🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Особенности конституционно-правового статуса Центрального банка РФ

Работа №198787

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ………….……………………………………………………………….7
1 ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………..10
1.1 Понятие конституционно-правового статуса Центрального банка
Российской Федерации…………………………………………………10
1.2 Источники конституционно-правового регулирования статуса
Центрального банка Российской Федерации…………………………26
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ…………………………………………………………………39
2.1 Конституционно-правовые принципы организации и деятельности Центрального банка РФ………………………………………………...39
2.2 Полномочия Центрального банка Российской Федерации………….50
3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………..…………………….……..63


Актуальность исследования обусловлена тем, что важнейшим звеном банковской системы и ее управления в любой стране является центральный банк. Функции этого института разнообразны и довольно интересны, ведь вопросы, которыми он занимается, лежат в самых разных сферах экономической жизни государства. Его главной задачей является обеспечение стабильности национальной валюты в пределах страны и поддержание ее обменного курса на внешнем рынке.
Правовой статус - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая определяет природу и место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к другим субъектам. Несмотря на то, что правовому статусу в отечественной литературе уделено значительное внимание, единства мнений по вопросу о его содержании и функциях все еще не достигнуто. Проблема осложняется тем, что авторы не едины во взглядах и по поводу особенностей конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ключевой документ, регламентирующий деятельность ЦБ РФ, принят Государственной Думой в 2002 году, в настоящее время действует редакция с 1 февраля 2021 года. Правовой статус Банка России, как правило, рассматривается с гражданско- или финансово-правовой точки зрения, при этом в первом случае акцент делается на Банке России как юридическом лице, во втором - на аспектах деятельности Банка России как органа власти специальной компетенции. Деятельность ЦБ РФ по совершению конкретных сделок обусловлена необходимостью достижения целей государственного масштаба в сфере бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, сформулированных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год, послании
Президента Федеральному Собранию РФ, заявлении Правительства и ЦБ РФ об экономической политике на определенный период.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Предмет исследования: особенности конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации.
Целью ВКР является - выявление особенностей конституционноправового статуса Центрального банка Российской Федерации.
Задачами ВКР является анализ понятия конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации и источников конституционно-правового регулирования статуса Центрального банка Российской Федерации; описание конституционно-правовых принципов организации и деятельности Центрального банка РФ и полномочий Центрального банка Российской Федерации, анализ юридической ответственности Центрального банка Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют работы российских ученых в области юридической науки и практики, связанных с описанием особенностей конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации таких ученых как М.В. Баглая, В.Д. Карповича, О.Е. Кутафина, Л.А. Окунькова и т.д. Результаты исследования должны восполнить имеющийся пробел в теории юридической профессии в изучении пунктов, связанных с особенностями конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные Центрального банка Российской Федерации.
Методологию исследования составляют основные положения материалистической диалектики. В целях получения результатов использованы общенаучные и специальные методы познания, с помощью которых возможно
конкретизировать конституционно-правовую природу Центрального банка РФ. Общенаучные методы, а именно: анализ, синтез и аналогия позволили изучить труды авторов, проводивших исследования в данной сфере, что дало представление о становлении и развитии конституционно-правового статуса Центрального банка РФ. Так же исследование проводилось с помощью формально - юридического, сравнительно-правового и исторического методов.
Практическая основа исследования заключается в том, что разработанные предложения могут быть использованы при совершенствовании системы подготовки студентов юридических профессий. Определенную роль сыграли материалы и статистические данные с места прохождения практики.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем проанализированы особенности конституционно-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, регулирующих организацию и деятельность в Центрального Банка Российской Федерации на основе поправок к Конституции РФ от 2020 года.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав и 5 параграфов, присутствует заключение и библиографический список, общий объем работы 70 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного нами исследования и проанализировав россий ское конституционное законодательство, можно прийти к следующим выводам:
1) Конституционно-правовой статус Центрального банка РФ - это уста новленное Конституцией РФ, конкретизированное в статусно - определяющих и фрагментарно-функциональных нормах правовое положение Банка России в сист еме государственных органов, которое включает цель, задачи, принципы органи зации деятельности, функции и полномочия, реализация которых складывается на основании независимости от других публичных властных структур.
