Введение 6
1 Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия 8
1.1 Сущность и функции коммерческой деятельности 8
1.2 Принципы и механизмы коммерческой деятельности 14
1.3 Система показателей комплексной оценки коммерческой 23
деятельности торгового предприятия 23
Заключение 30
Список использованных источников 32
Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования
Главная цель коммерческой деятельности (получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания) требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке.
В современных условиях коммерческая деятельность стала центральным направлением в многообразной работе предприятий всех отраслей. Поэтому в последнее время увеличился интерес к коммерческой деятельности, так как специалист по коммерции должен понимать сущность рыночной категории роль в эффективном хозяйствовании предприятия; овладеть знаниями в области государственного регулирования предпринимательства и коммерции; уметь моделировать и применять компьютерные технологии в процессе коммерческой деятельности; знать принципы и способы управления коммерческой деятельности, а также конъюктуру потребительского рынка, владеть методами изучения рынка товаров; уметь определять требования потребителей к товару; уметь формировать ассортимент товаров в соответствии с покупательским спросом; владеть знаниями логистики; обеспечивать контроль и оценку показателей коммерческой деятельности предприятия.
Актуальность и значимость темы бакалаврской работы определяется также тем, что анализ и оценка коммерческой деятельности предприятий и ее совершенствование позволяет руководителям оценить происходящие процессы, взвесить достигнутые результаты, выявить резервы и разработать мероприятия по их устранению. Важность указанных вопросов обусловила актуальность выбранной темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - совершенствование коммерческой деятельности для повышения ее эффективности.
Для достижения поставленной цели, были исследованы следующие задачи:
- изучены теоретические основы коммерческой деятельности;
- приведена характеристика деятельности магазина «BONALITA» ИП Газизуллина Э.М.;
- исследована коммерческая деятельность магазина «BONALITA» ИП Газизуллина Э.М.;
- разработаны направления и мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности магазина «BONALITA» ИП Газизуллина Э.М..
Предметом исследования является коммерческая деятельность через систему отношений, а объектом исследования - магазин «BONALITA» ИП Газизуллина Э.М..
При написании теоретической части были изучены разнообразные материалы по особенностям функционирования, основам коммерческой деятельности (труды Куимова В.В., Гунякова Ю.В.), инновационным моделям (труды Котельникова В.Ю.), традиционным подходам (труды Памбухчиянца) и т.д.
Основными методами стали статистические, математические, экономико-статистические.
Выпускная квалификационная работа состоит из 94 страниц, проиллюстрирована 25 рисунками, содержит 48 таблиц, 2 приложения. Список использованных источников включает 62 источника.
Коммерция - вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по- настоящему цивилизованной рыночной экономики. Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи.
Коммерческая деятельность торгового предприятия является главной составной частью учения о торговле и опирается на целый комплекс наук. Она тесно связана с экономикой торгового предприятия, что способствует анализу, планированию и оценке коммерческой деятельности в целом и отдельных ее процессов. Таким образом, коммерческая деятельность предприятия зависит от внешней среды и среды партнерского взаимодействия и работает в конкурентной среде, выполняя воспроизводящийся динамичный цикл во внутренней среде для достижения поставленных целей.
Изучаемый магазин одежды, обуви и аксессуаров «BONALITA» по адресу: город Красноярск, ул. Аэровокзальная, 3. Он осуществляет свою деятельность, начиная с 2010 года. Организационно-правовая форма собственности рассматриваемого магазина ИП Газизуллина Э.М. -
индивидуальный предприниматель. Целями деятельности ИП Газизуллина Э.М. является удовлетворение спроса населения в товарах, реализуемых предприятием (одежда разных торговых марок), а также получение на основании этого максимально возможной прибыли.
Выявленная динамика свидетельствует о разнонаправленной динамике эффективности использования трудовых ресурсов магазина «BONALITA» ИП Газизуллина Э.М.. Если эффективность труда персонала в целом повышается, то эффективность труда отдельной категории работников, а именно обслуживающего персонала, в динамике снижается. проведенный анализ основных показателей деятельности магазина «BONALITA» ИП Газизуллина
Э.М. позволяет оценить работу данного предприятия, как эффективную. Но существует ряд негативных моментов (например, рост уровня издержек обращения, увеличение прочих расходов), требующих устранения в дальнейшей деятельности предприятия.
