Федеральная служба судебных приставов
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1 Структура службы судебных приставов 11
1.2 Полномочия и правовые основы службы судебных приставов 17
2. .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ23
2.1 Природа и особенности механизма правового воздействия на эффективность судебных приставов в России на разных этапах функционирования государства 23
2.2 Понятие и критерии эффективности в системе оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов 33
3. .СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ
ПРИСТАВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В
РОССИИ ПО ХМАО-ЮГРЕ) 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1 Структура службы судебных приставов 11
1.2 Полномочия и правовые основы службы судебных приставов 17
2. .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ23
2.1 Природа и особенности механизма правового воздействия на эффективность судебных приставов в России на разных этапах функционирования государства 23
2.2 Понятие и критерии эффективности в системе оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов 33
3. .СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ
ПРИСТАВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В
РОССИИ ПО ХМАО-ЮГРЕ) 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
В настоящее время в Российской Федерации проходят реформы исполнительных органов государственной власти, которые в свою очередь представляют новый этап в развитии системы Российской юстиции. Необходимо отметить что, как и любой процесс реформирования, он затронет не только интересы граждан нашей огромной страны, но и все сферы деятельности и жизни государства, при этом являясь достаточно сложным и противоречивым.
Проводимые социально-экономические изменения находят свое отражение, прежде всего в совершенствовании правовой системы нашей страны, которая в свою очередь не является совершенной, ввиду объёма законодательной базы и присущей ей коллизий. Основополагающим является реформирование такой необычной, в своем роде, сферы деятельности органов государственной власти, как исполнение и организация решений суда, а также отличных от них юрисдикционных актов, реализацией на практике которых занимается служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. В реалиях нынешнего времени имеют место противоречия между глобальными и национальными экономическими интересами, масштабным развитием рыночных отношений и форматами их применяемости в деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц, материальными и духовными составляющими социальной жизни, в частности система российской юстиции и государство оказались в специфичной ситуации, когда наиболее важно принимать решения целого ряда текущих и перспективных задач, которые обусловлены рядом изменений в современном российском обществе.
Поэтому в сегодняшнем положении значительную ценность и приоритет для осуществления возложенных функций субъектами Российской Федерации, обретает организационно-правовое обеспечение в сфере деятельности специальных органов юстиции по исполнению судебных решений и отличных
юрисдикционных актов, розыск и реализация оптимальных путей достижения эффективности деятельности.
Федеральная служба судебных приставов, в формате органа исполнительной власти в Российской Федерации (далее - ФССП) создана не так давно, но является крайне важным органом государственной власти, от эффективности ее деятельности зависит качество жизни всех слоев общества. Однако стоит сказать, что предпринимаемые меры не соответствуют реальным проблемам, и в данный момент весьма актуальным является вопрос отсутствия основательного исследования учеными обоснованности выполнения конкретных государственных органов, возложенных на них задач и функций, а кроме того формированию, обоснованной научно, системы оценки эффективности деятельности по одному из основных направлений — выполнению юрисдикционных и иных актов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие деятельность Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО- Югре.
Из вышесказанного, целью работы является рассмотрение организации и правовых основ функционирования Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Охарактеризовать организационно-правовой статус службы судебных приставов;
2. Изучить структуру, полномочия и правовые основы службы судебных приставов;
3. Выявить критерии эффективности деятельности службы судебных приставов;
4. Проанализировать организацию деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре в исполнительном производстве, по обеспечению установленного порядка деятельности судов и организации дознания и по работе с обращениями граждан и правовому обеспечению;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре.
Методологической основой исследования составляет диалектический метод познания, правовой анализ нормативных актов. Применялись и частнонаучные методы исследования: историко-правовой, социально-правовой и сравнительно-правовой.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической базой дипломной работы явились труды таких авторов, как Битунов А.Г. Востриков П.П., Ибрагимов Р.М. Калганова Л. А. Магомедов М.Р. Орлов В.Б. Ромайкин И. А. Ситдикова, Л. Б., Свирин Ю. А. Тимофеев И.П , Хабриева Т. Я и др.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что сформулированные в работе теоретические положения и практические предложения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем в исполнительном производстве.
Научная новизна рассматриваемой темы связана с тем, что анализ функционирующих нормативных правовых актов, а также навыка работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов дают сделать вывод о том, что в настоящее время, вместе с положительными наработками, имеется ряд незаконченных организационно-правовых задач в установленной сфере деятельности.
