Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ИГРОВОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ СБОРНИКА «СКАЗКИ ВЕЧЕРНЕГО СВЕТА, ВЕТРА И ДОЖДЯ»

Работа №125004

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы146
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕТСКОЙ КНИГИ КОНЦА XIX ВЕКА И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 14
1.1. Немецкая книжная графика детской книги конца XIX века 15
1.2. Искусство детской книги в рамках Движения искусств и ремесел: принципы и формирование английской школы книжной иллюстрации 18
1.3. Аспекты книжной иллюстрации для детей и деятельность художников объединения «Мир искусства» 21
1.4. Основные художественные течения первой половины ХХ века и трансформация системы детской книги 25
1.5. Ян Чихольд, новая типографика и видоизменение системы детской книги 26
1.6. Советская книжная графика 1920-х годов и феномен «детского» конструктивизма 28
ГЛАВА 2. ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 39
2.1. Изучение проблематики детской книги второй половины 20 века 40
2.2. Графические методы и визуальные направления советской школы книжной иллюстрации 46
2.2.1. Изобразительные принципы детской книги советской школы 50х - 60х годов XX века 47
2.2.2. Изобразительные принципы детской книги советской школы 70х-80х годов XX века 49
2.3. Визуальные особенности и графические методы книжной иллюстрации в Европе и Америке 51
2.4. Польская школа детской книжной иллюстрации. Основные принципы 58
2.5. Визуальные особенности и графические методы книжной иллюстрации в Японии 63
ГЛАВА 3. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В СИСТЕМЕ ДЕТСКОЙ КНИГИ 74
3.1. Формирование понятия «Книжка-игрушка» 74
3.2. Детская развивающая среда, ее роль и основные факторы ее формирования 79
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА «КОМПЛЕКСА ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ИГРОВОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ СБОРНИКА «СКАЗКИ ВЕЧЕРНЕГО СВЕТА, ВЕТРА И ДОЖДЯ» 84
4.1. Предпроектное исследование. Изучение сюжета сборника сказок. Составление концепции 84
4.2. Формирование принципов дизайн-графического оформления сказок и разработка методики для дизайн-объектов развивающей среды 88
4.3. Проектирование печатного издания и детской развивающей среды 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 96
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В КОНТЕКСТЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. ПРИНЦИПЫ ВИЗУАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ 138

Данная работа посвящена исследованию графических принципов оформления детских книг, базовым направлениям развития интерактивных книг и разработке целостного проекта, в состав которого входят печатные издания и объекты развивающей среды на основе сборника сказок. Комплекс ориентирован на развитие воображения у ребенка, вдохновение на творческий процесс.
Главная идея работы - продемонстрировать как авторская иллюстрация, может «жить» не только в рамках книжной графики, но и становиться не плоскостной развивающей средой для ребенка, при этом создавать ощущение сказки в реальном мире.
Актуальность исследования. Детская книжная иллюстрация и прецедент интерактивной книги XX века интересны, прежде всего, с точки зрения изучения закономерностей развития детской книжной иллюстрации XX века в целом. Речь идет о проблемах организации развития ребенка, с которой сталкивались художники и дизайнеры на протяжении всего этого периода. Изначально развитие ребенка было базовой задачей всех книжных иллюстраторов. В силу множества обстоятельств эти задачи решались различными средствами. Важно подчеркнуть, что рассмотрение этих исторических прецедентов и легло в основу проекта. Данная проблема - создания книг, объектов, игр для стимулирования развития ребенка, является актуальной и сегодня. Важно понимать, что без развивающей составляющей детская книга не может состояться. Помимо этого, отметим, что дополнительные элементы, такие как средовые объекты и игры, чаще всего не просто дополняют книгу, но и делают ее более интерактивной. А также вызывают еще больший интерес к книге, что является достаточно важным моментом в современном мире. Также, важно, что объекты и игры могут существовать как полноценный ансамбль с книгой, так и служить отдельной целостной единицей. Поэтому в данном исследовании стояла задача выявить общие принципы организации детской книжной иллюстрации и применить их на практике с целью определения востребованных и актуальных течений данного направления.
