РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
|
АННОТАЦИЯВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...… 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
1.1 Теоретический аспект обеспечения и защиты прав и свобод
человека и гражданина, а также современное состояние данного обеспечения в Российской Федерации ……………. 11
1.2 Нормативное закрепление прав и свобод человека и
гражданина……………………………………………………. 18
1.3 История развития прав и свобод человека и гражданина …... 25
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.1 Органы государственной власти Российской Федерации,
обеспечивающие права и свободы граждан..……….………… 35
2.2 Организационные и иные меры по обеспечению прав и
свобод граждан, применяемые сотрудниками органов
внутренних дел ……………………...………………………….. 40
2.3 Оценка эффективности деятельности сотрудников органов
внутренних дел по обеспечению и защиты прав и свобод граждан в современных условиях…………….……………….. 49
2.4 Вопросы ограничения прав и свобод граждан, возникающие
в процессе осуществления сотрудниками органов внутренних дел своих полномочий, и пути их
решения…………………………… …………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………… 72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………… 83
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
1.1 Теоретический аспект обеспечения и защиты прав и свобод
человека и гражданина, а также современное состояние данного обеспечения в Российской Федерации ……………. 11
1.2 Нормативное закрепление прав и свобод человека и
гражданина……………………………………………………. 18
1.3 История развития прав и свобод человека и гражданина …... 25
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.1 Органы государственной власти Российской Федерации,
обеспечивающие права и свободы граждан..……….………… 35
2.2 Организационные и иные меры по обеспечению прав и
свобод граждан, применяемые сотрудниками органов
внутренних дел ……………………...………………………….. 40
2.3 Оценка эффективности деятельности сотрудников органов
внутренних дел по обеспечению и защиты прав и свобод граждан в современных условиях…………….……………….. 49
2.4 Вопросы ограничения прав и свобод граждан, возникающие
в процессе осуществления сотрудниками органов внутренних дел своих полномочий, и пути их
решения…………………………… …………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………… 72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………… 83
Актуальность работы заключается в том, что власть в России на пути построения демократического общества должна стремиться к наиболее полному обеспечению прав и свобод граждан. Одним из основных органов, в процессе осуществления своих полномочий выполняющих данную задачу, являются органы внутренних дел. Неслучайно Федеральный закон «О полиции» в своих нормах прямо регламентирует обязанность сотрудников органов внутренних дел в пределах своих полномочий обеспечивать защиту общества и отдельных граждан. Именно данный орган способствует созданию необходимых условий для качественной и полноценной реализации гражданами своих личных прав и свобод, что является одним из показателей правового государства.
Так, органы дознания, следствия, уголовный розыск напрямую занимаются предупреждением, выявлением, расследованием и раскрытием преступлений. Служба участковых уполномоченных полиции в своей деятельности непосредственно взаимодействует с населением на своем участке, осуществляя организационную, профилактическую, административно-надзорную, оперативно-розыскную и другие функции.
Еще одним подразделением, который в процессе реализации своих полномочий непосредственно взаимодействует с населением, осуществляет его защиту, является государственная инспекция безопасности дорожного движения. Данная служба осуществляет контрольные, профилактические, надзорные и разрешительные функции в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Особое внимание хотелось бы сфокусировать на деятельности по обеспечению прав и свобод несовершеннолетних, так как данная категория граждан является наиболее незащищенной и уязвимой. Данную задачу в системе органов внутренних дел реализует подразделение по делам несовершеннолетних. Одной из основных задач, стоящих перед
сотрудниками данной службы, является предупреждение безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, защита их основных прав.
Различные резонансные инциденты, негативные практики и публичные осуждения в средствах массовой информации привели к тому, что, когда речь заходит о сотрудниках органов внутренних дел, всегда возникает негативный образ полицейского, связанного круговой порукой, «крышеванием» и различными коррупционными проявлениями. Кроме того, на правоохранительные органы люди списывают претензии по любым вопросам: от плохих дорог до проблем, связанных с коммунальными услугами.
Однако на практике возникают проблемы, связанные с нарушением прав и свобод граждан со стороны сотрудников органов внутренних дел. Особенно ярко данные нарушения прослеживаются в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Государство узаконило оперативно-розыскную деятельность, которая во многом основа на дезинформации, обмане как средстве выявления и раскрытия преступлений. Обман лица, противостоящего оперативному сотруднику, не считается аморальным, так как, не используя обман, практически невозможно взять с поличным взяточника, вымогателя и т.п.
