Развитие творческих способностей детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Обучение детей с задержкой психического развития в условиях
инклюзивного образования 11
1.2 Онтогенез креативности и развития творческих способностей детей с
ЗПР в условиях инклюзивного образования 14
1.3 Коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР как
фактор развития творческих способностей 17
1.4 Психолого-педагогические условия развития творческих способностей
детей с задержкой психического развития в системе инклюзивного образования 19
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОНТОГЕНЕЗА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1 Сущность и методология констатирующего эксперимента 24
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 27
3 РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСТВУ УЧЕНИКОВ
НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
3.1 Содержание, методика и результаты формирующего эксперимента 31
3.2 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
этапов исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Результаты беседы констатирующего этапа экспериментального исследования 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Литературная гостиная «Аля, Кляксич и буква «А».
И. Токмаковой» 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Коллективная работа детей с ЗПР 60
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Обучение детей с задержкой психического развития в условиях
инклюзивного образования 11
1.2 Онтогенез креативности и развития творческих способностей детей с
ЗПР в условиях инклюзивного образования 14
1.3 Коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР как
фактор развития творческих способностей 17
1.4 Психолого-педагогические условия развития творческих способностей
детей с задержкой психического развития в системе инклюзивного образования 19
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОНТОГЕНЕЗА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1 Сущность и методология констатирующего эксперимента 24
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 27
3 РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСТВУ УЧЕНИКОВ
НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
3.1 Содержание, методика и результаты формирующего эксперимента 31
3.2 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
этапов исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Результаты беседы констатирующего этапа экспериментального исследования 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Литературная гостиная «Аля, Кляксич и буква «А».
И. Токмаковой» 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Коллективная работа детей с ЗПР 60
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, то есть формирование умения учиться является основной целью и главным результатом образования в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования. Одно из важжнейших психических качеств личности - это познавательный интерес. Это ведущий фактор понимания учащимися необходимости изучения того или иного материала. Усвоение программного материала вызывает у школьников большие затруднения, если познавательный интерес не сформирован на достаточно высоком уровне. Уже в начальной школе о должна осуществляться ликвидация данных трудностей. Проблема поиска способв активизации познавательной деятельности младших школьников этим и обусловленаВ младшем возрасте школьники приобретают базовые навыки обучения и далее формируют основу для дальнейшего обучения.
В младшем возрасте школьники приобретают базовые навыки обучения и далее формируют основу для дальнейшего обучения. Важно, чтобы ученик был полноценным субъектом образовательного процесса, являлся его непосредственным участником, как это предписано ФГОС - вот главное средство достижения цели начального образования.
«Дошкольное детство является активным периодом в развитии творческих способностей ребенка, который продолжается до школьного возраста. Деятельность образовательных учтеждений направлена на повышение компетентности школьников в жизненно важных вопросах, достижение развития творческих способностей и должна охватывать всех школьников, в том числе получающих образование в условиях инклюзии» [18, с. 13].
В настоящее время имеется большое число исследований, авторы которых внесли огромный вклад в формирование учения о развитии креативных способностей у детей в контексте инклюзивного образования. Но эту проблему недопустимо считать изученной полностью.
«Мотивационный, личностный, а также когнитивный компоненты - являются составляющими творческой деятельности. Многие исследователи определяли важность учета процедурной стороны творчества, характер которой влияет на эффективность творчества. В связи с чем выделяются компоненты, которые напрямую связаны с мотивационной стороной творческой деятельности. Таким образом, структура творческих способностей младших школьников состоит из когнитивно-эмоционального, личностно-творческого, мотивационно-ценностного, деятельностно-процессуального и рефлексивного компонентов» [21, с. 38].
Затруднить развитие творческих способностей и адаптации ребенка к социуму, вызвать обострение отклонений его развития, нарушить развитие ребенка может недостаточное развитие этих компонентов или хотя бы некоторых из них.
Значительную актуальность данная проблема приобретает при изучении формирования творческих способностей у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях инклюзии, когда недостаки когнитивного компонента, снижение уровня познавательной деятельности занимают одно из основных мест в структуре общего нарушения развития.
Постановку задачи исследования определило противоречие между необходимостью теоретического и практического решения проблемы развития творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития в инклюзивном образовании и их недостаточным развитием .