Цели и задачи работы: Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть детскую книжную иллюстрацию XX века, как целостную, взаимообразующую систему. Феномен книжной иллюстрации XX века следует рассматривать по нескольким основным образующим принципам. Во- первых, необходимо выделить основные школы детской иллюстрации XX века, определить основные имена, принципы и стилистические направления. Представляется важным изучить облик книжной графики в пространстве книги и основные имена представителей. Во-вторых, необходимо рассмотреть примеры и принципы преобразования книги в пространственную среду. Важно провести анализ изученного материала, структурировать на его базе материал имеющийся для работы в графическую систему и разработать концепт. В-третьих, следует, разработать опираясь на изученный материал авторскую графику, которая существует как в среде книги, так и в окружающей среде в виде объектов, игр. Следовательно, выявляется ряд задач: Разработка печатного издания, верстка; Конструирование объектов развивающей среды; Разработка дополнительных материалов, презентационных, рекламных, в том числе анимационный ролик. Еще одна из важнейших задач этого исследования - проведение аналитической работы, а именно презентация проекта целевой аудитории. На основе этой работы будет возможно провести анализ и реконструкцию концепта, редактировать важные моменты работы.
Еще раз выделим основные цели работы:
• Выделить основные школы детской иллюстрации XX века, определить основные имена, принципы и стилистические направления;
• Рассмотреть примеры и принципы преобразования книги в пространственную среду;
• Разработать опираясь на изученный материал авторскую графику, которая существует как в среде книги, так и в окружающей среде в виде объектов, игр.
Для реализации поставленных целей было сформулированы ряд задач:
• Изучить облик книжной графики в пространстве книги и основные имена представителей;
• Провести анализ изученного материала, структурировать на его базе материал имеющийся для работы в графическую систему и разработать концепт;
• Разработка печатного издания, верстка;
• Конструирование объектов развивающей среды;
• Разработка дополнительных материалов, презентационных, рекламных, в том числе анимационный ролик;
• Презентация проекта целевой аудитории.
Объект исследования: графическая система детской книжной иллюстрации XX века и современная детская книжная иллюстрация.
Предмет исследования: основные принципы графической системы детской книжной иллюстрации и интерактивные принципы в системе детской книги, системы их взаимосвязи.
В данной работе собран и применен сравнительный анализ материала, проанализирован опыт создания интерактивных детских книг.
Основной теоретической базой стали исследования и труды в области детской книжной иллюстрации, большое внимание уделялось следующим авторам:
Дульский, П.М., Мексин Я.П., «Иллюстрация в детской книге».1 Важность данной книги заключается в проведенном в ней анализе основных течений детской книжной графики, рассмотренных школах, немецкая детская книжная иллюстрация, французская, английская, большое внимание посвящено развитию российской детской книжной иллюстрации до 1925 годов.
В книге Э.З. Ганкиной «Художники в современной детской книге» в хронологическом порядке отмечены самые яркие прецеденты книжной графики. В основу работы вошли важные темы, затронутые в книге, такие как: изучение проблематики детской книги, формирование современных тенденций, книга в предметно эстетическом окружении ребенка.2
Книга Ю.Я. Г ерчука «История графики и искусства книги» предлагает обзор истории книжной графики, с главы 7 внимательно рассмотрена книжная графика XX века, некоторые важные моменты легли в исследовательскую работу.3
Рассмотренный в книге В. Блинова «Русская детская книжка-картинка» феномен детской книжки-картинки был важен и полезен для работы.4
Книга М. А. Чегодаева «Искусство, которое было. Пути русской книжной графики. 1936-1980» представила ряд важных имен художников книги 1936-1980 гг. 5
А. Севастьянов «Шедевры европейской иллюстрации».6 Важность данной книги заключается прежде всего в повествовании об определяющих явлениях в истории европейской книжной графики.
Carpenter J. «Hokusai and his age: ukiyo-e painting, printmaking and book illustration in late Edo Japan».7 История формирования японской школы детской иллюстрации и культуры манга стали основой для главы японской детской книжной графики.
Из книги Barr John. «Illustrated children's books» представляется важным изучение ранних работ английских представителей детской иллюстрации, таких как, Уолтер Крейн, Беатрис Поттер, Рандольф Калдекотт, Кейт Гринуэй и других. А также отдельные прецеденты как toy-books и gift books.8
Peter Hunt. «Children’s Literature».9 В книге представлено множество иллюстраций цветных и черно-белых а также редких репродукций, ярких представителей детской иллюстрации Великобритании, Америки, Австралии и Новой Зеландии.
