Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»

Работа №19898

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
776
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине
«Методология психолого-педагогических исследований» 8
1.1 Особенности и специфика организации учебного процесса в высшем
учебном заведении 8
1.2 Специфика дисциплины «Методология психолого-педагогических
исследований» 14
1.3 Педагогические технологии для преподавания дисциплины 20
2 Теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения
учебного процесса 25
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения
учебного процесса 25
2.2 Основные понятия педагогических программных средств, выбор
инструментальной среды для разработки электронного обучающего курса 31
2.3 Дидактические принципы и требования, предъявляемые к разработке
педагогических программных средств 42
3 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения дисциплины
«Методология психолого-педагогических исследований» 51
3.1 Обоснование и разработка рабочей программы дисциплины
«Методология психолого-педагогических исследований» 51
3.2 Обоснование и разработка лекционных, практических и контрольных занятий дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований» 54
3.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса «Методология
психолого-педагогических исследований» 63
3.4 Педагогический и технологический сценарий 73
4 Апробация и экспертиза учебно-методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований» в учебном процессе 76
4.1 Программа опытно-экспериментальной работы 77
4.2 Результаты экспертизы 79
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложение А Рабочая программа дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований» 87
Приложение Б Анкета экспертной оценки 108


Актуальность Характерными чертами реформирования и модернизации образования в России являются стремление к повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы обучающихся, технологизации и информатизации процесса обучения. Развитию самоопределения и самореализации личности способствует информатизация учебного процесса, в которой создаются благоприятные условия. На создание таких условий должен быть направлен весь образовательный процесс в учебном заведении. Одним из важнейших компонентов современного образования является применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере. Одной из главных задач обучения является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу, этому способствует использование в учебном процессе педагогических программных средств.
В настоящее время педагогу в высшем учебном заведении уже нельзя опираться на имеющиеся знания и опыт, необходимо постоянное их совершенствование и актуализация. Это может выражаться в создании новых и совершенствовании существующих форм, методов и средств обучения. Использование педагогических программных средств позволяют по-новому подойти к традиционной учебе. Глубина и широта информационного охвата способствуют совершенствованию фундаментальных навыков владения устной и письменной речью, качественно улучшают методики анализа материала. Чем больше информации из источников, представляющих различные точки зрения, получает и изучает учащийся, тем сильнее развивается у него способность оценить информацию, критически ее воспринимать и делать собственные независимые суждения. Использование педагогических программных средств позволяет широко разнообразить способы обучения и индивидуализировать их.
Согласно Распоряжению Правительства РФ на 2013 - 2020 годы «Развитие образования» [1] стратегические цели и задачи развития системы образования определены в государственной программе. Вместе с тем не все мероприятия, направленные на достижение целей и задач государственной программы на уровне конкретных образовательных организаций, муниципалитетов и регионов, обеспечены на сегодняшний день финансовыми и организационно - экономическими механизмами. В настоящее время большинство учебных учреждений России имеет доступ в компьютерные сети. Однако уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них еще низок. В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание педагогических программных средств, соответствующих стандартам нового поколения, развитие дистанционного обучения, разработка специального методического обеспечения, развитие информационных технологий управления образованием и т.д.
Данные задачи решаемы с помощью создания педагогических программных средств соответствующего уровня и профиля, так как для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия, на что направлено использование педагогических программных средств в любом направлении обучения и по любой дисциплине.
Исходя из анализа литературы возникают противоречия между необходимостью создания педагогических программных средств и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на подготовку преподавателей и учащихся к подобной деятельности; необходимостью совершенствовать процесс обучения на основе использования педагогических программных средств и отсутствием разработанного подобного обеспечения данного процесса.
Проблема Необходимость разработки и внедрения соответствующего программного средства, использующего инновационные технологии обучения в учебный процесс. Анализ психолого-педагогической литературы и изучение опыта различных образовательных учреждений показал отсутствие практико-ориентированного обеспечения педагогическими программными средствами по дисциплинам учебных планов, в частности дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований».
Цель: разработать учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Методология психолого-педагогических исследований»
Объект: учебный процесс дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Предмет: учебно-методическое обеспечение дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Гипотеза исследования: использование электронного курса по дисциплине «Методология психолого-педагогических исследований» в учебном процессе будет результативным, если:
- учебный процесс выстраивается в соответствии с принципами системного, компетентностного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов;
- электронный курс будет выполнен в соответствии с принципами и требованиями, предъявляемыми к его разработке;
- при разработке учебно-методического обеспечения будет учитываться специфика и структура дисциплины.
Задачи:
1) Выявить теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине «Методология психолого-педагогических исследований».
2) Определить теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения учебного процесса.
3) Обосновать и разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований».
4) Провести экспертизу электронного обучающего курса «Методология психолого-педагогических исследований» и проанализировать ее результаты.
