Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Работа №198259

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы138
Год сдачи2016
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические предпосылки исследования склонности к девиантному поведению подростков в условиях детского дома 9
1.1 Проблема склонности к девиантному поведению в научной литературе 9
1.2 Характеристика склонности к девиантному поведению в подростковом
возрасте 28
1.3 Особенности склонности к девиантному поведению у воспитанников
детских домов 38
1.4 Психолого-педагогические, социальные и нормативные аспекты
коррекции склонности к девиантному поведению у подростков 47
2. Апробация психолого-педагогической программы коррекции склонности
подростков к девиантному поведению в условиях детского дома 66
2.1 Характеристика базы исследования 66
2.2 Психолого-педагогическая программа коррекции склонности подростков
к девиантному поведению в условиях детского дома 112
2.3 Результаты апробации психолого-педагогической программы коррекции
склонности к девиантному поведению у подростков в условиях МКОУ «Детский дом-школа № 74» г. Новокузнецка 110
Заключение 111
Список использованной литературы 116
Приложение

Актуальность: Одной из наиболее значимых проблем современного российского общества продолжает оставаться прогрессирующая тенденция криминализации в молодежной среде и расширение девиационных практик несовершеннолетних. Результаты широкого распространения девиантного поведения молодежи отражены в официальной статистике, согласно которой подростковая и юношеская преступность за последние 10 лет возросла в два раза. Наблюдается также постоянный рост беспризорности, бродяжничества, вовлечения в криминальные группировки [56]. На этом фоне растет число несовершеннолетних, находящихся на профилактических учётах: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Подобная криминализация молодежной среды лишает общества перспектив социального равновесия и благополучия [11].
По мнению представителей государственных органов, курирующих данную проблемную область, подобные тенденции являются угрозой национальной безопасности страны [44].
Наиболее проблемными в этом отношении являются подростки и юноши, оставшиеся без попечения родителей. За последние десять лет в России резко увеличилось их количество. На сегодняшний день в нашей стране существует более 2 тысяч сиротских приютов, 1500 социальных учреждений и около 1400 специальных школ-интернатов, где проживают около 300 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [108]. Известно, что контингент детских-домов и школ-интернатов является довольно специфическим. Специальные исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют о наличии существенных проблем в физическом, психологическом и социальном развитии воспитанников государственных учреждений, ввиду которых они более подвержены различным формам девиантного поведения. В настоящее время 95% подростков, оставшихся без попечения родителей и находящихся в детских домах, входят в «группу риска» и имеют поведенческие отклонения [95].
Таким образом, рост девиантного поведения несовершеннолетней молодежи в целом и воспитанников государственных учреждений в частности обуславливает необходимость разработки условий, направленных на коррекцию склонности к девиантному поведению, что и определяет актуальность темы магистерской диссертации.
Проблема коррекции отклоняющегося поведения у воспитанников детских домов подросткового возраста является междисциплинарной и довольно широко представлена в научной литературе.
Исследование основных проблем возрастного развития и обоснование путей их решения содержится в работах Л. С. Выготского, И. С. Кона, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконина и др. Склонность к девиациям в контексте формирования личности подростка исследовалась такими зарубежными и отечественными авторами как З. Бауман, А. Коэн, Э. Берджесс, К. Зейдельман, К. Мангейм, В. С. Собкин, М. С. Неймарк, В. Т. Лисовский, В. Г. Степанов
A. И. Долгова, В. Н. Соколова, и др. Закономерности психического и личностного развития подростков, воспитывающихся в детских сиротских учреждениях, рассмотрены в работах Л. Л. Олиференко, А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой, Н. Н. Толстых, А. Б. Холмогоровой и др. Условиям совершенствования профилактики и коррекции девиантного поведения в молодежной среде посвящены работы С. В.Бондаренко, В. Ф. Пирожкова, В. B. Черноуса, М. Ю. Попова. Вопросы коррекции и профилактики различных форм девиантного поведения представлены в работах, О. Л. Романовой, B. Н.Касаткина, Л.С.Колесовой, И. В. Дубровиной, Н. В. Лядовой, и др.
Проблемы перевоспитания, психолого-педагогической работы с девиантными подростками, получили развитие в исследованиях отечественных ученых А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, Е. С. Меньшикова, Г.И.Петракова, С. А. Беличевой, А. В. Мудрика, М. А.Алемаскина, Ш. А. Амонашвили, Я. Л. Коломинского, А. И. Кочетова, А. С. Макаренко,
C. Т. Шацкого и др.
Тем не менее, несмотря на значительный теоретический потенциал исследований, задача разработки эффективных психолого -педагогических программ коррекции девиантного поведения остается одной из самых сложных как в методологическом, так и в технологическом плане.
