🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ДОЗНАНИЕ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Работа №200145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4660 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ КАК ФОРМЫ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность и содержание дознания как формы
предварительного расследования 7
1.2 Процессуальный статус органов и должностных лиц,
осуществляющих производство дознания 16
2 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИХ
РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Проблемы производства дознания в общем порядке 33
2.2 Проблемы производства дознания в сокращенной форме 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 62


Актуальность выпускной квалификационной работы. Продолжающаяся в Российской Федерации борьба с преступностью дает положительные результаты. Деятельность органов дознания приковывает внимание многочисленного числа исследователей. Это связано с тем, что органы дознания осуществляют деятельность, связанную с расследованием большого количества преступлений небольшой и средней тяжести, основная доля из которых приходится на органы внутренних дел. Продолжающееся реформирование системы предварительного расследования, в полной мере касается и производства дознания. Однако остаются нерешенными ряд вопросов, среди которых нарушение прав и свобод человека и гражданина в ходе дознания, возрастание служебной нагрузки на сотрудников дознания, отсутствие положительной тенденции раскрываемости уголовных дел, расследуемых в форме дознания.
Однако, существуют и негативные тенденции, среди которых рост отдельных видов преступлений на общем фоне снижения их общего количества. Анализируя статистическую информацию, отметим, что в 2016 году в Российской Федерации зарегистрировано 1163488 преступлений, по которым предварительное следствие является обязательным, в 2017 году - 1104871, в 2018 году - 1079440 преступлений, в 2019 году - 1120464
преступление, за 2020 года - 1175773 преступлений. Вместе с тем, по делам по которым предварительное следствие не обязательно в 2016 году зарегистрировано - 996575 преступлений, в 2017 году - 953605 преступлений, в 2018 году - 912092 преступлений, в 2019 году - 903873 преступлений, за 2020 год - 868448 преступления,(Приложение 1). Соответственно, преступлений, по которым производится дознание, в среднем, регистрируется порядка 45 %.
Вместе с тем, раскрываемость преступлений расследуемых в форме дознания остается низкой. Так, в 2016 году в Российской Федерации раскрыто - 666833 преступлений, по которым производилось дознание, в 2017 году - 630541 преступлений, в 2018 году - 616438 преступления, в 2019 году - 598940 преступление, за 2020 год - 794242. В процентном соотношении раскрываемость преступлений, по которым проводилось дознание, составила в в 2016 году - 62,9 %, в 2017 году - 66,9 %, в 2018 году - 66,1 %, за 2019 год - 67,7 %, за 2020 год - 67,2 % (Приложение 2). Таким образом, средняя раскрываемость преступлений, по которым проводилось дознание, за 5 лет составляет 65,6 %1.
В свете дифференциации предварительного расследования в форме дознания приобретает особую важность исследование комплекса полномочий дознавателя. Существует необходимость поиска эффективных решений, направленных на закрепление уголовно-процессуального статуса дознавателей и иных субъектов, осуществляющих дознание, через призму минимизации нарушений законности с их стороны. Необходима выработка направлений совершенствования уголовно-процессуального статуса дознавателей в условиях обновляющегося уголовно-процессуального законодательства.
Целью настоящей работы является изучение производства дознания, выявление проблем применения норм права при расследовании преступлений органами дознания, разработка предложений по их устранению и совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить сущность и содержание дознания как формы предварительного расследования в современной России;
- рассмотреть процессуальный статус органов и должностных лиц, осуществляющих дознание по уголовным делам;
- исследовать проблемы производства дознания в общем порядке;
- проанализировать проблемы производства дознания в сокращенной форме;
- сформулировать предложения по устранению проблем и
1 Статистические данные Министерства внутренних дел РФ. URL: ЬДр8://мвд.рф/герог18/ (дата обращения: 15.01.2021).
совершенствованию уголовно-процессуального законодательства;
- выявить перспективы развития форм производства дознания в российском уголовном процессе.