Какими должны быть педагогические условия повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию творческих способностей детей с ЗПР младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования?
Актуальность проблемы исследования определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования».
Объект - развитие творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет-психолого-педагогические условия развития творческих
способностей детей с ЗПР в системе инклюзивного образования.
Цель - теоретическое подтверждение и апробация педагогических условий, влияющих на развитие творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития в системе инклюзивного образования.
Задачи исследования: рассмотреть детей с задержкой психического развития, как непосредственных субъектов инклюзивного образования:
1) рассмотреть проблему развития творческих способностей и креативности;
2) рассмотреть эмоциональное развитие как фактор развития творческих способностей у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения;
3) подобрать формы, методы работы, выявить уровни развития творческих способностей детей с ЗПР и связать их с условиями инклюзивного образования;
4) разработать систему коррекционно-педагогической работы, включающую цели, задачи, содержание, формы образовательной деятельности, комплекс игр и упражнений, направленный на развитие творческих способностей младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования;
5) на основе экспериментального исследования проверить эффективность проделанной работы.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие творческих способностей детей с ЗПР будет возможным в системе инклюзивного образования, если выполнить следующие психолого-педагогические условия:
1) учесть специфику дифференцированных групп детей, отличающихся развитием эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов творческих способностей;
2) при организации коррекционно-педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися сделать основной акцент на формировании у детей мотивации к деятельности и включении заданий на развитие невербальной и вербальной креативности в ходе проведения факультативных и внеурочных занятий с обучающимися на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Методы исследования.
1. Теоретический: научный анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности.
3. Статистические: методы математической статистики.
Исследование было проведено на 6 детях с ЗПР (соматогенного и церебральноорганического происхождения) и 6 детях без отклонений в развитии в возрасте - 7-8 лет, обучающихся МОУ СОШ № 1 с. Варна.
Этапы исследования.
1. Определение проблемы исследования.
2. Подбор и изучение теоретической основы, литературных источников.
3. Проведение теоретического анализа.
4. Планирование и проведение констатирующего исследования.
5. Проведение основного этапа эмпирического исследования (формирующего и контрольного эксперимента).
6. Обработка полученных результатов.
7. Завершение теоретического анализа и эмпирического исследования.
8. Оформление результатов исследования.
Научная новизна: научное обоснование системы коррекционно- педагогической работы, включающей цели, задачи, содержание, формы образовательной деятельности, комплекс игр и упражнений, направленный на развитие творческих способностей младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Теоретическая значимость состоит в:
1) теоретическом обосновании условий развития творческих способностей младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования;
2) теоретическом обобщении влияния эмоционального развития на творческие способности младших школьников с ЗПР.
Практическая значимость заключается в:
1) систематизации форм и методов работы над развитием творческих способностей младших школьников с ЗПР;
2) разработке методических рекомендаций для проведений занятий с детьми, имеющими задержку психического развития, по развитию творческих способностей, которые будут полезны учителям начальных классов, специалистам сопровождения и педагогам дополнительного образования.
В младшем возрасте школьники приобретают базовые навыки обучения и далее формируют основу для дальнейшего обучения. Важно, чтобы ученик был полноценным субъектом образовательного процесса, являлся его непосредственным участником, как это предписано ФГОС - вот главное средство достижения цели начального образования.
«Дошкольное детство является активным периодом в развитии творческих способностей ребенка, который продолжается до школьного возраста. Деятельность образовательных учтеждений направлена на повышение компетентности школьников в жизненно важных вопросах, достижение развития творческих способностей и должна охватывать всех школьников, в том числе получающих образование в условиях инклюзии» [18, с. 13].
В настоящее время имеется большое число исследований, авторы которых внесли огромный вклад в формирование учения о развитии креативных способностей у детей в контексте инклюзивного образования. Но эту проблему недопустимо считать изученной полностью.
«Мотивационный, личностный, а также когнитивный компоненты - являются составляющими творческой деятельности. Многие исследователи определяли важность учета процедурной стороны творчества, характер которой влияет на эффективность творчества. В связи с чем выделяются компоненты, которые напрямую связаны с мотивационной стороной творческой деятельности. Таким образом, структура творческих способностей младших школьников состоит из когнитивно-эмоционального, личностно-творческого, мотивационно-ценностного, деятельностно-процессуального и рефлексивного компонентов» [21, с. 38].
