Разработка стратегии развития государственного образовательного учреждения (на примере Нижневартовского строительного колледжа)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1 Сущность стратегического подхода к управлению
образовательным учреждением 6
1.2 Методические аспекты разработки стратегии развития
образовательного учреждения 12
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
НИЖНЕВАРТОВСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА 24
2.1 Оценка результативности реализации ключевых параметров
стратегии развития учреждения 24
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды
функционирования учреждения 34
3 КОРРЕКТИРОВКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
НИЖНЕВАРТОВСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В
ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД 48
3.1 Определение приоритетных направлений программы развития
образовательного учреждения 48
3.2 Прогноз результативности реализации стратегии развития в
условиях постпандемийного периода 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1 Сущность стратегического подхода к управлению
образовательным учреждением 6
1.2 Методические аспекты разработки стратегии развития
образовательного учреждения 12
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
НИЖНЕВАРТОВСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА 24
2.1 Оценка результативности реализации ключевых параметров
стратегии развития учреждения 24
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды
функционирования учреждения 34
3 КОРРЕКТИРОВКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
НИЖНЕВАРТОВСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В
ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД 48
3.1 Определение приоритетных направлений программы развития
образовательного учреждения 48
3.2 Прогноз результативности реализации стратегии развития в
условиях постпандемийного периода 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Актуальность темы исследования. Российское образование последнее десятилетие стоит на пути преобразований, связанных как с высшим образованием, так и со средним и средне-специальным. Поэтому представляется важным разрабатывать и реформировать стратегии в отношении средне-специальных учебных заведений (ССУЗ), потому что на них основана вся в целом образовательная профессиональная система. Перед администрацией ССУЗ выдвинуты в настоящее время следующие важные вопросы: что и как необходимо сделать для поиска собственной ниши в очень динамичной образовательной ситуации, и какой именно путь дальнейшего движения должен быть выбран.
Актуальность исследования заключается в том, что эффективная и долгосрочная деятельность и развитие любого предприятия, организации, учреждения определяются грамотным выбором конкретных стратегических ориентиров, дающих возможность максимально полно реализовать потенциал учреждения. В условиях активной конкурентной борьбы и стремительно изменяющейся ситуации, помимо внутреннего состояния дел, учебные заведения должны сосредотачивать свое внимание еще и на разработке долгосрочной стратегии поведения, благодаря которой образовательные организации будут успевать за любыми изменениями, которые осуществляются в их окружении. Любое учебное заведение является уникальным в своем роде, тем самым, уникальным для каждого отдельного учреждения является и процесс выработки стратегии, потому что он напрямую зависит от его позиции на рынке образовательных услуг, от его потенциала и динамики развития, от поведения конкурентов, от культурной среды, состояния экономики, характеристик предоставляемых услуг и так далее.
Объектом данного исследования является управление образовательным учреждением.
Предметом исследования является стратегия развития образовательного учреждения на примере Нижневартовского строительного колледжа.
Целью выпускной квалификационной работы является корректировка стратегии образовательного учреждения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность стратегического подхода к управлению образовательным учреждением;
- исследовать методические аспекты разработки стратегии развития образовательного учреждения;
- оценить результативность реализации ключевых параметров стратегии развития учреждения;
- проанализировать факторы внешней и внутренней среды функционирования учреждения;
- разработать приоритетные направления программы развития образовательного учреждения путем корректировки стратегии образовательного учреждения;
- спрогнозировать результативность реализации стратегии развития в условиях постпандемийного периода.
Теоретической базой исследования стали научный статьи, монографии, учебная литература, посвященная как в общем стратегическому менеджменту, так и стратегическому планированию развития образовательного учреждения.
Нормативно-правовой и информационной базой исследования стали документы, регламентирующие развитие образовательного учреждения, данные официального сайта Нижневартовского строительного колледжа.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования результатов исследования в стратегическом планировании образовательного учреждения.
