помогать следователю ставить вопросы перед экспертами. Кроме того, именно консультирование со стороны специалистов позволит сохранить следы преступной деятельности, а также правильно и качественно транспортировать их, проводить следственные действия. Примечательно, что консультирование со стороны специалистов позволит исключить неверные, двусмысленные, сложные и противоречивые формулировки при постановке вопросов, которые выносятся на рассмотрение и разрешение экспертам.
1. Систему правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков характеризуется наличием нескольких уровней, характеризующихся нормативными актами различного характера. Условно такие уровни можно представить в следующем виде:
— Конституция РФ - регламентирует основы и принципы организации государственной деятельности, в том числе, в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Вместе с тем, нормы Конституции РФ прямо не касаются данного направления и регулируют механизмы борьбы с наркоманией.
— Система федерального законодательства - центральным законом в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, выступает ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В случае нарушения требований действующего законодательства в рассматриваемой сфере, в зависимости от степени тяжести содеянного, в силу вступают УК РФ и КоАП РФ. Иные аспекты и вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков регламентируются иными федеральными законами.
— Подзаконные нормативные акты - устанавливают и раскрывают отдельные аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков. Например, соответствующее постановление Правительства РФ закрепляет перечень средств и веществ, оборот которых в РФ запрещен, а Указы Президента РФ регулируют порядок формирования, полномочия и особенности деятельности государственного антинаркотического комитета РФ, а также системы антинаркотических комиссий в субъектах РФ.
— Судебные акты высших судебных инстанций - проблемы квалификации и спорные вопросы в сфере применения уголовного законодательства раскрываются на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14.
— Ведомственные нормативные акты - отличаются природой законодателя, поскольку в данном случае акты разрабатываются и утверждаются отдельными ведомствами и как правило, распространяются на более узкий круг субъектов, нежели иные законодательные акты.
2. В международном сообществе сформулировано три модели противодействия незаконному обороту наркотиков - индивидуальная, универсальная и смешанная. По результатам проведенного исследования сформулированы следующие пути совершенствования правовых и организационных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков в РФ:
— Рассматривая индивидуальную модель организации контроля за незаконным оборотом наркотиков, отметим, что для РФ был бы интересным упрощенный порядок исследования новых потенциально опасных веществ и средств, а также их принадлежности к числу наркотических по аналогии с опытом Финляндии. Кроме того, следовало бы уделить внимание порядку лицензирования фармацевтической деятельности, а также организации импорта психотропных веществ, наркотических средств. Интересным является опыт Индии в части установления ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в отношении юридических лиц.
— Анализируя деятельность государств универсальной системы контроля за незаконным оборотом наркотиков, следует отметить, что для РФ был бы интересным опыт Великобритании в части разработки и утверждения специализированных Стратегий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков как направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в рамках которой могли бы регламентироваться перспективные направления деятельности, задачи субъектов в сфере борьбы с наркоманией, а также иные значимые аспекты в исследуемой области. Кроме того, интересным является опыт Великобритании в части учреждения Межведомственного комитета для координации борьбы со злоупотреблением наркотиками, в состав которого могли бы быть включены представители Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, таможенных служб, прокуратуры, Министерства иностранных дел, финансов, здравоохранения. Кроме того, интересной является идея организации Национальной информационной службы по проблемам наркотиков, которая могла бы собирать, консолидировать, анализировать оперативные сведения в сфере противодействия наркотикам, формулируя приоритетные направления государственной политики, а также разрабатывая более совершенные и эффективные меры, инструменты противодействия наркомании.
— Рассматривая опыт государств смешанного типа контроля за незаконным оборотом наркотиков, отметим, что в КНР интересной является практика учреждения широкой системы центров, предназначенных для лечения лиц, страдающих наркоманией. Кроме того, интересной является практика организации и реализации профилактических акций, ориентированных как на предупреждение, так и на профилактику преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Применительно к мерам уголовно-правового воздействия было бы целесообразно перенять репрессивный подход к установлению ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Вместе с тем, для российского законодателя был бы интересным опыт ФРГ в части установления и реализации превентивных мероприятий, а также учреждения специализированных медико-социальных служб, посредством которых реализуется как медицинская, так и социальная поддержка гражданам, которые страдают наркоманией.
