🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения дошкольного возраста

Работа №198379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы50
Год сдачи2023
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
1.2 ДИСФУНКЦИИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 16
1.3 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ 20
1.4 МЕТОДИКА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ 25
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 1 30
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 2 39
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ
ДАННЫХ 41
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 3 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51


Актуальность исследования. Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни каждого ребенка. Именно в дошкольном возрасте развивается личностная, эмоционально-нравственная сфера, закладываются основы самосознания, основные предпочтения, происходит формирование основных психических процессов, совершенствуются познавательные процессы памяти, внимания, воображения, восприятия, благодаря которым ребенок овладевает простейшими способами мыслительной деятельности. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных и координационных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально¬волевые и поведенческие качества.
В настоящее время среди дошкольников увеличивается количество детей, имеющих нарушения зрения, которые могут быть обусловлены массовой компьютеризацией, широким внедрением в повседневную жизнь и процесс обучения компьютерных технологий. Времяпровождения за мониторами компьютеров, экранами телевизоров приводит к проблемам со зрением, которые возникают, начиная с детского возраста. Длительные зрительные нагрузки в определенных условиях могут вызывать ряд патологических состояний зрительного аппарата. В связи с этим необходимо рекомендуется уделять особое внимание формированию основ здорового образа жизни, что будет служить профилактическим средством, предотвращающим нарушения зрения, а также поможет детям уже имеющим данные нарушения расти и развиваться наравне с окружающими.
Физическая культура и спорт имеют большое значение в современном обществе. Они проникают во все сферы жизни людей, становятся частью цивилизации. Люди стремятся вести здоровый образ жизни, правильно питаться, делать гимнастику, посещать тренировки. Физическая культура и спорт являются одним из способов общения, проведения досуга, альтернативой вредным привычкам, важным фактором укрепления здоровья детей, в частности функций зрения.
По мнению Анфилатовой О.В. детям с расстройствами функции зрения присуще слабое физическое развитие, нарушение правильных поз при ходьбе, беге, в подвижных играх, нарушение координации, точности движений, функциональные нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. Исследователь приходит к выводу, что для таких детей будут необходимы занятия адаптивной физической культурой [14, с. 18].
Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одно из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической активности людей с ограниченными возможностями здоровья. «Адаптивная физическая культура - понятие комплексное, которое включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья к окружающей среде, преодоление психологических барьеров, позволяющих им ощутить всю ценность жизни, свою ценность и осознание своей ценности и значимости» [10, с. 27].
В настоящее время исследования адаптивной физической культуры и её роли для детей с нарушениями зрения не закончены, в связи с этим возникает необходимость более подробно раскрыть данную тему:
Так же в связи с этим возникает необходимость изучить данную тему: «Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения дошкольного возраста».
На основе выявленной актуальности можно выделить противоречие исследования: между возможностями адаптивной физической культуры как средства физической подготовки детей дошкольного возраста и недостаточным владением данной технологией педагогами ДО.
Проблема исследования: Как эффективно использовать адаптивную физическую культуру для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения?
Цель работы: изучить возможности адаптивной физической культуры для детей с нарушениями зрения дошкольного возраста, разработать и апробировать методику адаптивной физической культуры для детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, проверить её эффективность.
Задачи работы:
1 Теоретические основы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста
2 Охарактеризовать дисфункции нарушения зрения у детей дошкольного возраста.
3 Изучить особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
4 Изучить методики для физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
5 Провести констатирующий эксперимент.
6 Разработать комплекс средств адаптивной физической культуры для лиц с нарушениями зрения дошкольного возраста.
7 Экспериментально проверить эффективность использования комплекса.
8 Сделать выводы на основании полученных результатов.
Объект исследования: процесс внедрения адаптивной физической культуры в физическое развитие и воспитание дошкольников.
Предмет исследования: адаптивная физическая культура для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования:
Использование адаптивной физической культуры будет способствовать профилактике нарушений зрения и развитию координационных способностей у детей с нарушениями зрения, если:
1 Разработать и апробировать комплекс средств адаптивной физической культуры для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
2 Использовать в работе физические упражнения, массаж, подвижные игры.
3 Развивать у детей не только зрительные функции, но и другие физические и психологические качества.
Методы исследования:
- теоретические - теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, поиск подходящей информации, изучение литературы, абстрагирование, конкретизация, аналогия, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические - педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.
Научная новизна исследовательской работы, заключается в создании условий, необходимых для организации и проведения комплекса занятий по адаптивной физической культуре для лиц с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость работы заключается в определении важной роли адаптивной физической культуры для детей, имеющих особенности развития.
Практическая значимость: данное исследование будет полезно для работы воспитателям, инструкторам физической культуры, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретико-методологические аспекты исследования:
Изучением адаптивной физической культуры и её роли для развития детей дошкольного возраста занимались О.В. Анфилатова, Н.Б. Пястолова, В.К. Бальсевич, И.Д. Фролова.
Системой различных видов оздоровительной физической культуры занимались Г.П. Болонов, И.М. Бутин, Е.А. Ефимова, И.Ю. Зыков, М.А. Булыгина, Т.С. Лисицкая, Л.И. Костюнина.
Изучению особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья уделяли внимание Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М. Варнюк.
Дошкольников с нарушениями зрения характеризовали М.И. Земцова,
Е.В. Журавлева, В.Г. Жданов, О.Н. Кутрань.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Нами были проанализированы научно-методическая литература и интернет источники по теме: адаптивная физическая культура детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Было выявлено, что очень важно развивать базовые координационные способности у детей с нарушениями зрения. А также было выявлено, что этот процесс развития можно сделать намного интереснее, если включить в работу с детьми с нарушениями зрения адаптивную физическую культуру.
Подобраны тесты для определения уровня координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Тесты позволили выявить начальный и конечный уровень подготовки для сравнения данных и понимания эффективности подобранного комплекса упражнений.
Подобран и описан комплекс физических упражнений для улучшения физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Комплекс подобран для гармоничного развития физической подготовленности детей.
Мы предположили, что использование адаптивной физической культуры будет способствовать профилактике нарушений зрения и развитию координационных способностей у детей с нарушениями зрения, если: разработать и апробировать комплекс средств адаптивной физической культуры для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, использовать в работе физические упражнения, массаж, подвижные игры, развивать у детей не только зрительные функции, но и другие физические и психологические качества.
Во второй главе была описана база исследования, цели и задачи констатирующего эксперимента. Затем охарактеризованы методы и методики развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Затем выделили несколько групп заданий, перечислили приемы, которые входят в указанные группы заданий. Далее предложили средства контрольного тестирования. Подразумеваем, что предложенные нами средства тестирования детей с нарушениями зрения позволят педагогам проводить более точную диагностику детей.
Провели констатирующий эксперимент, в котором участвовали дети 7 лет с нарушениями зрения и без. Было проведено тестирование, в которое входили тесты: «Пробы Ромберга», «Лазанье по гимнастической стенке переменным способом», «Три кувырка вперед». Констатирующий этап показал низкие результаты развития координационных способностей у детей с нарушениями зрения. В связи, с чем была разработана методика адаптивной физической культуры, направленная на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста.
После чего был проведен контрольный эксперимент. По результатам тестирования, мы выявили, что результаты до внедрения предложенной методики упражнений и после ее внедрения существует разница результатов эксперимента. Так, увидели изменение в сторону увеличения результатов у всех испытуемых по всем показателям. После подробного анализа и оценки результатов по каждому тесту, выяснили, что более высокими результатами тестирования оказались показатели экспериментальной группы, с которыми проходили занятия адаптивной физической культурой. Что говорит о том, что, уровень физической подготовленности детей экспериментальной приблизился к показателям контрольной группы.
Предполагается, что данный комплекс подвижных игр и физических упражнений на основе тестирования будет способствовать улучшению физического развития детей среднего школьного возраста с нарушением зрения.
Так же подразумевается, что улучшиться осанка детей; суставы станут более гибкими и подвижными. Общее влияние комплекса на организм детей будет положительным и скажется на всем организме детей.
В ходе написания данной исследовательской работы были достигнуты поставленные цели и решены задачи.