Структура исследования обусловлена целью и задачами и включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
Актуальность исследования заключается в том, что эффективная и долгосрочная деятельность и развитие любого предприятия, организации, учреждения определяются грамотным выбором конкретных стратегических ориентиров, дающих возможность максимально полно реализовать потенциал учреждения. В условиях активной конкурентной борьбы и стремительно изменяющейся ситуации, помимо внутреннего состояния дел, учебные заведения должны сосредотачивать свое внимание еще и на разработке долгосрочной стратегии поведения, благодаря которой образовательные организации будут успевать за любыми изменениями, которые осуществляются в их окружении. Любое учебное заведение является уникальным в своем роде, тем самым, уникальным для каждого отдельного учреждения является и процесс выработки стратегии, потому что он напрямую зависит от его позиции на рынке образовательных услуг, от его потенциала и динамики развития, от поведения конкурентов, от культурной среды, состояния экономики, характеристик предоставляемых услуг и так далее.
Объектом данного исследования является управление образовательным учреждением.
Предметом исследования является стратегия развития образовательного учреждения на примере Нижневартовского строительного колледжа.
Целью выпускной квалификационной работы является корректировка стратегии образовательного учреждения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность стратегического подхода к управлению образовательным учреждением;
- исследовать методические аспекты разработки стратегии развития образовательного учреждения;
- оценить результативность реализации ключевых параметров стратегии развития учреждения;
- проанализировать факторы внешней и внутренней среды функционирования учреждения;
- разработать приоритетные направления программы развития образовательного учреждения путем корректировки стратегии образовательного учреждения;
- спрогнозировать результативность реализации стратегии развития в условиях постпандемийного периода.
Теоретической базой исследования стали научный статьи, монографии, учебная литература, посвященная как в общем стратегическому менеджменту, так и стратегическому планированию развития образовательного учреждения.
Нормативно-правовой и информационной базой исследования стали документы, регламентирующие развитие образовательного учреждения, данные официального сайта Нижневартовского строительного колледжа.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования результатов исследования в стратегическом планировании образовательного учреждения.
Структура исследования обусловлена целью и задачами и включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
Рассмотрев теоретические и практические аспекты стратегического подхода к управлению образовательным учреждением, были сделаны выводы:
1. Уровень формулирования и решения задач в стратегическом подходе к управлению учебным заведением может быть рассмотрен с точки зрения параметрической характеристики изучения эволюции управления образованием, которая раскрывает сущность стратегии управления в тот или иной период данной эволюции.
2. Уровень формулирования и решения задач может быть рассмотрен с точки зрения параметрической характеристики изучения эволюции управления образованием, которая раскрывает сущность стратегии управления в тот или иной период данной эволюции.
3. Анализ деятельности организации Нижневартовский строительный колледж дал возможность раскрыть следующие результаты:
- увеличивается доход учреждения. Это происходит в результате реализации платных услуг в учреждении, таких, как: реализация основных образовательных программ профессионального обучения, реализация дополнительных образовательных программ, найм жилых помещений;
- образовательное учреждение ежегодно выполняет утвержденный план государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Государственное задание обусловлено необходимостью набора по специальностям определенного количества обучающихся. Таким образом, можно отметить, что государственное задание выполняется в полном объеме, некоторые несоответствия обусловлены движением контингента. Необходимо также отметить, что в 20192020 гг. появились новые специальности для лиц с ОВЗ, что свидетельствует о целенаправленной работе региона в направлении повышения образовательного уровня таких лиц и расширения возможностей их социальной адаптации;
- результаты выпуска по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и по программам специалистов среднего звена соответствуют запланированным показателям государственного задания и показывают достаточный уровень качества образования/присвоенной квалификации, что подтверждается увеличением качества подготовки выпускников;
- штатная численность сотрудников сократилась, что обусловлено оптимизацией кадров в учреждении. При этом положительным фактом является то, что увеличилась заработная плата - по сравнению с 2019 годом, в 2020 году оплата труда выросла на 12,1%;
Результаты развития колледжа до 2020 года показали следующее:
1) Построение модели многоуровневого непрерывного профессионального образования.
2) Повышение качества подготовки специалистов. В результате целенаправленной реализации политики и стратегии колледж добился определенных успехов во многих направлениях деятельности, что подтверждается выполнением целевых показателей.
