ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Проблема Интернет-зависимости как формы аддиктивного поведения в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности психического развития в подростковом возрасте 16
1.3 Особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте 20
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 29
2.3 Методы математической обработки данных 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИАКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ ... 33
3.1. Анализ результатов исследования Интернет-зависимости у подростков 33
3.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера у Интернет-зависимых и Интернет-независимых подростков 38
3.3. Анализ результатов исследования интеллектуальных способностей у Интернет-зависимых и Интернет-независимых подростков 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Приложение А. Методика «Акцентуация характера и темперамента» Г. Шмишека и К. Леонгарда (в адаптации Крук И.В.) 62
Приложение Б. Шкала Интернет-зависимости Чена «Шкала CIAS» (в адаптации Малыгина В.Л., Феклисова К.А.) 66
Приложение В. Результаты исследования Интернет-зависимости подростков, учащихся 7 класса по методике «Интернет-зависимость» С.Х. Чена 68
1.1. Проблема Интернет-зависимости как формы аддиктивного поведения в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности психического развития в подростковом возрасте 16
1.3 Особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте 20
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 29
2.3 Методы математической обработки данных 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИАКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ ... 33
3.1. Анализ результатов исследования Интернет-зависимости у подростков 33
3.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера у Интернет-зависимых и Интернет-независимых подростков 38
3.3. Анализ результатов исследования интеллектуальных способностей у Интернет-зависимых и Интернет-независимых подростков 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Приложение А. Методика «Акцентуация характера и темперамента» Г. Шмишека и К. Леонгарда (в адаптации Крук И.В.) 62
Приложение Б. Шкала Интернет-зависимости Чена «Шкала CIAS» (в адаптации Малыгина В.Л., Феклисова К.А.) 66
Приложение В. Результаты исследования Интернет-зависимости подростков, учащихся 7 класса по методике «Интернет-зависимость» С.Х. Чена 68
Актуальность исследования. На данный момент современное общество невозможно представить без Интернета. «Всемирная паутина» совершила настоящую революцию во многих сферах человеческой жизни, являясь тех-нологическим, экономическим и культурным феноменом. Но наряду с пози-тивными привнесениями в повседневную жизнь человека этот «скачок про-гресса» принёс с собой немало проблем, из которых наиболее остро стоит проблема Интернет-зависимости. И это явление представляет потенциальную угрозу для нынешнего подрастающего поколения. Исследование, проведён¬ное в 2017 году кандидатом психологических наук Татьяной Георгиевной Киселёвой показало наличие Интернет-зависимости у половины подростков в возрасте от 12 до 16 лет.
Не менее значимым является и тот факт, что «глобальная сеть» оказывает определённое влияние не только на личностные характеристики, но и психи¬ку подростка, а в частности - на его познавательные процессы. К примеру, уже отмечено, что у подростков с игровой зависимостью (одна из видов Ин¬тернет-зависимости) способность к анализу и классификации значительно ниже, чем у подростков, не имеющих данной зависимости. Однако зритель¬ная память у игрозависимых подростков развита. И если исходить из этого, то нельзя однозначно утверждать, является влияние Интернета на подростка чисто негативным или наоборот.
Наиболее полно изучением влияния Интернета и формирования зависи-мости от него занимались такие исследователи как К. Янг, А.Е. Войскунский, М. Гриффитс, А.Ю. Егорова, А. Голдберг, Ц.П. Короленко, Дж. Грохол, А.Е. Жичкина, М. Фенишел и многие другие.
Подростковый возраст является сензитивным периодом в формировании личности, активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.
Проблемой изучения содержания и проявления психопатий и акцентуаций характера, а также факторов, под влиянием которых они формируются, занимались многие исследователи. К ним относятся Н.А. Государев, К. Леонгард, А.Е. Личко, В.М. Мельникова, Г. Шмишек, Л.Т. Ямпольский и другие исследователи.
В исследованиях А.Ю. Егоров, Е.Е. Лысенко, Ю.В. Фомичева, Л.И. Шакировой убедительно доказано, что в сфере образования и воспитания детей и подростков целенаправленное применение компьютерных игр и Интернет- технологий может служить как средством электронного обучения, так и средством эмоциональной разрядки и релаксации. Компьютерные техноло¬гии активно используются для развития творческого и комбинаторного мышления детей и подростков. В коррекционных целях их можно использо¬вать для компенсации речевых нарушений, а также развития навыков пись¬менной речи и сенсомоторной сферы, совершенствования оперативной памя¬ти у подростков.
