АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
ВСТУПИВШИХ В СИЛУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ» 7
1.1 Статистические данные по пожарам 7
1.2 Реализация программы «регуляторная гильотина» 11
1.3 Изменения, внесенные в Федеральные законы Российской
Федерации в рамках реализации программы «регуляторной гильотины» 12
1.4 Изменения, внесенные в Постановления Правительства
Российской Федерации в рамках реализации программы «регуляторной гильотины» 18
1.5 Изменения, внесенные в Своды правил в рамках реализации
программы «регуляторной гильотины» 21
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА С УЧЕТОМ ДОКУМЕНТОВ, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ» 33
2.1 Особенности организации и проведения проверок органами
государственного пожарного надзора 33
2.2 Административно-правовая деятельность органов
государственного пожарного надзора 40
2.3 Отнесение объектов защиты к категориям риска 42
2.4 Сравнительный анализ расчетного метода определения категории
риска и с использованием программного обеспечения 55
2.5 Пересмотр категории риска 60
3 АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПОСЛЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
Органы федерального государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований пожарной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В 2019 году проведена реформа контрольно-надзорной сферы в Российской Федерации. Она связана с ревизией всего массива нормативных правовых актов, которые устанавливают обязательные требования. В документах эта деятельность приобрела название «регуляторная гильотина». Сам метод реформы контрольно-надзорной деятельности был разработан в начале 2000-х годов и введен в оборот международной консалтинговой компанией «Jacobs, Cordova & Associates» (JCA). В качестве практической основы был взят успешный опыт инвентаризации нормативных документов в 1980-х гг. в Южной Корее и Швеции. В настоящий период такой метод используется более чем в 100 странах, включая Австралию, Великобританию, Мексику, США и др. Метод показал свою результативность и позволил не только сэкономить крупные капиталовложения, но и содействовал повышению эффективности борьбы с коррупцией.
В Российской Федерации использование данного метода предусмотрено приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности» [21], а также закреплено в ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [1] иподразумевает пересмотр и отмену нормативно-правовых актов, которые негативно влияют на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
Регуляторная гильотина охватила практически все сферы и отрасли законодательных документов, в том числе и сферу пожарной безопасности. Часть документов уже утратила свою силу, а другая актуализирована и обновлена.
Целью данной выпускной квалификационной работы является: анализ влияния обновленной нормативно-правовой базы на деятельность органов государственного пожарного надзора.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать нормативно-правовые документы, вступившие в силу в условиях реализации программы «регуляторной гильотины».
2. Рассмотреть организацию деятельности органов государственного пожарного надзора с учетом обновленной нормативно-правовой базы.
3. Изучить методику отнесения объектов защиты к определенной категории риска.
4. Сравнить расчетный и программный метод отнесения объекта защиты к категории риска.
5. Проанализировать изменения в деятельности органов государственного пожарного надзора после реализации программы «регуляторной гильотины».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы изменения, внесенные в нормативно-правовые акты, вступившие в силу в условиях программы «регуляторной гильотины», а также рассмотрена деятельность органов государственного пожарного надзора с учетом новых документов.
Представлена методика отнесения объекта защиты к определенной категории риска, описанная в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О государственном пожарном надзоре», и с использованием
программного обеспечения - «Калькулятор отнесения объектов защиты к определённой категории риска при осуществлении федерального государственного пожарного надзора». Использование программного обеспечения существенно облегчает самостоятельное определение категории риска.
Анализ изменений в деятельности органов государственного пожарного надзора после реализации программы «регуляторной гильотины» показал, что целью новой системы надзора является замена наказания предупреждением.
В Российской Федерации установлен приоритет профилактической работы. Это значит, что проверки перестанут быть основным инструментом в сфере контроля. Частота проверок зависит от рисков, возникающих на объекте: чем выше риск, тем чаще проверки.
Введение Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» направлено на снижение нагрузки на инспектора государственного пожарного надзора.
Таким образом, механизм «регуляторной гильотины» обновил требования пожарной безопасности и упростил их исполнение.