3. Выявление и пресечение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств выступает важнейшим направлением деятельности государства. На практике именно качественное и оперативное выявление, а также эффективное пресечение преступлений рассматриваемой категории предопределяет результативность обеспечения национальной безопасности государства. На практике таковые преступления выявляются в ходе проведения обхода административной территории, либо патрулирования тех или иных участков местности, после чего полученная информация передается в специализированные оперативные подразделения органов внутренних дел (по контролю за оборотом наркотиков) с дальнейшим проведением оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем, важнейшим источником получения информации о совершенном преступлении, является взаимодействие с общественностью, а именно, реализация профилактических бесед с гражданами, в рамках которых уполномоченные должностные лица органов внутренних дел могут получить ценные сведения о совершенном или подготавливающемся преступлении. Так, деятельность по выявлению преступлений заключается в реализации им поисковых мероприятий по выявлению лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также сбору и обмену необходимой информацией с заинтересованными подразделениями, а именно, с подразделением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, нередко сотрудники патрульно-постовой, дорожно-патрульной иных служб совместно с сотрудниками оперативных подразделений организует оперативно-розыскные мероприятия. Рассматривая особенности организации деятельности сотрудников органов внутренних дел по вопросам пресечения и выявления преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, можно выделить три важнейших направления совершенствования: регулярное проведение профилактических мероприятий и патрулирование отдельных (потенциально опасных и криминальных) участков местности, уделяя при этом большее внимание местам, объектам и помещениям с возможным нахождением следов преступлений, учитывая особенности криминалистической характеристики преступлений; организация профилактических бесед с гражданами, в ходе которых могут быть установлены факты, имеющие значение для возбуждения дела, расследования и раскрытия преступления; постоянный обмен полученной информацией между различными подразделениями ОВД, а также с иными ведомствами с целью оперативного разрешения вопросов, необходимых для выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
4. Процесс расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков можно представить в виде следующих последовательных этапов:
— Первоначальный этап характеризуется системой специфических особенностей, которые прежде всего обуславливаются особенностями криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений. В рамках данного этапа особое внимание следовало бы уделить механизму задержания лиц, причастных к преступной деятельности, а также реализации обыска места происшествия. В противном случае следы преступной деятельности могут безвозвратно исчезнуть и возможность дальнейшего расследования преступления будет усложнена. В рамках данного этапа расследования преступления особое значение приобретает взаимодействие следователя с оперативными службами, патрульно-постовой, дорожно-патрульной и иными службами. Кроме того, особое значение приобретает фиксация следственных действий, результаты которых являются важнейшими доказательствами. При реализации следственных действий следователь должен прогнозировать возможное противодействие со стороны лиц, которые застигнуты на месте происшествия или выявлены в рамках первоначального этапа расследования.
— Последующий этап расследования преступления характеризуется многочисленными алгоритмами, которые выбираются следователем исходя из сложившейся следственной ситуации, обстоятельств расследования преступления. В рамках данного этапа следователь не только определяет дальнейший алгоритм деятельности, но и использует все средства и инструменты, находящиеся в распоряжении следователей с целью эффективного и оперативного расследования преступления. Примечательно, что именно на этом этапе следователь сталкивается с активным противодействием расследованием. Для того, чтобы избежать возможной конфликтной ситуации следователь должен использовать принцип рефлексивного управления, в ходе которого прогнозируется и анализируется поведение участников. Именно этот этап характеризуется наиболее активной деятельностью, которая консолидирует полученные ранее материалы, доказательства и сведения, а также подводит к закономерному итогу процесс расследования преступления.
— Заключительный этап характеризуется исследование личности подозреваемого, вынесение следователем соответствующего
процессуального решения (постановление о предъявлении обвинения). По необходимости следователь проводит дополнительный допрос обвиняемого, свидетелей и иных участников. Кроме того, в рамках данного этапа расследования преступления реализуется ознакомление участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела.
5. Профилактика и предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков приобретает особое значение на практике. Вместе с тем, данном направление характеризуется рядом проблемных аспектов, которые нуждаются в преодолении с целью повышения их качества и эффективности:
— Налаживание полноценного взаимодействия между органами государственной власти, выступающими субъектами противодействия незаконному обороту наркотиков. С целью организации надлежащего уровня взаимодействия было бы целесообразно сформировать самостоятельный межведомственный акт, регламентирующий порядок и формы взаимодействия органов государственной власти в аспекте противодействия незаконному обороту наркотиков. В рамках указанного приказа следовало бы закрепить ключевые направления взаимодействия субъектов.
— В рамках реализации организационных аспектов
противодействия незаконному обороту наркотиков следовало бы совершенствовать систему антинаркотической политики РФ. Так, следовало бы установить строгий контроль за реализацией мероприятий, связанных в той или иной части с оборотом наркотиков; обеспечить систему лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотиков; стимулирование деятельности, связанной с профилактикой наркомании и незаконного оборота наркотиков, уделяя большее внимание на подростков (обучающихся средних общих и специальных образовательных учреждений); стимулирование различных научных изысканий и разработок, направленных на лечение лиц, страдающих наркотической зависимостью; разработка и учреждение специализированных частных организаций в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и борьбе с наркоманией, уделяя большее внимание на реабилитацию наркозависимых.
— Активное внедрение в деятельность субъектов противодействия незаконному обороту наркотических средств информационно-телекоммуникационных технологий, поскольку рассматриваемая категория преступлений все чаще совершается посредством сети «Интернет». Кроме того, посредством указанных технологий могла бы охватываться широкая аудитория, что окажет положительное влияние на качество и эффективность профилактической деятельности.
— В рамках реализации расследования преступлений, то есть при производстве следственных действий, связанных с экспертизами, было бы целесообразно привлекать специалистов, которые могли бы помогать следователю ставить вопросы перед экспертами. Кроме того, именно консультирование со стороны специалистов позволит сохранить следы преступной деятельности, а также правильно и качественно транспортировать их, проводить следственные действия. Примечательно, что консультирование со стороны специалистов позволит исключить неверные, двусмысленные, сложные и противоречивые формулировки при постановке вопросов, которые выносятся на рассмотрение и разрешение экспертам.
Подобные работы
- ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ
АНАЛОГОВ НА ПРИМЕРЕ СТ. 228 УК РФ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5660 р. Год сдачи: 2017 - Социально-исторические аспекты противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров
Дипломные работы, ВКР, исполнительное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - Административно правовой механизм противодействия незаконному обороту наркотиков
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Всемирная борьба с нелегальным распространением наркотических
средств и психотропных веществ: противодействие международных
организаций и конвенционный механизм на примере ЕС и СНГ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Актуальные проблемы квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Криминологическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
Бакалаврская работа, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022





