Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг в РФ (на примере ООО «Клиника доказательной медицины»)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 9
1.1 Медицинская услуга как объект гражданских прав: понятие и признаки 9
1.2 Становление и развитие правового регулирования оказания платных медицинских услуг в России 13
1.3 Современное законодательство в сфере регулирования оказания платных медицинских услуг 19
2 АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ООО »КЛИНИКА ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ» 30
2.1 Нормативно-правовое обеспечение оказания платных медицинских услуг 30
2.2 Анализ структуры и содержания договора возмездного оказания платных медицинских услуг 30
2.3 Практика разрешения споров по оказанию платных медицинских услуг 34
3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Типовой договор оказания медицинских услуг 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Информированное добровольное согласие 68
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 9
1.1 Медицинская услуга как объект гражданских прав: понятие и признаки 9
1.2 Становление и развитие правового регулирования оказания платных медицинских услуг в России 13
1.3 Современное законодательство в сфере регулирования оказания платных медицинских услуг 19
2 АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ООО »КЛИНИКА ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ» 30
2.1 Нормативно-правовое обеспечение оказания платных медицинских услуг 30
2.2 Анализ структуры и содержания договора возмездного оказания платных медицинских услуг 30
2.3 Практика разрешения споров по оказанию платных медицинских услуг 34
3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Типовой договор оказания медицинских услуг 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Информированное добровольное согласие 68
Актуальность темы исследования. Здравоохранение является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, от качества охраны здоровья зависит, в конечном счете, национальная безопасность. Однако в последние годы качество медицинских услуг не улучшается, а как минимум остается на том же уровне. Кроме того, недостаточно реализуется в нашей стране не только закрепленное Конституцией РФ право гражданина на качественное медицинское обслуживание, но и на выбор медицинской организации, специалиста, оказывающего медицинскую услугу.
Согласно прогнозам, которые дает международная финансовая организация Всемирный банк, к 2050 г. в Российской Федерации произойдет сокращение населения как минимум на 30%. И это связано со здоровьем нации. Так, несмотря на некоторую стабилизацию демографической ситуации, тенденция к сокращению населения, особенно в ряде регионов, остается высокой. Существенным является и доля трудоспособного населения, которая признана инвалидами .
Соответственно, защита здоровья и жизни граждан являются, на современном этапе развития здравоохранения, приоритетным направлением. Это обусловлено тем, что человек, который обращается за медицинской помощью, платной или бесплатной, является более уязвимой с правовой точки зрения стороной. Поэтому соблюдение прав и защита интересов таких граждан становится обязанностью общества, государства и отдельной медицинской организации.
Права пациентов, кроме Конституции РФ, закреплены в отдельно законе «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – Закон об
охране здоровья). Несмотря на это, всеобъемлющего правового акта, посвященного правам и обязанностям пациента, а также медицинской организации при оказании платных и бесплатных медицинских услуг, до сих пор не сформировано. Это можно объяснить тем, что еще в СССР здоровье граждан рассматривалось как элемент служения коммунизму, и поэтому права и интересы конкретных пациентов не были защищены, пациенты оставались уязвимой категорий в большей степени, чем в настоящее время. И именно поэтому у граждан не сформировалось должного правового сознания в отношении своих прав и возможности их защиты, а в законодательстве прослеживается явный пробел в регулировании отношений между пациентом и медицинской организацией, особенно если услуги оказываются бесплатно.
В значительной степени на формирование медицинской культуры оказали влияние ведомственные инструкции, содержание которых было определено их значением для партии и идеи коммунизма.
Переход экономики с планового вида к рыночному поспособствовал тому, что монополистические права государства на оказание медицинской помощи исчезли, стали появляться частные клиники, оказывающие услуги медицинского характера на возмездной основе. Данное направление стало быстро развиваться, нуждаясь в правовом регулировании.
