Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте

Работа №107325

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы взаимосвязи типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте 9
1.1 Понятие акцентуаций характера в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Особенности суицидальных тенденций в подростковом возрасте 13
1.3 Взаимосвязь типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте 23
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Результаты исследования типов акцентуаций характера и суицидальных тенденций в подростковом возрасте 36
2.3 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте 40
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей подросткового возраста, участвующих в эксперименте 52
Приложение Б Результаты эмпирического исследования типов акцентуаций характера и суицидальных тенденций в подростковом возрасте 54

Проблема суицидального поведения - одна из наиболее острых проблем современного общества, существующая, вероятно, столько же, сколько и человек. Статистические данные свидетельствуют о все большей распространенности самоубийств как в России, так и во всем мире.
Согласно мониторингу положения женщин и детей, в странах Центральной и Восточной Европы, и СНГ, Россия входит в число стран, наиболее подверженных этому негативному воздействию в связи с тревожащими данными смертности от суицидов среди подростков в возрасте 15-19 лет и молодых людей в возрасте 20-24 лет. Так, Россия занимает четвертое место по показателям смертности от неестественных причин среди 15-19-летних, в 2018 году занимала третье место по суицидам среди несовершеннолетних обоих полов в возрасте 15-19 лет и имеет один из самых высоких показателей смертности лиц в возрасте 20-24 лет обоих полов. По классификации Всемирной организации здравоохранения, Россия входит в третью группу стран с высокой статистикой суицида, где суицид является первой и лидирующей причиной смертности от неестественных причин среди подростков и молодежи. Правительство РФ выразило обеспокоенность, признав суицид серьезной проблемой в сфере общественного здравоохранения, оказывающей негативное воздействие на молодое поколение.
Широкое распространение попыток суицидального поведения среди молодежи объясняется специфическими возрастными изменениями, происходящими в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте еще недостаточно сформирована и устойчива система личностных убеждений, жизненных ценностей и установок. Отсутствие жизненного опыта нередко мешает молодому человеку найти иной, кроме самоубийства, выход из проблемной ситуации.
В одном из самых последних исследований К.А. Гулин и М.В. Морев отмечают: для того чтобы снизить уровень распространенности суицидов в обществе, необходимо понять факторы, которые обусловливают данное явление. С этой целью ими было проведено исследование социально-психологических характеристик людей, совершивших суицидальную попытку. Результаты исследования показали, что одним из главных факторов суицидального риска является дисгармония межличностных отношений, которая приводит к эмоциональной дезадаптации.
Ю.В. Синягин и Н.Ю. Синягина, указывая на важную роль культуральных факторов в суицидальном поведении, отмечают: «поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто является признаком того, что человек может совершить попытку суицида» [37].
Не менее важную роль играют личностные факторы суицидального поведения. На основании эмпирического исследования В.А. Руженковым, А.В. Боевой, Г.А. Лобовым были сделаны выводы, что у суицидентов призывного возраста (от 17 до 23 лет) часто (в 76% случаев) выявляется личностная патология. Сходные данные получены в исследовании личностных факторов суицидального поведения пациентов кризисного стационара. Было показано, что пациенты с суицидальным поведением отличаются от пациентов с депрессивными расстройствами без суицидальных попыток значимо большей выраженностью дисфункциональных личностных убеждений, характерных для разных форм личностной патологии.
Акцентуация характера выражает пограничные, чрезвычайно заостренные черты характера, что граничит с личностными патологиями - психопатией, поэтому можно предположить, что акцентуации также имеют взаимосвязь с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте.
Исследования свидетельствуют о широкой распространенности суицидального поведения в студенческой популяции. Комплексное исследование различных факторов суицидального поведения в подростковой среде представляется актуальным для прогнозирования и предупреждении суицидального поведения у молодежи, повышения эффективности работы психологических школьных служб.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью изучения взаимосвязи типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте и недостаточной освещенностью данной проблемы в психологической литературе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каков характер взаимосвязи типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте?
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы сформулировали тему исследования «Взаимосвязь типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте».
Цель: выявить взаимосвязь типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте.