Полученные объективные данные в ходе мониторинга эффективности деятельности колледжа являются основанием для принятия управленческих решений.
4. Анализ факторов внешней и внутренней среды позволил сделать выводы, что проблемы БУ «Нижневартовский строительный колледж» можно решить при помощи реализации стратегии развития посредством решения нижеперечисленных задач:
1) Обеспечение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
2) Создание инновационной образовательной инфраструктуры для подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми высокотехнологичными технологиями.
3) Проектирование и реализация мероприятий приоритетных направлений современного профессионального образования «Образование», «Цифровая экономика», «Демография», «Наука».
Для решения задач требуется следующее:
- совершенствование содержания профессионального образования в учебном заведении посредством актуализации учебных программ в полном соответствии с компетенциями WorldSkills, профессиональными стандартами, сетевой формой реализации учебных программ, элементами дуального обучения;
- формирование кадрового потенциала для обучения и оценки квалификаций по стандартам WorldSkills и профессиональным стандартам;
- развитие инновационной структуры образовательной организации на основе улучшения форм деятельности Ресурсного центра;
- повышение квалификации педагогических работников, увеличение числа педагогов, аттестующихся на квалификационные категории.
5. Подводя итоги, необходимо сказать, что в качестве приоритетных направлений стратегии были указаны задачи, которые необходимо решить для достижения стратегической цели. Приоритетным продуктом, который необходимо внедрять и развивать, являются инструменты WorldSkills. Для этого потребуется дальнейшее развитие организация сетевой формы обучения для реализации основных профессиональных образовательных программ в колледже через использование всех видов ресурсов социальных партнеров (работодатели).
Для решения задач социальное партнерство колледжа -один из приоритетов его развития. Оно представляет собой систему отношений с предприятиями, службой занятости, органами власти, учреждениями образования, общественными организациями, основанными на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений.
В целях совместной подготовки кадров в рамках реализации принципа профессионального непрерывного образования ведется работа с социальными партнерами колледжа по подготовке и заключению договоров. Сетевое взаимодействие колледжа и социальных партнеров осуществляется с целью обеспечения возможности освоения обучающимися основных и дополнительных образовательных программ с использованием ресурсов организаций -социальных партнеров (практико-ориентированное и дуальное обучение).
В программе модернизации важное место отводится анализу перспектив развития колледжа, выясняются тенденции, опасности и возможности, способные изменить сложившиеся традиции по отношению к образовательному рынку и рынку труда, конкурентам и потребителям. В данном отношении большое значение имеют инновационное процессы, которое должны осуществляться в учреждении.
Например, в связи с расширением центра проведения демонстрационного экзамена, является формирование кадрового потенциала бюджетного учреждения профессионального образования «Нижневартовского строительного колледжа» для проведения обучения и оценки соответствующей квалификации по Стандартам WorldSkills.
6. Прогноз результативности стратегии в условиях постпандемийного периода бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовского строительного колледжа» включает в себя возможности реализации предложенной стратегии на основании ключевых моделей внедрения инноваций.
Поскольку реализация стратегии образовательного учреждения, основанная на инновационном продукте, позволит не только повысить узнаваемость колледжа, но и даст возможность привлечь контингент с целью прохождения образовательной программы по той или иной специальности, то это, во-первых, увеличит (в будущем) объем бюджетного финансирования на выполнение госзадания, во - вторых, позволит оказывать больше услуг на платной основе, а это увеличит объем поступлений в бюджет учреждения.
