🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Работа №199535

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 7
1.1 Понятие трудовых отношений и их правовое регулирование в
России 7
1.2 Закономерности и тенденции развития трудовых отношений
условиях цифровизации экономики 29
2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В
СТРАНАХ ЧЛЕНАХ ЕАЭС 40
2.1 Трудовое отношения в странах ЕАЭС: понятие, стороны, особенности правового регулирования 40
2.2. Тенденции развития трудовых отношений в странах ЕАЭС в условиях глобализации и цифровизации экономических отношений .. 60
2.3 Трудовые отношения в системе транснациональных корпораций . . 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92


Региональная интеграция государств на постсоветском пространстве, сопровождающаяся процессами унификации и гармонизации законодательств, появлением надгосударственных органов с особой правотворческой компетенцией и новыми видами принимаемых правовых актов, воздействует на правовые системы как Российской Федерации, так и других независимых государств, образовавшихся после распада СССР. В рамках региональных интеграционных объединений государств (Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), Союзного государства Беларуси и России, ЕАЭС, Европейского союза (далее - ЕС) и др.) постепенно формируется массив источников наднационального права, который воздействует на национальное право государств, всвязи с чем имеется потребность в сравнительном анализе.
Глобализация, понимаемая как общемировой процесс возрастания интеграции (унификации и гармонизации) элементов политических, экономических, правовых, культурных и иных систем, оказывает воздействие и на правовые системы современных государств.
Начавший функционирование с 1 января 2015 г. Евразийский экономический союз активно формирует свою правовую базу (евразийское право, или право ЕАЭС). При этом национальное трудовое законодательство государств - членов ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России), параллельно формировавшееся после распада СССР, к настоящему моменту отличается как по системе и видам действующих нормативных правовых актов, так и по содержанию норм, построению трудовых кодексов и другим чертам.
Возрастающие объемы трудовой миграции, доминирование в мировой экономике транснациональных корпораций, создающих обширные сети филиалов и дочерних предприятий, активная роль международных объединений профсоюзов и работодателей обусловливают потребность в исследовании влияния этих процессов на систему источников трудового права, уяснении места в этой системе новых источников (глобальных коллективных договоров, кодексов поведения ТНК и т. д.)
В мировом сообществе происходит формирование общего рынка труда со свободным движением рабочей силы, которая есть одна из целей создания ЕАЭС. Это предполагает наличие гармонизированного трудового законодательства стран-членов ЕАЭС: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.
В настоящее время происходит новация содержания трудовых прав: определяется право на достойный труд, на личные, информационные, интеллектуальные права работника.
Объект исследования - современные общественные отношения, связанные с правовым регулированием трудовых отношений в странах-членах ЕАЭС.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в странах-членах ЕАЭС. Также предметом исследования выступили правовые нормы и материалы названных стран на данном этапе, которые дают возможность исследовать правовое регулирование трудовых отношений, и сравнить отдельные вопросы современной отечественной правоприменительной теории и практики.
Цель данной работы - провести сравнительный анализ трудовых отношений в России и других странах членах ЕАЭС и их правовое регулирование
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие трудовых отношений;
- Рассмотреть правовое регулирование трудовых отношений в России;
- Выявить закономерности и тенденции развития трудовых отношений в условиях цифровизации экономики;
- Изучить трудовые отношения в странах ЕАЭС: понятие, стороны, особенности правового регулирования;
- Выявить тенденции развития трудовых отношений в странах ЕАЭС в условиях глобализации и цифровизации экономических отношений.;
- Рассмотреть трансформацию трудовых отношений в системе транснациональных корпораций.
Методологию исследования составили сравнительно-правовой метод, являющийся основой данной работы, а также общенаучные и специальноюридические методы, например: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и системный анализ, формально-юридический.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретические и практические проблемы трудового права государств - членов ЕАЭС составляют сложную научную проблему, которая до настоящего времени не была предметом монографических и диссертационных исследований в России, Беларуси и других странах в силу её новизны
Сложность данной проблемы объясняется, во-первых, ее междисциплинарным характером; во-вторых, национальной спецификой систем источников трудового права Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, особенностями их функционирования; в-третьих, влиянием на развитие системы источников трудового права процессов глобализации и региональной правовой интеграции; в-четвертых, отсутствием слаженного правового механизма разрешения коллизий и преодоления пробелов в различных источниках трудового права.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых в области трудового права, таких как Н.Г. Александров, Э. Андерсон, В.С. Андреев, С.А. Голощапов, И.К. Дмитриева, С. Жаров, А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Л. Лютов, В.И. Миронов, П.Е. Морозов, О.Л. Молчан, И.А. Прасолова, Т.А. Сошникова, В.В. Федин, Е.Б. Хохлов, и др.
Нормативную основу исследованиясоставили международно-правовые акты ООН, МОТ, Совета Европы, СНГ, ЕАЭС, национальное законодательство государств - членов ЕАЭС (конституции, трудовые кодексы, НПА местных органов власти), законодательные акты ряда других стран - участниц СНГ, право ЕС, а также коллективные договоры, соглашения.