Полиция, для реализации целей и задач, поставленных перед ней, наделяется значительными силами и средствами, что позволяет эффективно проводить мероприятия правового, экономического и социального характера. Сотрудники органов внутренних дел имеют права, позволяющие им в строго определенных законом случаях ограничивать некоторые права и свободы граждан, что налагает на них определенную ответственность за обеспечение режима законности на территории страны.
В качестве особенности реализации сотрудниками полиции своих полномочий выступает тот факт, что они не должны вмешиваться в личную жизнь граждан, а обязаны лишь обеспечивать деятельность по устранению
негативных факторов, мешающих реализации прав и свобод граждан. Однако нельзя полностью полагаться на совесть людей, которые в процессе реализации своих прав могут ограничивать свободы других людей. Поэтому это требует постоянного контроля со стороны органов внутренних дел.
При вступлении сотрудника полиции с гражданами в профессиональные взаимоотношения, не следует забывать о соблюдении прав последних. Особенно ярко это заметно при задержании подозреваемого либо при задержании, как мере обеспечения административного производства. Ограничивая на основании закона свободу человека и, как следствие, лишая его ряда объективных возможностей защищать свои права, правоохранительные органы не могут не взять на себя ряд обязательств по такой защите, выраженных, в первую очередь, в требованиях к действиям личного состава и условиям содержания задержанных.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, регулирующие деятельность сотрудников органов внутренних дел по охране и защите прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Предмет исследования – совокупность нормативных правовых положений, затрагивающих процесс обеспечения прав и свобод граждан.
Целью исследования является всестороннее, полное и объективное исследование проблемы обеспечения прав и свобод граждан России в процессе осуществления сотрудниками полиции своих полномочий.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи данного исследования:
1. Проследить историю возникновения институтов соблюдения прав и свобод человека в мире.
2. Описать процесс становления прав и свобод граждан в России.
3. Проанализировать нормативные правовые акты, затрагивающие предмет исследования, на международном уровне.
4. Привести перечень основных нормативных документов, касающихся защиты прав и свобод граждан на территории Российской Федерации.
5. Выяснить, каково на сегодняшний день состояние обеспечения прав и свобод человека на территории нашего государства.
6. Определить круг полномочий сотрудников органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан.
7. Разобраться, в каких сферах человеческой жизнедеятельности сотрудники полиции наиболее плотно соприкасаются с их правами и свободами.
8. Определить, какие проблемы соблюдения прав и свобод граждан возникают при осуществлении сотрудниками полиции своих полномочий.
Нормативная основа данного исследования представлена следующими нормативными правовыми актами: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, различные федеральные законы, подзаконные нормативные акты, тем или иным образом затрагивающие права и свободы граждан в России. Кроме того, особую роль играют международные нормативные акты в данной сфере.
Методологическая основа данной работы представляет собой использование комплекса общенаучных и специальных методов познания. Особенно часто применялись такие методы, как обобщение, дедукция, метод правового моделирования, метод формализации и идеализации. Кроме того, в качестве специально-юридических методов применялись: сравнительноправовой, метод толкования правовых норм, формально-юридический метод.
Практическую (эмпирическую) основу составляют материалы конкретные примеры из судебной практики, непосредственно затрагивающие тему данного исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы, научные положения, сформулированные в данном исследовании, могут быть
использованы в научно-педагогической деятельности, в дальнейшем
рассмотрении данного вопроса с целью совершенствования законодательства, регулирующего соблюдение и защиту прав и свобод граждан в России сотрудниками органов внутренних дел.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и состоит из введения, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Структура отражает цель и задачи, поставленные в данной работе.
Исследования выпускной квалифицированной работы были положены в научно-исследовательскую работу студента, которая была представлена на конкурс научно – исследовательских работ студентов Южно-Уральского государственного университета.
Отдельные положения работы и выводы исследования были представлены на научных конференциях (международный круглый стол «Актуальные проблемы административного и финансового права», Донецк, 11 декабря 2020г.; международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика», Уфа, 27 апреля 2021г.).
