ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ 10 ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Двигательная активность, ее значение 10
1.2 Морфофункциональные и психолого-педагогические особенности 12 студентов
1.3 Физическая подготовка как важная часть физического воспитания 21 студентов
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 27
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ 32
ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Актуальность исследования заключается в том, что «физическая культура является одной из самых важных средств развития жизни и социализации молодежи, так как студенческий возраст является значимым периодом наиболее активного психологического развития у молодежи» [2, 17, 34].
«Студенческая молодежь - это непростой социальный организм, находящийся в постоянном движении. Студенты должны развивать умственные способности, и не забывать держать тело в тонусе. Являясь специфической социальной группой, студенты наиболее подвержены нервному и психологическому перенапряжению. Большая нагрузка может привести к усталости, эмоциональному выгоранию. Причиной всему является сидячий образ жизни» [12, 26, 48].
«Высокая двигательная активность - одна из необходимых составляющих здорового образа жизни. Именно поэтому непременно важно отметить, что в профессиональной подготовке будущих специалистов значительную роль играет физическая культура как совокупность физического, интеллектуального, нравственного и эстетического развития» [30].
«На протяжении последних лет отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально-педагогических проблем. В настоящее время медико-биологические исследования здоровья студентов показывают, что учеба в учебных заведениях носит стрессовый характер и сопровождается снижением адаптационных возможностей организма, развивая при этом целый ряд заболеваний. Физическая активность является одним из ключевых аспектов здорового образа жизни, ведь, занимаясь спортом или какой-либо двигательной деятельностью, мы можем свести к минимуму риск заболевания. А при привлечении студентов к самостоятельным занятиям вне рамок программы учебного заведения необходимо делать акцент на психологические аспекты и поиск мотивации студенческой молодежи» [13, 38].
Цель исследования: изучение физического развития, физической подготовленности и состояния кардиореспираторной системы студентов, занимающихся различными видами спорта и студентов, не занимающихся спортом.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1 Провести анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2 Оценить физическое развитие, физическую подготовленность студентов, занимающихся различными видами спорта и студентов, не занимающихся спортом.
3 Исследовать состояние кардиореспираторной системы студентов, занимающихся различными видами спорта и студентов, не занимающихся спортом.
Объект исследования: двигательная активность студентов
многопрофильного колледжа.
Предметом исследования является сравнительный анализ морфофункциональных показателей, физической подготовленности студентов многопрофильного колледжа, не занимающихся спортом и занимающихся различными видами спорта.
Результаты исследования. Повышенная двигательная активность, а также занятия различными видами спорта позволяют статистически значимо повысить не только физическую подготовку студентов многопрофильного колледжа, но также улучшить значения морфофункционального состояния.
«Студенты, являются специфической социальной группой, наиболее подверженной недосыпам, а, следовательно, нервному и психологическому перенапряжению. Физическую культуру можно рассматривать в качестве метода борьбы со стрессом и утомлением, так как во время физических нагрузок, в крови снижается уровень кортизола (гормона стресса) и наступает мышечное расслабление» [45].
«На сегодняшний день нельзя не заметить низкий уровень здоровья и функционального состояния студентов вузов. Увеличивается рост различных простудных и вирусных заболеваний, выявляются заболевания сердечнососудистой и дыхательной системы. Постоянно растет число студентов, занимающихся в подготовительной и специальной медицинских группах» [29].
«Физическая культура должна стать неотъемлемой частью жизни студента. Физическая культура помогает всегда оставаться бодрым, весёлым, здоровым, в хорошем расположении духа, а также снижает риск эмоциональных срывов, улучшает физическую и умственную работоспособность, поднимает настроение и «боевой дух». Регулярные физические нагрузки способствуют высокой стрессоустойчивости организма к различным неблагоприятным факторам биологической и особенно социальной среды» [37].
Таким образом, физическая культура и спорт оказывают
положительное влияние на организм человека, в частности студента,
укрепляют здоровье, причём как физическое, так и психическое. Благодаря спорту и физическим упражнениям повышается иммунитет, улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательной систем, изменяется отношение к жизни - оно становится более оптимистичным. Так, студенты, которые занимаются спортом или выполняют физические упражнения для поддержания здоровья, как правило, более работоспособны, жизнерадостны и выносливы, чем те, кто игнорирует физическую нагрузку, ведёт малоподвижный образ жизни и не даёт мозгу отдохнуть от умственного труда. Образ жизни второй категории студентов в дальнейшем приводит к повышенной раздражительности, сонливости, неврозам, нарушениям сна и иным последствиям. Поэтому физическая культура или спорт обязательно должны присутствовать в жизни каждого студента, а лучше - в жизни каждого человека.