Вопросы, выносимые на защиту:
• Повышение уровня престижа и авторитета деятельности службы, посредством наделения более определенными правовыми гарантиями независимости и самостоятельности сотрудников, в виде установления
неприкосновенности судебных исполнителей; установления особой государственной защиты всем сотрудникам ФССП - отнесение службы к правоохранительной;
• Предлагается произвести разработку законодательного регулирования системы поощрения работников ФССП за окончание исполнительного производства реальным исполнением. В процессе данного регулирования стоит учитывать не только объем денежных средств или имущества как предмета исполнительного производства, но и количество самих исполнительных производств, оконченных с положительным результатом, т.к. существует большое количество исполнений по неимущественным требованиям, имеющих важное социальное значение;
• Улучшение материального обеспечения сотрудников ФССП России в виде надбавки за специальный режим работы в размере от 50 до 150 % должностного оклада.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрено организационно-правовое содержание и основные направления деятельности службы судебных приставов Российской Федерации. Вторая глава посвящена теоретическим и правовым основам эффективности деятельности судебных приставов в Российской Федерации. Третья глава содержит в себе необходимые направления совершенствования деятельности службы судебных приставов в РФ (на примере Управления федеральной службы судебных приставов в России по ХМАО-Югре).
Проводимые социально-экономические изменения находят свое отражение, прежде всего в совершенствовании правовой системы нашей страны, которая в свою очередь не является совершенной, ввиду объёма законодательной базы и присущей ей коллизий. Основополагающим является реформирование такой необычной, в своем роде, сферы деятельности органов государственной власти, как исполнение и организация решений суда, а также отличных от них юрисдикционных актов, реализацией на практике которых занимается служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. В реалиях нынешнего времени имеют место противоречия между глобальными и национальными экономическими интересами, масштабным развитием рыночных отношений и форматами их применяемости в деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц, материальными и духовными составляющими социальной жизни, в частности система российской юстиции и государство оказались в специфичной ситуации, когда наиболее важно принимать решения целого ряда текущих и перспективных задач, которые обусловлены рядом изменений в современном российском обществе.
Поэтому в сегодняшнем положении значительную ценность и приоритет для осуществления возложенных функций субъектами Российской Федерации, обретает организационно-правовое обеспечение в сфере деятельности специальных органов юстиции по исполнению судебных решений и отличных
юрисдикционных актов, розыск и реализация оптимальных путей достижения эффективности деятельности.
Федеральная служба судебных приставов, в формате органа исполнительной власти в Российской Федерации (далее - ФССП) создана не так давно, но является крайне важным органом государственной власти, от эффективности ее деятельности зависит качество жизни всех слоев общества. Однако стоит сказать, что предпринимаемые меры не соответствуют реальным проблемам, и в данный момент весьма актуальным является вопрос отсутствия основательного исследования учеными обоснованности выполнения конкретных государственных органов, возложенных на них задач и функций, а кроме того формированию, обоснованной научно, системы оценки эффективности деятельности по одному из основных направлений — выполнению юрисдикционных и иных актов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие деятельность Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО- Югре.
Из вышесказанного, целью работы является рассмотрение организации и правовых основ функционирования Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Охарактеризовать организационно-правовой статус службы судебных приставов;
2. Изучить структуру, полномочия и правовые основы службы судебных приставов;
3. Выявить критерии эффективности деятельности службы судебных приставов;
4. Проанализировать организацию деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре в исполнительном производстве, по обеспечению установленного порядка деятельности судов и организации дознания и по работе с обращениями граждан и правовому обеспечению;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре.
Методологической основой исследования составляет диалектический метод познания, правовой анализ нормативных актов. Применялись и частнонаучные методы исследования: историко-правовой, социально-правовой и сравнительно-правовой.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической базой дипломной работы явились труды таких авторов, как Битунов А.Г. Востриков П.П., Ибрагимов Р.М. Калганова Л. А. Магомедов М.Р. Орлов В.Б. Ромайкин И. А. Ситдикова, Л. Б., Свирин Ю. А. Тимофеев И.П , Хабриева Т. Я и др.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что сформулированные в работе теоретические положения и практические предложения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем в исполнительном производстве.
Научная новизна рассматриваемой темы связана с тем, что анализ функционирующих нормативных правовых актов, а также навыка работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов дают сделать вывод о том, что в настоящее время, вместе с положительными наработками, имеется ряд незаконченных организационно-правовых задач в установленной сфере деятельности.