Так, органы дознания, следствия, уголовный розыск напрямую занимаются предупреждением, выявлением, расследованием и раскрытием преступлений. Служба участковых уполномоченных полиции в своей деятельности непосредственно взаимодействует с населением на своем участке, осуществляя организационную, профилактическую, административно-надзорную, оперативно-розыскную и другие функции.
Еще одним подразделением, который в процессе реализации своих полномочий непосредственно взаимодействует с населением, осуществляет его защиту, является государственная инспекция безопасности дорожного движения. Данная служба осуществляет контрольные, профилактические, надзорные и разрешительные функции в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Особое внимание хотелось бы сфокусировать на деятельности по обеспечению прав и свобод несовершеннолетних, так как данная категория граждан является наиболее незащищенной и уязвимой. Данную задачу в системе органов внутренних дел реализует подразделение по делам несовершеннолетних. Одной из основных задач, стоящих перед
сотрудниками данной службы, является предупреждение безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, защита их основных прав.
Различные резонансные инциденты, негативные практики и публичные осуждения в средствах массовой информации привели к тому, что, когда речь заходит о сотрудниках органов внутренних дел, всегда возникает негативный образ полицейского, связанного круговой порукой, «крышеванием» и различными коррупционными проявлениями. Кроме того, на правоохранительные органы люди списывают претензии по любым вопросам: от плохих дорог до проблем, связанных с коммунальными услугами.
Однако на практике возникают проблемы, связанные с нарушением прав и свобод граждан со стороны сотрудников органов внутренних дел. Особенно ярко данные нарушения прослеживаются в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Государство узаконило оперативно-розыскную деятельность, которая во многом основа на дезинформации, обмане как средстве выявления и раскрытия преступлений. Обман лица, противостоящего оперативному сотруднику, не считается аморальным, так как, не используя обман, практически невозможно взять с поличным взяточника, вымогателя и т.п.
Полиция, для реализации целей и задач, поставленных перед ней, наделяется значительными силами и средствами, что позволяет эффективно проводить мероприятия правового, экономического и социального характера. Сотрудники органов внутренних дел имеют права, позволяющие им в строго определенных законом случаях ограничивать некоторые права и свободы граждан, что налагает на них определенную ответственность за обеспечение режима законности на территории страны.
В качестве особенности реализации сотрудниками полиции своих полномочий выступает тот факт, что они не должны вмешиваться в личную жизнь граждан, а обязаны лишь обеспечивать деятельность по устранению
негативных факторов, мешающих реализации прав и свобод граждан. Однако нельзя полностью полагаться на совесть людей, которые в процессе реализации своих прав могут ограничивать свободы других людей. Поэтому это требует постоянного контроля со стороны органов внутренних дел.
При вступлении сотрудника полиции с гражданами в профессиональные взаимоотношения, не следует забывать о соблюдении прав последних. Особенно ярко это заметно при задержании подозреваемого либо при задержании, как мере обеспечения административного производства. Ограничивая на основании закона свободу человека и, как следствие, лишая его ряда объективных возможностей защищать свои права, правоохранительные органы не могут не взять на себя ряд обязательств по такой защите, выраженных, в первую очередь, в требованиях к действиям личного состава и условиям содержания задержанных.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, регулирующие деятельность сотрудников органов внутренних дел по охране и защите прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Предмет исследования – совокупность нормативных правовых положений, затрагивающих процесс обеспечения прав и свобод граждан.
Целью исследования является всестороннее, полное и объективное исследование проблемы обеспечения прав и свобод граждан России в процессе осуществления сотрудниками полиции своих полномочий.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи данного исследования:
1. Проследить историю возникновения институтов соблюдения прав и свобод человека в мире.
2. Описать процесс становления прав и свобод граждан в России.
3. Проанализировать нормативные правовые акты, затрагивающие предмет исследования, на международном уровне.
4. Привести перечень основных нормативных документов, касающихся защиты прав и свобод граждан на территории Российской Федерации.
5. Выяснить, каково на сегодняшний день состояние обеспечения прав и свобод человека на территории нашего государства.
6. Определить круг полномочий сотрудников органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан.
7. Разобраться, в каких сферах человеческой жизнедеятельности сотрудники полиции наиболее плотно соприкасаются с их правами и свободами.