Полученный результат свидетельствует о среднем уровне качества обслуживания покупателей. В основном, данное значение связано с влиянием коэффициентов устойчивости ассортимента товаров и дополнительного обслуживания покупателей, которые имеют достаточно невысокий уровень. Для повышения качества торгового обслуживания необходимо разработать перечень эффективных мероприятий.
В качестве мероприятий, направленных на совершенствование формирования ассортимента в магазине «BONALITA» предлагается осуществление такого мероприятия, как расширение ассортимента. Коэффициент широты ассортимента предприятия равен 0,67. На сегодняшний день к реализации не представлена одежда для дам «королевских» размеров компании «Роскошь Plus» с 48 по 60. Модельеры учли в этой марке все особенности «пышных» дам с учетом последних тенденции и направлений моды. Использование преимущественно натурального сырья и удобных лекал делает эту одежду комфортной в носке, модной и элегантной. Именно за счет данной торговой марке предлагается расширить ассортимент товаров магазина «BONALITA».
1. Гражданский кодекс Российской федерации. В 4 ч. Ч. 1
[Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51 - ФЗ ред. от 28.03.2017. // Справочная правовая система «КонсультантРлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите
прав потребителей» [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.11.11 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантРлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. ГОСТ Р 51303 - 99 Торговля. Термины и определения. - Введ. 11.08.99. - Москва : Изд-во стандартов, 2013. - 12 с.
5. ГОСТ Р 51304 -2009 Услуги торговли. Общие требования. [Электронный ресурс]. - Взамен ГОСТ Р51304 - 99; введ. 01.01.2011. - Москва : Стандартинформ, 2010. - Режим доступа: protect.gost.ru
6. ГОСТ Р51305 - 2009 Услуги торговли. Требования к персоналу [Электронный ресурс]. - Взамен ГОСТ Р51305 - 99; введ. 01.01.2011. - Москва : Стандартинформ, 2010. - Режим доступа: protect.gost.ru
7. ГОСТ Р51773 - 2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли [Электронный ресурс]. - Взамен ГОСТ Р51773 - 2001; введ. 01.01.2011. - Москва : Стандартинформ, 2010. - Режим доступа: protect.gost.ru.
8. Абчук В.А. Коммерция: учебник для вузов / В.А. Абчук. - Санкт - Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2000. - 475с.
9. Бакаева В.В. Организация и технология розничной торговли: учебник для вузов/ В.В.Бакаева; Центросоюз РФ, Сибирский ун-т потребительской кооперации. - Новосибирск, 2015. - 132 с.
10. Баканов М. И. Информационные технологии контроля качества функционирования систем обслуживания в торговле/ М.И. Баканов, В.Г. Степанов //Аудит и финансовый анализ. - 2016. - №4. - С. 22 - 26.
11. Бланк И.А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк. - Москва : ЭКМОС, 2016. - 416 с.
12. Боровинский Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции / Д.В. Боровинский, В.В. Куимов. - Красноярск: СФУ, 2014. - 172 с.
13. Брондуков В.В. Обслуживание покупателей / В.В. Брондуков // Новости торговли. - 2016. - № 2. - С. 5-6.
14. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие/
С.Н. Виноградова. - Минск; Высшая школа, 2016. - 176с.
15. Гуняков Ю.В. Коммерциология: Теория коммерческой деятельности. Том 2. Предмет познания: монография / Ю.В. Гуняков. Краснояр.торг.-эконом. ин-т.- Красноярск.2008.-220с.
16. Гуняков Ю.В. Начала комерциологии: функциональный аспект / Ю.В. Гуняков; Красноярский гос. ун-т - Красноярск, 2001. - 322 с.
17. Гуняков Ю.В. Начала комерциологии. Кн. 2. Система внутренних механизмов/ Ю.В. Гуняков; Красноярский Гос. Ун-т. - Красноярск, 2001.- 284с.
18. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - Москва : Дашков и К0, 2017.- 690 с.
19. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П.Дашков,
В.К. Памбухчиянц. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К0, 2017.¬509с.
20. Джоббер Д. Продажи и управление продажами: учеб. пособие / Д. Джоббер. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 701 с.
21. Доблаев В.Л. Теоретические и институционные проблемы // Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С. 43-53.