Объект исследования: акцентуации характера в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте, а именно, чем выше выраженность экзальтированного, ригидного, демонстративного, дистимического типов акцентуаций, тем выше склонность к суицидальному поведению.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте;
• провести эмпирическое исследование типов акцентуаций характера у подростков;
• исследовать суицидальные тенденции в подростковом возрасте;
• проанализировать результаты исследования с целью выявления характера взаимосвязи между типами акцентуаций характера и суицидальными тенденциями в подростковом возрасте.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• концепции возрастного развития Г. Крайга, О.А. Карабановой Ф. Райс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
• типологии акцентуаций характера (К. Леонгард, А.Е. Личко);
• результаты исследований суцидального поведения в подростковом возрасте (Е.Б. Любов, И.А. Погодин. И.А. Погодин, Г.В. Старшенбаум, С.А. Чубина,);
• результаты исследований о взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и суицидальных тенденций в подростковом возрасте (А. Амбрумова, О.О. Андронникова, Е. Вроно, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, Н.А. Тавинова).
Методы исследования.
Теоретические методы: анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования, систематизация и концептуализация научных идей.
Эмпирические методы - констатирующий эксперимент, психодиагностические методы:
• опросник суицидального риска А.Г. Шмелева (в модификации Т.Н. Разуваевой);
• опросник акцентуации характера Леонгарда-Шмишека;
• карта риска суицида (под редакцией Л.Б. Шнейдер);
• проективная методика «Ваши суицидальные наклонности» (автор: З. Королев).
Методы обработки эмпирических данных количественный анализ полученных результатов, методы математической статистики (корреляционный анализ: коэффициент корреляции Спирмена).
Экспериментальная база исследования: МБУ школа № 66 г. о. Тольятти. В исследовании приняли участие 50 подростков в возрасте 14-17 лет, учащиеся 9, 10 и 11 классов, 25 юношей и 25 девушек.
Новизна исследования: заключается в обосновании взаимосвязи типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления о взаимосвязи акцентуации характера и склонностью к суицидальному поведению у подростков.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы школьными психологами для разработки программ профилактики суицидального поведения среди подростков, совершенствования работы психологической службы школы.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 наименования) и 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 4 рисунка и 2 таблицы. Основной текст работы изложен на 51 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Акцентуация характера - это крайний вариант нормы, при котором определенная черта характера значительно выделяется, что вызывает избирательную уязвимость в отношении характерного для данной черты типа психогенного воздействия, даже при увеличенной устойчивости к другим типам воздействий.
В подростковом возрасте происходит активная перестройка организма, в психологическом плане формируется Я-концепция, происходит становление самооценки, активно происходит социализация, формируется чувство взрослости и стремление сепарироваться от взрослых. В то же время, у подростков еще мало социального и жизненного опыта, мировоззрение и ценностные ориентации еще не сформированы до конца.
Все это приводит к тому, что в подростковом возрасте существует значительный риск возникновения суицидального поведения. Исследования психологов показывают, что существует связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации сочетаются с истероидным и неустойчивым типами, а покушения - с сенситивным и циклоидным типами. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический и неустойчивый типы подростков.
Таким образом, акцентуация характера у подростков является фактором риска суицидального поведения.
Эмпирическое исследование показало, у 47% детей (23 чел.) не выражены суицидальные намерения, у 53% учеников (25 чел.) присутствует суицидальный риск.
У 20% подростков обнаружен высокий уровень склонности к суициду по карте наблюдения, эти подростки входят в группу риска и должны быть под пристальным вниманием классного руководителя, школьного психолога и социального педагога, должна быть проведена дополнительная диагностика и индивидуальное обследование. У 30% подростков риск совершения суицида присутствует в средней степени. Эти подростки также по возможности могут быть дополнительно обследованы школьным психологом. У 50% подростков риск суицида не значителен.
По методике «Ваши суицидальные мысли» у 20% подростков сформировано резко отрицательное отношение к суициду, склонность к самоубийству у них отсутствует, они предпочитают взвешенно решать возникающие проблемы, психологически устойчивы. Еще 15% подростков испытывают тревожность, угнетенное эмоциональное состояние, но также не думают о суициде. 25% подростков могут думать о суициде только в определенных условиях - сильный стресс, серьезная психотравма. Поэтому мы также отнесем их к условно несклонным к суициду.
