Повышение конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХ! век» посредством улучшения качества продукции за счёт проведения организационных мероприятий
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Конкурентоспособность предприятия: понятие, сущность, виды 9
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятия 16
1.3 Методики и направления оценки конкурентоспособности предприятия .. 22
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
ООО СК «СИТИ ХХХ ВЕК» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО СК «Сити ХХХ век» 28
2.2 Стратегический анализ предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» 41
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» 48
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО СК «СИТИ ХХХ ВЕК» ПОСРЕДСТВОМ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 56
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия конкурентоспособности предприятия вследствие наличия проблем в системе обеспечения качества продукции 56
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению
конкурентоспособности предприятия 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс ООО СК «Сити ХХХ век» 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах ООО СК «Сити ХХХ век» . 82
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Конкурентоспособность предприятия: понятие, сущность, виды 9
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятия 16
1.3 Методики и направления оценки конкурентоспособности предприятия .. 22
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
ООО СК «СИТИ ХХХ ВЕК» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО СК «Сити ХХХ век» 28
2.2 Стратегический анализ предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» 41
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» 48
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО СК «СИТИ ХХХ ВЕК» ПОСРЕДСТВОМ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 56
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия конкурентоспособности предприятия вследствие наличия проблем в системе обеспечения качества продукции 56
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению
конкурентоспособности предприятия 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс ООО СК «Сити ХХХ век» 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах ООО СК «Сити ХХХ век» . 82
ВВЕДЕНИЕ
В понятие конкурентоспособности организации вкладывается ее способность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами. В масштабе страны конкурентоспособность означает эффективную интеграцию в мировое хозяйство, соответствующее функционирование всех его структур для обеспечения суверенитета и высокого качества жизни населения. Повышение конкурентоспособности организации - залог повышения конкурентоспособности страны. Во-первых, в условиях высококонкурентных рыночных отношений проблема достижения преимуществ организации становится все более актуальной. Если рассматривать конкурентоспособность как «входной билет» в отрасль, то конкурентное преимущество напрямую связано с преимуществами перед теми, кто такой «входной билет» уже имеет. Проблема в этом случае связана с поиском источников конкурентного преимущества.
Актуальность выбранной темы является в настоящее время особо важной, так как все предприятия и организации сталкиваются с такой проблемой как конкуренция. Поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать своевременные решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Объект выпускной квалификационной работы - предприятие ООО СК «Сити XXI век».
Предмет выпускной квалификационной работы - конкурентоспособность предприятия ООО СК «Сити XXI век».
Цель выпускной квалификационной работы - повышение конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити XXI век» посредством улучшения качества продукции за счёт проведения организационных мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Проанализировать теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия.
2. Рассмотреть факторы конкурентоспособности предприятия.
3. Изучить методики и направления оценки конкурентоспособности предприятия.
4. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия
ООО СК «Сити ХХХ век».
5. Провести стратегический анализ предприятия ООО СК «Сити ХХХ век».
6. Провести оценку конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век».
7. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» конкурентоспособности предприятия вследствие наличия проблем в системе
8. Провести экономическую оценку разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век».
Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили фундаментальные и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых в области бизнес-планирования, стратегического менеджмента и маркетинга: Алешина И.В, Бараненко С.П., Белик И.А., Волкогонова О. Д., Зуб А.Т., Котлер Ф., Маркова В. Д., Сидоров М. Н. и пр.
Методы исследования. В работе нашли применение такие методы, как экономико-статистический метод, методы группировок, комплексного анализа, сравнительного и факторного анализа, а также другие приемы научного исследования.
В понятие конкурентоспособности организации вкладывается ее способность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами. В масштабе страны конкурентоспособность означает эффективную интеграцию в мировое хозяйство, соответствующее функционирование всех его структур для обеспечения суверенитета и высокого качества жизни населения. Повышение конкурентоспособности организации - залог повышения конкурентоспособности страны. Во-первых, в условиях высококонкурентных рыночных отношений проблема достижения преимуществ организации становится все более актуальной. Если рассматривать конкурентоспособность как «входной билет» в отрасль, то конкурентное преимущество напрямую связано с преимуществами перед теми, кто такой «входной билет» уже имеет. Проблема в этом случае связана с поиском источников конкурентного преимущества.
Актуальность выбранной темы является в настоящее время особо важной, так как все предприятия и организации сталкиваются с такой проблемой как конкуренция. Поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать своевременные решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Объект выпускной квалификационной работы - предприятие ООО СК «Сити XXI век».
Предмет выпускной квалификационной работы - конкурентоспособность предприятия ООО СК «Сити XXI век».
