🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СВО

Работа №199857

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТИПОВ
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 7
1.1 Сущность и особенности социально-психологической адаптации 7
1.2 Понятие и характеристика медиапотребления 19
1.3 Специфика социально-психологической адаптации и медиапотребления у
молодежи 25
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования 34
2.2 Методы исследования 36
2.3 Методы математической обработки 40
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СВО РФ 42
3.1 Изучение особенностей социально-психологической адаптации у молодежи
в период проведения СВО 42
3.2 Исследование особенностей медиапотребления молодежи в период
проведения СВО РФ 46
3.3 Изучение особенностей отношения молодежи к СВО РФ 50
3.4 Исследование значимых взаимосвязей социально-психологической
адаптации и медиапотребления у молодежи в период проведения СВО РФ 57
3.5 Изучение особенностей медиапотребления и социально-психологической адаптации молодежи с разной включенностью в отслеживание событий СВО РФ
62
3.6 Изучение взаимосвязей социально-психологической адаптации и особенностей
медиапотребления у молодежи с разной включенностью в отслеживание событий СВО РФ 67
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета субъективного отношения молодежи к СВО РФ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты расчёта критерия Колмогорова-Смирнова икритерия
Спирмена у молодежи в период проведения СВО 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты расчёта критерия Колмогорова-Смирнова и критерия Спирмена у группы молодежи, не включенной в отслеживание СВО ... 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты расчёта критерия Колмогорова-Смирнова и критерия Спирмена у группы молодежи, включенной в отслеживание СВО 95


Исследование стилей медиапотребления психологической адаптации является актуальной по ряду причин. Современный мир претерпевает стремительные изменения во всех сферах жизни человека, что вынуждает людей постоянно приспосабливаться к новым условиям, а значит проходить процесс социально-психологической адаптации. Все изменения, которые происходят в мире и обществе, независимо от того, в какой части планеты они происходят, освящаются средствами массовой информации, а современные технологии позволяют всему человечеству потреблять эту информацию. Вопрос социальной адаптации становится особо актуальным в период проведения специальной военной операции (СВО) вооруженными силами Российской Федерации на территории Украины и активизации информационных атак через средства массовой информации (СМИ) на граждан РФ.
Наиболее уязвимой категорией в сложившихся условиях является молодежь. Эта группа помимо того, что является более гибкой в сравнении со старшем поколением, так же будет вынуждена строить свою жизнь и будущее в совершенно новой мировой обстановке, которая на сегодняшний день сохраняет неопределенный характер. Стоит так же отметить и тот факт, что молодежь в большей степени потребляет разнообразный вид контента, который обновляется непрерывно в режиме онлайн. Сейчас молодежь сталкивается с тем, что события освящаются и преподносятся СМИ с разных позиций и точек зрения, часто враждебных и противоречащих друг другу.
В целом, потребление информации можно рассматривать в контексте этапа когнитивной ориентировки в процессе социально-психологической адаптации.
Цель исследования - изучение специфики медиапотребления и социально-психологической адаптации молодежи в период проведения СВО РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности социально-психологической адаптации у молодежи в период проведения СВО РФ
2. Изучить особенности медиапотребления молодежи в период проведения СВО
РФ
3. Выявить особенности отношения молодежи к событиям СВО
4. Изучить значимые взаимосвязей социально-психологической адаптации и медиапотребления у молодежи в период проведения СВО.
5. Исследовать особенности медиапотребления и социально-психологической адаптации молодежи с разной включенностью в отслеживание событий СВО РФ;
6. Изучить специфику взаимосвязей социально-психологической адаптации и медиапотребления у молодежи с разной включенностью в отслеживание событий СВО РФ
Объектом исследования является социально-психологическая адаптация молодежи.
Предметом исследования выступает соотношение социально-психологической адаптации и медиапотребления у молодежи в период проведения СВО РФ.
Гипотеза исследования:
1. Существуют значимые взаимосвязи между медиапотреблением и социально-психологической адаптацией.
2. Существует специфика во взаимосвязях между особенностями медиапотребления и социально-психологической адаптации у групп молодежи с разной включенностью в отслеживание событий СВО РФ.
3. Группы молодежи с разным уровнем включенности в отслеживание событий СВО РФ имеют отличия в медиапотреблении и социально-психологической адаптации.
Изучением проблематики социально-психологической адаптации занимались Г. Хартманн, А.А. Началджана, К. Роджерс, А.А. Реан, Н.Н. Мельникова, Д.П. Порыгин, И.К. Кряжева и многие другие.
Феномен медиапотребления в психологии исследовали Винтерхофф-Шпрук, Г.Н. Малюченко, Ю.Н Долгов, А.С. Коповой и другие.
Методы исследования:
1) Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда.
2) Опросник удовлетворенность жизнью, автор: Н.Н. Мельникова.