В исследованиях А.Ю. Егорова, М.С. Иванова, В.В. Павловского отмече¬ны негативные последствия бесконтрольного со стороны родителей и неком-петентных педагогов использования подростками Интернета. Увлечение подростками Интернет-ресурсами и социальными сетями приводит к суже¬нию круга интересов как познавательных, так и эмоциональных, теряется по-требность в межличностных контактах, формируется личность невротика, неадекватное поведение в реальном мире, суицидальные настроения.
Таким образом, несмотря на огромное количество исследований, которые были проведены как в России, так и за рубежом по проблеме Интернет- зависимости у подростков, данных работ недостаточно. Данная проблема нуждается в дополнительном экспериментальном изучении внутренних детерминант Интернет-зависимости, а также разработке профилактических и коррекционных программ....
Не менее значимым является и тот факт, что «глобальная сеть» оказывает определённое влияние не только на личностные характеристики, но и психи¬ку подростка, а в частности - на его познавательные процессы. К примеру, уже отмечено, что у подростков с игровой зависимостью (одна из видов Ин¬тернет-зависимости) способность к анализу и классификации значительно ниже, чем у подростков, не имеющих данной зависимости. Однако зритель¬ная память у игрозависимых подростков развита. И если исходить из этого, то нельзя однозначно утверждать, является влияние Интернета на подростка чисто негативным или наоборот.
Наиболее полно изучением влияния Интернета и формирования зависи-мости от него занимались такие исследователи как К. Янг, А.Е. Войскунский, М. Гриффитс, А.Ю. Егорова, А. Голдберг, Ц.П. Короленко, Дж. Грохол, А.Е. Жичкина, М. Фенишел и многие другие.
Подростковый возраст является сензитивным периодом в формировании личности, активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.
Проблемой изучения содержания и проявления психопатий и акцентуаций характера, а также факторов, под влиянием которых они формируются, занимались многие исследователи. К ним относятся Н.А. Государев, К. Леонгард, А.Е. Личко, В.М. Мельникова, Г. Шмишек, Л.Т. Ямпольский и другие исследователи.
В исследованиях А.Ю. Егоров, Е.Е. Лысенко, Ю.В. Фомичева, Л.И. Шакировой убедительно доказано, что в сфере образования и воспитания детей и подростков целенаправленное применение компьютерных игр и Интернет- технологий может служить как средством электронного обучения, так и средством эмоциональной разрядки и релаксации. Компьютерные техноло¬гии активно используются для развития творческого и комбинаторного мышления детей и подростков. В коррекционных целях их можно использо¬вать для компенсации речевых нарушений, а также развития навыков пись¬менной речи и сенсомоторной сферы, совершенствования оперативной памя¬ти у подростков.
В исследованиях А.Ю. Егорова, М.С. Иванова, В.В. Павловского отмече¬ны негативные последствия бесконтрольного со стороны родителей и неком-петентных педагогов использования подростками Интернета. Увлечение подростками Интернет-ресурсами и социальными сетями приводит к суже¬нию круга интересов как познавательных, так и эмоциональных, теряется по-требность в межличностных контактах, формируется личность невротика, неадекватное поведение в реальном мире, суицидальные настроения.
Таким образом, несмотря на огромное количество исследований, которые были проведены как в России, так и за рубежом по проблеме Интернет- зависимости у подростков, данных работ недостаточно. Данная проблема нуждается в дополнительном экспериментальном изучении внутренних детерминант Интернет-зависимости, а также разработке профилактических и коррекционных программ....
Зависимое поведение личности представляет собой актуальную психо-логическую проблему. В выраженной форме она имеет серьезные негативные последствия: снижение работоспособности, конфликты с окружающими, со-вершение преступлений. Аддиктивное поведение - самый распространенный вид девиантного поведения, который может затронуть любую семью.
Интернет давно стал привычным элементом повседневной жизни. Между тем, психологи, врачи и педагоги не могут однозначно определить, положительные или отрицательные воздействия оказывают Интернет-технологии на личностное развитие. К положительным сторонам воздействия Интернета можно отнести возможность поиска информации, общения с неограниченным количеством людей. В педагогической практике также есть возможность положительного использования компьютерных технологий. Целенаправленное применение компьютерных игр и Интернет-технологий может служить как средством электронного обучения, так и средством эмоциональной разрядки и релаксации. Могут активно использоваться для развития логического, прогностического и оперативного мышления, совершенствования оперативной памяти подростков, усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач. Использовать для коррекции речевых нарушений, развития навыков письменной речи и сенсомоторной сферы. Положительным эффектом взаимодействия в системе «человек-компьютер» является повышение самооценки и уверенности в себе, формирование положительных личностных особенностей, таких как деловая активность, точность и аккуратность.