8. Определить, какие проблемы соблюдения прав и свобод граждан возникают при осуществлении сотрудниками полиции своих полномочий.
Нормативная основа данного исследования представлена следующими нормативными правовыми актами: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, различные федеральные законы, подзаконные нормативные акты, тем или иным образом затрагивающие права и свободы граждан в России. Кроме того, особую роль играют международные нормативные акты в данной сфере.
Методологическая основа данной работы представляет собой использование комплекса общенаучных и специальных методов познания. Особенно часто применялись такие методы, как обобщение, дедукция, метод правового моделирования, метод формализации и идеализации. Кроме того, в качестве специально-юридических методов применялись: сравнительноправовой, метод толкования правовых норм, формально-юридический метод.
Практическую (эмпирическую) основу составляют материалы конкретные примеры из судебной практики, непосредственно затрагивающие тему данного исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы, научные положения, сформулированные в данном исследовании, могут быть
использованы в научно-педагогической деятельности, в дальнейшем
рассмотрении данного вопроса с целью совершенствования законодательства, регулирующего соблюдение и защиту прав и свобод граждан в России сотрудниками органов внутренних дел.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и состоит из введения, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Структура отражает цель и задачи, поставленные в данной работе.
Исследования выпускной квалифицированной работы были положены в научно-исследовательскую работу студента, которая была представлена на конкурс научно – исследовательских работ студентов Южно-Уральского государственного университета.
Отдельные положения работы и выводы исследования были представлены на научных конференциях (международный круглый стол «Актуальные проблемы административного и финансового права», Донецк, 11 декабря 2020г.; международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика», Уфа, 27 апреля 2021г.).
Проведенное исследование роли органов внутренних дел в обеспечении и защите прав и свобод граждан позволяет сделать некоторые выводы:
1. Многие нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, тем или иным образом касаются обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведущая роль отдается Конституции Российской Федерации, ст. 2 которой провозглашает: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Особая роль в реализации конституционных положений отдается уполномоченным по правам человека и ребенка в Российской Федерации. Международное и российское законодательство в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина является достаточно объемным. Приняты десятки международных документов, сотни отечественных нормативных правовых актов в той или иной мере затрагивают данный вопрос. В совокупности они практически всецело законодательно регулируют отношения между людьми. Несмотря на это говорить о полном соблюдении на территории наше страны конституционных, политических, социальных, культурных правах не приходится.
2. Исторически правовое положение человека в любом обществе зависело от места, занимаемого им в классовой структуре, в системе материальных производств. Общество на всех этапах развития имело резкую поляризацию: от рабовладения, феодализма, тоталитаризма до европейских мыслей о свободе и демократии. Данный факт обусловил невозможность правам человека обрести универсальность во всем мире в настоящее время. Самым первым крупным шагом на пути зарождения и развития прав и свобод человека является появление принципов гражданства в 5-6 веках до н.э. в древних Афинах и Риме. На первоначальном этапе правами и свободами
обладали не все категории людей, что касалось, в основном, рабов. Последующее развитие положений о естественных правах в эпоху Возрождения, Просвещения, в период буржуазных революций распространяло их на более широкий круг субъектов. Следовательно, проблема прав и свобод человека всегда была основанием для возникновения классовых битв и революций, которые продолжаются и сегодня.
3. Обеспечение прав и свобод граждан является сложной и комплексной задачей, стоящей перед российским обществом. Удовлетворение прав человека напрямую зависит от ряда проблем, существующий в настоящее время: экономические, демографические, политические, социальные и другие факторы. Следовательно, рост безработицы, бедности, преступности, коррупционных проявлений влечет за собой снижение уровня обеспечения прав и свобод граждан в России. Кроме того, в нашей стране функционируют такой правоохранительный орган, как полиция, который напрямую связан с обеспечением прав и свобод граждан.
4. Анализируя деятельность государственной власти, можно сформировать обширный список органов и учреждений, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в Российской Федерации. Как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне муниципальных образований функционирует большое количество ведомств и учреждений, принимающих обращения и заявления граждан, рассматривающих их, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью других коммерческих и некоммерческих организаций. Среди всего приведенного списка особо следует выделить органы внутренних дел, сотрудники которых в своей деятельности непосредственно имеют полномочия как защищать права и свободы граждан, так и ограничивать их.