20% подростков готовы использовать демонстративный суицид как средство манипуляции окружающими. 10% подростков ранимы и в силу этого склонны к суициду, сдерживающим фактором являются эмоциональные связи с близкими.
Еще 10% подростков имеют подсознательное влечение к смерти, они обычно не совершают суицидов, но могут быть склонны к экстремальному и рисковому поведению.
Наиболее выражены в группе такие типы акцентуаций, как гипертимный, циклотимный, экзальтированный, ригидный.
Далее был проведен корреляционный анализ на определение характера взаимосвязи типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте.
Были получены следующие значимые корреляции:
• у подростков гипертимного и педантичного типов преобладает отрицательное отношение к суициду, чем выраженнее эти типы, тем более отрицательное отношение к смерти;
• склонность к суицидальному поведению связана с показателями ригидного, демонстративного, дистимического типов, экзальтированного, чем выраженнее эти типы, тем выше риск склонности к суицидальному поведению;
• наблюдение показало связь между риском суицида и показателями ригидного, дистимического типов, чем более выражены эти типы, тем выше склонность к суициду;
• тревожность без склонности к суициду положительно связана с показателями эмотивного типа и тревожного, чем выше показатели акцентуации, тем выше тревожность;
• ранимость, суицидальный риск связаны с показателями ригидного, дистимического типов;
• манипуляция суицидом выражена у демонстративного типа;
• подсознательное стремление к смерти связано с тревожным и дистимическим типом акцентуации.
Таким образом, гипотеза о взаимосвязи типов акцентуации характера со склонностью к суицидальному поведению в подростковом возрасте подтвердилась.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Юрайт, 2012. 811 с.
2. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 65-68.
3. Андронникова О. О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением // Вестник ТГУ. 2016. № 3. С. 76-84.
4. Бадиев И. В. Типология акцентуаций характера у подростков // Вестн. Бурятского гос. ун-та. 2015. № 5. С. 60-65. [Электронный ресурс]. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tipologiya-aktsentuatsiy-haraktera-u-
podrostkov (дата обращения: 14.04.2022).
5. Бойченко О. В., Нестеренко О. В. Подростковый суицид: причины, профилактика и диагностика // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2012. № 1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/podrostkovyy-suitsid-prichiny-profilaktika-i- diagnostika (дата обращения: 14.04.2022).
6. Большой психологический словарь / под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. М. : Прайм-Еврознак, 2013. 672 с.
7. Бочкова Д. Б., Калашникова А. А., Ксенофонтова В. А., Усова Е. Н. Исследование акцентуаций характера у студентов // БМИК. 2016. № 5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie-aktsentuatsiy-haraktera-u- studentov (дата обращения: 14.04.2022).
8. Букин С. И. Критерии оценки риска суицида // Журнал ГрГМУ. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kriterii-otsenki-riska-suitsida
(дата обращения: 14.04.2022).
9. Войцех В. Ф., Семикин Г. И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональные нарушения у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2. С. 76-84.
10. Гулин К. А., Морев М. В. Некоторые итоги изучения проблемы суицидальной активности населения Вологодской области. Здравоохраниние РФ. 2007. № 5. С. 65-74.
11. Евдокимова Я. Н. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов. М., 2008. 365 с
12. Ипатов А. В. Психологические детерминанты аутодеструктивного поведения подростков и механизмы его коррекции : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2017. 52 с.
13. Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления : книга для психологов, педагогов, родителей. СПб. : Питер, 2006. 240 с.
14. Каргин А. М., Холмогорова А. Б., Войцех В. Ф. Личностные факторы суицидального поведения у пациентов кризисного стационара, совершивших суицидальные попытки // Социальная и клиническая психиатрия. 2014. № 7. С. 65-73.
15. Коломиец А. Ю. Акцентуации характера индивидов как предпосылки, детерминирующие возникновение девиантного поведения у подростков // Современный взгляд на будущее науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2014. С. 174-177.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