Степень разработанности темы. В науке уголовного процесса содержится огромный опыт, посвященный производству дознания. Проблемы организации и деятельности органов дознания в полной и сокращенной форме неоднократно обсуждались в теории уголовного процесса различными учеными. Изучением проблем производства дознания как формы предварительного расследования занимались такие ученые, как Ю.Н. Белозеров, С.В. Бородин, С.И. Гирько, И.Я Фойницкий, Б.В. Шимановский, С.П. Щерба, Г.Д. Луковников, С.Н.Бурцев, Е.В.Горкина, А.В. Ковтун, М.М. Кузенбаева, Н.И. Скударева и другие.
Несмотря на достаточно широкое исследование производства дознания, данная тема представляется актуальной до настоящего времени, поскольку правовое регулирование деятельности органов дознания продолжает совершенствоваться, а в правоприменительной практике возникают все новые проблемы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие при производстве предварительного расследования в форме дознания.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующие порядок осуществления дознания, решения
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, труды ученых процессуалистов о производстве дознания, статистические данные, судебная практика по уголовным делам.
Методологическую основу квалификационной работы составляют диалектический метод познания реальной действительности; общенаучные методы: анализ, синтез, статистический, социологический, структурнофункциональный; частно-научные методы: формально-юридический,
сравнительно-правовой.
Теоретическую основу исследования составили научные труды по истории и теории права, уголовно-процессуального права, уголовного права, теории оперативно-розыскной деятельности.
В ходе исследования автор опирался на Конституцию РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство и ранее действовавшее отечественное уголовно-процессуальное законодательство.
Эмпирическая база исследования. При выполнении выпускной квалификационной работы были исследованы материалы отделения дознания ОМВД России по Саткинскому району Челябинской области, а также статистические данные Прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ, судебная практика.
Комплексное использование вышеуказанных методов и методических приемов позволило обеспечить широту и полноту исследования, а также надежность сделанных выводов.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют элементы, среди которых введение, две главы, которые включают в себя пять параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проделанной работе, можно сделать выводы и сформулировать следующие предложения.
Дознание - это самостоятельная форма предварительного расследования, которая обеспечивает быстрое установление обстоятельств совершенного преступления и освобождает органы предварительного следствия от расследования преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Основная нагрузка по расследованию уголовных дел в форме дознания лежит на подразделениях дознания органов внутренних дел.
Мы разделяем точку зрения ученых процессуалистов о модернизации дознания и приближении его к оперативно-розыскному познания события преступления, что на наш взгляд, позволит более эффективно решать задачи по установлению и изобличению лица в совершении преступления, возмещению причиненного им вреда.
Понятия орган дознания и начальник органа дознания тождественны по содержанию. В части 1 ст. 40 УПК законодатель органами дознания называет юридических и физических лиц, предоставляет им одни и те же полномочия по расследованию преступлений, проведению предварительной проверки сообщений о преступлениях, осуществлению иных процессуальных действий.
По нашему мнению, «органы дознания - это должностные лица руководящие государственными органами и наделенные уголовнопроцессуальными полномочиями по расследованию уголовных дел в форме дознания предварительное следствие по которым необязательно, возбуждению уголовных дел и производству по ним неотложных следственных действий , осуществлению иных процессуальных действий, предусмотренных УПК».
В органах внутренних дел уголовно-процессуальное положение начальника органа дознания тесно связано с замещаемой им должностью. Начальник органа дознания, с одной стороны, осуществляет руководство управлением, отделом, отделением в органах внутренних дел, а с другой - осуществляет руководство уголовно-процессуальной деятельностью дознавателей, которым он делегировал свои полномочия. Лишение начальника органа внутренних дел процессуальных полномочий, на наш взгляд, представляется нецелесообразным.
Полномочия начальника органа дознания условно можно
классифицировать на четыре группы: а) полномочия по производству предварительной проверки сообщений о преступлениях; б) полномочия по возбуждению и расследованию уголовных дел; в) полномочия по выполнению отдельных поручений следователя, дознавателя; г) полномочия по осуществлению ведомственного процессуального контроля.
Полномочия начальника органа дознания распространяются на его заместителя в полном объеме (п. 17 ст. 5 УПК). Начальник органа дознания и его заместитель на практике в основном осуществляют функцию контроля за уголовно-процессуальной деятельностью подчиненных им должностных лиц, наделенных полномочиями начальника органа дознания и дознавателя.