На сегодняшний день эмпирический опыт в данном направлении является довольно ограниченным, а существующая практика коррекционной деятельности не в полной мере решает задачи по развитию нормативного поведения подростков [38].
Предпринимаемые государством меры и профилактические программы не обеспечивают желаемого снижения отклоняющегося поведения в молодежной среде [63].
Таким образом, существует ряд противоречий, обуславливающих проблему нашего исследования. В их числе противоречия между:
- разработанностью общей теории коррекции девиантного поведения и локальностью, недостаточностью ее применения на практике;
- запросами общества в формировании у подростков «группы риска» социально-одобряемых форм поведения, и отсутствием в условиях детских домов и интернатов, адекватных решению данной задачи комплексных программ и научно-методических разработок;
- необходимостью коррекции склонности к девиантному поведению и недостаточностью методического сопровождения этого процесса в условиях детских домов и интернатов.
Обозначенные противоречия определяют направление научного поиска и актуальность темы магистерской диссертации, а также ее теоретическую значимость и прикладной характер полученных результатов
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: коррекция склонности к девиантному поведению у подростков в условиях детского дома.
Цель исследования: разработать программу коррекции склонности к девиантному поведению у воспитанников детского дома и оценить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-информационных источников с целью определения сущности концептуальных подходов к проблеме девиантного поведения.
2. Охарактеризовать особенности склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте
3. Рассмотреть особенности склонности к девиантному поведению у воспитанников детских домов.
4. Проанализировать психолого-педагогические аспекты коррекции склонности к девиантному поведению у подростков.
5. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу коррекции склонности к девиантному поведению у подростков в условиях детского дома.
6. Оценить эффективность разработанной программы и обобщить полученные в ходе исследования результаты.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация программы «Психолого-педагогическое сопровождение подростков в условиях детского дома» будет способствовать уменьшению склонности подростков к девиантному поведению.
Методы исследования включают в себя теоретический анализ и синтез, эмпирические методы (формирующий эксперимент, психодиагностическое тестирование, шкалирование, экспертный опрос), методы математико¬статистической обработки данных (проверка статистической значимости различий для двух зависимых выборок по критерию знаковых ранговых сумм Ф. Уилкоксона).
Методики исследования:
• Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
А. Н. Орел (СОП);
• Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения (ДАП-П);
• Шкала измерения латентной установки на склонность к девиантному поведению Л. Терстоуна;
• Проективный цветовой тест М. Люшера;
• Экспертный опрос «Оценка девиантных проявлений в поведении воспитанников детского дома».
Исследовательской базой исследования является МКОУ «Детский дом - школа № 74» («Ровесник») г. Новокузнецка.
Выборка исследования включает в себя 84 воспитанника детского дома в возрасте 13-16 лет. Из них - 40 мальчиков и 44 девочки.
Методологические принципы: объективности, научности, развития, субъектности.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что в её рамках были выявлены основания для разработки психолого-педагогических условий коррекции девиантного поведения подростков в условиях детского дома; подобран комплекс диагностических методик, разработан пакет методических рекомендаций, осуществлена апробация авторской психолого-педагогической программы.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы: в практической деятельности психологов и социальных педагогов при диагностике и коррекции девиантного поведения подростков; в эмпирических исследованиях по проблемам отклоняющегося поведения подростковых «групп риска»; при преподавании учебных курсов «Социология и психология девиантного поведения», «Девиантология», «Теория и технология социальной работы», «Социальная педагогика» и др.; а также - при разработке психолого-педагогических программ коррекции отклоняющегося поведения подростков в условиях детского дома.
Основные результаты научной работы были отраженны в следующих публикациях автора: /перечислить/
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и 14 приложений. Содержание работы изложено на 132 страницах, в него включены 2 таблицы, 18 рисунков, список литературы содержит 220 наименований.
Положения, выносимые на защиту:
1. Специфическими условиями формирования склонности к девиантному
поведению у воспитанников детских домов являются: повышенный риск социальной дезадаптации (ввиду ограниченности социальной среды, формализма образа жизни, субкультурной обособленности, узости социально - ролевых позиций), состояния комплексной депривации (сенсорной, эмоциональной, социальной и др.) и социально-психологическими особенностями воспитанников государственных учреждений (когнитивные искажения, деформация эмоционально-волевой, мотивационно-ценностных сфер, ограниченность индивидуальных стратегий поведения).
2. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения
подростков в условиях детского дома позволяет скорректировать условия, способствующие развитию склонности подростков к девиантному поведению в частности к аддиктивному, агрессивному, делинкветному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, оптимизирует волевую саморегуляцию подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена проблеме коррекции склонности подростков к девиантному поведению в условиях детского дома.
В первой главе изложены теоретические предпосылки нашего исследования и последовательно решены ряд теоретических задач.