Изучая перечень инновационных моделей, можно сказать, что наиболее эффективным будет являться совокупность методов. Используя несколько типов инноваций, учреждение может превзойти учреждения на рынке образовательных услуг (СПО):
На основании модели 10 инноваций можно сформулировать направления инновационного развития колледжа:
- модель необходимости выполнения государственного задания и получения дохода от оказания платных услуг может смениться на модель, которая предусматривает те же составляющие (задание и платные услуги), но с иной точки зрения, инновационной, с повышением престижа колледжа, масштабирования его деятельности, расширение профессиональных компетенций педагогов и др.;
- нужно выстраивать надежную сеть людей и предприятий, учреждений, с которыми можно осуществлять деятельность и использовать их технологии, процессы, ресурсы и т. д., что и предполагается при активном внедрении WorldSkills;
- структурирование внутренней организационной структуры - анализ, разработка направлений совершенствования оргструктуры;
- поэтапная выработка наилучшего варианта осуществления процесса реализации инновационного продукта;
- инновации посредством предложения уникальных продуктов. Сюда включается качество и набор услуг, возможности и т.д. Так, возможности, которые может предложить колледж после полной реализации предложенной стратегии, полностью меняют представление о специальностях, получаемых по образовательным программам колледжа, и их перспективах;
- в дополнение к основному продукту (в данном случае система WorldSkills и реализованный на его основе центр проведения демонстрационного экзамена) можно предложить набор дополнительных услуг и возможностей - для педагогов: прохождение обучения на площадках WorldSkills, для обучающихся: возможность трудоустроиться сразу после экзамена и т.п.;
- несмотря на то, что учреждение является бюджетным, все больше требования времени диктуют иные модели и подходы к руководству учреждением - в большей степени коммерческого типа. Поэтому обслуживание или отношение педагогов к обучающимся, педагогов друг с другом, а также обучающихся между собой, и если это построено силами управления, является довольно важной составляющей и одним важных критериев выбора того или иного образовательного учреждения абитуриентом;
- развитие каналов или способов продвижения продукта - это те способы и каналы, посредством которых в учреждении распространяется возможность прохождения демонстрационного экзамена для обучающихся, возможность пройти обучение и стать экспертом для педагогов и т.д.
- создание бренда. Несмотря на то, что бренд - понятие коммерческое, в отношении бюджетного учреждение также можно использовать данное понятие. Например, НСК, как действующий центр проведения демонстрационного экзамена и в будущем (при реализации предложенной стратегии) - площадка для «Программы повышения квалификации 5 000 преподавателей (мастеров производственного обучения) в 2021 году», может позиционировать себя в качестве учреждения, использующего инновационный подход к образовательному процессу при помощи WorldSkills. При этом создание бренда образовательного учреждения может быть затруднено в связи с однообразием предоставляемых услуг;
- осуществление взаимодействия - с рынком образовательных услуг, конкурентами, обучающимися и их родителями, родственниками, коллегами и др.
Осуществленный анализ мирового опыта дает возможность выделить некоторые положительные моменты применения подходов WorldSkills в существенном улучшении качества СПО
- благодаря выступлениям на профессиональных конкурсах учащиеся учебных заведений среднего профессионального образования приобретают исключительный профессиональный опыт. Учащиеся получают навыки планирования своих действий, овладевают навыками выполнения различных заданий, имеющих сложный характер, делают выводы из совершенных ими ранее ошибок, осуществляют совместную деятельность с экспертами, а также с иными участниками этих профессиональных конкурсов, намечают собственный последующий профессиональный путь. Отметим, что у всех участников этих профессиональных конкурсов благодаря обучению в ходе практической деятельности происходит развитие таких важных качеств, как инициативность и самостоятельность. Кроме того, в данном случае обеспечивается весьма оперативное включение учащихся в свою будущую профессию.
- стандарты WorldSkills включают в себя ряд конкретных направлений. Руководствуясь конкурсными заданиями, учебные заведения среднего профессионального образования вносят в содержание своих учебных программ, которые реализуются ими, необходимые качественные изменения и дополнения , руководствуясь при этом общепризнанными на международной арене стандартами профессиональной деятельности;
-профессиональная подготовка учащихся образовательных организаций благодаря практическому использованию методики WorldSkills начинает характеризоваться игровыми и состязательными аспектами, в связи с чем, повышается уровень мотивации учащихся образовательных организаций. Это побуждает учащихся образовательных организаций сосредотачиваться на выполнении тех или иных заданий. Состязательная форма, как известно, представляет собой действенное средство для отбора и последующего продвижения самых успешных и самых одаренных учащихся;
-предоставляемая WorldSkills методология является надежной основой для создания общегосударственной системы оценки компетенций учащихся;
- применение методики WorldSkills в деятельности учебных заведений среднего
профессионального образования представляет четкие направления по
профессиональному развитию педагогических работников. Подготавливая студентов к соревнованиям WorldSkills учителя учебных заведений среднего профессионального образования получают уникальный опыт. Кроме того, они приобретают крайне необходимые для них навыки практического использования различных прогрессивных методик подготовки студентов образовательных организаций. Учителя колледжей могут делиться своими профессиональными педагогическими знаниями со своими зарубежными коллегами. Учителя колледжей оказываются полноценными участниками обширного проф.сообщества WorldSkills.
