🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Анализ доходов и расходов бюджета муниципального образования (на примере Агаповского муниципального района Челябинской области)

Работа №198761

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТА……………………………………… 6
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований………………………….. 6
1.2 Особенности формирования бюджета муниципального района... 13
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА АГАПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………. 21
2.1 Анализ исполнения доходной части бюджета Агаповского
муниципального района………………………………………….. 21
2.2 Анализ исполнения расходной части бюджета Агаповского
муниципального района…………………………………………… 33
3 МОНИТОРИНГ ИСПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ В АГАПОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………….. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Динамика доходов и расходов бюджета Агаповского муниципального района за 2018–2020гг……………. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Исполнение бюджета Агаповского муниципального района по доходам и расходам за 2018–2020гг…. 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Исполнение расходов по муниципальным программам бюджета Агаповского муниципального района за 2018–2020гг……………………………….. 68


Современные тенденции развития государственных и муниципальных финансов определили необходимость рационального управления бюджетными ресурсами для более эффективного их использования [6, с. 72]. Ключевой целью преобразования бюджетной системы страны является, прежде всего, достижение финансовой самостоятельности бюджетов муниципалитетов, достижение которой напрямую зависит от уровня доходов региональных и местных бюджетов, от федерального и регионального законодательства. Сбалансированность бюджета оказывает значительное воздействие на удержание и предупреждение роста нагрузки на бюджетную систему, а также предопределяет формирование и исполнение бюджета разного уровня.
Важнейшим условием эффективного функционирования местного самоуправления выступает достаточная экономическая и финансовая база, основой которой является муниципальный бюджет. Исходя из этого первостепенным является создание организационно-правовых условий обеспечения деятельности органов местной власти осуществлять работу по созданию и укреплению ее финансовой основы, которую, в первую очередь, составляет местный бюджет.
Существенной задачей формирования и исполнения муниципальных бюджетов в современных условиях сокращения экономического роста страны выступает их недостаточная сбалансированность. Достижение сбалансированности и финансовой устойчивости муниципальных бюджетов является главной задачей органов местного самоуправления, которая, к сожалению, пока не достигнута ими [16, с. 99].
Значимая проблема местных бюджетов на территории страны – сокращение доходов бюджета одновременно с увеличением его расходов, что порождает недостаток собственных средств.
В настоящее время в России сохраняется тенденция большого количества дефицитных бюджетов, а также отмечен рост бюджетного дефицита муниципальных образований.
Этим и обусловлена актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответсвенно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации. Увелечение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения.
Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы Российской Федерации, составляя ее третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации), формирование доходов и расходов местных бюджетов строго регламентируется законодательством Российской Федерации, от эффективности формирования доходной и расходной частей местных бюджетов зависит решение экономических и социальных проблем на местах, способность местного самоуправления отвечать по своим обязательствам, поддержка самых незащищенных и малоимущих слоев населения, реализация поддержки ветеранам и инвалидам, забота о престарелых, внешний вид поселений и городов и многое другое.
Объектом выпускной квалификационной работы является бюджет Агаповского муниципального района Челябинской области.
Цель выпускной квалификационной работы – проведение анализа доходов и расходов бюджета Агаповского муниципального района и проведение мониторинга исполнения муниципальных программ в Агаповском муниципальном районе Челябинской области.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- выявление роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований;
- рассмотрение особенностей формирования бюджета муниципального
района;
- проведение анализа исполнения доходной и расходной частей бюджета
Агаповского муниципального района;
- проведение мониторинга исполнения муниципальных программ в Агаповском муниципальном районе.
Для написания выпускной квалификационной работы основными источниками послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, литература по теории общественных финансов, методологии анализа источников формирования и направлений использования бюджета муниципального образования, данные бюджета Агаповского муниципального района Челябинской области и отчета по его исполнению.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении хотелось бы сказать следующее. Муниципальные финансы представляют собой регулируемую государственным законодательством систему экономических отношений, связанных с аккумулированием определенной части стоимости национального дохода посредством ее перераспределения и соответствующего использования данных финансовых средств с учетом функций и полномочий, делегированных вышестоящим уровнем бюджетной системы, возложенных на муниципальные органы самоуправления.
Формой образования и расходования денежных средств является бюджет муниципального образования, предназначенный для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления являются доходами местного бюджета. Средства местного бюджета являются объектами муниципальной собственности.
Следует отметить, что связь между обществом и местной властью становится более налаженной в сфере решения вопросов жизнеобеспечения и удовлетворения потребностей и интересов граждан. Эти вопросы прямо зависят от организации финансовой базы местных органов власти, то есть местные бюджеты становятся одним из важнейших каналов доведения до населения конечных результатов производственной деятельности.
Проведенный анализ доходной части бюджета Агаповского муниципального района позволяет выделить следующие моменты. В разрезе налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений анализ доходов бюджета показывает, что основной удельный вес в доходах занимают безвозмездные поступления. Они составляли в 2018 году 73,7 % в структуре доходов, в 2019 году их удельный вес снизился до 71,1 %, в 2020 году удельный вес безвозмездных поступлений возрос до 75,5 %. Следовательно, за три года рост составил 1,8 %.