Начальник подразделения дознания на практике так же реализует функцию процессуального контроля за деятельностью подчиненных ему дознавателей. Для повышения эффективности осуществления им своей деятельности перечень его полномочий по осуществлению процессуального контроля, на наш взгляд, необходимо расширить за счет предоставления ему права отменять незаконные решения дознавателя с последующим уведомлением об этом прокурора. Полномочия по отмене незаконных решений дознавателя, на наш взгляд, позволят начальнику подразделения дознания более оперативно устранять выявленные нарушения, восстанавливать права участников производства дознания, обеспечивать участникам дознания своевременный доступ к правосудию.
Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, которое осуществляет уголовно-процессуальную деятельность в досудебном производстве под постоянным процессуальным наблюдением начальника подразделения дознания, начальника органа дознания и прокурора.
Самостоятельность дознавателя в уголовном судопроизводстве ограничена полномочиями указанных выше должностных лиц, осуществляющих процессуальный контроль и надзор за его деятельностью, и носит декларативный характер.
Право следователя на производство дознания предлагаем исключить из ч. 3 ст. 151 УПК, поскольку участие этого субъекта противоречит традиционным взглядам на форму дознания и практику его применения в досудебном производстве.
Современная правовая модель дознания в целом соответствует потребностям практики. Вместе с тем, существует проблематика излишних процессуальных действий, в том числе, по согласованию с прокурором хода предварительного расследования, что является дополнительной процессуальной и организационной нагрузкой на дознавателя и, соответственно, снижает эффективность предварительного расследования, например, падает коэффициент раскрываемости в подразделении дознания, снижается количество направляемых дел в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением, нарушаются права участников уголовного судопроизводства со стороны защиты и со стороны обвинения, что подтверждается эмпирическими данными по деятельности отделения дознания ОМВД России по Саткинскому району Челябинской области (см. Приложения 3-5).
Поэтому отдельные проблемы производства дознания нуждаются в дополнительной законодательной регламентации. В связи с этим, предлагаем на законодательном уровне:
- отказаться от перечисления в ч. 1 ст. 223 УПК РФ глав, которые регулируют порядок производства предварительного следствия. В части 1 ст. 223 УПК указать, что дознания определяется общими условиями предварительного расследования и проводится по общим правилам предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ;
- исключить из ч.1 ст.223-1 УПК РФ требование о сроке допроса подозреваемого по существу подозрения в течение 3 суток, так как это необоснованно усложняет процедуру дознания;
- регламентировать в ст.223 УПК РФ порядок обеспечения безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц при производстве дознания в случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 166 УПК РФ;
- изложить ч 3. ст. 223 УПК РФ, регламентирующую порядок продления прокурором срока дознания в следующей редакции: «При наличии достаточных оснований для продления срока дознания он может быть продлен начальником органа дознания до 60 суток». Правом первоначального продления срока дознания до 60 суток, на наш взгляд, должен обладать начальник органа дознания. Ему же необходимо предоставить право по установлению срока дознания при возобновлении производства по уголовному делу.
Для устранения проблем, возникающих при приостановлении дознания, предлагаем:
- закрепить в ст.210 УПК РФ правило о незамедлительном объявлении подозреваемого в розыск, если при производстве дознания стало известно, что лицо скрылось и место нахождения его неизвестно;
- дополнить п. 4 ч.1 ст. 208 УПК РФ термином психическое заболевание и отграничить его от временного тяжелого заболевания подозреваемого.
Для устранения проблем, возникающих при окончании дознания, предлагаем:
- включить подозреваемого в ч. 3 ст. 213 УПК РФ, согласие которого должно быть получено при прекращении уголовного дела;
- предоставить дознавателю право на допрос обвиняемого по существу предъявленного ему обвинения, содержащегося в обвинительном акте, до ознакомления с материалами уголовного дела;
- урегулировать в УПК РФ порядок уведомления заинтересованных участников об окончании дознания, а также порядок их ознакомления с материалами уголовного дела и обвинительным актом.