В исследованиях отмечены и негативные последствия бесконтрольного использования Интернета. Увлечение Интернет-ресурсами и социальными сетями приводит к сужению круга интересов как познавательных, так и эмоциональных. При длительном использовании компьютера происходит утрата элементарных школьных знаний, снижение гибкости познавательных про¬цессов. Теряется потребность в межличностных контактах, формируется личность невротика, неадекватное поведение в реальном мире, суицидальные настроения. Интернет-зависимость способствует формированию психических проблем: конфликтное поведение, депрессия, дезадаптация в обществе, потеря способности контролировать время, закрепление доминанты «безнаказанности», происходит деформация личностной структуры, возникают деструктивные формы поведения.
Подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении. Установлены потребности, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. К ним относятся потребность в автономии, самореализации, признании; самопознании, социальная потребности в общении и при¬надлежности к группе. Ощущение полного контроля над ситуацией при ис¬пользовании Интернета удовлетворяет потребность в безопасности. Поэтому формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков. И эта зависимость будет оказывать разрушающее воздействие на его личность.
Компьютерная зависимость у подростков проявляется в нескольких видах: игромания и Интернет-зависимость. Интернет-зависимость в подростковом возрасте бывает двух видов: зависимость от социальных сетей и игровая зависимость.
Основными причинами развития Интернет-зависимости в подростковом возрасте можно считать скрытую или явную неудовлетворенность окружающим миром, невозможность самовыражения, страх быть непонятым. Интернет-зависимые подростки имеют проблемы с самооценкой, нереалистичными и недифференцированными представлениями о себе, неприятие своего физического «Я». Эмоциональная сфера характеризуется личностной тревожностью, агрессивностью, низким уровнем волевого самоконтроля и стрессоустойчивости. В коммуникативной сфере им свойственно стремление к одиночеству, конфликтности. Мотивационная сфера характеризуется направленностью в сторону избегания неудач....
Интернет давно стал привычным элементом повседневной жизни. Между тем, психологи, врачи и педагоги не могут однозначно определить, положительные или отрицательные воздействия оказывают Интернет-технологии на личностное развитие. К положительным сторонам воздействия Интернета можно отнести возможность поиска информации, общения с неограниченным количеством людей. В педагогической практике также есть возможность положительного использования компьютерных технологий. Целенаправленное применение компьютерных игр и Интернет-технологий может служить как средством электронного обучения, так и средством эмоциональной разрядки и релаксации. Могут активно использоваться для развития логического, прогностического и оперативного мышления, совершенствования оперативной памяти подростков, усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач. Использовать для коррекции речевых нарушений, развития навыков письменной речи и сенсомоторной сферы. Положительным эффектом взаимодействия в системе «человек-компьютер» является повышение самооценки и уверенности в себе, формирование положительных личностных особенностей, таких как деловая активность, точность и аккуратность.
В исследованиях отмечены и негативные последствия бесконтрольного использования Интернета. Увлечение Интернет-ресурсами и социальными сетями приводит к сужению круга интересов как познавательных, так и эмоциональных. При длительном использовании компьютера происходит утрата элементарных школьных знаний, снижение гибкости познавательных про¬цессов. Теряется потребность в межличностных контактах, формируется личность невротика, неадекватное поведение в реальном мире, суицидальные настроения. Интернет-зависимость способствует формированию психических проблем: конфликтное поведение, депрессия, дезадаптация в обществе, потеря способности контролировать время, закрепление доминанты «безнаказанности», происходит деформация личностной структуры, возникают деструктивные формы поведения.
Подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении. Установлены потребности, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. К ним относятся потребность в автономии, самореализации, признании; самопознании, социальная потребности в общении и при¬надлежности к группе. Ощущение полного контроля над ситуацией при ис¬пользовании Интернета удовлетворяет потребность в безопасности. Поэтому формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков. И эта зависимость будет оказывать разрушающее воздействие на его личность.
Компьютерная зависимость у подростков проявляется в нескольких видах: игромания и Интернет-зависимость. Интернет-зависимость в подростковом возрасте бывает двух видов: зависимость от социальных сетей и игровая зависимость.
Основными причинами развития Интернет-зависимости в подростковом возрасте можно считать скрытую или явную неудовлетворенность окружающим миром, невозможность самовыражения, страх быть непонятым. Интернет-зависимые подростки имеют проблемы с самооценкой, нереалистичными и недифференцированными представлениями о себе, неприятие своего физического «Я». Эмоциональная сфера характеризуется личностной тревожностью, агрессивностью, низким уровнем волевого самоконтроля и стрессоустойчивости. В коммуникативной сфере им свойственно стремление к одиночеству, конфликтности. Мотивационная сфера характеризуется направленностью в сторону избегания неудач....
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО¬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ БЕЗ СЕМЬИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению
с антиципационной состоятельностью
в периоды подросткового, юношеского возрастов и ранней взрослости
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018