Вопросы, выносимые на защиту:
• Повышение уровня престижа и авторитета деятельности службы, посредством наделения более определенными правовыми гарантиями независимости и самостоятельности сотрудников, в виде установления
неприкосновенности судебных исполнителей; установления особой государственной защиты всем сотрудникам ФССП - отнесение службы к правоохранительной;
• Предлагается произвести разработку законодательного регулирования системы поощрения работников ФССП за окончание исполнительного производства реальным исполнением. В процессе данного регулирования стоит учитывать не только объем денежных средств или имущества как предмета исполнительного производства, но и количество самих исполнительных производств, оконченных с положительным результатом, т.к. существует большое количество исполнений по неимущественным требованиям, имеющих важное социальное значение;
• Улучшение материального обеспечения сотрудников ФССП России в виде надбавки за специальный режим работы в размере от 50 до 150 % должностного оклада.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрено организационно-правовое содержание и основные направления деятельности службы судебных приставов Российской Федерации. Вторая глава посвящена теоретическим и правовым основам эффективности деятельности судебных приставов в Российской Федерации. Третья глава содержит в себе необходимые направления совершенствования деятельности службы судебных приставов в РФ (на примере Управления федеральной службы судебных приставов в России по ХМАО-Югре).
Становление и развитие института судебных приставов в Российской Федерации имеет длительную историю и насчитывает несколько столетий. Историю становления института судебных приставов в России можно разделить на несколько этапов, которые показывают, как менялся данный институт, совершенствовался порядок исполнения судебных решений, а также проследить развитие правового статуса его служащих. Каждый из периодов характеризуется определенными экономическими, политическими и социальными условиями, что находит свое отражение в содержании государственного регулирования деятельности судебных приставов, их функциях и компетенции.
Структура ФССП как органа исполнительной власти содержит свои особенности и характерные черты: это федеральный орган исполнительной власти, государственная служба, иерархичность системы органов, законность, своевременность совершения исполнительных действий.
Система оценки эффективности деятельности ФССП России — это регламентированный, упорядоченный процесс организационно-управленческих и административно-правовых мер воздействия законодательной, исполнительной и судебной власти при определении, регулировании и оценке установленных целей и явлений, протекающих в федеральной службе. Целями системы оценки являются повышение эффективности работы территориальных органов по выполнению стоящих перед ними задач, укрепление служебной и исполнительной дисциплины, дальнейшее совершенствование форм морального и материального стимулирования работников ФССП России.
Внутри ФССП есть разделение на два основных подразделения, в зависимости от возложенных функций: 1) судебные приставы — сотрудники, обеспечивающие в основном безопасность и соблюдение процессуальных норм во время судебных заседаний, охрану здания суда и явку лиц, уклоняющихся от судебного заседания; 2) судебные приставы-исполнители, главной обязанностью которых является контроль за исполнением судебных решений (взыскание денежных средств, объявление должника в розыск, арест имущества должника и т.д.).
Как и любое явление в современном мире, институт ФССП подвержен развитию и изменению. Предпосылкой для характерных изменений служит наличие определенных пробелов в законодательстве относительно ФССП. Правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в ходе исполнительного производства является основной задачей, стоящей перед ФССП. К сожалению, состояние законности в сфере исполнения судебных решений остается на низком уровне. Судебными приставами-исполнителями допускается значительное число нарушений действующего законодательства, прав, свобод и законных интересов участников исполнительного производства.
Хотелось бы отметить достаточно серьезную проблему так называемого «человеческого фактора» в ходе исполнительного производства. Должностные лица ФССП играют ключевую роль в процессе исполнения решений суда, потому что именно их профессионализм определяет своевременность и эффективность исполнительных действий, а также само исполнение в результате деятельности судебной системы в целом. Наряду с другими объективными причинами такой ситуации хотелось бы отметить большую загруженность должностных лиц ФССП (количество исполнительных производств составляет более тысячи в год на одного пристава и продолжает расти), низкий интерес сотрудников к результатам своей деятельности (низкая заработная плата приставов, отсутствие реальной материальной мотивации к достижению хороших результатов). Следствием вышеперечисленных факторов является большая сменяемость кадров, низкий профессионализм работников, а также создание условий для коррупционного поведения.
По нашему мнению, логичным шагом в развитии ФССП будет придание ей статуса правоохранительного органа, что полностью вытекает из содержания деятельности и уточняет ее социальную роль в государстве и обществе. Также определение ФССП к категории правоохранительных органов будет серьезным позитивным решением навстречу службе, поскольку появятся новые рычаги и новые возможности в отношении тех, кто уклоняется от исполнения судебных решений, актов других органов и должностных лиц, нарушает установленный законом порядок деятельности судов, их безопасности.
К числу таких можно отнести проведение оперативно-розыскных мероприятий. Судебный пристав получит совершенно новые качественные возможности при реализации своих полномочий, связанных с розыском должников, имущества, проведением работ по закреплению той информации, которую судебный пристав сможет получать не скрытыми, а легальными способами.