5. Обеспечением защиты прав и свобод граждан занимается множество подразделений полиции: органы дознания, уголовный розыск, следствие, служба участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовая служба
полиции и др. Так или иначе все элементы системы органов внутренних дел в приоритете обязаны защищать права и свободы граждан в пределах своих полномочий. Однако в сложившейся сложной экономической, социальной, политической и общественно-нравственной обстановке возникают случаи, когда сотрудники полиции в процессе реализации своих функций тем или иным образом нарушают права и свободы граждан.
6. Обеспечение прав и свобод граждан является сложной и комплексной задачей, стоящей перед российским обществом. Удовлетворение прав человека напрямую зависит от ряда проблем, существующий в настоящее время: экономические, демографические, политические, социальные и другие факторы. Следовательно, рост безработицы, бедности, преступности, коррупционных проявлений влечет за собой снижение уровня обеспечения прав и свобод граждан в России. Кроме того, в нашей стране функционируют такой правоохранительный орган, как полиция, который напрямую связан с обеспечением прав и свобод граждан.
7. Сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности обладает исключительными правами, позволяющими ему применять принудительные меры к гражданам, нарушившим закон. Однако эти права не являются безграничными, так как при совершении противоправных действий сам сотрудник может быть подвержен юридической ответственности. Кроме того, любой гражданин, считающий, что его права и законные интересы нарушены определенным сотрудником полиции, может обратиться с жалобой в вышестоящий орган.
8. Причиной нарушения прав и свобод граждан является низкий уровень правового просвещения последних. Так, большинство граждан не знает своих базовых прав, которыми можно пользоваться и апеллировать при общении с сотрудником органов внутренних дел. Немаловажно также гражданину знать и свои обязанности, чтобы не нарушать законодательство, вынудив сотрудников органов внутренних дел применять санкции. Решить
данную проблему возможно только во взаимодействии с Министерством просвещения РФ, которое в качестве общеобязательного должно ввести в образовательную программу конкретный предмет, охватывающий не только разъяснение теоретических понятий и терминов, но и конкретные примеры из практики, а также изучение законов, с исполнением которых человек сталкивается в повседневной жизни.
Также возникают периодически случаи нарушения прав граждан, связанные с низким профессиональным уровнем отдельных сотрудников органов внутренних дел. К примеру, неправильное составление того или иного протокола, неразъяснение прав или же проведение следственного действия без адвоката – все это нарушения прав граждан, и все это говорит о названной выше проблеме. Решение мы видим в повышении уровня квалификации сотрудников при поступлении на службу, привлечение более опытных и способных к такой работе граждан. Это возможно осуществить, предложив кандидатам на службу более обширные социальные гарантии, к примеру, как в системе Министерства обороны РФ, повышение уровня подготовки в ведомственных вузах, увеличение практических занятий с действующими сотрудниками полиции.
1. Многие нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, тем или иным образом касаются обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведущая роль отдается Конституции Российской Федерации, ст. 2 которой провозглашает: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Особая роль в реализации конституционных положений отдается уполномоченным по правам человека и ребенка в Российской Федерации. Международное и российское законодательство в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина является достаточно объемным. Приняты десятки международных документов, сотни отечественных нормативных правовых актов в той или иной мере затрагивают данный вопрос. В совокупности они практически всецело законодательно регулируют отношения между людьми. Несмотря на это говорить о полном соблюдении на территории наше страны конституционных, политических, социальных, культурных правах не приходится.
2. Исторически правовое положение человека в любом обществе зависело от места, занимаемого им в классовой структуре, в системе материальных производств. Общество на всех этапах развития имело резкую поляризацию: от рабовладения, феодализма, тоталитаризма до европейских мыслей о свободе и демократии. Данный факт обусловил невозможность правам человека обрести универсальность во всем мире в настоящее время. Самым первым крупным шагом на пути зарождения и развития прав и свобод человека является появление принципов гражданства в 5-6 веках до н.э. в древних Афинах и Риме. На первоначальном этапе правами и свободами
обладали не все категории людей, что касалось, в основном, рабов. Последующее развитие положений о естественных правах в эпоху Возрождения, Просвещения, в период буржуазных революций распространяло их на более широкий круг субъектов. Следовательно, проблема прав и свобод человека всегда была основанием для возникновения классовых битв и революций, которые продолжаются и сегодня.