Затруднить развитие творческих способностей и адаптации ребенка к социуму, вызвать обострение отклонений его развития, нарушить развитие ребенка может недостаточное развитие этих компонентов или хотя бы некоторых из них.
Значительную актуальность данная проблема приобретает при изучении формирования творческих способностей у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях инклюзии, когда недостаки когнитивного компонента, снижение уровня познавательной деятельности занимают одно из основных мест в структуре общего нарушения развития.
Постановку задачи исследования определило противоречие между необходимостью теоретического и практического решения проблемы развития творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития в инклюзивном образовании и их недостаточным развитием .
Какими должны быть педагогические условия повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию творческих способностей детей с ЗПР младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования?
Актуальность проблемы исследования определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования».
Объект - развитие творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет-психолого-педагогические условия развития творческих
способностей детей с ЗПР в системе инклюзивного образования.
Цель - теоретическое подтверждение и апробация педагогических условий, влияющих на развитие творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития в системе инклюзивного образования.
Задачи исследования: рассмотреть детей с задержкой психического развития, как непосредственных субъектов инклюзивного образования:
1) рассмотреть проблему развития творческих способностей и креативности;
2) рассмотреть эмоциональное развитие как фактор развития творческих способностей у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения;
3) подобрать формы, методы работы, выявить уровни развития творческих способностей детей с ЗПР и связать их с условиями инклюзивного образования;
4) разработать систему коррекционно-педагогической работы, включающую цели, задачи, содержание, формы образовательной деятельности, комплекс игр и упражнений, направленный на развитие творческих способностей младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования;
5) на основе экспериментального исследования проверить эффективность проделанной работы.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие творческих способностей детей с ЗПР будет возможным в системе инклюзивного образования, если выполнить следующие психолого-педагогические условия:
1) учесть специфику дифференцированных групп детей, отличающихся развитием эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов творческих способностей;
2) при организации коррекционно-педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися сделать основной акцент на формировании у детей мотивации к деятельности и включении заданий на развитие невербальной и вербальной креативности в ходе проведения факультативных и внеурочных занятий с обучающимися на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Методы исследования.
1. Теоретический: научный анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности.
3. Статистические: методы математической статистики.
Исследование было проведено на 6 детях с ЗПР (соматогенного и церебральноорганического происхождения) и 6 детях без отклонений в развитии в возрасте - 7-8 лет, обучающихся МОУ СОШ № 1 с. Варна.
Этапы исследования.
1. Определение проблемы исследования.
2. Подбор и изучение теоретической основы, литературных источников.
3. Проведение теоретического анализа.
4. Планирование и проведение констатирующего исследования.
5. Проведение основного этапа эмпирического исследования (формирующего и контрольного эксперимента).
6. Обработка полученных результатов.
7. Завершение теоретического анализа и эмпирического исследования.
8. Оформление результатов исследования.
Научная новизна: научное обоснование системы коррекционно- педагогической работы, включающей цели, задачи, содержание, формы образовательной деятельности, комплекс игр и упражнений, направленный на развитие творческих способностей младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Теоретическая значимость состоит в:
1) теоретическом обосновании условий развития творческих способностей младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования;
2) теоретическом обобщении влияния эмоционального развития на творческие способности младших школьников с ЗПР.
Практическая значимость заключается в:
1) систематизации форм и методов работы над развитием творческих способностей младших школьников с ЗПР;
2) разработке методических рекомендаций для проведений занятий с детьми, имеющими задержку психического развития, по развитию творческих способностей, которые будут полезны учителям начальных классов, специалистам сопровождения и педагогам дополнительного образования.
Творчество - одна из самых популярных тем исследований. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные ученые.
Особый вклад в развитие и разработку этой проблемы в нашей стране внесли Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская и другие. Нельзя забывать, что творческие способности - это одно из свойств личности. Они проявляются в каждой сфере человеческой деятельности. Но, как отметил В.Д. Шадриков в своей работе «Деятельность и способности», «мы оцениваем, как правило, уже реализацию способностей, а не сами способности как таковые» [2, с. 108]. Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы рассматривается в данном исследовании как фундаментальная задача в образовательном и тренировочном процессе, требующая постоянного развития и ежегодного совершенствования, учитывая, что каждое поколение отличается от своих предшественников. Исходя из вышеизложенного, деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на повышение компетентности учащихся начальной школы без отклонений в развитии и с ограниченными возможностями не только в академических знаниях, но и в социальных вопросах, с развитием творческих способностей.