Однако действующее законодательство не содержит четких определений понятий исполнителя медицинской услуги, пациента, медицинской помощи и услуги, а возмездность оказания медицинских услуг обусловливает противоречивость в содержании предмета в отношениях по поводу оказания медицинских услуг, в том числе в законодательстве.
Несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ главой 39 (Возмездное оказание услуг) определяет порядок оформления отношений между исполнителем и
получателем платной услуги (в том числе медицинской услуги, согласно статье 779 ГК РФ), в законодательстве должным образом не раскрывается предмет договора на оказание платных медицинских услуг, не определяются критерии качества медицинской услуги, обязанности и права сторон, способы защиты прав получателя услуги (потребителя).
Таким образом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области возмездного оказания услуг.
Предмет исследования - общественные отношения, возникающие в связи с оказанием платных медицинских услуг.
Цель исследования заключается в выявлении проблем совершенствования правового регулирования оказания платных медицинских услуг в РФ на примере организации ООО «Клиника доказательной медицины».
Для достижения цели были поставлены и решались задачи:
1) рассмотреть медицинскую услугу как объект гражданских прав;
2) исследовать становление и развитие правового регулирования оказания платных медицинских услуг в России;
3) дать характеристику современному законодательству в сфере регулирования оказания платных медицинских услуг;
4) определить нормативно-правовое обеспечение оказания платных медицинских услуг ООО «Клиника доказательной медицины»;
5) проанализировать структуру и содержание договора возмездного оказания платных медицинских услуг ООО «Клиника доказательной медицины»;
6) рассмотреть практику разрешения споров по оказанию платных медицинских услуг;
7) выявить проблемы совершенствования правового регулирования оказания платных медицинских услуг.
Теоретическую основу исследования составляют работы ученых, которые рассматривали медицинские услуги в качестве объекта гражданских прав, а
также работ исследователей, изучавших правовые основы оказания платных медицинских услуг: В.И. Акопов, М.И. Брагинский, Ю.Ю. Снегирева, М.Ю. Старчиков, Т.Д. Зражевская, И.Ю. Загоруйко и другие.
Эмпирическую базу исследования составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, данные судебной практики, статистические данные, локально-нормативные акты ООО «Клиника доказательной медицины».
Выпускная квалификационная работа была апробирована на конкурсе научно-исследовательских работ в 2021, г. Челябинск. Научно-исследовательская работа заняла первое призовое место.
Методология исследования: анализ и синтез, обобщение; сравнительно– правовой анализ, системно–структурный, функциональный анализ.
Практическая основа исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках совершенствования правового регулирования оказания платных медицинских услуг в целом, а также непосредственно договора оказания платных (возмездных) медицинских услуг. Обоснованность и достоверность научных положений, выдвигаемых в выпускной квалификационной работе, обеспечены применением апробированных наукой и практикой методов, соблюдением теоретических и методологических принципов гражданского права. Изучено более 30 дел об оказании платных медицинских услуг, результаты анализа были обобщены и представлены в виде выводов в работе.
Научная новизна исследования представлена тем, что в исследовании проанализировано не только развитие и становление правового регулирования оказания платных медицинских услуг, а также договора оказания таких услуг, но и современное регулирование в связи с постоянным совершенствованием законодательства, реализации программы развития здравоохранения в России.
Структура работы обусловлена целью и задачами, и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений, общий объем работы 63 страниц.
Согласно прогнозам, которые дает международная финансовая организация Всемирный банк, к 2050 г. в Российской Федерации произойдет сокращение населения как минимум на 30%. И это связано со здоровьем нации. Так, несмотря на некоторую стабилизацию демографической ситуации, тенденция к сокращению населения, особенно в ряде регионов, остается высокой. Существенным является и доля трудоспособного населения, которая признана инвалидами .
Соответственно, защита здоровья и жизни граждан являются, на современном этапе развития здравоохранения, приоритетным направлением. Это обусловлено тем, что человек, который обращается за медицинской помощью, платной или бесплатной, является более уязвимой с правовой точки зрения стороной. Поэтому соблюдение прав и защита интересов таких граждан становится обязанностью общества, государства и отдельной медицинской организации.
