КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС МЕНЕДЖЕРОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТРЕССА И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ.... 6
1.1. Понятие и особенности профессионального стресса 6
1.2. Сущность категории коммуникативная компетентность 11
1.3. Особенности профессионального стресса и коммуникативной
компетентности менеджеров 17
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 28
2.2. Методы исследования 29
2.3. Методы математической обработки данных 33
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 34
3.1. Описательная статистика по результатам методик исследования 34
3.2. Сравнительный анализ показателей профессионального стресса
менеджеров в зависимости от пола и стажа работы 40
3.3. Сравнительный анализ показателей коммуникативной компетентности
менеджеров в зависимости от пола и стажа работы 44
3.4. Результаты исследования различий в показателях коммуникативной
компетентности менеджеров в группах с низким и высоким уровнем стресса 48
3.5. Выявление корреляционных взаимосвязей коммуникативной
компетентности с показателями профессионального стресса у менеджеров 50
ВЫВОДЫ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТРЕССА И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ.... 6
1.1. Понятие и особенности профессионального стресса 6
1.2. Сущность категории коммуникативная компетентность 11
1.3. Особенности профессионального стресса и коммуникативной
компетентности менеджеров 17
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 28
2.2. Методы исследования 29
2.3. Методы математической обработки данных 33
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 34
3.1. Описательная статистика по результатам методик исследования 34
3.2. Сравнительный анализ показателей профессионального стресса
менеджеров в зависимости от пола и стажа работы 40
3.3. Сравнительный анализ показателей коммуникативной компетентности
менеджеров в зависимости от пола и стажа работы 44
3.4. Результаты исследования различий в показателях коммуникативной
компетентности менеджеров в группах с низким и высоким уровнем стресса 48
3.5. Выявление корреляционных взаимосвязей коммуникативной
компетентности с показателями профессионального стресса у менеджеров 50
ВЫВОДЫ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
В современной бизнес-среде все большее значение приобретают коммуникативные навыки. Умение эффективно общаться помогает менеджерам успешно выполнять свои профессиональные обязанности, и также получать удовольствие от данного процесса. Развитые коммуникативные навыки способствуют поддержанию внутреннего спокойствия как внутри коллектива, так и в самой личности руководителя. Особый интерес представляет профессиональный стресс менеджеров руководящего звена, так как они особенно подвержены влиянию стрессовых факторов.
Актуальность данной работы обусловлена все возрастающим запросом современного общества на повышение управленческого мастерства и коммуникативной компетентности руководителей организации. В ситуациях делового общения руководители подвержены большим эмоциональным нагрузкам, что усиливает возможность появления у них профессионального стресса. Данное исследование может помочь нам выявить как связаны между собой показатели коммуникативной компетентности и особенности профессионального стресса у руководителей.
Рассмотрением коммуникативной компетентности занимались A.A. Бодалёв, Ю. Жуков, Л. Петровская, Ю. Емельянов, И.А. Зимняя, В.Н. Мясищев, О.Л. Рубинштейн и др. которые считали, что важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность.
Изучением стресса в организациях занимались А. Паниграхи, Л.С. Музыченко, Н.В. Самоукина А.Я. Анцупов, Т.А. Труфанова С.М. Емельянов и др. Под профессиональным (организационным) стрессом в психологии понимают сложный феномен, проявляющийся в психическом и физическом реагировании на сложные, энергозатратные ситуации, возникающие в трудовой деятельности человека.
Цель исследования - изучить особенности профессионального стресса и коммуникативной компетентности менеджеров.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать уровень развития коммуникативной компетентности и особенности профессионального стресса у менеджеров;
2. Провести сравнительный анализ уровня развития коммуникативной компетентности у менеджеров в зависимости от пола и стажа работы;
3. Охарактеризовать показатели профессионального стресса у менеджеров в зависимости от пола и стажа работы;
4. Выявить значимые различия показателей коммуникативной компетентности в группах менеджеров с низким и высоким уровнем стресса;
5. Выявить наличие и характер корреляционной взаимосвязи профессионального стресса с коммуникативной компетентностью менеджеров.
Объект исследования: профессиональный стресс и коммуникативная компетентность.
Предмет исследования: профессиональный стресс и коммуникативная компетентность менеджеров.
Гипотезы исследования:
1. Существуют значимые различия в показателях коммуникативной компетентности и профессионального стресса менеджеров в зависимости от пола и стажа работы;
2. Существуют значимые различия в показателях коммуникативной компетентности в группах менеджеров с низким и высоким уровнем стресса;
3. Существует взаимосвязь между показателями коммуникативной компетентности и показателями профессионального стресса у менеджеров.