1 Анатомия и физиология органа зрения -https: //zreni .ru/download/referat/397- anatomiya-i-fiziologiya-organa-zreniya.html.
2 Апарина, М.В. Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / М.В. Апарина // Молодой ученый. - 2021. - № 29 (371). - С. 66-68.
3 Батуева, А.Э. Значение определения адаптационного потенциала у лиц с отклонениями в состоянии здоровья при проведении занятий адаптивной физической культурой / А.Э. Батуева // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 2(18). - С. 11-13.
4 Бегидова, Т.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Т.П. Бегтдова. - Москва : Юрайт, 2019. - 192 с.
5 Безденежных, В.Н. Миопия — проблема XXI века / В.Н. Безденежных // Молодой ученый. - 2015. - № 24 (104). - С. 253-255.
6 Дмитренко, М. Методика занятий лечебной физкультурой с детьми
дошкольного возраста с нарушением зрения -
https: //www.maam.ru/detskij sad/metodika-zanj atii-lechebnoi-fizkulturoi-s-detmi- doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zrenija.html.
7 Коняев, Д.А., Попова, Е.В., Титов, А.А., Агарков, Н.М., Яблоков, М.М., Аксёнов, В.В. Распространённость заболеваний глаз у пожилых - глобальная проблема современности / Д.А. Коняев, Е.В. Попова, А.А. Титов, Н.М. Агарков, М.М. Яблоков, В.В. Аксенов // Здравоохранение РФ. - 2021. - №1. - С. 62-68.
8 Кулькова, И.В., Никитушкин, В.Г. Нормативная оценка физического развития и координационной двигательной подготовленности слабовидящих детей дошкольного возраста / И.В. Кулькова, В.Г. Никитушкин // Ученые записки университета Лесгафта. - 2014. - №12 (118). - С. 123-128.
9 Кутрань, О.Н. Организация оптимальных условий для физического развития детей с патологией зрения с учетом их специфических особенностей / О.Н. Кутрань, Е.Н. Персикова, Н.И. Струкова // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2017. - С. 45-47.
10 Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение / Н.Л. Литош. - Москва : Юрайт, 2020. - 170 с.
11 Методические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольной образовательной организации / Орусбаева Т., Надирбекова А., Дунганова Д., Асаналиева Б., Джапарова З., Романова Т., Лисицина М., Бишкек, 2015. - 128 с.
12 Орусбаева, Т.А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения / Т.А. Орусбаева // Проблемы Науки. - 2016. - №19 (61). - С. 80-83.
13 Попова, Г.В., Калюжин В.Г., Адаптивная физическая культура при воспитании координационных способностей у дошкольников с депривацией зрения / Г.В. попова, В.Г. Калюжин // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия. - 2015. - С. 242-245.
14 Пястолова, Н.Б. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрительной функции / Н.Б. Пястолова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - №1. - С. 18-21.
15 Сековец, Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. Комплексы упражнений. Подвижные игры. Гимнастика / Л.С. Сековец. — М.: Школьная пресса, 2008. - 143 с...24


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