Освоив теоретические основы развития творческих способностей учащихся средней школы, а также рассмотрев ряд педагогических условий их обучения при реализации формирующего эксперимента, можно сделать выводы.
1. Творчество относится к функции человека или группы людей, которая направлена на создание чего-то нового, ценного для человека или человечества, чего-то, чего никогда не существовало, что также является благоприятным фактором в поддержку идеи инклюзивного обучения.
2. В результате работы с научной литературой, наблюдений и результатов исследований можно сделать вывод, что образовательный процесс в современной начальной школе предлагает множество возможностей для развития творческих способностей школьников.
3. Педагог должен учитывать все возможные условия развития творческих способностей младших школьников и применять их с учетом личностных качеств каждого ребенка в инклюзивном образовании, не забывая при этом возрастных особенностей.
4. Каждому ребенку, не зависимо от его статуса, необходимы условия, способствующие возникновению у него мотивации и личного интереса.
5. На практическом этапе констатирующий эксперимент показал, что у детей с
задержкой психического развития имеются особенности, различающиеся по развитию компонентов творческих способностей: эмоциональной и
познавательной, участвующей в процессе восприятия и познания, поведенческой, что важно ребенку, присваивать собственный социальный опыт по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
6. На этапе формирования нами была разработана система коррекционнопедагогической работы по развитию творческих способностей, учащихся с ЗПР.
7. Контрольный эксперимент полностью подтверждает эффективность предложенной системы.
8. Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза полностью подтвердилась. Задачи решены. Исследование завершено.
Особый вклад в развитие и разработку этой проблемы в нашей стране внесли Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская и другие. Нельзя забывать, что творческие способности - это одно из свойств личности. Они проявляются в каждой сфере человеческой деятельности. Но, как отметил В.Д. Шадриков в своей работе «Деятельность и способности», «мы оцениваем, как правило, уже реализацию способностей, а не сами способности как таковые» [2, с. 108]. Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы рассматривается в данном исследовании как фундаментальная задача в образовательном и тренировочном процессе, требующая постоянного развития и ежегодного совершенствования, учитывая, что каждое поколение отличается от своих предшественников. Исходя из вышеизложенного, деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на повышение компетентности учащихся начальной школы без отклонений в развитии и с ограниченными возможностями не только в академических знаниях, но и в социальных вопросах, с развитием творческих способностей.
Освоив теоретические основы развития творческих способностей учащихся средней школы, а также рассмотрев ряд педагогических условий их обучения при реализации формирующего эксперимента, можно сделать выводы.
1. Творчество относится к функции человека или группы людей, которая направлена на создание чего-то нового, ценного для человека или человечества, чего-то, чего никогда не существовало, что также является благоприятным фактором в поддержку идеи инклюзивного обучения.
2. В результате работы с научной литературой, наблюдений и результатов исследований можно сделать вывод, что образовательный процесс в современной начальной школе предлагает множество возможностей для развития творческих способностей школьников.
3. Педагог должен учитывать все возможные условия развития творческих способностей младших школьников и применять их с учетом личностных качеств каждого ребенка в инклюзивном образовании, не забывая при этом возрастных особенностей.
4. Каждому ребенку, не зависимо от его статуса, необходимы условия, способствующие возникновению у него мотивации и личного интереса.
5. На практическом этапе констатирующий эксперимент показал, что у детей с
задержкой психического развития имеются особенности, различающиеся по развитию компонентов творческих способностей: эмоциональной и
познавательной, участвующей в процессе восприятия и познания, поведенческой, что важно ребенку, присваивать собственный социальный опыт по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
6. На этапе формирования нами была разработана система коррекционнопедагогической работы по развитию творческих способностей, учащихся с ЗПР.
7. Контрольный эксперимент полностью подтверждает эффективность предложенной системы.
8. Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза полностью подтвердилась. Задачи решены. Исследование завершено.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия развития орфографической зоркости у
обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной монологической речи старших дошкольников с
задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с
окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