Права пациентов, кроме Конституции РФ, закреплены в отдельно законе «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – Закон об
охране здоровья). Несмотря на это, всеобъемлющего правового акта, посвященного правам и обязанностям пациента, а также медицинской организации при оказании платных и бесплатных медицинских услуг, до сих пор не сформировано. Это можно объяснить тем, что еще в СССР здоровье граждан рассматривалось как элемент служения коммунизму, и поэтому права и интересы конкретных пациентов не были защищены, пациенты оставались уязвимой категорий в большей степени, чем в настоящее время. И именно поэтому у граждан не сформировалось должного правового сознания в отношении своих прав и возможности их защиты, а в законодательстве прослеживается явный пробел в регулировании отношений между пациентом и медицинской организацией, особенно если услуги оказываются бесплатно.
В значительной степени на формирование медицинской культуры оказали влияние ведомственные инструкции, содержание которых было определено их значением для партии и идеи коммунизма.
Переход экономики с планового вида к рыночному поспособствовал тому, что монополистические права государства на оказание медицинской помощи исчезли, стали появляться частные клиники, оказывающие услуги медицинского характера на возмездной основе. Данное направление стало быстро развиваться, нуждаясь в правовом регулировании.
Однако действующее законодательство не содержит четких определений понятий исполнителя медицинской услуги, пациента, медицинской помощи и услуги, а возмездность оказания медицинских услуг обусловливает противоречивость в содержании предмета в отношениях по поводу оказания медицинских услуг, в том числе в законодательстве.
Несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ главой 39 (Возмездное оказание услуг) определяет порядок оформления отношений между исполнителем и
получателем платной услуги (в том числе медицинской услуги, согласно статье 779 ГК РФ), в законодательстве должным образом не раскрывается предмет договора на оказание платных медицинских услуг, не определяются критерии качества медицинской услуги, обязанности и права сторон, способы защиты прав получателя услуги (потребителя).
Таким образом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области возмездного оказания услуг.
Предмет исследования - общественные отношения, возникающие в связи с оказанием платных медицинских услуг.
Цель исследования заключается в выявлении проблем совершенствования правового регулирования оказания платных медицинских услуг в РФ на примере организации ООО «Клиника доказательной медицины».
Для достижения цели были поставлены и решались задачи:
1) рассмотреть медицинскую услугу как объект гражданских прав;
2) исследовать становление и развитие правового регулирования оказания платных медицинских услуг в России;
3) дать характеристику современному законодательству в сфере регулирования оказания платных медицинских услуг;
4) определить нормативно-правовое обеспечение оказания платных медицинских услуг ООО «Клиника доказательной медицины»;
5) проанализировать структуру и содержание договора возмездного оказания платных медицинских услуг ООО «Клиника доказательной медицины»;
6) рассмотреть практику разрешения споров по оказанию платных медицинских услуг;
7) выявить проблемы совершенствования правового регулирования оказания платных медицинских услуг.
Теоретическую основу исследования составляют работы ученых, которые рассматривали медицинские услуги в качестве объекта гражданских прав, а
также работ исследователей, изучавших правовые основы оказания платных медицинских услуг: В.И. Акопов, М.И. Брагинский, Ю.Ю. Снегирева, М.Ю. Старчиков, Т.Д. Зражевская, И.Ю. Загоруйко и другие.
Эмпирическую базу исследования составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, данные судебной практики, статистические данные, локально-нормативные акты ООО «Клиника доказательной медицины».
Выпускная квалификационная работа была апробирована на конкурсе научно-исследовательских работ в 2021, г. Челябинск. Научно-исследовательская работа заняла первое призовое место.
Методология исследования: анализ и синтез, обобщение; сравнительно– правовой анализ, системно–структурный, функциональный анализ.
