🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Гидрокинезиотерапия как метод адаптивной физической культуры у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Работа №198893

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ДЦП) К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ 10
1.1 Особенности организма детей с нарушением опорно
двигательного аппарата (ДЦП) 10
1.2 Особенности применения адаптивной физической культуры
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) 23
1.3 Гидрокинезиотерапия как метод адаптивной физической культуры у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) 28
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Организация исследования 35
2.2 Методы исследования 37
2.2.1 Методика исследования пространственных характеристик позвоночника 37
2.2.2 Миотон ПРО 41
2.2.3 Статистическая обработка данных 45
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 46
3.1 Фoнoвыe рeзультaты иccлeдoвaния 46
3.2 Результаты исследования проекций на плоскости
позвоночника детей 50
3.3 Результаты исследования мышечного тонуса детей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А Упражнения в воде 66


Актуальность исследования. В настоящее время отмечается устойчивая тенденция снижения функциональных показателей здоровья детского населения. Ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста находится в определенной зависимости от невысокой эффективности физического воспитания, не обеспечивающего должного уровня физического здоровья в контексте его формирования средствами физического воспитания. Прежде всего, это связано с тем, что применение традиционных форм и методов физического воспитания детей не ориентировано на профилактику отклонений от нормы здоровья, опорно-двигательного аппарата, на достижение полноценного физического развития, подготовленности детей. Развитие идей повышения эффективности процесса физического воспитания детей возможно на основе: увеличения двигательной активности; технологии спортивной подготовки; физкультурно-оздоровительных занятий [6].
На сегодняшний момент ДЦП занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста. По мировой статистике число больных этим заболеванием детей составляет 1,7–7 на 1000 здоровых, в России эти цифра колеблется в пределах 2,5–5,9. Увеличение числа больных связывают не только с ухудшением экологии, но также с прогрессом в перинатальной и неонатальной медицине. Сегодня успешно выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм, как известно, именно недоношенность является одним из основных факторов риска по ДЦП [5].
Детский церебральный паралич – это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного [3].
Двигательные расстройства у этих детей сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с
органическим поражением центральной нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Часто заметны речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому большинство из них нуждается не только в медицинской и социальной помощи, но также в психолого-педагогической и логопедической коррекции [9].
Большое значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезиотерапия. Лечебная гимнастика в воде особенно полезна в период начального формирования движений. Кроме упражнений в воде важное место в реабилитации занимает водолечение, которое благоприятно влияет на состояние нервной системы ребенка [2].
С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, улучшается сон, уменьшаются насильственные движения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей [4].
Водолечение благодаря своей эффективности и доступности считается одним из наиболее часто используемых больными ДЦП методов физиотерапии. Вода является естественным биологическим раздражителем, с которым человек постоянно встречается в повседневной жизни. Ее высокая теплопроводность и теплоемкость, способность растворять важнейшие для организма органические и неорганические вещества и газы, а также некоторые другие физические свойства делают воду уникальной средой, через которую могут осуществляться разнонаправленные воздействия на организм [7].
В практике водолечения больных ДЦП наиболее часто используются ванны индифферентной температуры (35-37°С), существенно не отличающейся от внутренней температуры тела. При действии таких ванн на организм больного уменьшается количество импульсов, поступающих в центральную нервную систему. В результате тормозится активность коры головного мозга, что ведет к снижению мышечного тонуса, болевых ощущений и гиперкинезов [8].
В связи с тем, что в настоящее время очень распространен диагноз ДЦП у детей, становится актуальным поиск наиболее рациональных путей реабилитации детей с ДЦП.
Объектом исследования является адаптация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
Предметом исследования является применение гидрокинезиотерапии как метода адаптивной физической культуры у детей с нарушением опорнодвигательного аппарата (ДЦП).
Цель работы – адаптация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) с помощью гидрокинезиотерапии.
Задачи исследования:
1 Изучить особенности организма детей с нарушением опорнодвигательного аппарата (ДЦП).
2 Изучить особенности применения адаптивной физической культуры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
3 Обосновать применение гидрокинезиотерапии как метода адаптивной физической культуры у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Результаты работы.
По результатам применения гидрокинезиотерапии как метода адаптивной физической культуры для адаптации к нормальной жизнедеятельности детей у экспериментальной группы было отмечено улучшение биомеханических показателей, а также мышечного тонуса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В сфере физической культуры в последние годы государственными и общественными организациями прилагаются большие усилия для привлечения инвалидов к систематическим занятиям физическими упражнениями как эффективному универсальному средству физической, психической, социальной адаптации. В связи с этим появилось и расширяется новое направление: адаптивная физическая культура, которая позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья приобрести доступные умения и навыки, качества и способности. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие возможности и даже достичь личных результатов в адаптивном спорте. Адаптивная физическая культура предполагает использование всех ее компонентов: адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации.
Приобщение к ценностям физической культуры детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (инвалидов от рождения или получивших инвалидность в детстве) должно происходить в процессе адаптивного физического воспитания и охватывать продолжительный период жизни ребенка- инвалида: дошкольный, школьный. Адаптивное физическое воспитание направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Специфической особенностью адаптивного физического воспитания является то, что объектом педагогических воздействий является ребенок- инвалид с сугубо индивидуальными свойствами, обусловленными патологическими нарушениями в развитии (сенсорными, двигательными, интеллектуальными, сочетанными формами), что всегда негативно отражается на двигательной функции, физическом развитии, физической подготовленности, способности к обучению движениям, разрешающей способности психомоторных проявлений и т. п., что, несомненно, требует индивидуальной коррекции педагогических воздействий.
Отмечается повышение количества детей, имеющих нарушения опорнодвигательного аппарата (в дальнейшем - НОДА) с раннего возраста, что влияет на физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Адаптивное физическое воспитание, продолжаясь в течение длительного периода жизни, не только оказывает разностороннее влияние на организм детей-инвалидов, но и формирует новое осознание собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания, которое выступает как средство саморазвития природных свойств, компенсации двигательной недостаточности, укрепления здоровья, телесных сил, расширения психомоторных возможностей для нормальной жизнедеятельности.
Практика показывает, что инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата успешно осваивают координационно-сложные виды упражнений и выступают в соревнованиях по плаванию, легкой атлетике (на специальных протезах и спортивных колясках), лыжным гонкам и слалому, по футболу, волейболу (сидя), баскетболу (в колясках), тяжелой атлетике, стрельбе, бильярду, дартсу, городкам и др. видам спорта.
Сложные и многообразные поражения опорно-двигательного аппарата у детей с последствиями детского церебрального паралича, полиомиелита, поражения позвоночника и спинного мозга, с врожденным недоразвитием конечностей, сопровождаются вынужденной малоподвижностью, нарушениями
опорной функции, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и поэтому требуют прежде всего реабилитации локомоторной деятельности, восстановления навыков ходьбы, бега, если это возможно. При стабилизации физического состояния, после освоения индивидуальных способов передвижения (самостоятельно, в инвалидном кресле, на костылях, на протезах, с палкой) в процессе реабилитации необходимо поддерживать работоспособность, развивать утраченные физические кондиции и координационные способности любыми доступными средствами. Возможный вариант двигательной активности для данной категории инвалидов – индивидуальные занятия физическими упражнениями и закаливание, а также рекреативные занятия в домашних условиях, во время учебной и трудовой деятельности, досуга и активного отдыха [1].
Одним из самых эффективных средств абилитации детей с ДЦП является гидрокинезотерапия. Основными задачами занятий являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений. Каждое занятие является комплексным, включающим все виды упражнений.