3) Опросник «Мотивационная структура информационной активности», авторы-разработчики: Ю.Н. Долгов, А.С. Коповой, Г.Н. Малюченко.
4) Методика «Индивидуальный стиль медиапотребления»,
авторы-разработчики: Ю.Н. Долгов, А.С. Коповой, Г.Н. Малюченко, В.М. Смирнов.
5) Анкета, разработанная для выявления отношения молодежи к факту проведения СВО РФ.
Методы математической обработки данных:
1) Описательная математическая статистика.
2) Z - Критерий Колмогорова-Смирнова.
3) U - Манна-Уитни.
4) Корреляционный анализ с помощью rs - критерия Спирмена.
Выборка: Общая выборка составила 80 человек, с одинаковым соотношением юношей и девушек в возрасте от 18 до 25 лет. Для реализации задач так же были выделены 2 группы молодежи в зависимости от включенности в отслеживание событий СВО. Группа молодежи, включенной в отслеживание событий СВО, составила 43 человека. Группа молодежи, не включенной в отслеживание СВО, составила 37 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретическом обзоре было рассмотрено несколько концепций и проанализирован феномен социально-психологической адаптации с точки зрения таких авторов как: А.А. Налчаджан, А.А. Реан, Н.Н. Мельникова и других. Был описан феномен медиапотребления и его особенности, которые были описаны такими исследователями как: Е.Л. Вартанова В.П. Коломиец Ю.Н. Долгов, А.С. Копой, Г.Н. Малюченко и В.М. Смирнов и другими. Молодежь была описана как особая возрастная группа на основании концепции Э. Эриксона, А.Г. Ананьева и других. Особенности процесса социально-психологической адаптации у молодежи были рассмотрены с точки зрения концепций авторов А.Г. Гюлджяна, К.В. Абрамова и других. Особенностям медиапотребления молодежи были выявлены через анализ исследований, которые проводили «ВЦИОМ», «Медиаскоп» и другие организации.
В результате исследования компонентов социально-психологической адаптации у молодежи была выявлена высокой адаптивность к изменяющимся условиям при этом им свойственна субъективная неудовлетворенность окружающей действительностью. По результатам диагностики особенностей медиапотребления было установлено, что для молодежи характерны познавательная мотивация, релаксационная и коммуникативная в процессе медиапотребления. Данной возрастной группе не характерна высокая эмоциональная вовлеченность, она обладает умеренным самоконтролем и критичностью в процессе медиапотребления, а также хорошо развитыми навыками эффективного и быстрого поиска необходимой информации. В результате исследования отношения молодежи к факту проведения СВО РФ большинство молодежи не ощутило негативных изменений в свой жизни за прошедший период СВО РФ. Среди молодежи сложилось неоднозначное отношение к факту проведения СВО. Половина респондентов испытывали эмоциональные переживания после объявления начала СВО, в этот же период молодёжь наиболее активно была включена в процесс медиапотребления для получения актуальной информации о событиях военной операции. Пики эмоциональной и когнитивной активности в основном приходятся на сентябрь и новостями о частичной мобилизации населения. Большинство молодых людей используют платформу Телеграм для получения сведений о событиях СВО, а также молодежи не свойственна поведенческая активность в отношении специальной военной операции. В результате сравнения групп молодежи с разной включенностью в отслеживание событий СВО РФ было выявлено, что существуют значимые различия таких показателях социально-психологической адаптации как: адаптация, самопринятие, интернальность и эскапизм. В группе испытуемых, включенных в отслеживание спецоперации выше показатели адаптации, самопринятия и интернальности чем в не следящей группе. В следящей группе испытуемых показатель эскапизма выше, чем в следящей группе. Так же были выявлены значимые различия в показателе удовлетворенностью жизни, а именно разочарование в жизни. Данный показатель выше в группе, которая отслеживает события СВО. Значимые различия обнаружились в индивидуальных особенностях медиапотребления по шкале эмоционально-познавательная вовлеченность. Такая особенность ярче проявляется у группы, не следящей за специальной военной операцией, чем у следящей. Существуют значимые различия в мотивационной структуре медиапотребления, которые наблюдаются в релаксационной мотивации и компенсаторной. Как релаксационная, так и компенсаторная мотивация в большей степени преобладает у не следящей группы молодежи, и соответственно снижена у группы, включенной в отслеживание СВО. Было выявлено, что у молодежи индивидуальные особенности медиапотребления, в частности эмоционально-познавательная вовлеченность и эффективность поиска информации, имеют больше значимых взаимосвязей с показателями социально-психологической адаптации, чем мотивация. По результатам корреляционного анализа было установлено, что в группе молодежи, не включенной в отслеживание СВО сильнее и чаще проявляются взаимосвязи особенностей медиапотребления и показателей социально-психологической адаптации. Уровень приспособительных механизмов и субъективное ощущение удовлетворенностью жизнью чаще и сильнее взаимосвязаны как характером взаимодействия, так и содержанием потребляемого медиаконтента.