Большую помощь оказали учебные пособия П. Е. Морозова и А. С. Чанышева по трудовому праву государств - членов ЕАЭС, которое описывает и сопоставляет акты законодательства, нормы и институты трудового права пяти стран, входящих в ЕАЭС; и учебник «Евразийское трудовое право» .
Наряду с этим использованы материалы научно-практических конференций, информационные ресурсы сети Интернет и статистические данные.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, содержащие шесть параграфов, заключение, библиографический список, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЕАЭС - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о ЕАЭС.
Формирование и интеграция экономических союзов различных государств имеет как объективные, так и субъективные преимущества и порождает соответствующие проблемы в объективных условиях глобализации мировой экономики.
Трудовое отношение - это урегулированное нормами трудового права общественное отношение, возникающее на основании трудового договора, по которому один субъект (работник) обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект (работодатель) обязан предоставлять работу, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.
Законодательство отводит значительную роль трудовым соглашениям, которые признаются полноценным источником трудовых отношений. Коллективные соглашения и локальные внутренние акты относятся к «иным нормам», действующим на предприятии. От законов нормативно-правовые акты и локальные нормы отличает порядок их принятия, который носит договорной характер.
Коллективное соглашение является не только источником права в сфере труда, но и формой социального партнерства, как это предусмотрено ст. 27 ТК, перед его заключением проводятся взаимные консультации между субъектами и коллективные переговоры на предприятии.
Согласно ст. 9 ТК, регулирование правоотношений в договорном порядке осуществляется при заключении, изменении и дополнении трудовых соглашений. Это и является коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в организации.Соглашения, как форма социального партнерства, относятся к одному из источников трудового права, регулирование правоотношений с их помощью называют «нормативным регулированием».
Правовое регулирование трудовых отношений - это создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.
В систему трудового законодательства стран ЕАЭС помимо трудовых кодексов входят также многочисленные нормативные правовые акты.
Трудовые отношения можно классифицировать по различным основаниям:
а) по форме собственности на средства производства: единоличный труд, кооперативный (коллективный) труд; труд работающих собственников;
б) исходя из качественной характеристики труда: квалифицированный (сложный) и неквалифицированный (простой);
в) по признаку профессиональному;
г) по субъективным характеристикам работника (труд женщин, несовершеннолетних, инвалидов).
Метод трудового права представляет собой комплекс специфических приемов и способов, позволяющих урегулировать трудовые и непосредственно связанные с ними общественные отношения, который включает в себя следующие положения:
1) сочетание императивного и диспозитивного регулирования;
2) сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда;
3) равноправие сторон трудовых отношений с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка организации;
4) представительство интересов работников посредством профсоюзов;
5) договорный характер труда;
6) специфический способ защиты трудовых прав работников.
Объектом правоотношения является труд - рабочая сила.
Цифровизация трудовой деятельности является частью нацпрограммы «Цифровая экономика», которая предусматривает переход на электронные трудовые книжки, эксперимент с электронным документооборотом и другие проекты.
Законом в российском законодательстве закрепляется понятие «цифровые права» (новая статья 141.1 ГК РФ).
Трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно.
Можно сформулировать ряд выводов:
- цифровизация представляет собой процесс построения цифровой экономики и элемент модели Индустрии 4.0, который пронизывает собой все сферы жизни общества, включая трудовые отношения;
- цифровая экономика может пониматься как часть экономики, в которой процессы производства, распределения, обмена и потребления прошли цифровые преобразования с использованием информационнокоммуникационных технологий;
- рынок труда, а также сами трудовые отношения (как индивидуальные, так и коллективные) находятся под непосредственным воздействием цифровизации и требуют адаптации с точки зрения как теоретической конструкции и сущностных признаков, так и правового регулирования.
В ТК стран-членах ЕАЭС есть отличия относительно блока коллективно-договорных источников, начиная от их названий, уровней социального партнерства, на которых они заключаются, и заканчивая их значением в сфере регулирования.
Источники правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений получили более детальное урегулирование с принятием Трудового кодекса Республики Армения (ст. 4, 5 и 6), ТК Республики Беларусь (ст. 7 и 8), ТК Республики Казахстан (ст.2 и 11), ТК Кыргызской Республики (ст. 3, 4 и 5) и ТК Российской Федерации (ст. 5, 8) .
Изучение истории правового регулирования трудовых отношений в России позволяет сделать вывод, что сформировавшись на основе социалистических принципов всеобщности и обязательности труда, советское право оказало существенное влияние на зарубежное законодательство.
Сегодня российское право под влиянием либеральных ценностей провозгласило принцип свободы труда, наблюдается обратная тенденция, как то: унифицирующее воздействие международно-правового регулирования труда, международная трудовая миграция, универсализация механизмов признания и защиты трудовых прав и свобод, имплементации в национальное право международных конвенций .