3. Обеспечение прав и свобод граждан является сложной и комплексной задачей, стоящей перед российским обществом. Удовлетворение прав человека напрямую зависит от ряда проблем, существующий в настоящее время: экономические, демографические, политические, социальные и другие факторы. Следовательно, рост безработицы, бедности, преступности, коррупционных проявлений влечет за собой снижение уровня обеспечения прав и свобод граждан в России. Кроме того, в нашей стране функционируют такой правоохранительный орган, как полиция, который напрямую связан с обеспечением прав и свобод граждан.
4. Анализируя деятельность государственной власти, можно сформировать обширный список органов и учреждений, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в Российской Федерации. Как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне муниципальных образований функционирует большое количество ведомств и учреждений, принимающих обращения и заявления граждан, рассматривающих их, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью других коммерческих и некоммерческих организаций. Среди всего приведенного списка особо следует выделить органы внутренних дел, сотрудники которых в своей деятельности непосредственно имеют полномочия как защищать права и свободы граждан, так и ограничивать их.
5. Обеспечением защиты прав и свобод граждан занимается множество подразделений полиции: органы дознания, уголовный розыск, следствие, служба участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовая служба
полиции и др. Так или иначе все элементы системы органов внутренних дел в приоритете обязаны защищать права и свободы граждан в пределах своих полномочий. Однако в сложившейся сложной экономической, социальной, политической и общественно-нравственной обстановке возникают случаи, когда сотрудники полиции в процессе реализации своих функций тем или иным образом нарушают права и свободы граждан.
6. Обеспечение прав и свобод граждан является сложной и комплексной задачей, стоящей перед российским обществом. Удовлетворение прав человека напрямую зависит от ряда проблем, существующий в настоящее время: экономические, демографические, политические, социальные и другие факторы. Следовательно, рост безработицы, бедности, преступности, коррупционных проявлений влечет за собой снижение уровня обеспечения прав и свобод граждан в России. Кроме того, в нашей стране функционируют такой правоохранительный орган, как полиция, который напрямую связан с обеспечением прав и свобод граждан.
7. Сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности обладает исключительными правами, позволяющими ему применять принудительные меры к гражданам, нарушившим закон. Однако эти права не являются безграничными, так как при совершении противоправных действий сам сотрудник может быть подвержен юридической ответственности. Кроме того, любой гражданин, считающий, что его права и законные интересы нарушены определенным сотрудником полиции, может обратиться с жалобой в вышестоящий орган.
8. Причиной нарушения прав и свобод граждан является низкий уровень правового просвещения последних. Так, большинство граждан не знает своих базовых прав, которыми можно пользоваться и апеллировать при общении с сотрудником органов внутренних дел. Немаловажно также гражданину знать и свои обязанности, чтобы не нарушать законодательство, вынудив сотрудников органов внутренних дел применять санкции. Решить
данную проблему возможно только во взаимодействии с Министерством просвещения РФ, которое в качестве общеобязательного должно ввести в образовательную программу конкретный предмет, охватывающий не только разъяснение теоретических понятий и терминов, но и конкретные примеры из практики, а также изучение законов, с исполнением которых человек сталкивается в повседневной жизни.
Также возникают периодически случаи нарушения прав граждан, связанные с низким профессиональным уровнем отдельных сотрудников органов внутренних дел. К примеру, неправильное составление того или иного протокола, неразъяснение прав или же проведение следственного действия без адвоката – все это нарушения прав граждан, и все это говорит о названной выше проблеме. Решение мы видим в повышении уровня квалификации сотрудников при поступлении на службу, привлечение более опытных и способных к такой работе граждан. Это возможно осуществить, предложив кандидатам на службу более обширные социальные гарантии, к примеру, как в системе Министерства обороны РФ, повышение уровня подготовки в ведомственных вузах, увеличение практических занятий с действующими сотрудниками полиции.
Подобные работы
- КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Органы внутренних дел как элемент конституционно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Институт правоохранительной деятельности в механизме защиты конституционных прав и свобод граждан в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Государственно-правовой механизм охраны права интеллектуальной собственности
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Анализ противодействия коррупции в органах внутренних дел
Дипломные работы, ВКР, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2020