Выборку исследования составили 84 менеджера. Из них 48 женщин (57%), 36 мужчин (43%). Возрастной диапазон менеджеров - от 20 до 49 лет (X = 27,5 ± 8 лет), стаж работы от года до 30 лет.
В эмпирическом исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: Шкала организационного стресса (ШОС) А. Маклина (адаптация Н.Е. Водопьяновой), Шкала профессионального стресса
Ч. Спилбергера (адаптация А.Б. Леоновой), Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) У. Шааршмидта и А. Фишера, Методика Диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова.
В качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались описательная статистика, непараметрический критерий сравнения двух независимых выборок U Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Расчеты проводились с помощью стандартизированного пакета IBM SPPS Statistics 23 версия и Microsoft Excel.
Научная новизна состоит в том, что в данной работе расширены представления о коммуникативной компетентности и профессиональном стрессе у такой категории работников, как менеджеры.
Практическая значимость данной работы заключается в обогащении знаний о профессиональном стрессе и коммуникативной компетентности руководителей. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем для решения проблемы повышения коммуникативной компетентности и снижения уровня профессионального стресса менеджеров. Практическое применение результатов исследования возможно организационными психологами, которые могут непосредственно контактировать с руководителями и проработать их переживания, связанные с работой, а также развить коммуникативную компетентность.
Выпускная квалификационная работа состоит из задания, аннотации, введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 61 наименование). В тексте работы имеются 5 иллюстраций, 16 таблиц. Общий объем работы составляет 74 страницы.
Актуальность данной работы обусловлена все возрастающим запросом современного общества на повышение управленческого мастерства и коммуникативной компетентности руководителей организации. В ситуациях делового общения руководители подвержены большим эмоциональным нагрузкам, что усиливает возможность появления у них профессионального стресса. Данное исследование может помочь нам выявить как связаны между собой показатели коммуникативной компетентности и особенности профессионального стресса у руководителей.
Рассмотрением коммуникативной компетентности занимались A.A. Бодалёв, Ю. Жуков, Л. Петровская, Ю. Емельянов, И.А. Зимняя, В.Н. Мясищев, О.Л. Рубинштейн и др. которые считали, что важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность.
Изучением стресса в организациях занимались А. Паниграхи, Л.С. Музыченко, Н.В. Самоукина А.Я. Анцупов, Т.А. Труфанова С.М. Емельянов и др. Под профессиональным (организационным) стрессом в психологии понимают сложный феномен, проявляющийся в психическом и физическом реагировании на сложные, энергозатратные ситуации, возникающие в трудовой деятельности человека.
Цель исследования - изучить особенности профессионального стресса и коммуникативной компетентности менеджеров.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать уровень развития коммуникативной компетентности и особенности профессионального стресса у менеджеров;
2. Провести сравнительный анализ уровня развития коммуникативной компетентности у менеджеров в зависимости от пола и стажа работы;
3. Охарактеризовать показатели профессионального стресса у менеджеров в зависимости от пола и стажа работы;
4. Выявить значимые различия показателей коммуникативной компетентности в группах менеджеров с низким и высоким уровнем стресса;
5. Выявить наличие и характер корреляционной взаимосвязи профессионального стресса с коммуникативной компетентностью менеджеров.
Объект исследования: профессиональный стресс и коммуникативная компетентность.
Предмет исследования: профессиональный стресс и коммуникативная компетентность менеджеров.
Гипотезы исследования:
1. Существуют значимые различия в показателях коммуникативной компетентности и профессионального стресса менеджеров в зависимости от пола и стажа работы;
2. Существуют значимые различия в показателях коммуникативной компетентности в группах менеджеров с низким и высоким уровнем стресса;
3. Существует взаимосвязь между показателями коммуникативной компетентности и показателями профессионального стресса у менеджеров.
Выборку исследования составили 84 менеджера. Из них 48 женщин (57%), 36 мужчин (43%). Возрастной диапазон менеджеров - от 20 до 49 лет (X = 27,5 ± 8 лет), стаж работы от года до 30 лет.
В эмпирическом исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: Шкала организационного стресса (ШОС) А. Маклина (адаптация Н.Е. Водопьяновой), Шкала профессионального стресса
Ч. Спилбергера (адаптация А.Б. Леоновой), Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) У. Шааршмидта и А. Фишера, Методика Диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова.
В качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались описательная статистика, непараметрический критерий сравнения двух независимых выборок U Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Расчеты проводились с помощью стандартизированного пакета IBM SPPS Statistics 23 версия и Microsoft Excel.
Научная новизна состоит в том, что в данной работе расширены представления о коммуникативной компетентности и профессиональном стрессе у такой категории работников, как менеджеры.