Теоретические основы исследования:
- для изучения теоретических основ организации учебного процесса по дисциплине «Методология психолого-педагогических исследований» нами были рассмотрены работы таких авторов, как Ю.К. Бабанский, В.А. Алексеенко, Т.А. Ильина;
- для изучения теоретических основ разработки учебно-методического обеспечения учебного процесса были рассмотрены работы таких авторов, как Н.Н. Горлушкина, Д.В. Кухтин, М. И. Потеев.
Методологическую основу исследования составили труды,посвященные:
- системному подходу к организации образовательного и воспитательного процессов (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.В. Краевский и др);
- компетентностному подходу к содержанию образования (И.А. Зимняя, В.В. Лебедев, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, М.В. Рыжаков, А.В. Хуторской, Т.Н. Шамова и др.);
- личностно - ориентированному подходу (З.И. Васильева, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и др);
- деятельностному подходу, рассмотренному в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.С. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.
Для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения педагогических программных средств в учебном процессе;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения электронный курсов в учебном процессе;
- метод экспертных оценок.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для решения первой задачи рассмотрели организацию учебного процесса и пришли к выводу, что организация учебного процесса в ВО выступает как система, обеспечивающая единство целей и содержания образовательной деятельности, развернутых в форме программы обучения (образования), субъекта образовательного процесса - профессорско-преподавательского состава, объекта образовательного процесса - обучаемых, средств образовательного процесса - материально-технической, экспериментальной базы, учебно-методической литературы, компьютерно-информационных ресурсов, помещений, их оборудования, оргтехники, библиотеки и других хранилищ учебной и научной информации - знаний, «способов» образовательных процессов - образовательных технологий. Рассмотрели модели обучения такие как, смешанная модель, традиционная модель, электронная модель. Пришли к выводу, что смешанное обучение, более активное со стороны студента, даёт больше интересных возможностей для обучения. Рассмотрели специфику дисциплины. Дисциплина «Методология психолого-педагогических исследований» может рассматриваться как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, которая не сводится к узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной конкретной профессии или специальности. Рассмотрели педагогические технологии для преподавания дисциплины, пришли к выводу, что наиболее эффективными технологиями являются проектная, информационная, КСО. Благодаря этим технологиям компетенции указанные в специфике будут активно развиваться.
Для решения второй задачи мы рассмотрели понятие учебно¬методическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение как процесс - это направленная работа на оснащение чьей-либо деятельности (проекта или программы) необходимыми методическими средствами, способствующими её эффективному осуществлению или реализации. Учебно - методическое обеспечение как результат - это комплекс документов, разработок и т.д., обеспечивающий чью-либо деятельность.
Разработка учебно-методического обеспечения предполагает решение таких задач, как:
- систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
- развитие творческого потенциала педагогических коллективов;
- интенсификация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования;
- интегрирование, дифференцирование и профилизацию образовательных программ внедрение современных образовательных технологий.
Так же мы рассмотрели основные определения понятия «педагогическое программное средство». Опирались в ходе исследования на определение Горлушкиной Н.Н., которая пишет, что педагогические программные средства - представляют собой технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий и на Кухтина Д.В., который трактует педагогические программные средства как отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины.
Мы рассмотрели виды педагогических программных, к ним относятся: компьютерные учебные среды, автоматизированные обучающие системы, электронные учебники, экспертно-обучающие системы, авторские инструментальные среды, контролирующие программы, компьютерные имитаторы технологического оборудования, демонстрационные программы, обучающие функции профессиональных программных средств.
Далее, мы рассмотрели классификацию педагогических программных средств: по целевому назначению, по функциональному строению, по степени активности учащегося.
Также мы изучили принципы, которые необходимо учитывать при разработки педагогического программного средства. Эти принципы разделены на четыре группы. К ним относятся: психофизиологические особенности обучающихся, технические возможности компьютерной техники, педагогические рекомендации при проектировании, системный подход к создаваемым педагогическим программным средствам. При проектировании и разработки педагогического программного средства целесообразно придерживаться всех принципов.
Нами были рассмотрены основные требования, которые предъявляются к разработке педагогических программных средств. К ним относятся: педагогические требования, технические, психологические, эргономические, эстетические требования и требования к оформлению документации.
Для решения третей задачи мы разработали методическое обеспечения для проведения занятий «Методология психолого-педагогических исследований». Рассмотрели структуру нашего электронного курса. Обосновали электронный курс «Методология психолого-педагогического исследования» с точки зрения различных принципов:
Осуществляемые принципы:
- принцип учета психофизиологических особенностей обучаемых;
- принцип психологической и педагогической эргономичности;
- принцип функциональной полноты;
- принцип приоритетности стратегии обучения;
- принцип универсальности применения;
- принцип модульности построения.
дидактические принципы, осуществляемый в данном электронном курсе:
- научность;
- доступность;
- адаптивность;
- систематичности и последовательности обучения;
- компьютерная визуализация учебной информации;
- активизация самостоятельной деятельности обучаемого;
- обеспечение интерактивного диалога;
- развитие интеллектуального потенциала.
Мы также разработали педагогический и технологический сценарий электронного курса «Методология психолого-педагогических исследований».