2) Основные признаки, отличающие Банк России как орган (юридическое лицо) с особым конституционно-правовым статусом:
- индивидуальное наименование, закрепленное в Конституции (в отличие от иных видов всех юридических лиц);
- невозможность ликвидации по обычной процедуре, действующей для вс ех иных видов юридических лиц. Для этого необходимо внесение соответствую щих поправок в Конституцию;
- отсутствие законодательной необходимости в определении организацион но-правовой формы ЦБ РФ как юридического лица. В ст. 1 Закона есть ссылка ли шь на наименование данного органа.
Вышеперечисленные признаки свидетельствуют об особом статусе Центра льного банка РФ, который являясь юридическим лицом, данный государственны й орган не нуждается в определении организационно-правовой форме, согласно ГК РФ, все основные положения о нем закреплены в Законе о Банке России.
3) Реализация конституционных полномочий Банка России является важн ой частью деятельности банка, наряду с этим важно реализовывать полномочия в
соответствии с конституционными принципами, которые отнесены к деятельнос
ти Банка России, главным принципом выступает принцип независимости, так как качественное выполнение полномочий без давления со стороны других органов государственной власти является гарантом стабильного развития финансовой си стемы РФ.
4) Ответственность Банка России в общем охвате, и конституционная отве тственность особенно важны для полноценности конституционно - правового ст атуса Центрального банка РФ, данная ответственность должна быть предусмотр ена федеральным законодательством, прежде всего это необходимо для разграни чения конституционной и политической ответственности, и при этом пресечения возникновения конкуренции интересов Президента РФ и органами государствен ной власти РФ. Конституционно-правовая ответственность является гарантом за конности в области денежно-кредитной политики и взаимодействиях с Президен том РФ и органами государственной власти.
5) Поскольку Центральный банк РФ наделе государственно-властными по лномочиями, которые он может осуществлять независимо от других государств енных органов, то для предупреждения возможных злоупотреблений данными по лномочиями, важно четко обозначить пределы независимости данного органа. Пр едставляется целесообразным урегулирование взаимодействия между ЦБ РФ и другими властными органами (главным образом, ч Президентом РФ, Правительс твом, Парламентом). Несмотря на то, что в Конституции РФ закрепляются осно вы данного вида взаимодействия, оно не имеет четкого урегулирования на феде ральном уровне. Необходимо также усовершенствовать и развивать порядок, со гласно которому происходит взаимодействие Банка России и Правительства РФ, в частности, по вопросам проведения кредитно-денежной политики. Существу ющий на данныймоментпорядок,закрепленныйвЗаконе«ОБанкеРоссии»,не
позволяетопределитьответственногозарезу льтатыпроведениятакойполитики.Су щественноважнымпунк томявляетсяразвитиенормотворческойдеятельностиЦБРФ.НасегодняшнийденьиздаваемыеБанкомРоссиинормат ивныеак ты,исоответственно,правилаихиздания,устанавливаютсяЦБсамостоятельно.Указанныеактыподлежатобязательнойофициа льнойпубликации(ст.7ФЗ«ОЦент ральномбанкеРоссийскойФедерации(БанкеРоссии)»).
Уста новленныйвзаконеособенныйконституционно-правовойстат усЦБРФсвидетельствуетотом,чтоданныйгосуда рственныйорганполностьюнеза висим,обособленвсвоейдеятельностиотдругихгосу да рственныхорганов.Носущественнымпробеломздесь,нанашвзг ляд,являетсяотсу тствиечеткоопределенныхграництакойобособленности.Этообстоятельствоока зываетсущественноевлияниенато,какоеместобудетзанима тьЦент ра льныйбанквсистемеоргановвласти,атакжестепеньот ра женияпринципаегонезависимостивправотворчествеиправоприменении.



1. Нормативно-правовыеакты
1.1 КонституцияРоссийскойФедерации(принятавсенароднымголосованием12.12.193)(сучетомизменений,внесенныхЗаконамиРоссийскойФедерацииовнесенииизмененийвКонституциюРоссийскойФедерацииот30.12.2008№6-ФКЗ//Официа льныйинтернет–порталправовойинформации(ww w.pra vo.gov.ru):[сайт].–URL:www.pravo.gov.ru(датаобращения:01.02.2021).
1.2 ГражданскийкодексРоссийскойФедерации(частьпервая)от30.11.1994№51-ФЗ(ред.от28.12.2016)//Официа льныйинтернет–порталправовойинформа ции(www.pravo.gov.ru):[сайт].–URL:ww w.pravo.gov.ru(да таобращения:01.02.2021).