Аронов В.Р. «Дизайн в культуре XX века. 1945-1990».10 В книге описаны основные события в области дизайна второй половины XX века несомненно вносили влияние и на книжный дизайн.
Также важными источниками стали труды, научные статьи и публикации, посвященные данной теме, среди которых:
Глинтерник Э.М. «Понятие «Графические искусства» в печатном деле и становление терминологической системы дизайн-графики». Важность данной статьи в исследовании книжной графики очевидна, возможность анализировать детскую книжную иллюстрацию на платформе убедительной системы представляется крайне важным.11
Васильева Е.В. «Фигура Возвышенного и кризис идеологии Нового времени».12 Статья дала возможность анализа детской книжной иллюстрации в рамках таких понятий как «Возвышенное» и «Новое время».
Статья Васильевой Е.В. «Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века» стала важной в отношении разработки объектов пространственной среды, ведь в первую очередь опираясь на важные исторически сложенные системы, как интернациональный стиль, можно заниматься разработкой новых.13
Васильева Е.В. ; Ли М.Н. «Иллюстрация детских книг в современной Японии: базовые принципы и основные имена».14 Статья посвящена японской детской иллюстрации и основным ее представителям.
Статья Ли М.Н. «Феномен "детского конструктивизма" и советская книжная графика 1920-х годов» формируется вокруг «несуществующего» понятия «детский конструктивизм» и обостряет внимание на данном прецеденте в истории графики 1920-х годов, также отмечаются важные имена художников, работавших над детской книжной иллюстрацией в то время. 15
Карасик М. «Самозвери» - детский конструктивизм.16 В данную статью включено много примеров детской книги выходящей за рамки книги в развивающую среду, рассмотрен феномен книжки-игрушки.
Трейер М.А., Усанова А.Л. «Развитие детской книжной иллюстрации в России».17 Некоторые ключевые моменты развития детской иллюстрации России затронутые в статье стали важными для исследования.
Лола Г.Н. «Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования».18 Методология Г.Н. Лолы стала основой, структурой по которой строилась разработка проекта.
История популярной в Японии манга в работе Ito K. «A History of Manga in the Context of Japanese Culture and Society» рассмотрена в контексте культуры Японии, что повлияло на некоторые ключевые моменты исследования. 19
Отдельно можно выделить теоретические и методологические труды, посвященные графическому дизайну, искусству книги и теории цвета: Ян Чихольд «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера»20 и «Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике»21, Иоханнеса Иттена «Искусство цвета»22 и «Искусство формы»23. Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие»24, Кандинский В.В. «Точка и линия на плоскости».25 Теоретические наблюдения выше упомянутых авторов легли в практическую основу для организации максимально целостного композиционного единства.
Основное содержание:
В первой главе - «Графические принципы и основы направления развития системы детской книги конца XIX века и первой половины XX века» рассмотрена визуальная система и основные графические принципы детской книжной графики первой половины XX столетия. Затронуты и проанализированы принципы основных течений, положивших фундаментальные основы для развития детской книжной иллюстрации - это немецкая книжная графика конца XIX века, искусство книги в рамках движения «Искусства и ремесел», объединение «Мир искусства». Рассмотрена советская графика 1920 годов и понятие «Детский конструктивизм». Изучен вклад Яна Чихольда в структуру и развитие книги и других важных представителей книжной графики того времени.
Во второй главе - «Визуальная система и графические аспекты детской книжной графики второй половины XX века» по такому же принципу удалось рассмотреть графику второй половины XX века. В этой части внимательно проанализирована структура развития советской школы детской иллюстрации. Рассмотрены визуальные особенности и графические принципы европейской, польской и японской школы детской иллюстрации. Отдельно уделено внимание изучению проблематики детской книги второй половины XX века.
Основная идея третей главы - «Интерактивные принципы в системе детской книги» акцентировать внимание и тщательно рассмотреть примеры интерактивных детских книг XX века. Раскрыть понятие «Книжка-игрушка» и отдельно обратиться к специфике формирования детской развивающей среды.
В четвертой главе - «Разработка проекта «Комплекс печатных изданий и пространственных объектов игровой среды на основе сборника «Сказки вечернего света, ветра и дождя» речь идет непосредственно о самом проекте, о его разработке. В этой главе раскрыты принципы работы с материалом/контентом, составления концепции на основе этой работы. Описываются принципы, по которым строилась разработка комплекса печатных изданий и объектов развивающей среды.