Дознание в сокращенной форме - это самостоятельное производство расследования преступлений небольшой или средней тяжести, не представляющих большой общественной опасности и сложности в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, осуществляемое дознавателем на основании ходатайства подозреваемого с согласия потерпевшего по уголовному делу, возбужденному в отношении конкретного лица, если подозреваемый признает свою вину, характер и размер вреда, причиненного преступлением, не оспаривает уголовно-правовую оценку деяния.
Целью введения дознания как упрощенной формы предварительного расследования является оптимизация (снижение) процессуальных затрат, что позволяет реализовать назначение уголовного судопроизводства без применения отдельных процедур, свойственных предварительному следствию, в значительно короткие сроки.
Сроки сокращенного дознания соответствуют принципу разумного срока в уголовном судопроизводстве, обеспечивают своевременный доступ его участников к правосудию, снижают расходы, связанные с производством предварительного расследования.
Сокращенное дознание производится в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Это вытекает из смысла положений п. 1 ч. 2 ст. 226.1 и п. 4 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ. Закон умалчивает, возможна ли сокращенная форма дознания в отношении нескольких подозреваемых? Видимо, по количеству подозреваемых - соучастников уголовное дело должно пониматься как сложное.
Особенностью производства сокращенной формы дознания является то, что дознаватель вправе не осуществлять проверку доказательств в случае, если они не оспариваются подозреваемым, что может привести к его самооговору. Право дознавателя не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем, не соответствует процессу доказывания. В связи с этим, предлагаем исключить из п. 1 ч. 3 ст. 226.5 УПК РФ право дознавателя оставлять доказательства без процессуальной проверки и возложить на него обязанность проверять все доказательства, собираемые при производстве дознания.
В науке уголовного процесса не все ученые процессуалисты разделяют позицию законодателя о целесообразности введения в УПК дознания в сокращенной форме. Анализ литературы показывает, что сторонников сокращенного дознания значительно меньше, чем ее противников. По нашему мнению, дознание в сокращенной форме может быть ликвидировано, так как оно по существу не отличается от общего дознания, а его основные идеи могут быть сохранены и реализованы в производстве общего дознания.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законом Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31, ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52, (ч. I), ст. 4921.
РАЗДЕЛ II ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, И.М. Перспективы дифференциации уголовнопроцессуальной формы // Уголовное судопроизводство России: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно - практической конференции. 2019.
2. Безлепкин,Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2017.
3. Белинский-Вейланд, Д. Упрощение дознания, как средство оптимизации процессуальной деятельности органов дознания Федеральной службы судебных приставов // Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно-исполнительного права и криминалистики: материалы VI научно-практической конференции. Редколлегия: Н.Н. Азисова [и др.]. М., 2017.
4. Васильева, Л.М. Плюсы и минусы существования дознания в сокращенной форме // Юридическая наука: традиции и инновации. Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. Великий Новгород. 2019. С. 55-57.
5. Власов, С.С. Дознание как форма предварительного расследования // Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика: материалы II международной научно-практической конференции / под общей ред. Е.В. Королюк. 2017.
6. Власова, С.В., Кесаева, М.С. Проблемы гармонизации уголовнопроцессуальных гарантий прав личности и дифференциации форм досудебного производства по уголовным делам // Нижегородская академия МВД РФ. Москва, 2019.
7. Горкина, Е.В., Федюкина, А.Ю., Токарева, Е.В. Дознание: новейшая история, современное состояние и перспективы модернизации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 4 (51).
8. Гришин, А. И. К проблеме доказывания по уголовным делам с сокращенной формой дознания // Современные проблемы криминалистики и судебной экспертизы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Саратов. 2017.
9. Долгов, А. М. Статус начальника органа дознания по УПК РФ // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Краснодар. 2016.
10. Долгов, А. М. Сущность процессуальной самостоятельности дознавателя // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 2.
11. Долгов, А.М. Дознание как форма предварительного расследования: автореферат дис. ... кандидата юридических наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2016.
12. Долгов, А.М. О проблемных вопросах организации деятельности подразделений и органов дознания // Проблемы уголовного судопроизводства, криминалистики и судебной экспертизы в современном мире. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Сборник статей.
2017.
13. Ефимова, М.Ю. К вопросу о производстве дознания в уголовном процессе // Уголовно-процессуальные аспекты расследования преступлений: сборник материалов межвузовского студенческого круглого стола. М., 2016.
..52

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