Цель выпускной квалификационной работы - повышение конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити XXI век» посредством улучшения качества продукции за счёт проведения организационных мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Проанализировать теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия.
2. Рассмотреть факторы конкурентоспособности предприятия.
3. Изучить методики и направления оценки конкурентоспособности предприятия.
4. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия
ООО СК «Сити ХХХ век».
5. Провести стратегический анализ предприятия ООО СК «Сити ХХХ век».
6. Провести оценку конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век».
7. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» конкурентоспособности предприятия вследствие наличия проблем в системе
8. Провести экономическую оценку разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век».
Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили фундаментальные и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых в области бизнес-планирования, стратегического менеджмента и маркетинга: Алешина И.В, Бараненко С.П., Белик И.А., Волкогонова О. Д., Зуб А.Т., Котлер Ф., Маркова В. Д., Сидоров М. Н. и пр.
Методы исследования. В работе нашли применение такие методы, как экономико-статистический метод, методы группировок, комплексного анализа, сравнительного и факторного анализа, а также другие приемы научного исследования.
Пол результатам проведённой работы можно сделать следующие выводы.
В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ теоретических и методологических аспектов оценки конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, по результатам проведенного анализа теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия можно отметить, что большое количество существующих подходов к определению понимания категории «конкурентоспособность предприятия» вызывает сложности при установлении сущности данного определения и его основных элементов.
На основе проведенного анализа существующих подходов к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» можно сформулировать авторское определение: «конкурентоспособность предприятия представляет собой наличие таких свойств и критериев, которые существенным образом выделяют данное предприятие на существующем рынке и обеспечивают ему возм ожность длительного и эффективного противостояния существующим конкурентам».
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что исследуемая категория «конкурентоспособность» представляет собой емкое, комплексное, многоэлементное понятие. Конкурентоспособность может рассматриваться и применительно к конкретной хозяйственной единице, и применительно к товару или услуге.
Если говорить о конкурентоспособности на уровне предприятия, то в данном случае это означает такую характеристику предприятия, которая позволяет ему иметь более выгодное рыночное положение по сравнению с компаниями - конкурентами за счет выпуска более качественных товаров и продукции, либо оказания услуг за счет эффективного использования имеющихся ресурсов (трудовых, материально-технических и пр.).
Во второй главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век». Предприятие ООО СК «Сити XXI век» работает на строительном рынке города с 2013 года. Основным видом деятельности компании является производство пластиковых окон.
На протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение выручки предприятия ООО СК «Сити XXI век»: увеличение на 28 073 тыс. руб. за 2019 году и дальнейшее увеличение на 23 044 тыс. руб. за 2020 год. Темпы роста выручки составили 118,1% за 2019 год и 112,6% за 2020 год. Таким образом, несмотря на увеличение выручки в абсолютных единицах, темпы роста выручки снижаются, что заслуживает негативной оценки работы предприятия ООО СК «Сити XXI век».
Валовая прибыль предприятия ООО СК «Сити XXI век» также увеличивается на протяжении рассматриваемого периода: на 1094 тыс. руб. за 2019 год и на 1021 тыс. руб. за 2020 год.
По результатам проведенного анализа рентабельности можно выделить следующие положительные тенденции:
- рост рентабельности продукции;
- рост рентабельности внеоборотных активов;
- рост рентабельности продаж;
- рост рентабельности издержек;
- рост рентабельности производства;
- рост рентабельности основных средств.
Негативные тенденции:
- снижение рентабельности собственного капитала;
- снижение рентабельности оборотных активов;
- снижение рентабельности капитала.
На следующем этапе был проведен стратегический анализ предприятия ООО СК «Сити XXI век».
По результатам проведенного анализа внешней среды предприятия можно сделать вывод, что наибольшее влияние оказывают угрозы (сумма баллов составляет 4,87, а сумма возможностей - 4,17).
В рамках стратегичебского анализа был проведен SWOT-анализ предприятия. Результаты SWOT-анализа дают количественную оценку важности каждого из мероприятий, реализация которых будет направлена на повышение эффективности деятельности предприятия ООО СК «Сити XXI век». Таким образом, наиболее целесообразным мероприятием является «Повышение конкурентоспособности за счет роста качества продукции» (данная альтернатива набрала 77 баллов).
На следующем этапе исследования был проведен анализ конкурентоспособности предприятия. Основные конкуренты предприятия ООО СК «Сити XXI век» были определены экспертным методом (метод опроса руководства предприятия). К основным конкурентам предприятия ООО СК «Сити XXI век» можно отнести: ООО «Тандем»; ООО «Евроцвет»; ООО «Профигрупп».