Тем самым, задания чемпионатов WorldSkills играют роль некого образца, стандартизирующего требования, которые непосредственно выдвигаются к участникам состязаний из различных государств мира. Соответствие национальных заданий международному стандарту является предпосылкой межстрановой сопоставимости образовательных результатов, показываемых студентами СПО а, значит, открывает для стран возможность оценить свою конкурентоспособность не только в соревнованиях талантов, но и в массовой подготовке кадров.
1. Уровень формулирования и решения задач в стратегическом подходе к управлению учебным заведением может быть рассмотрен с точки зрения параметрической характеристики изучения эволюции управления образованием, которая раскрывает сущность стратегии управления в тот или иной период данной эволюции.
2. Уровень формулирования и решения задач может быть рассмотрен с точки зрения параметрической характеристики изучения эволюции управления образованием, которая раскрывает сущность стратегии управления в тот или иной период данной эволюции.
3. Анализ деятельности организации Нижневартовский строительный колледж дал возможность раскрыть следующие результаты:
- увеличивается доход учреждения. Это происходит в результате реализации платных услуг в учреждении, таких, как: реализация основных образовательных программ профессионального обучения, реализация дополнительных образовательных программ, найм жилых помещений;
- образовательное учреждение ежегодно выполняет утвержденный план государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Государственное задание обусловлено необходимостью набора по специальностям определенного количества обучающихся. Таким образом, можно отметить, что государственное задание выполняется в полном объеме, некоторые несоответствия обусловлены движением контингента. Необходимо также отметить, что в 20192020 гг. появились новые специальности для лиц с ОВЗ, что свидетельствует о целенаправленной работе региона в направлении повышения образовательного уровня таких лиц и расширения возможностей их социальной адаптации;
- результаты выпуска по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и по программам специалистов среднего звена соответствуют запланированным показателям государственного задания и показывают достаточный уровень качества образования/присвоенной квалификации, что подтверждается увеличением качества подготовки выпускников;
- штатная численность сотрудников сократилась, что обусловлено оптимизацией кадров в учреждении. При этом положительным фактом является то, что увеличилась заработная плата - по сравнению с 2019 годом, в 2020 году оплата труда выросла на 12,1%;
Результаты развития колледжа до 2020 года показали следующее:
1) Построение модели многоуровневого непрерывного профессионального образования.
2) Повышение качества подготовки специалистов. В результате целенаправленной реализации политики и стратегии колледж добился определенных успехов во многих направлениях деятельности, что подтверждается выполнением целевых показателей.
Полученные объективные данные в ходе мониторинга эффективности деятельности колледжа являются основанием для принятия управленческих решений.
4. Анализ факторов внешней и внутренней среды позволил сделать выводы, что проблемы БУ «Нижневартовский строительный колледж» можно решить при помощи реализации стратегии развития посредством решения нижеперечисленных задач:
1) Обеспечение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
2) Создание инновационной образовательной инфраструктуры для подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми высокотехнологичными технологиями.
3) Проектирование и реализация мероприятий приоритетных направлений современного профессионального образования «Образование», «Цифровая экономика», «Демография», «Наука».
Для решения задач требуется следующее:
- совершенствование содержания профессионального образования в учебном заведении посредством актуализации учебных программ в полном соответствии с компетенциями WorldSkills, профессиональными стандартами, сетевой формой реализации учебных программ, элементами дуального обучения;
- формирование кадрового потенциала для обучения и оценки квалификаций по стандартам WorldSkills и профессиональным стандартам;
- развитие инновационной структуры образовательной организации на основе улучшения форм деятельности Ресурсного центра;
- повышение квалификации педагогических работников, увеличение числа педагогов, аттестующихся на квалификационные категории.