1.3 УголовныйкодексРоссийскойФедерацииот13.06.1996№63-ФЗ(ред.от30.12.2020)(сизменениямиидополнениями,вступающимивсилус01.03.2021)//Официальныйинтернет–порталправовойинформации(ww w.pravo.gov.ru):[сайт].–UR L:www.pravo.gov.ru(да таобращения:01.02.2021).
1.4 БюджетныйкодексРоссийскойФедерацииот31.07.1998№145-ФЗ(ред.от22.12.2020)(сизм.идоп.,вступ.всилус01.01.2021)//Официа льныйинтернет–порталправовойинформации(www.pravo.gov.ru):[сайт].–URL:www.pravo.gov.ru(да таобращения:01.02.2021).
1.5 НалоговыйкодексРоссийскойФедерации(частьПЕРВАЯ)от31.07.1998№146-ФЗ(статьи:1-142.6)(ред.от01.01.2021)//Официа льныйинтернет–порталправовойинформации(www.pravo.gov.ru):[сайт].–URL:ww w.pravo.gov.ru(да таобращения:01.02.2021).
1.6 НалоговыйкодексРоссийскойФедерации(частьВТОРАЯ)от05.08.2000№117-ФЗ(статьи:143-432)(ред.от01.01.2021)//Официа льныйинте
рнет–порталправовойинформации(www.pravo.gov.ru):[сайт].–URL:ww w.pravo.gov.ru(да таобращения:01.02.2021).
1.7 ОЦент ральномбанкеРоссийскойФедерации(БанкеРоссии):Федера льныйзаконот10.07.2002№86-ФЗ(вред.от01.02.2021)//Официа льныйинтернет–порталправовойинформации(www.pravo.gov.ru):[сайт].–URL:ww w.pravo.gov.ru(да таобращения:01.02.2021).
1.8 Онациональнойплатежнойсистеме:Федеральныйзаконот27.06.2011№161-ФЗ:(ред.от20.07.2020).//Официа льныйинтернет–порталправовойинформации(www.pravo.gov.ru):[сайт].–URL:www.pravo.gov.ru(датаобращения:01.02.2021).
1.9 ОСчетнойпала теРоссийскойФедерации:Феде ра льныйзаконот11.01.1995№4-ФЗ(вред.от30.10.2018)//Официальныйинтернет–порталправовойинформа ции(www.pravo.gov.ru):[сайт].–URL:ww w.pravo.gov.ru(да таобращения:01.02.2021).
1.10 Ова лютномрег у лированииивалютномконт роле:Федеральныйзаконот10.12.2003№173-ФЗ(ред.от28.02.2021)//Официа льныйинтернет–порталправовойинформации(www.pra vo.gov.ru):[сайт].–UR L:www.pravo.gov.ru(датаобращения:01.02.2021).
1.11 ОКонституционномсу деРоссийскойФеде рации:Федера льныйконституционныйзаконот21.07.1994№1-ФКЗ(ред.от09.11.2020)//Официа льныйинтернет–порта лправовойинформации(www.pravo.gov.ru):[сайт].–URL:www.pravo.gov.ru(да таобращения:01.02.2021).
1.12 Обанкахибанковскойдеятельности:Феде ра льныйзаконот03.02.1996№17-ФЗ(ред.от30.12.2020)//Официа льныйинтернет–порталправовойинформа ции(www.pravo.gov.ru):[сайт].–URL:ww w.pravo.gov.ru(да таобращения:01.02.2021).
1.13 Онекоммерческихорганизациях:Федеральныйзаконот12.01.1996№7-ФЗ(ред.от30.12.2020)//Официа льныйинтернет–порталправовойинформации(ww w.pra vo.gov.ru):[сайт].–URL:www.pravo.gov.ru(датаобращения:
01.02.2021).
2. Научнаяиучебнаялитература
2.1 Арзуманова,Л.Л.ПравовоеположениеЦент ральныхба нковза рубежныхст раниРоссииврегу лированииденежно-кредитнойсистемы:сравнительно-правовоеисследование/Л.Л.Арзуманова//Актуальныепроблемыроссийскогоправа.-2017.-№1.-С.50-67.
2.2 Бадмаев,Б.Г.Фина нс..53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