Таким образом, исходя из проведенного анализа можно сделать следующие выводы: максимальное число баллов имеет предприятие ООО «Евроцвет» (22 балла, лидирует по срокам и ассортименту), по 21 баллу набрали предприятия ООО «Тандем» (лидирует по уровню цен и срокам производства) и ООО «Профигрупп» (лидирует по условиям предоставления рассрочки).
Анализируемое предприятие ООО СК «Сити XXI век» оказалось наименее конкурентоспособной (20 баллов, слабые места: качество продукции). Из анализа конкурентоспособности видно, что наиболее слабой стороной предприятия ООО СК «Сити XXI век» является недостаточно высокое качество продукции. В результате этого увеличивается объем бракованной продукции.
Заключительным этапом работы стал анализ бракованной продукции. На протяжении рассматриваемого периода происходит увеличение абсолютного размера потерь от брака с 3073 тыс. руб. в 2019 году до 4013 тыс. руб. в 2020 году. Данное увеличение заслуживает негативной оценки.
Говоря о причинах, вызвавших брак и снижающих качество продукции предприятия ООО СК «Сити ХХ1 век» можно отметит, что большая часть приходится на некачественное армирование (34,1%).
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод о низком уровне конкурентоспособности предприятия вследствие наличия проблем в системе обеспечения качества продукции.
В третьей главе выпускной квалификационной работы были предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия конкурентоспособности предприятия вследствие наличия проблем в системе обеспечения качества продукции.
По результатам анализа, проведенного во второй главе работы, было определено, что предприятие ООО СК «Сити ХХ1 век» характеризуется низким уровнем конкурентоспособности, обусловленным наличием проблем в системе обеспечения качества продукции.
Рассмотрев основные причины появления брака вследствие использования некачественного армирования, были предложены основные пути повышения качества продукции предприятии ООО СК «Сити ХХ1 век»:
- закупка более качественного профиля армирования соответствующего требованиям технических документов разработчика.
с сечением не менее 1,2 мм, способного обеспечить стабильное требуемое качество готовой продукции
- контроль качества входящих материалов.
Для прогнозирования результатов деятельности предприятия ООО СК «Сити ХХ1 век» при реализации предложенных мероприятий была использована экспертная оценка.
Согласно проведенным расчетам, в прогнозном периоде наблюдается рост выручки предприятия ООО СК «Сити ХХ1 век» на 28 938 тыс. руб., темпы роста составили 114%. Положительной оценки заслуживает увеличение темпов роста валовой прибыли со 126,6 % в 2020 году до 136,4 % в 2021 году.
Далее, на основе приведенной выше методике, была проведена количественная оценка организации и ее основных конкурентов с учетом прогноза. Положительной оценки заслуживает укрепление уровня конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» за счет повышения качества продукции, обусловленное реализацией мероприятий по снижению уровня брака.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий направлена на повышение уровня конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» за счет роста качества продукции, обусловленное реализацией мероприятий по снижению уровня брака и заслуживает положительной оценки.
В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ теоретических и методологических аспектов оценки конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, по результатам проведенного анализа теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия можно отметить, что большое количество существующих подходов к определению понимания категории «конкурентоспособность предприятия» вызывает сложности при установлении сущности данного определения и его основных элементов.
На основе проведенного анализа существующих подходов к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» можно сформулировать авторское определение: «конкурентоспособность предприятия представляет собой наличие таких свойств и критериев, которые существенным образом выделяют данное предприятие на существующем рынке и обеспечивают ему возм ожность длительного и эффективного противостояния существующим конкурентам».
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что исследуемая категория «конкурентоспособность» представляет собой емкое, комплексное, многоэлементное понятие. Конкурентоспособность может рассматриваться и применительно к конкретной хозяйственной единице, и применительно к товару или услуге.
Если говорить о конкурентоспособности на уровне предприятия, то в данном случае это означает такую характеристику предприятия, которая позволяет ему иметь более выгодное рыночное положение по сравнению с компаниями - конкурентами за счет выпуска более качественных товаров и продукции, либо оказания услуг за счет эффективного использования имеющихся ресурсов (трудовых, материально-технических и пр.).
Во второй главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век». Предприятие ООО СК «Сити XXI век» работает на строительном рынке города с 2013 года. Основным видом деятельности компании является производство пластиковых окон.
На протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение выручки предприятия ООО СК «Сити XXI век»: увеличение на 28 073 тыс. руб. за 2019 году и дальнейшее увеличение на 23 044 тыс. руб. за 2020 год. Темпы роста выручки составили 118,1% за 2019 год и 112,6% за 2020 год. Таким образом, несмотря на увеличение выручки в абсолютных единицах, темпы роста выручки снижаются, что заслуживает негативной оценки работы предприятия ООО СК «Сити XXI век».