Таким образом в ходе исследования поставленные задачи были решены, гипотезы подтвердились.
Полученные данные исследования могут использованы и учтены в процессе консультирования молодых людей в период проведения СВО и при схожих обстоятельствах. А также могут использоваться психологами в планировании психологической подготовки в рамках служебной деятельности, где преобладают молодые сотрудники.



В теоретическом обзоре было рассмотрено несколько концепций и проанализирован феномен социально-психологической адаптации с точки зрения таких авторов как: А.А. Налчаджан, А.А. Реан, Н.Н. Мельникова и других. Был описан феномен медиапотребления и его особенности, которые были описаны такими исследователями как: Е.Л. Вартанова В.П. Коломиец Ю.Н. Долгов, А.С. Копой, Г.Н. Малюченко и В.М. Смирнов и другими. Молодежь была описана как особая возрастная группа на основании концепции Э. Эриксона, А.Г. Ананьева и других. Особенности процесса социально-психологической адаптации у молодежи были рассмотрены с точки зрения концепций авторов А.Г. Гюлджяна, К.В. Абрамова и других. Особенностям медиапотребления молодежи были выявлены через анализ исследований, которые проводили «ВЦИОМ», «Медиаскоп» и другие организации.
В результате исследования компонентов социально-психологической адаптации у молодежи была выявлена высокой адаптивность к изменяющимся условиям при этом им свойственна субъективная неудовлетворенность окружающей действительностью. По результатам диагностики особенностей медиапотребления было установлено, что для молодежи характерны познавательная мотивация, релаксационная и коммуникативная в процессе медиапотребления. Данной возрастной группе не характерна высокая эмоциональная вовлеченность, она обладает умеренным самоконтролем и критичностью в процессе медиапотребления, а также хорошо развитыми навыками эффективного и быстрого поиска необходимой информации. В результате исследования отношения молодежи к факту проведения СВО РФ большинство молодежи не ощутило негативных изменений в свой жизни за прошедший период СВО РФ. Среди молодежи сложилось неоднозначное отношение к факту проведения СВО. Половина респондентов испытывали эмоциональные переживания после объявления начала СВО, в этот же период молодёжь наиболее активно была включена в процесс медиапотребления для получения актуальной информации о событиях военной операции. Пики эмоциональной и когнитивной активности в основном приходятся на сентябрь и новостями о частичной мобилизации населения. Большинство молодых людей используют платформу Телеграм для получения сведений о событиях СВО, а также молодежи не свойственна поведенческая активность в отношении специальной военной операции. В результате сравнения групп молодежи с разной включенностью в отслеживание событий СВО РФ было выявлено, что существуют значимые различия таких показателях социально-психологической адаптации как: адаптация, самопринятие, интернальность и эскапизм. В группе испытуемых, включенных в отслеживание спецоперации выше показатели адаптации, самопринятия и интернальности чем в не следящей группе. В следящей группе испытуемых показатель эскапизма выше, чем в следящей группе. Так же были выявлены значимые различия в показателе удовлетворенностью жизни, а именно разочарование в жизни. Данный показатель выше в группе, которая отслеживает события СВО. Значимые различия обнаружились в индивидуальных особенностях медиапотребления по шкале эмоционально-познавательная вовлеченность. Такая особенность ярче проявляется у группы, не следящей за специальной военной операцией, чем у следящей. Существуют значимые различия в мотивационной структуре медиапотребления, которые наблюдаются в релаксационной мотивации и компенсаторной. Как релаксационная, так и компенсаторная мотивация в большей степени преобладает у не следящей группы молодежи, и соответственно снижена у группы, включенной в отслеживание СВО. Было выявлено, что у молодежи индивидуальные особенности медиапотребления, в частности эмоционально-познавательная вовлеченность и эффективность поиска информации, имеют больше значимых взаимосвязей с показателями социально-психологической адаптации, чем мотивация. По результатам корреляционного анализа было установлено, что в группе молодежи, не включенной в отслеживание СВО сильнее и чаще проявляются взаимосвязи особенностей медиапотребления и показателей социально-психологической адаптации. Уровень приспособительных механизмов и субъективное ощущение удовлетворенностью жизнью чаще и сильнее взаимосвязаны как характером взаимодействия, так и содержанием потребляемого медиаконтента.
Таким образом в ходе исследования поставленные задачи были решены, гипотезы подтвердились.
Полученные данные исследования могут использованы и учтены в процессе консультирования молодых людей в период проведения СВО и при схожих обстоятельствах. А также могут использоваться психологами в планировании психологической подготовки в рамках служебной деятельности, где преобладают молодые сотрудники. ..59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