Анализ показал, что доходная база исследуемого бюджета в большей своей части зависит от поступлений из вышестоящего бюджета, о чем говорят растущие безвозмездные поступления и преобладание их удельного веса в структуре бюджета.
Среди налоговых доходов основным доходом являются поступления налога на доходы физических лиц. В 2018 году эти поступления составляли 84,9 % в структуре налоговых доходов, в 2019 году – 86,1 %, а в 2020 году – 84,9 % в структуре. Можно сказать, что за три года удельный вес данного налога в структуре налоговых доходов не изменился.
Основной удельный вес в неналоговых доходах занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, которые составляли в структуре 57,2 % в 2018 г., 54,6 % в 2019 г. и 60,9 % в 2020 г. Произошло увеличение удельного веса этого неналогового дохода в структуре бюджета, которое составило 3,7 % за три года.
Мировая пандемия отразилась на бюджете Агаповского муниципального района, в сложившихся сложных условиях в 2020 году району дополнительно выделялись дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы и иные цели.
Проведенный анализ расходной части бюджета Агаповского муниципального района позволяет сделать нижеприведенные выводы.
Самый значительный удельный вес в расходах бюджета занимают расходы на образование – более 40%, которые снизились в структуре с 48,1 % в 2018 г. до 46,0 % в 2020 г.
На втором месте в структуре расходов бюджета района расходы на социальную политику, которые уменьшились в структуре с 22,7 % в 2018 г. до 20,9 % в 2020 г. В абсолютных значениях расходы возросли на 5,64 %. В 2020 году заключено 14 контрактов на приобретение жилья детям – сиротам.
Расходы на национальную экономику также значительны, соответственно, 3,2 %, 3,4 % и 8,4 %, т.е. произошло значительное увеличение этих расходов в структуре, на 5,2 %. Динамика расходов показывает увеличение более чем в три раза. Значительные средства были выделены району в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий». Кроме того, увеличились средства на ремонт дорог в 2020 г.
Расходы на культуру достаточно стабильны и составляли 5,6 % в 2018 г. и 4,6 % в 2020 г. В сравнении с 2018 г. расходы снизились на 5,58 %. В 2020 году в связи с пандемией уменьшилось число проводимых культурно - досуговых мероприятий.
Расходы на жилищно – коммунальное хозяйство увеличились в структуре с 5,9 % в 2018 г. до 6,8 % в 2020г. Рост в динамике составил 31,92 %. В 2020 году осуществлено проведение гидрогеологических работ по доразведке Усть- Гумбейского месторождения подземных вод для питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения в с. Агаповка.
Из приведенных данных можно сделать вывод, что бюджет муниципального района является социально-ориентированным. Основной удельный вес в расходах занимают расходы на образование, культуру, социальную политику, физическую культуру и спорт. Всего расходы на социальную сферу занимают от 78,9 % до 72,5 %, то есть происходит снижение указанных расходов, поскольку возрос удельный вес на национальную экономику, управление и ЖКХ.
Анализ бюджета Агаповского муниципального района позволил сделать выводы, что в бюджетном процессе Агаповского муниципального района выявлены следующие недостатки.
1. Бюджет по расходам района не исполнялся в течение всего исследуемого периода. Причинами в этом случае являлись:
– несвоевременное перечисление межбюджетных трансфертов для осуществления расходов;
– недостаточность доходной базы.
2. Имеются случаи значительного невыполнения муниципальных программ.
3. В муниципальном районе в исследуемом периоде имелась дебиторская и кредиторская задолженность.
4. По состоянию на 01.01.2021 г. имелась значительная сумма недоимки по налогам и сборам в бюджет муниципального района.
Анализ программно-целевого планирования и исполнения бюджета в Агаповском муниципальном районе показал, что программно–целевое планирование в районе нуждается в доработке, в части:
- более конкретной формулировке целей и задач программ;
- выстраивания логической связи в иерархии «цель – задача – мероприятие»;
- пересмотру и конкретизации отдельных мероприятий, как инструментов, показывающих, как решить указанную задачу.
Также были внесены конкретные предложения по дополнению показателей для мониторинга. Были предложены мероприятия для шести выбранных программ, результаты исполнения которых оказывают наибольшее влияние на состояние экономической, финансовой и социальной сферы Агаповского муниципального района.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – www.consultant.ru.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.07.1998 года № 145–ФЗ (в ред. от 22.12.2020 г.). – www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений». – www.consultant.ru.
4. Федеральный закон от 20.08.2004 № 118–ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации». – www.consultant.ru.
5. Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н (ред. от 29.12.2020) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения». – www.consultant.ru.
6. Афанасьев, М.П. Бюджет города Москвы и рост эффективности
государственных финансов / М.П. Афанасьев, Н.П. Шаш // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 2. – С. 72–95.
7. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – М.: Юрайт, 2017. – 363 с.
8. Бюджетная система Российской федерации: учебное пособие / сост.
И.Н. Криворогов. – М.: Юрайт, 2017. – 363 с.
9. Бюджетная система Российской федерации / под. ред. Батурина и
Н.В. Рознина. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. – 70 с.
10. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю.С. Долганововой, Н.А. Истоминой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 356 с.
11. Величко, А.В. Роль местных бюджетов и муниципальных органов власти в управлении развитием социальной инфраструктуры региона / А.В. Величко // Journal of Economic Regulation. – 2020. – № 1. – С. 36–47.
12 .Комягин, Д.Л. Бюджетное право: учебник для вузов / Д.Л. Комягин. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017. – 590 с.
13 .Крохина, Ю.А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю.А. Крохина. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 479 с.
14 .Маслова, Е.В. Роль местного бюджета в обеспечении экономической безопасности муниципального образования / Е.В. Маслова // Контентус. – 2019. – № 11. – С. 469–474.
15 .Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2017. – 703 с.
...20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