Валовая прибыль предприятия ООО СК «Сити XXI век» также увеличивается на протяжении рассматриваемого периода: на 1094 тыс. руб. за 2019 год и на 1021 тыс. руб. за 2020 год.
По результатам проведенного анализа рентабельности можно выделить следующие положительные тенденции:
- рост рентабельности продукции;
- рост рентабельности внеоборотных активов;
- рост рентабельности продаж;
- рост рентабельности издержек;
- рост рентабельности производства;
- рост рентабельности основных средств.
Негативные тенденции:
- снижение рентабельности собственного капитала;
- снижение рентабельности оборотных активов;
- снижение рентабельности капитала.
На следующем этапе был проведен стратегический анализ предприятия ООО СК «Сити XXI век».
По результатам проведенного анализа внешней среды предприятия можно сделать вывод, что наибольшее влияние оказывают угрозы (сумма баллов составляет 4,87, а сумма возможностей - 4,17).
В рамках стратегичебского анализа был проведен SWOT-анализ предприятия. Результаты SWOT-анализа дают количественную оценку важности каждого из мероприятий, реализация которых будет направлена на повышение эффективности деятельности предприятия ООО СК «Сити XXI век». Таким образом, наиболее целесообразным мероприятием является «Повышение конкурентоспособности за счет роста качества продукции» (данная альтернатива набрала 77 баллов).
На следующем этапе исследования был проведен анализ конкурентоспособности предприятия. Основные конкуренты предприятия ООО СК «Сити XXI век» были определены экспертным методом (метод опроса руководства предприятия). К основным конкурентам предприятия ООО СК «Сити XXI век» можно отнести: ООО «Тандем»; ООО «Евроцвет»; ООО «Профигрупп».
Таким образом, исходя из проведенного анализа можно сделать следующие выводы: максимальное число баллов имеет предприятие ООО «Евроцвет» (22 балла, лидирует по срокам и ассортименту), по 21 баллу набрали предприятия ООО «Тандем» (лидирует по уровню цен и срокам производства) и ООО «Профигрупп» (лидирует по условиям предоставления рассрочки).
Анализируемое предприятие ООО СК «Сити XXI век» оказалось наименее конкурентоспособной (20 баллов, слабые места: качество продукции). Из анализа конкурентоспособности видно, что наиболее слабой стороной предприятия ООО СК «Сити XXI век» является недостаточно высокое качество продукции. В результате этого увеличивается объем бракованной продукции.
Заключительным этапом работы стал анализ бракованной продукции. На протяжении рассматриваемого периода происходит увеличение абсолютного размера потерь от брака с 3073 тыс. руб. в 2019 году до 4013 тыс. руб. в 2020 году. Данное увеличение заслуживает негативной оценки.
Говоря о причинах, вызвавших брак и снижающих качество продукции предприятия ООО СК «Сити ХХ1 век» можно отметит, что большая часть приходится на некачественное армирование (34,1%).
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод о низком уровне конкурентоспособности предприятия вследствие наличия проблем в системе обеспечения качества продукции.
В третьей главе выпускной квалификационной работы были предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия конкурентоспособности предприятия вследствие наличия проблем в системе обеспечения качества продукции.
По результатам анализа, проведенного во второй главе работы, было определено, что предприятие ООО СК «Сити ХХ1 век» характеризуется низким уровнем конкурентоспособности, обусловленным наличием проблем в системе обеспечения качества продукции.
Рассмотрев основные причины появления брака вследствие использования некачественного армирования, были предложены основные пути повышения качества продукции предприятии ООО СК «Сити ХХ1 век»:
- закупка более качественного профиля армирования соответствующего требованиям технических документов разработчика.
с сечением не менее 1,2 мм, способного обеспечить стабильное требуемое качество готовой продукции
- контроль качества входящих материалов.
Для прогнозирования результатов деятельности предприятия ООО СК «Сити ХХ1 век» при реализации предложенных мероприятий была использована экспертная оценка.
Согласно проведенным расчетам, в прогнозном периоде наблюдается рост выручки предприятия ООО СК «Сити ХХ1 век» на 28 938 тыс. руб., темпы роста составили 114%. Положительной оценки заслуживает увеличение темпов роста валовой прибыли со 126,6 % в 2020 году до 136,4 % в 2021 году.
Далее, на основе приведенной выше методике, была проведена количественная оценка организации и ее основных конкурентов с учетом прогноза. Положительной оценки заслуживает укрепление уровня конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» за счет повышения качества продукции, обусловленное реализацией мероприятий по снижению уровня брака.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий направлена на повышение уровня конкурентоспособности предприятия ООО СК «Сити ХХХ век» за счет роста качества продукции, обусловленное реализацией мероприятий по снижению уровня брака и заслуживает положительной оценки.