Для решения четвертой задачи мы провели экспертную оценку. Данные, полученные в ходе апробации, подтверждают гипотезу о том, что использование электронного курса в процессе преподавания дисциплины «Методология психолого¬педагогических исследований» является педагогически обоснованным, так как он разработан с учетом специфики дисциплины, в соответствии с принципами разработки педагогических программных и дидактических средств, с учетом технических и эргономических требований к созданию электронных средств обучения.
Таким образом задачи решены, цель достигнута.



1 Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013¬2020 г.г.
2 Бурова, Л. И. Роль и значение наследия С.П. Баранова в развитии современного образования: учебник / Бурова, Л. И. -Москва, 2012.-76 с.
3 Ильина, Т.А. Сущность и структура процесса обучения. [Электронный ресурс]: Этапы учебного процесса. - Режим доступа:
http://paidagogos.com/?p=75.
4 Алексеенко, В.А. Организация и ведение учебного процесса в ВУЗе. - М.: Национальный институт бизнеса, 2005.
5 Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/00/3_00/st235.html.
6 Нижегородский портал «Смешанное обучение - как одно из конкурентных преимуществ ВУЗов» . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //megaport-nn. ru/content/articles/19161/.
7 Кун, К. E-Learning - электронное обучение // Информатика и образование. - 2012.
8 Всероссийский научно-методический симпозиум «Смешанное и корпоративное обучение» СКО-2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://erno-simp.ru/l---r-l-2007r/2010-05-11-21-37-20.html.
9 Андреев, М. А. УМК для e-Learning. Высшее образование в России. - №7. 2007. с.65-69.
10 Браун, А., Бимроуз, Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования) // Высшее образование в России. - 2013.
11 Загвязинский, В.И. О компетентностном подходе и его роли в совершенствовании высшего образования. Доклад на Ученом совете ТГУ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.wtmn.ru.
12 Роберт, И.В. Философско-методологические, социально-психо¬логические и педагогико технологические основания развития информатизации отечественного образования: XXI Международная конференция, Роберт, И.В. 2013
13 Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Машбиц, Е.И. - Москва: Педагогика, 2010
14 Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии 2012
15 Монахов, В.М. Проектирование программ развития учащихся/ В.М. Монахов. М.-Новокузнецк, ИПК, 2014.
16 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - Москва: Народное образование, 2005.
17 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. /
под ред. Е. В. Бондаревская. - Ростов на Дону, 2000. - 351с.
18 Селевко, Г.К. Современные технологии в образовании: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 2003. - 169 с.
19 Ивасенко, А. Г. Управление проектами. / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин: - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 327 с.
20 Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования. [Электронный ресурс]; под ред. Батышева С.Я. - Режим доступа: http: //www. anovikov. ru/dict/epo. pdf
21 Ожегов, С.Н. Словарь русского языка / С.Н. Ожегов; под ред. Валуева Н. В. М.: Оникс, 2010.
22 Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. - 2011. - №6. - С. 25¬28.
23 Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
24 Бабко, Г.И. Проектирование и технология реализации инновационных образовательных процессов в вузе (из опыта сотрудничества РИВШ и БГАТУ) / Г. И. Бабко, А. В. Макаров. - Минск. Высшая школа: 2009. № 2. 77 с.
25 Положение СФУ «Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранном языках»27.07.2016 г.
26 Горлушкина, Н.Н. Педагогические программные средства: Учебное пособие / Под. ред. проф. М.И.Потеева. СП6.: СП6 ГИТМО (ТУ), 2004 152 с.
27 Кухтин, Д.В. Электронное обучение. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hotline.ua/knigi/autor/kuhtin_pv-232467/.
28 Потеев, М.И. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учеб. Пособие / Потеев, М.И. - Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2012. - 126 с.
29 Инструкции по работе с системой moodle. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id=945
30 Положение СФУ об электронных образовательных ресурсах 17.06.2013 г.
31 Осин, А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (+CD-ROM). М.: Агентство «Издательский сервис», 2010, — 328 с.
32 Башмаков, А.И., Старых В.А. Принципы и технологические основы создания открытых информационно-образовательных сред / Под редакцией академика РАО Тихонова А.Н. ФГУ ГНИЛ ИТТ "Информика". - М.: БИНОМ, 2010.
33 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)] ун-т, 2015.
34 Кусаинов, А. М. Новое поколение учебников - требование дня//Мысль, 2012.
35 Попков, В.А. и Коржуев А.В. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 2009.
36 Загвязинский, В.И., Р.Атахов. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Издательский Центр «Академия», 2010.
37 Краевский, В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. - СПб.: СПб. ГУП, 2009.
38 Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап: учеб. пособие для студентов пед. спец. вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М. : Академия, 2009. - 394 с.
39 Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 478 с.
40 Современная философия науки: Хрестоматия. - М. : Наука, 2010. - 252с.
41 Майер, Р. А.Статические методы в психолого-педагогических и социологических исследованиях : учеб. пособие / Р. А. Майер, Н. Р. Колмакова. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева. Ч. 1. - 2011. - 151 с.
42 Новиков, А, М. Методология образования : научное издание / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2012. - 319 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