Практическая основа исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках совершенствования правового регулирования оказания платных медицинских услуг в целом, а также непосредственно договора оказания платных (возмездных) медицинских услуг. Обоснованность и достоверность научных положений, выдвигаемых в выпускной квалификационной работе, обеспечены применением апробированных наукой и практикой методов, соблюдением теоретических и методологических принципов гражданского права. Изучено более 30 дел об оказании платных медицинских услуг, результаты анализа были обобщены и представлены в виде выводов в работе.
Научная новизна исследования представлена тем, что в исследовании проанализировано не только развитие и становление правового регулирования оказания платных медицинских услуг, а также договора оказания таких услуг, но и современное регулирование в связи с постоянным совершенствованием законодательства, реализации программы развития здравоохранения в России.
Структура работы обусловлена целью и задачами, и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений, общий объем работы 63 страниц.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать выводы:
1. Медицинская услуга является объектом гражданских прав, что обусловлено тем, что она направлена на высшую ценность человека – жизнь и здоровье. Поскольку, по нашему мнению, в законодательстве некоторых источниках предлагается неполное и неточное определение медицинской услуги, предлагается следующее – медицинская услуга представляет собой совершение профессиональных действий, которые не имеют осязаемого характера, специфичны и направлены на поддержание, улучшение и восстановление здоровья человека.
2. Рассматривая исторический аспект оказания платных медицинских услуг и договора о возмездном оказании медицинских услуг, можно говорить о том, что до принятия Закона об охране здоровья существование платных медицинских услуг не было регламентировано. В том числе это касается советского периода развития нашей страны, когда государственное преобладало над частным.
3. Рассматривая проблемы совершенствования правового регулирования оказания платных медицинских услуг, можно сказать, что такое регулирование затрагивает два аспекта – ценность здоровья человека и договорные отношения между пациентом и медицинской организацией.
4. Проанализировав действующее в сфере оказания медицинских услуг гражданам РФ законодательство, можно сказать, что оно включает несколько десятков законов, многочисленные подзаконные нормативные акты, к тому же правовое регулирование оказания платных медицинских услуг развивается и дополняется, однако, по мнению ряда исследователей и нашему мнению, нормативные правовые акты настолько разрознены и иногда дублируют друг друга, а также не всегда содержат раскрывающие сущность понятий определения, не обеспечивают удобства применения, возможности оперативного нахождения и правильного тол-
кования многих норм, что следует признать необходимость принятия отдельного нормативного правового акта, посвященного правам, обязанностям пациентов и медицинских организаций, и другим аспектам оказания платных медицинских услуг. То есть существует необходимость в кодификации законодательства в области здравоохранения и уточнении ряда положений, утративших силу в связи с развитием здравоохранения.
5. Организация ООО «Клиника доказательной медицины» руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, собственным Уставом и правилами. Кроме того, клиника несет ответственность, предусмотренную законодательством, в рамках ГК РФ и Закона «О защите прав потребителей», на основании заключенного между организацией и пациентом договора об оказании возмездных медицинских услуг.
6. Обращения граждан в соответствующие органы и в суд является наиболее распространенной формой защиты нарушенных прав. Так, обращаясь, например, в суд, граждане руководствуются Законом «О защите прав потребителей», Законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и подзаконными актами. Основными требованиями при обращении в суд становятся: возраст средств за некачественно оказанные медицинские услуги на платной основе, возмещение средств ответчиками – предприятиями, учреждениями и др. в пользу истца при причинении первыми вреда гражданину и необходимостью нахождения его на лечении. Говоря о существенных особенностях защиты прав пациентов, необходимо отметить, что, необходимо совершенствование правового регулирования оказания платных медицинских услуг, в том числе и в отношении договора оказания возмездных медицинских услуг.
7. Анализируя договор оказания возмездных медицинских услуг, заключаемый между ООО «Клиника доказательной медицины», находим, что он имеет типовую форму. Между тем, в данном случае у пациента не всегда находится
возможность из договора уточнить, какими же основными нормами следует руководствоваться при возникновении проблемных ситуаций.