1. Абдрахманова, А.О. Стабилометрия с элементами биологической обратной связи в реабилитации детского церебрального паралича / А.О. Абдрахманова, Ш.Х. Оспанова, Р.С. Садыкова, Н.К. Ахмедьянова, Г.А. Шалбарбаева, Т.И. Каладинова // Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. – 2011. – № S1. – С. 38–39.
2. Бабушкина, О.Ф. Гидрокинезотерапия в комплексной реабилитации детей 7–8 лет с детским церебральным параличом / О.Ф. Бабушкина, Д.Б. Парманкулов, И.А. Ковальская // Научный вестник Крыма. – 2020. – № 4 (27). – С. 1.
3. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – М., 1989. – 342 с.
4. Байбуза И.В. Гидрокинезотерапия как средство физической реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом спастической формы / И.В. Байбуза // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2011. – № 6. – С. 3–6.
5. Батышева, Т.Т. Роль физических факторов в реабилитации детей с церебральным параличом / Т.Т. Батышева, О.В. Быкова, Ю.А. Климов, Е.В. Сметанкина, В.А. Шиошвилли, А.В. Виноградов // Детская и подростковая реабилитация. – 2014. – № 2 (23). – С. 5–14.
6. Боровая, Е.Л. Лечебная физическая культура как метод социализации детей с ДЦП / Е.Л. Боровая // Молодой ученый. – 2021. – № 8 (350). – С. 42–44.
7. Бурэ, Н.П. Медицинская гидрореабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы у детей дошкольного возраста на амбулаторно поликлиническом этапе / Н.П. Бурэ, Г.А. Суслова, Д.Д. Коростовцев, Д.В. Захаров // Медицина: теория и практика. – 2019. – Т. 4, № S. – С. 112–113.
8. Ванда, Е.С. Применение гидрокинезотерапии в процессе физического воспитания специального учебного отделения / Е.С. Ванда // В сб.: Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы. Материалы III Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х частях. – 2018. – С. 52–56.
9. Добрынина, Е.А. Физическая реабилитация детей с ДЦП / Е.А. Добрынина // Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 1, № 4 (40). – С. 109–110.
10. Дробышев, В.А. Эффективность применения гидрокинезотерапии в комплексной реабилитации детей с детским церебральным параличом / В.А. Дробышев, В.С. Беспалов, И.В. Парфенова, Е.А. Глазырина // Тезисы докладов ХII науч.-практ. конф. – 2017. – С. 34–35.
11. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2005. – 112 с.
12. Епинатьева, О.С. Гидрокинезотерапия как вид терапии для детей с ДЦП / О.С. Епинатьева, А.В. Трифонова // Бюллетень медицинских интернет- конференций. – 2018. – Т. 8, № 10. – С. 522–528.
13. Звиряка, А.Н. Гидрокинезотерапия в реабилитации детей с церебральным параличом / А.Н. Звиряка, А.Н. Руденко // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2016. – № 1 (2). – С. 30–36.
14. Ипполитова, М.В. О детях с церебральным параличом. Дети с отклонениями в развитии / М.В. Ипполитова, Е.Д. Чернобровкина. – М., 1997. – 18–25 с.
15. Калашникова, М.В. Профилактика и коррекция нарушений опорнодвигательного аппарата воспитанников ДОУ с помощью элементов гидрокинезотерапии / М.В. Калашникова, Т.В. Мурзина, В.А. Чернова, Н.В. Федяева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 8 (103). – С. 15–20
..55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