Также еще одним шагом для повышения и укрепления правового статуса ФССП, в рамках правоохранительного, было бы повышение престижа и авторитета службы, например, путем предоставления более четких правовых гарантий независимости и самостоятельности ее сотрудникам в виде установления неприкосновенности судебных исполнителей; установления особой государственной защиты всем сотрудникам ФССП, а не только судебным приставам-исполнителям.
Структура ФССП как органа исполнительной власти содержит свои особенности и характерные черты: это федеральный орган исполнительной власти, государственная служба, иерархичность системы органов, законность, своевременность совершения исполнительных действий.
Система оценки эффективности деятельности ФССП России — это регламентированный, упорядоченный процесс организационно-управленческих и административно-правовых мер воздействия законодательной, исполнительной и судебной власти при определении, регулировании и оценке установленных целей и явлений, протекающих в федеральной службе. Целями системы оценки являются повышение эффективности работы территориальных органов по выполнению стоящих перед ними задач, укрепление служебной и исполнительной дисциплины, дальнейшее совершенствование форм морального и материального стимулирования работников ФССП России.
Внутри ФССП есть разделение на два основных подразделения, в зависимости от возложенных функций: 1) судебные приставы — сотрудники, обеспечивающие в основном безопасность и соблюдение процессуальных норм во время судебных заседаний, охрану здания суда и явку лиц, уклоняющихся от судебного заседания; 2) судебные приставы-исполнители, главной обязанностью которых является контроль за исполнением судебных решений (взыскание денежных средств, объявление должника в розыск, арест имущества должника и т.д.).
Как и любое явление в современном мире, институт ФССП подвержен развитию и изменению. Предпосылкой для характерных изменений служит наличие определенных пробелов в законодательстве относительно ФССП. Правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в ходе исполнительного производства является основной задачей, стоящей перед ФССП. К сожалению, состояние законности в сфере исполнения судебных решений остается на низком уровне. Судебными приставами-исполнителями допускается значительное число нарушений действующего законодательства, прав, свобод и законных интересов участников исполнительного производства.
Хотелось бы отметить достаточно серьезную проблему так называемого «человеческого фактора» в ходе исполнительного производства. Должностные лица ФССП играют ключевую роль в процессе исполнения решений суда, потому что именно их профессионализм определяет своевременность и эффективность исполнительных действий, а также само исполнение в результате деятельности судебной системы в целом. Наряду с другими объективными причинами такой ситуации хотелось бы отметить большую загруженность должностных лиц ФССП (количество исполнительных производств составляет более тысячи в год на одного пристава и продолжает расти), низкий интерес сотрудников к результатам своей деятельности (низкая заработная плата приставов, отсутствие реальной материальной мотивации к достижению хороших результатов). Следствием вышеперечисленных факторов является большая сменяемость кадров, низкий профессионализм работников, а также создание условий для коррупционного поведения.
По нашему мнению, логичным шагом в развитии ФССП будет придание ей статуса правоохранительного органа, что полностью вытекает из содержания деятельности и уточняет ее социальную роль в государстве и обществе. Также определение ФССП к категории правоохранительных органов будет серьезным позитивным решением навстречу службе, поскольку появятся новые рычаги и новые возможности в отношении тех, кто уклоняется от исполнения судебных решений, актов других органов и должностных лиц, нарушает установленный законом порядок деятельности судов, их безопасности.
К числу таких можно отнести проведение оперативно-розыскных мероприятий. Судебный пристав получит совершенно новые качественные возможности при реализации своих полномочий, связанных с розыском должников, имущества, проведением работ по закреплению той информации, которую судебный пристав сможет получать не скрытыми, а легальными способами.
Также еще одним шагом для повышения и укрепления правового статуса ФССП, в рамках правоохранительного, было бы повышение престижа и авторитета службы, например, путем предоставления более четких правовых гарантий независимости и самостоятельности ее сотрудникам в виде установления неприкосновенности судебных исполнителей; установления особой государственной защиты всем сотрудникам ФССП, а не только судебным приставам-исполнителям.
Подобные работы
- Оценка эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СФЕРЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Отчет об преддипломной практике (тема Риски в предпринимательской деятельности, Управление Федеральной службы судебных приставов по республике Алтай (г.Горно-Алтайск), Институт мировых цивилизаций)
Отчеты по практике, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Социальные проекты Федеральной службы судебных приставов как форма развития творческого потенциала молодёжи
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование документооборота в Федеральной службе судебных приставов (Якутский Гуманитарный Колледж)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Организация функционирования территориального органа Федеральной
службы судебных приставов по Пензенской области
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Становление и развитие административного регламента службы судебных приставов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Служба судебных приставов: виды, задачи и полномочия
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус службы судебных приставов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015