В заключении приводятся теоретические и практические итоги по теме исследования.
Цель проекта - создание печатного издания и объектов игровой среды на основе авторского текста «Сказки вечернего света, ветра и дождя» для дизайна взаимодействия с книгой.
Концепция: создание графического языка, авторских иллюстраций, использующиеся как метод общения с ребенком, способствующие его развитию, провоцирующие ребенка на творческий процесс.
Компетенции:
• представление авторской иллюстрации как основы для развития ребенка
• наблюдение художественной составляющей в исторических примерах и в современной книжной иллюстрации
• изучение примеров модификации книги в игровые, интерактивные формы
• разработка стратегии трансформации современной детской иллюстрации в актуальную направляющую
Возможность практического применения и апробация работы:
Практическая значимость работы сводится к важности дальнейшего развития детской книги в рамках важнейшего аспекта - развития ребенка. В данном ключе имеет смысл и дальнейших разработок и дизайн проектов. Отрасли детской книги важно ставить перед собой сложные, многоструктурные задачи, которые решаются в том числе и посредством дизайна.
В процессе работы над проектом удалось провести презентацию его целевой аудитории. Презентация состоялась 18 апреля 2018 года в детском саду №35 при поддержке и содействии библиотеки «Книга во времени». В результате данного мероприятия удалось установить важные и второстепенные моменты, провести реконструкцию концепта с целью достижения максимально точного результата.
Участие в научных конференциях:
В процессе изучения теоретического материала, одна из важнейших тем «Детский конструктивизм» была освещена на Всероссийской научно-практической конференции «Октябрь. Авангард. Дизайн.» феномен возникновения промышленного искусства после октября 1917 года в России, проходившей 27 октября 2017 года на базе ГАОУ ВО ЛО в рамках научно-исследовательского проекта «Философия дизайна» Научно-исследовательского центра религиоведческих и этнополитических исследований.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
Васильева Е.; Ли М. Иллюстрация детских книг в современной Японии: базовые принципы и основные имена / Вестник культуры и искусств. 2018. - № 2 (ВАК, РИНЦ).
Ли М. Феномен "детского конструктивизма" и советская книжная графика 1920-х годов // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, 2018, № 3 (РИНЦ).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детская книжная иллюстрация и процесс ее становления, крайне важный и любопытный прецедент для рассмотрения. Помимо этого, историческая база становится платформой для разработки новых проектов ориентированных на детскую аудиторию. XX век привнес множество значимых изменений в детскую книгу. Интересно рассматривать процессы ее модификации, которые зависели от различных факторов, таких как время, события, место и другие. В процессе исследования было обнаружено множество попыток, предпринятых художниками, внести в книгу свое творческое видение и часто выйти за рамки книжной графики различными способами. Так появлялись на свет авторские книги художников, книжки- игрушки и объекты. Многие из них происходили интуитивно, художники просто высказывались посредством книги, и это выглядело достаточно гармонично. Как правило, какой-то четкой системы не существовало, каждый преследовал определенные поставленные цели и задачи. Важно отметить, что в основу своих трудов иллюстратор детской книги закладывает взаимодействие с ребенком, он пытается найти язык, подход к ребенку, посредством графики и иллюстрации.
В результате исследования были рассмотрены графические принципы оформления детских книг, основные направления развития интерактивных книг XX века. Был проведен сбор и систематизация информации по данному направлению. Важно подчеркнуть, что только внимательное изучения детской иллюстрации может способствовать получению наиболее точных ответов для реализации дизайн проектов в данной области.
Были выделены основные школы детской иллюстрации XX века, основные имена, принципы и стилистические направления. Рассмотрены примеры и принципы преобразования книги в пространственную среду.
Каждая глава теоретической части включает в себя исследование, перечисленных моментов, выстроенных в хронологическом порядке.
Изучение детской книжной иллюстрации методом выявления, описания и интерпретации рядов аналогов различных авторов, позволяет сделать некоторые выводы касательно художественных средств и методов реализации основных школ детской книжной иллюстрации. Данные методы были изучены и некоторые принципы легли в основу проекта.