5. Подводя итоги, необходимо сказать, что в качестве приоритетных направлений стратегии были указаны задачи, которые необходимо решить для достижения стратегической цели. Приоритетным продуктом, который необходимо внедрять и развивать, являются инструменты WorldSkills. Для этого потребуется дальнейшее развитие организация сетевой формы обучения для реализации основных профессиональных образовательных программ в колледже через использование всех видов ресурсов социальных партнеров (работодатели).
Для решения задач социальное партнерство колледжа -один из приоритетов его развития. Оно представляет собой систему отношений с предприятиями, службой занятости, органами власти, учреждениями образования, общественными организациями, основанными на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений.
В целях совместной подготовки кадров в рамках реализации принципа профессионального непрерывного образования ведется работа с социальными партнерами колледжа по подготовке и заключению договоров. Сетевое взаимодействие колледжа и социальных партнеров осуществляется с целью обеспечения возможности освоения обучающимися основных и дополнительных образовательных программ с использованием ресурсов организаций -социальных партнеров (практико-ориентированное и дуальное обучение).
В программе модернизации важное место отводится анализу перспектив развития колледжа, выясняются тенденции, опасности и возможности, способные изменить сложившиеся традиции по отношению к образовательному рынку и рынку труда, конкурентам и потребителям. В данном отношении большое значение имеют инновационное процессы, которое должны осуществляться в учреждении.
Например, в связи с расширением центра проведения демонстрационного экзамена, является формирование кадрового потенциала бюджетного учреждения профессионального образования «Нижневартовского строительного колледжа» для проведения обучения и оценки соответствующей квалификации по Стандартам WorldSkills.
6. Прогноз результативности стратегии в условиях постпандемийного периода бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовского строительного колледжа» включает в себя возможности реализации предложенной стратегии на основании ключевых моделей внедрения инноваций.
Поскольку реализация стратегии образовательного учреждения, основанная на инновационном продукте, позволит не только повысить узнаваемость колледжа, но и даст возможность привлечь контингент с целью прохождения образовательной программы по той или иной специальности, то это, во-первых, увеличит (в будущем) объем бюджетного финансирования на выполнение госзадания, во - вторых, позволит оказывать больше услуг на платной основе, а это увеличит объем поступлений в бюджет учреждения.
Изучая перечень инновационных моделей, можно сказать, что наиболее эффективным будет являться совокупность методов. Используя несколько типов инноваций, учреждение может превзойти учреждения на рынке образовательных услуг (СПО):
На основании модели 10 инноваций можно сформулировать направления инновационного развития колледжа:
- модель необходимости выполнения государственного задания и получения дохода от оказания платных услуг может смениться на модель, которая предусматривает те же составляющие (задание и платные услуги), но с иной точки зрения, инновационной, с повышением престижа колледжа, масштабирования его деятельности, расширение профессиональных компетенций педагогов и др.;
- нужно выстраивать надежную сеть людей и предприятий, учреждений, с которыми можно осуществлять деятельность и использовать их технологии, процессы, ресурсы и т. д., что и предполагается при активном внедрении WorldSkills;
- структурирование внутренней организационной структуры - анализ, разработка направлений совершенствования оргструктуры;
- поэтапная выработка наилучшего варианта осуществления процесса реализации инновационного продукта;
- инновации посредством предложения уникальных продуктов. Сюда включается качество и набор услуг, возможности и т.д. Так, возможности, которые может предложить колледж после полной реализации предложенной стратегии, полностью меняют представление о специальностях, получаемых по образовательным программам колледжа, и их перспективах;
- в дополнение к основному продукту (в данном случае система WorldSkills и реализованный на его основе центр проведения демонстрационного экзамена) можно предложить набор дополнительных услуг и возможностей - для педагогов: прохождение обучения на площадках WorldSkills, для обучающихся: возможность трудоустроиться сразу после экзамена и т.п.;
- несмотря на то, что учреждение является бюджетным, все больше требования времени диктуют иные модели и подходы к руководству учреждением - в большей степени коммерческого типа. Поэтому обслуживание или отношение педагогов к обучающимся, педагогов друг с другом, а также обучающихся между собой, и если это построено силами управления, является довольно важной составляющей и одним важных критериев выбора того или иного образовательного учреждения абитуриентом;
- развитие каналов или способов продвижения продукта - это те способы и каналы, посредством которых в учреждении распространяется возможность прохождения демонстрационного экзамена для обучающихся, возможность пройти обучение и стать экспертом для педагогов и т.д.
