1960-е годы ознаменовались значительными переменами в культурной жизни общества. Особое место занимал вспыхнувший бунтарский дух, который начал вытеснять традиционный серьезный консерватизм. Новое, «шутливое» отношение к окружающей действительности породило новое течение в культуре, получившее название «антидизайн». Начали создаваться и проникать в массы яркие, необычные по форме вещи.
С антидизайном тесно связано направление радикального дизайна. Их разница состояла в том, что антидизайн был более экспериментальным направлением. Дизайнеры, творящие в этом направлении, старались изменить представления о модернизме невозможными по своей реализации проектами.
Направления антидизайна и радикального дизайна связаны, в основном с Италией. В конце 1960-х годов молодые дизайнеры и архитекторы, недовольные уровнем образования и условиями работы. Они решили бросить вызов элегантному «бел-дизайну», который уже начал сдавать позиции на рынке потребителей. Стали создаваться новые проекты, отличающиеся более значительной глобальностью и концепцией.
Итальянские дизайнеры старались избавиться от стереотипного мышления и шаблонов, основанных на функциональности, создавая новый стиль на стыке дизайна и искусства. Своими проектами они словно бы говорила, что «в этом мире теперь можно все». Проводились эксперименты с освещением, цветом, узорами, расположением в пространстве, внедрением передовых на тот момент материалов. Именно поэтому такой подход актуален и в настоящее время, открывая дорогу в дизайн будущего.
Объект исследования: социально-культурные и профессионально-технологические условия становления антидизайна и радикального дизайна в Западной Европе (включая, но не ограничиваясь Италией) в период второй половины XX века.
Предмет исследования: принципы и приёмы антидизайна и радикального дизайна, их ключевые представители и творческие объединения, а также анализ отдельных авторских проектов и их влияние на последующее развитие дизайна.
Цель курсовой работы: исследовать антидизайн как отдельное явление и его связь с радикальным дизайном как экспериментальными практиками XX века, выявить причины их возникновения, основные эстетико-концептуальные установки и наиболее значимые авторские проекты; на основе теоретического анализа выполнить авторский плакат в стиле антидизайна.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть социально-культурные и профессионально-технологические причины и условия становления антидизайна и радикального дизайна;
• проанализировать историю и употребление терминов «антидизайн» и «радикальный дизайн», проследить процесс закрепления терминологии;
• исследовать эстетико-концептуальные принципы антидизайна и радикального дизайна;
• описать и проанализировать деятельность ключевых представителей и творческих групп, их наиболее значимые проекты и вклад в развитие направления;
• выполнить практическую авторскую работу — плакат в стиле антидизайна — и сопоставить её методы и результаты с выявленными теоретическими положениями.
Для написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: изучение литературных источников, изучение отечественных и зарубежных интернет-ресурсов, сравнение, системный анализ.
Теоретической базой исследования послужили научные и учебно-методические труды, а также интернет-ресурсы. Так, для изучения истории развития радикального дизайна использовались учебные пособия: Э. Демпси «Стили, школы, направления: путеводитель по современному искусству», А.Н. Лаврентьева «История дизайна» и В.Ф. Рунге «История дизайна, науки и техники». Для анализа деятельности дизайнеров, групп антидизайна и наиболее ярких проектов привлекались различные интернет-ресурсы, в том числе иностранные.
В данной курсовой работе были изучены и проанализированы ключевые моменты как истории развития радикального дизайна и антидизайна, так и ключевые особенности данных направлений в целом. Целью работы было изучение процесса развития и становления радикального дизайна как экспериментального направления, со временем получившего массовое производство.
В процессе написания курсовой было установлено, что радикальный дизайн зародился в 1960-е годы в Италии, как ответ на утилитаризм и «хороший дизайн». Наиболее известными представителями антидизайна были Этторе Соттсасс, Джоэ Коломбо, Алессандро Мендини, Микеле де Люччи. В СССР исследованиями радикального дизайна занималась искусствовед Лариса Жадова.
Самыми влиятельными группами, работавшими в направлении радикального дизайна, были «Архизум», «Алхимия», «Superstudio», «Strum», «Global Tools», «Мемфис». В работе также были изучены их самые известные проекты, к которым относились пишущая машинка «Valentine», кресло Up5, мешок-кресло «Sacco», кресло Tube и кресло Proust. В качестве авторской разработки было выбрано направление плаката и на основе полученных знаний разработан готовый плакат, включающий в себя элемент в стиле антидизайна.
Все поставленные задачи работы выполнены, цель данной работы достигнута.