На базе изученного материала была разработана система дизайн - взаимодействия по которой строилась работа над проектом. Была разработана авторская графика, специфика которой является возможность ее трансформации в средовые объекты с внесением различных информационных посланий. Также были разработаны презентационные, рекламные материалы.
В процессе работы было проведено ряд теоретических и практических мероприятий. Это презентация проекта целевой аудитории в детском саду №35 при поддержке и содействии библиотеки «Книга во времени» 18.04.2018. Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Октябрь. Авангард. Дизайн.» 27.10.2017.
По теме диссертации были опубликованы следующие работы:
Васильева Е.; Ли М. Иллюстрация детских книг в современной Японии: базовые принципы и основные имена / Вестник культуры и искусств. 2018. - № 2 (ВАК, РИНЦ).
Ли М. Феномен "детского конструктивизма" и советская книжная графика 1920-х годов // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, 2018, № 3 (РИНЦ).
Проект демонстрирует возможность разработки единой системы для книги и развивающей среды, не нарушая целостность функций каждой единицы.
Практическая значимость работы сводится к важности дальнейшего развития детской книги в рамках важнейшего аспекта - развития ребенка. В данном ключе имеет смысл и дальнейших разработок и дизайн проектов. Отрасли детской книги важно ставить перед собой сложные, многоструктурные задачи, которые решаются в том числе и посредством дизайна.
Дальнейшее изучение темы возможно, на наш взгляд, со стороны более детального исследования проблемы, связанной с трансформацией книжных образов в развивающую среду ребенка. Тут книжный график сталкивается с рядом важных задач, решением которых может быть в первую очередь внимательное изучение исторически сложившихся принципов и тщательно проработанная концептуальная модель.
Цели теоретической и практической части исследования были достигнуты:
• Выделены основные школы детской иллюстрации XX века, определить основные имена, принципы и стилистические направления;
• Рассмотрены примеры и принципы преобразования книги в пространственную среду;
• Разработан алгоритм, система дизайн - взаимодействия с ребенком;
• Разработана опираясь на изученный материал авторская графика, которая существует как в среде книги, так и в окружающей среде в виде объектов, игр.;
Поставленные задачи теоретической и практической части выполнены:
• Изучен облик книжной графики в пространстве книги и основные имена представителей;
• Проведен анализ изученного материала, структурирован на его базе материал имеющийся для работы в графическую систему и разработан концепт;
• Разработано печатное издание;
• Объекты развивающей среды сконструированы;
• Разработаны дополнительные материалы, презентационные, рекламные, в том числе анимационный ролик;
• Проведена презентация проекта целевой аудитории.


Нормативно-правовые акты:
1. ГОСТ 7.60—90: Издания. Основные виды. Термины и определения. — Взамен ГОСТ 16447—78. — Утв. 1990. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). Издательский словарь-справочник : [электрон. изд.] / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
Литература на русском языке:
2. Адамов Е. Ритмическая структура книги // М.: Книга, 1974. - 96 с.
3. Арватов Б. Искусство и производство // М.: Государственное издательство, 1923. - 32 с.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие // М.: Прогресс, 1974. - 384 с.
5. Аронов В. Дизайн в культуре XX века, 1945-1990 // М.: Д. Аронов, 2013. - 408 с.
6. Аронов В. Советский дизайн в зеркале истории // Дизайн и быт 20-х годов. техническая эстетика, 1991, № 5, с. 26.
7. Аронов В. Размышление о дизайне // Дизайн-ревю, 2007, № 1-4, с. 18-19.
8. Аронов В. Советский дизайн в зеркале истории // Техническая эстетика, 1991, № 3, с.1.
9. Аронов В. Современный графический дизайн // Диалог искусств, 2009, № 1, с.22.
10. Аронов В. Дизайн в культуре XX века, 1945-1990 // Архитектура. Строительство. Дизайн, 2014, № 3, с.95-99.
11. Баренбаум И. История книги // М.: Книга, 1984. - 248 с.
12. Блинов В. Русская детская книжка-картинка 1900-1941 // М.: Искусство XXI век, 2009. - 224 с.
13. Бенуа А. Русская школа живописи // М.: Арт-родник, 1997. - 336 с.
14. Бобриков А. Другая история русского искусства // М.: Книга, 2012. - 744 с.
15. Брингхёрст Р. Основы стиля в типографике // М.: Аронов Д., 2006. — 100 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