8. Для того, чтобы обеспечить одновременное совершенствование правового регулирования указанных аспектов, предлагаю внедрить:
• перечень условий, которые должны быть включены в договор оказания платных медицинских услуг с отсылочной или прямой формой изложения, с формированием типовой формы договора;
• письменное информирование пациента о вмешательстве
1. Медицинская услуга является объектом гражданских прав, что обусловлено тем, что она направлена на высшую ценность человека – жизнь и здоровье. Поскольку, по нашему мнению, в законодательстве некоторых источниках предлагается неполное и неточное определение медицинской услуги, предлагается следующее – медицинская услуга представляет собой совершение профессиональных действий, которые не имеют осязаемого характера, специфичны и направлены на поддержание, улучшение и восстановление здоровья человека.
2. Рассматривая исторический аспект оказания платных медицинских услуг и договора о возмездном оказании медицинских услуг, можно говорить о том, что до принятия Закона об охране здоровья существование платных медицинских услуг не было регламентировано. В том числе это касается советского периода развития нашей страны, когда государственное преобладало над частным.
3. Рассматривая проблемы совершенствования правового регулирования оказания платных медицинских услуг, можно сказать, что такое регулирование затрагивает два аспекта – ценность здоровья человека и договорные отношения между пациентом и медицинской организацией.
4. Проанализировав действующее в сфере оказания медицинских услуг гражданам РФ законодательство, можно сказать, что оно включает несколько десятков законов, многочисленные подзаконные нормативные акты, к тому же правовое регулирование оказания платных медицинских услуг развивается и дополняется, однако, по мнению ряда исследователей и нашему мнению, нормативные правовые акты настолько разрознены и иногда дублируют друг друга, а также не всегда содержат раскрывающие сущность понятий определения, не обеспечивают удобства применения, возможности оперативного нахождения и правильного тол-
кования многих норм, что следует признать необходимость принятия отдельного нормативного правового акта, посвященного правам, обязанностям пациентов и медицинских организаций, и другим аспектам оказания платных медицинских услуг. То есть существует необходимость в кодификации законодательства в области здравоохранения и уточнении ряда положений, утративших силу в связи с развитием здравоохранения.
5. Организация ООО «Клиника доказательной медицины» руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, собственным Уставом и правилами. Кроме того, клиника несет ответственность, предусмотренную законодательством, в рамках ГК РФ и Закона «О защите прав потребителей», на основании заключенного между организацией и пациентом договора об оказании возмездных медицинских услуг.
6. Обращения граждан в соответствующие органы и в суд является наиболее распространенной формой защиты нарушенных прав. Так, обращаясь, например, в суд, граждане руководствуются Законом «О защите прав потребителей», Законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и подзаконными актами. Основными требованиями при обращении в суд становятся: возраст средств за некачественно оказанные медицинские услуги на платной основе, возмещение средств ответчиками – предприятиями, учреждениями и др. в пользу истца при причинении первыми вреда гражданину и необходимостью нахождения его на лечении. Говоря о существенных особенностях защиты прав пациентов, необходимо отметить, что, необходимо совершенствование правового регулирования оказания платных медицинских услуг, в том числе и в отношении договора оказания возмездных медицинских услуг.
7. Анализируя договор оказания возмездных медицинских услуг, заключаемый между ООО «Клиника доказательной медицины», находим, что он имеет типовую форму. Между тем, в данном случае у пациента не всегда находится
возможность из договора уточнить, какими же основными нормами следует руководствоваться при возникновении проблемных ситуаций.
8. Для того, чтобы обеспечить одновременное совершенствование правового регулирования указанных аспектов, предлагаю внедрить:
• перечень условий, которые должны быть включены в договор оказания платных медицинских услуг с отсылочной или прямой формой изложения, с формированием типовой формы договора;
• письменное информирование пациента о вмешательстве