- создание бренда. Несмотря на то, что бренд - понятие коммерческое, в отношении бюджетного учреждение также можно использовать данное понятие. Например, НСК, как действующий центр проведения демонстрационного экзамена и в будущем (при реализации предложенной стратегии) - площадка для «Программы повышения квалификации 5 000 преподавателей (мастеров производственного обучения) в 2021 году», может позиционировать себя в качестве учреждения, использующего инновационный подход к образовательному процессу при помощи WorldSkills. При этом создание бренда образовательного учреждения может быть затруднено в связи с однообразием предоставляемых услуг;
- осуществление взаимодействия - с рынком образовательных услуг, конкурентами, обучающимися и их родителями, родственниками, коллегами и др.
Осуществленный анализ мирового опыта дает возможность выделить некоторые положительные моменты применения подходов WorldSkills в существенном улучшении качества СПО
- благодаря выступлениям на профессиональных конкурсах учащиеся учебных заведений среднего профессионального образования приобретают исключительный профессиональный опыт. Учащиеся получают навыки планирования своих действий, овладевают навыками выполнения различных заданий, имеющих сложный характер, делают выводы из совершенных ими ранее ошибок, осуществляют совместную деятельность с экспертами, а также с иными участниками этих профессиональных конкурсов, намечают собственный последующий профессиональный путь. Отметим, что у всех участников этих профессиональных конкурсов благодаря обучению в ходе практической деятельности происходит развитие таких важных качеств, как инициативность и самостоятельность. Кроме того, в данном случае обеспечивается весьма оперативное включение учащихся в свою будущую профессию.
- стандарты WorldSkills включают в себя ряд конкретных направлений. Руководствуясь конкурсными заданиями, учебные заведения среднего профессионального образования вносят в содержание своих учебных программ, которые реализуются ими, необходимые качественные изменения и дополнения , руководствуясь при этом общепризнанными на международной арене стандартами профессиональной деятельности;
-профессиональная подготовка учащихся образовательных организаций благодаря практическому использованию методики WorldSkills начинает характеризоваться игровыми и состязательными аспектами, в связи с чем, повышается уровень мотивации учащихся образовательных организаций. Это побуждает учащихся образовательных организаций сосредотачиваться на выполнении тех или иных заданий. Состязательная форма, как известно, представляет собой действенное средство для отбора и последующего продвижения самых успешных и самых одаренных учащихся;
-предоставляемая WorldSkills методология является надежной основой для создания общегосударственной системы оценки компетенций учащихся;
- применение методики WorldSkills в деятельности учебных заведений среднего
профессионального образования представляет четкие направления по
профессиональному развитию педагогических работников. Подготавливая студентов к соревнованиям WorldSkills учителя учебных заведений среднего профессионального образования получают уникальный опыт. Кроме того, они приобретают крайне необходимые для них навыки практического использования различных прогрессивных методик подготовки студентов образовательных организаций. Учителя колледжей могут делиться своими профессиональными педагогическими знаниями со своими зарубежными коллегами. Учителя колледжей оказываются полноценными участниками обширного проф.сообщества WorldSkills.
Тем самым, задания чемпионатов WorldSkills играют роль некого образца, стандартизирующего требования, которые непосредственно выдвигаются к участникам состязаний из различных государств мира. Соответствие национальных заданий международному стандарту является предпосылкой межстрановой сопоставимости образовательных результатов, показываемых студентами СПО а, значит, открывает для стран возможность оценить свою конкурентоспособность не только в соревнованиях талантов, но и в массовой подготовке кадров.