22. Зубкова И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами: учебное пособие/ И.Н. Зубкова. - Москва : Дашков и Ко, 2015.- 218 с.
23. Зудина А.В. Система обслуживания: теоретический аспект / А.В. Зудина // Мир торговли. - 2016. - № 12. - С. 5.
24. Качество торгового обслуживания покупателей: метод. указания / Краснояр. гос. торг.-экон.ин-т., сост. Л.Т. Смоленнцева.-Красноярск, 2008. - 16 с.
25. Коммерциология. Организация коммерческой деятельности: учеб. пособое. Ч. II. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий оптовой и розничной торговли / под общ. ред. Д-ра экон. наук, проф. Ю.В Гунякова ; Краснояр. гос. тор.-экон. ин-т.-Красноярск, 2009. - 366 с.
26. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха: совет
специалиста / Л.М. Крепкий.- Москва : Экономика, 2016. - 335 с.
27. Куимов В.В. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты : монография / В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск : СФУ, 2016. - 204 с.
28. Ланкастер Д. Продажа и управление сбытом / Д. Ланкастер, Д. Джоббер. - Минск: Алмафея, 2015. - 384 с.
29. Ларин Р. Управление территорией продаж: сбалансированный подход./ Р. Ларин // Управление продажами. - 2012. - №1. - С. 16 -19.
30. Молоткова Н.В. Основы коммерческой деятельности: учебн. Пособие Н.В. Молоткова, Г.А. Соседов. - Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. ун-та, 2014. 152с.
31. Организация коммерческой деятельности: справочное пособие / под.ред. С.Н. Виноградовой. - Минск: Высшая школа, 2016. - 464с.
32. Организация коммерческой деятельности предприятия:
коммерциология. 4.1. Организационно-экономические предпосылки
коммерческой деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Куимова. -Красноярск : СФУ, 2016.- 112 с.
33. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: учебник для вузов / Л.В. Осипова, И.Москва Синяева.- Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016. - 324с.
34. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник. / О. В. Памбухчиянц. - Москва : Дашков и Ко, 2014. - 638 с.
35. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: учебник. / О.В. Памбухчиянц. - Москва : Дашков и Ко, 2014. - 287с.
36. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов. - Москва : Дашков и Ко, 2013. - 580 с.
37. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Г.Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2013. -364 с.
38. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник для студентов высших учебных заведений /Ф.П. Половцева. - Москва: ИНФРА - М, 2015. - 248 с.
39. Платонов В.Н. Организация торговли: учебное пособие / В.Н. Платонов. - Минск : БГЭУ, 2014. - 287 с.
40. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов / Б.В, Прыкин. - Москва : ЮНИТИ, 2016. - 359 с.
41. Ромат Е.В. Реклама: учеб. пособие / Е.В. Ромат. - Санкт - Петербург : Питер, 2013. - 176с.
42. Ромашкина А. Эффективный подбор торгового персонала / А. Ромашкина// Управление сбытом.-2018.- №2. - С. 25 -29.
43. Ромашкина А. Превращение «просто хорошей» компании в компанию высококлассного сервиса А. Ромашкина // Управление сбытом.-2018. - № 2. - С. 22 - 26.
44. Сидоров В.П., Коммерческая деятельность: учебное пособие / В.И Сидоров.- Владивосток: изд-во ВГУЭС. 2014. - 248с.
45. Социально-экономическая эффективность методов розничной продажи товаров: метод. указания / Краснояр. гос. торг.-экон.ин-т., сост. Л.Т. Смоленцева.-Красноярск, 2008.-16с.
46. Теплухин А. Головная боль продавца / А.Теплухин // Управление сбытом.- 2016. - № 5. - С. 11 - 14.
47. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник для вузов / под ред. Л.А. Брагина. - 2-е издание, перераб. и дополн.- Москва : ИНФРА - М, 2015. - 560с.
48. Хусенский И. Коллективная мотивация персонала / И. Хусенский // Управление сбытом. - 2015.- № 5. - С. 39 - 42.
49. Щербаков И. «Системность» обслуживания покупателей / И. Щербаков // Эксперт. - 2013. - № 3. - С. 34-37.
50. Яковлев Г. А. Основы коммерции: учебное пособие / Г. А. Яковлев. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - с.