Практическая значимость данной работы заключается в обогащении знаний о профессиональном стрессе и коммуникативной компетентности руководителей. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем для решения проблемы повышения коммуникативной компетентности и снижения уровня профессионального стресса менеджеров. Практическое применение результатов исследования возможно организационными психологами, которые могут непосредственно контактировать с руководителями и проработать их переживания, связанные с работой, а также развить коммуникативную компетентность.
Выпускная квалификационная работа состоит из задания, аннотации, введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 61 наименование). В тексте работы имеются 5 иллюстраций, 16 таблиц. Общий объем работы составляет 74 страницы.
Степень развития компетентности в общении все чаще приобретает роль отдельного конкурентного преимущества и фактора успешности в профессии, становясь одним из элементов профессиональной пригодности. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых для менеджеров. Профессия менеджера также связана с высоким уровнем профессионального стресса.
В теоретической части работы были рассмотрены концепции различных исследователей, занимающихся проблемой коммуникативной компетентности и профессионального стресса, а также был проведен анализ современных исследований по указанной проблематике.
В психологии на сегодняшний день не в полной мере исследована проблема связи профессионального стресса и коммуникативной компетентности менеджеров. Представлено мало исследований, изучающих связь
коммуникативной компетентности и профессионального стресса такой категории персонала, как менеджеры.
Эмпирическое исследование показало, что на момент исследования более 70% менеджеров имеют высокую восприимчивость к стрессу. В среднем по выборке коммуникативная компетентность у менеджеров недостаточно развита. К организационному стрессу более восприимчивы женщины-менеджеры и менеджеры с большим стажем работы. Развитый самоконтроль, эмоциональная устойчивость, реализация стремления принимать остальных, потребностей в принятии участия в групповой деятельности, в близких, интимных отношениях с остальными способствует повышению уровня стрессоустойчивости менеджеров. Было выявлено, что чем выше уровень развития компонентов коммуникативной компетентности, тем слабее выражены показатели профессионального стресса.
Практическая значимость данной работы заключается в обогащении знаний о профессиональном стрессе и коммуникативной компетентности руководителей. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем для решения проблемы повышения коммуникативной компетентности и снижения уровня профессионального стресса менеджеров. Практическое применение результатов исследования возможно организационными психологами, которые могут непосредственно контактировать с руководителями и проработать их переживания, связанные с работой, а также развить коммуникативную компетентность.
Также практическая и теоретическая значимость данной работы состоит в расширении научных представлений о коммуникативной компетентности и профессиональном стрессе менеджеров.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении мы видим в увеличении выборки, в использовании проективных методов и расширении объекта и предмета исследования.
В теоретической части работы были рассмотрены концепции различных исследователей, занимающихся проблемой коммуникативной компетентности и профессионального стресса, а также был проведен анализ современных исследований по указанной проблематике.
В психологии на сегодняшний день не в полной мере исследована проблема связи профессионального стресса и коммуникативной компетентности менеджеров. Представлено мало исследований, изучающих связь
коммуникативной компетентности и профессионального стресса такой категории персонала, как менеджеры.
Эмпирическое исследование показало, что на момент исследования более 70% менеджеров имеют высокую восприимчивость к стрессу. В среднем по выборке коммуникативная компетентность у менеджеров недостаточно развита. К организационному стрессу более восприимчивы женщины-менеджеры и менеджеры с большим стажем работы. Развитый самоконтроль, эмоциональная устойчивость, реализация стремления принимать остальных, потребностей в принятии участия в групповой деятельности, в близких, интимных отношениях с остальными способствует повышению уровня стрессоустойчивости менеджеров. Было выявлено, что чем выше уровень развития компонентов коммуникативной компетентности, тем слабее выражены показатели профессионального стресса.
Практическая значимость данной работы заключается в обогащении знаний о профессиональном стрессе и коммуникативной компетентности руководителей. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем для решения проблемы повышения коммуникативной компетентности и снижения уровня профессионального стресса менеджеров. Практическое применение результатов исследования возможно организационными психологами, которые могут непосредственно контактировать с руководителями и проработать их переживания, связанные с работой, а также развить коммуникативную компетентность.
Также практическая и теоретическая значимость данной работы состоит в расширении научных представлений о коммуникативной компетентности и профессиональном стрессе менеджеров.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении мы видим в увеличении выборки, в использовании проективных методов и расширении объекта и предмета исследования.
Подобные работы
- Эмпирический анализ коммуникативной компетентности персонала средних общеобразовательных учреждений
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 970 р. Год сдачи: 2012 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ РУКОВОДЯЩЕГО ЗВЕНА ГПС МЧС РОССИИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь удовлетворенностью работой и профессионального выгорания у менеджеров
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Формирование компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Управление профилактикой стрессов в организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Особенности мотивации профессиональной деятельности молодого специалиста в системе здравоохранения Алтайского края
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МОТИВАЦИИ У МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021