Из сравнения трудового законодательства (в узком смысле слова), принятого в странах- членах ЕАЭС, вытекает следующее.
1. Во всех пяти республиках достаточно полно урегулированы правовой статус профессиональных союзов и отношения в сфере занятости населения путем принятия отдельных законов.
2. Только в России и Кыргызстане из пяти государств-членов ЕАЭС в отдельных законах урегулирован правовой статус объединений работодателей. В данном под институте общей части трудового права и коллективного трудового права Армении, Беларуси и Казахстана существует пробел.
Во всяком случае те единичные статьи, которые имеются в кодексах данных республик (ст. 27 ТК Армении, ст. 355 ТК Беларуси и ст. 152 ТК Казахстана), а также нормы, рассредоточенные по другим статьям и главам этих трудовых кодексов, не позволяют говорить о полном урегулировании правового статуса такого субъекта социального партнерства, как объединение работодателей (объединения нанимателей - в Беларуси, ассоциации работодателей - в Армении). В этой связи считаем необходимыми разработку и принятие в Армении, Беларуси и Казахстане отдельных законов, регламентирующих правовой статус указанных субъектов отношений в сфере социального партнерства.
3. В отношении заработной платы те законы, которые приняты в Беларуси, Казахстане и России, нацелены на установление минимума размеров оплаты труда, и в перспективе их следует кодифицировать, делегировав право установления конкретного размера минимальной заработной платы правительствам.
4. Применительно к институту времени отдыха только в Армении и Казахстане (из пяти государств - членов ЕАЭС) есть отдельные законы, определяющие государственные (национальные) праздники, праздничные дни, являющиеся нерабочими.
5. В отношении института охраны труда в трех из пяти государств - членов ЕАЭС (в Беларуси, Кыргызстане и России) подобные отдельные законы имеются. Заметим, что ранее в России действовал Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17 июля 1999 г., который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, внесшего существенные изменения и дополнения в ТК РФ, в том числе в части института охраны труда, а в 2013 г. был принят отдельный Федеральный закон “О специальной оценке условий труда». Для сравнения: институт охраны труда урегулирован в ТК Казахстана в разд. 4 «Безопасность и охрана труда», включающем 12 весьма объемных статей.
Источники правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений получили более детальное урегулирование с принятием Трудового кодекса (далее - ТК) Республики Армения (ст. 4, 5 и 6), ТК Республики Беларусь (ст. 7 и 8), ТК Республики Казахстан (ст.2 и 11), ТК Кыргызской Республики (ст. 3, 4 и 5) и ТК Российской Федерации (ст. 5, 8).
Вместе с тем действующие редакции вышеуказанных статей ТК государств - членов ЕАЭС имеют существенные расхождения (как терминологические, так и содержательные) и в полной мере не позволяют выстроить стройную, непротиворечивую научно обоснованную систему источников регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, охватывающую национальные, международные и наднациональные акты.
Выявлен ряд закономерностей в развитии источников трудового права в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России, обусловленных как схожими социально-политическими процессами и явлениями, так и принадлежностью их правовых систем к романо-германской правовой семье, а в период с 1917 г. по 1990 г. - к правовой семье социалистического права (в том числе таких, как сохранение после распада СССР приверженности к кодифицированному трудовому законодательству и преемственности ряда трудоправовых конструкций, воспринятых из КЗоТ 1970 гг.
Также существует тренд, когда первоначальное размежевание национального законодательства, разновременные разработка и принятие существенно различных структурно и содержательно ТК в сравниваемых государствах с последующим постепенным их сближением путем учета законодательного опыта других государств СНГ; расширение видов и количества принимаемых НПА, дополняющих ТК, а также усиление роли коллективных договоров и соглашений, локальных нормативных актов в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.//Российская газет. 1993.№237.
2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 19 декабря 1966 г (г Нью-Йорк). Пакт ратифицирован Указом+ Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г № 4812-VIII. Вступил в силу для России с 3 января 1976 г // Ведомости ВС СССР 1976. № 17 (1831).
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изм. от 13.05.2004 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
4. Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 03.05.1996 г. // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17-67.
5. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29.10.1994 г. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Г осу- дарств. 1995. № 6. С. 99-117.
6. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г. // Российская газета. 1995. № 120.
7. Конвенция MOT №154 «О содействии коллективным переговорам» от 03.06.1981г. Конвенции и рекомендации МОТ (1919-1990): в 2-х томах. Женева. 1991.Т. II С. 1935-1938.
8. Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948. // Российская га- зета.1995.№11.
9. Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека» от 26.05.1995г. // Бюллетень международных договоров.1999.№6.
10. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред.05.04.2021)// Парламентская газета.2002.№5.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
12. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ (ред. 09.03.2021) // Российская газета. 2001.№ 15.
13. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. 26.07.2021) // Российская газета. 2010. № 168.
14. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирус- ной инфекции (СОУ10-19)»от 02.04.2020 №239.// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 02.04.2020.
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин»от 18.07.2019 г. №512н //Российская газета. 2019. С. 13-16.
..52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