🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Развитие познавательной сферы детей младшего школьного возраста

Работа №198927

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Изучение познавательной сферы в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном
возрасте 14
1.3 Приемы и средства работы педагога и психолога по развитию
познавательной сферы у младших школьников 19
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования 26
2.2 Результаты диагностики познавательной сферы у младших
школьников на констатирующем этапе 28
2.3 Программа развития познавательной сферы у младших школьников .... 34
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Методики, используемые в ходе проведения эмпирического исследования 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Учебно-тематический план занятий 56


Актуальность исследования. XXI век отличается быстрым информационным насыщением и постоянно меняющимся социальным окружением. Знание того, что происходит, мгновенное освоение всевозможной информации, умение сохранить и проанализировать полученную информацию - важные качества, которыми человек должен обладать, чтобы добиться успеха поставленных личных и профессиональных целей. Основная задача школы воспитать человека, способного удовлетворить запросы современного общества и его социальные потребности.
Достижение этой задачи предполагает развитие познавательной сферы детей, начиная с младшего школьного возраста. В психологической структуре личности познавательная сфера занимает важное место, и включает в себя: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
Познавательная сфера изучается многими науками. Физиология постигает механизмы мозга, которые направлены на осуществление когнитивных действий. Кибернетика проводит анализ способов обработки информации, посредством мышления. Психология изучает характеристику психических процессов человека. В педагогике рассматриваются вопросы влияния на процесс развития познавательной сферы.
Вопрос о развитии познавательной сферы изучался многим психологами и педагогами, среди них и зарубежные, такие как П.С. Гуревич [18], Ю.Б. Дормашев [20], И.Г. Захарова [24], Н.С. Клемешова [29], А.А. Осипова [40], Ю.Б. Гиппенрейтер [16] и другие.
Исследователи отмечают, что недостаточность развития познавательной сферы у детей младшего школьного возраста приводит к снижению успешности в учебной деятельности.
На сегодняшний день исследование вопросов, касающихся развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста становится крайне актуальным. В психологии, педагогике постоянно ведется поиск средств диагностики и коррекции познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Актуальность исследования позволила сформулировать проблему исследования: каким образом наиболее эффективно организовать развитие познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать на практике эффективность разработанной нами программы развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Объект - познавательная сфера младших школьников.
Предмет - развитие познавательной сферы у младших школьников.
Гипотеза - процесс развития познавательной сферы у младших школьников будет происходить более эффективно, если реализовать на практике разработанную нами программу развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели и гипотезы поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие познавательной сферы в психолого-педагогической литературе, особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте;
2) выявить приемы и средства работы педагога и психолога по развитию познавательной сферы у младших школьников;
3) провести опытно-экспериментальное исследование познавательной сферы у младших школьников;
4) разработать и проверить эффективность программы развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Методы и методики исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по изученной проблеме, обобщение;
- эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось ООО Центр технологии развития г. Москва.
Теоретическая значимость: в работе обобщены данные по организации развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования: предложенная программа
развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста в виде специально организованных занятий с использованием игровых приемов и упражнений может быть использована психологами и педагогическими работниками, работающими с детьми младшего школьного возраста.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных источников показал, что познавательными называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации. К познавательной сфере относят все психические процессы, выполняющие функцию рационального познания.
В младшем школьном возрасте развитие познавательных процессов происходит достаточно интенсивно. В начале своего школьного пути у ребёнка развивается познавательная сфера. Такому развитию способствуют учителя, школьный коллектив и сам процесс образования. Оно обусловлено тем, что ребёнок выполняет новые для себя виды деятельности. Он попадает в новую систему межличностных коммуникаций, с помощью которых обретает личностные качества уже характерные не для ребёнка, а для взрослого человека. Важно, чтобы все аспекты познавательной сферы у младших школьников были стабильными, произвольными и результативными. Это поможет им развиваться и достигать успеха в учебе и в жизни в целом.
Разнообразие существующих приемов и средств обучения позволяет педагогам чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Специально организованная система занятий коррекционно-развивающей направленности может быть эффективным средством развития познавательной сферы у младших школьников. При организации коррекционно-развивающей деятельности следует обратить внимание на наглядность и новизну полученной информации. Важно обращать внимание на связь материала с жизненным опытом детей, использовать творческие методы работы, обучать детей взаимодействию между собой. При правильно организованной деятельности все виды работы будут способствовать развитию познавательной сферы.
Целью исследования стало теоретически обосновать и доказать на практике эффективность разработанной нами программы развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Базой экспериментальной площадки выступило ООО Центр технологии развития г. Москва.
Экспериментальная группа включала 10 учащихся 3 класса. Возраст детей 9 лет. Контрольная группа также состояла из 10 учащихся 3 класса. Возраст детей 9 лет.
Для диагностики были подобраны методики изучения познавательных процессов (мышления, внимания, памяти).
В ходе констатирующего этапа были изучены особенности развития познавательной сферы младших школьников. Между контрольной и экспериментальной группой различий не выявлено.
Было выявлено, что у детей преимущественно имеется средний и низкий уровень развития познавательных процессов. Данный уровень развития познавательной сферы препятствует полноценному освоению учебного материала, который постоянно усложняется. Необходимо проведение коррекционно-развивающей работы, направленной повышение уровня развитости познавательных процессов младших дошкольников.
В рамках формирующего этапа представлена программа занятий «Развивайся вместе со мной», предназначенная для детей младшего школьного возраста. Программа реализуется в экспериментальной группе.
Цели программы: создать условия для развития познавательной сферы учащихся младших классов.
Всего предполагается проведение 15 занятий. Каждое занятие направлено на формирование одного или нескольких познавательных процессов. В то же время, работа отличается комплексностью, поэтом часто невозможно выделить работу по одному психическому процессу.
Проведение контрольной диагностики показало, что у детей экспериментальной группы все исследованные познавательные психические процессы развиваются. Значительно снизилось количество детей, которые показывают низкий уровень по всем методикам. Также по каждой методике имеются дети с высоким уровнем.
В контрольной группе имеются положительные сдвиги, но они крайне незначительны. Их можно объяснить тем, что методики уже знакомы детям и при повторной диагностике быстрее поняли задание.
Это означает, что выдвинутая исследовательская гипотеза подтвердилась: процесс развития познавательной сферы у младших школьников будет происходить более эффективно, если реализовать на практике разработанную нами программу развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.



1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2018. - 379 с.
2. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учёт и коррекция / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2015. - 231 с.
3. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2019. - 240 с.
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - М.:
Академия, 2017. - 192 с.
5. Белошистая, А.В. Задания для развития логического мышления - 1 класс /
A. В. Белошистая, В.В. Левитес. - М.: Дрофа, 2018. - 64 с.
6. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - М.: Норма, 2017. - 208 с.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
B. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. - 672 с.
8. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: учебное пособие /
Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2019. - 480 с.
9. Венгер, Л.А. Психология: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Юрайт, 2017. - 336 с.
10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос, 2016. - 160 с.
11. Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования / С.Г. Воровщиков // Завуч. Управление современной школой. - 2007. - № 6. - С. 81-97.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2017. - 182 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: собрание сочинений / Л.С. Выготский, В.В. Давыдова. - М.: Астрель, 2015. - 671 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: монография /
Л.С. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2019. - 512 с.
15. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Габай. - М.: Академия, 2019. - 218 с...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