При решении первой задачи нашего исследования, нами были изучены концептуальные подходы к проблеме девиантного поведения в научной литературе. В итоге нами было установлено, что проблема склонности к девиантному поведению достаточно широко представлена как в отечественной, так и зарубежной литературе. Магистерская диссертационная работа опирается на междисциплинарный подход, принципы дополнительности, позволяющие синтезировать различные концепции и теории в рамках единой методологии. Феномен девиации отличается сложностью, многомерностью и является предметом междисциплинарного исследования различных наук. Наиболее полно изучение проблемы девиантного поведения представлено в биологическом, психологическом, социологическом, педагогическом подходах в которых по-разному представлена сущность и детерминация девиантного поведения. В настоящем исследовании в качестве рабочего мы используем понимание девиантного поведения как проявления индивидуальной активности, противоречащей общепринятым формальным и неформальным нормам поведения.
В рамках решения второй задачи нашего исследования, мы охарактеризовали особенности склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте. Под подростковым возрастом в нашем исследовании понимается стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет). Специфическими особенностями данного возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде физических, психических и социальных изменений, а также выраженное проявление дефектов воспитания.
Изучение психосоциальной ситуации развития, характерной для подросткового возраста, позволило нам сформулировать группы причин, обуславливающих девиантное поведение несовершеннолетних: биологические причины (физиологические или анатомические особенности организма подростка), психологические (акцентуации, психопатологии), социально-педагогические причины (дефекты школьного или семейного воспитания), социально-экономические (связанные с кризисными состояниями современного общества), морально-нравственные (деформация ценностных, смысло¬жизненных ориентаций).
В ходе решения третьей задачи, мы рассмотрели особенности склонности к девиантному поведению у воспитанников детских домов и вывили ряд внешних и внутренних «факторов риска».
Первая группа рисков связана с особенностями институционального воспитания, обуславливающих подростковые девиации. В частности к ним можно отнести: повышенный риск социальной дезадаптации (ввиду
ограниченности социальной среды, формализма образа жизни, субкультурной обособленности, узости социально-ролевых позиций) и состояния комплексной депривации (сенсорной, эмоциональной, социальной и др.).
Вторая группа рисков обуславливается социально-психологическими особенностями самих воспитанников государственных учреждений. В их числе когнитивные искажения, деформация эмоционально-волевой, мотивационно-ценностных сфер, ограниченность индивидуальных стратегий поведения.
На этапе решения четвертой задачи нашей работы, мы произвели анализ психолого-педагогических и социальных аспектов коррекции склонности к девиантному поведению у подростков. В нашем исследовании под коррекцией понимается особым образом организованное психолого -педагогическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска, и направленное на преобразование психологических факторов риска, обуславливающих склонность к девиантному поведению.
Теоретические модели коррекционных воздействий весьма разнообразны и находят своё отражение в психологической и педагогической науках. В рамках психологии основными направлениями являются: психодинамическое (классический психоанализ З. Фрейда, аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера, клиентцентрированный подход К. Роджерса экзистенциальное направление Ф. Франкла, С. Кьеркегора, поведенческое направление Д. Уотсона, Б. Скинера, когнитивное направление А. Бека, У. Глассера, трансактный анализ Э. Берна, гештальттерапия Ф. Перлза). Педагогические аспекты коррекционого воздействия представленны опытом выдающихся педагогов в области коррекции девиантного поведения подростков, таких как Т. С. Шацкий и А. С. Макаренко.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков: диагностический, установочный, коррекционный; оценочный.
В рамках второй главы данного исследования происходило решение поставленных эмпирических задач.
В частности, согласно пятой задаче, была разработана психолого- педагогическая программа коррекции склонности к девиантному поведению у подростков в условиях детского дома. Данная программа была нацелена не преодоление внешних и внутренних факторов риска, в соответствии с которыми структурировались её направления. Содержательную основу программы составляет комплекс психолого-педагогических мер, в которую входят психологические тренинги, ролевые игры, психотерапевтические методы, групповая проектная, творческая деятельность и др.
Апробация программы происходила на базе МКОУ «Детский дом - школа № 74» г. Новокузнецка с октября 2015 по январь 2016 г. В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что наиболее распространенными проблемами воспитанников детского дома являются слабый волевой контроль эмоциональных состояний, склонность к преодолению норм и правил, склонность к агрессии и насилию. Менее распространенными на общем фоне являются склонность к аутоагрессивному (самоповреждающему), аддиктивному и делинквентному поведению. К группе риска по тому или иному параметру отклоняющегося поведения можно отнести 85 % подростков.
Последняя, шестая задача нашего исследования предполагала осуществление оценку результативности коррекции склонности к девиантному поведению у подростков в условиях детского дома. Данная оценка производилась посредством проверки статистической значимости различий показателей склонности к девиантному поведению до и после формирующего эксперимента. В результате данных расчетов, существенных изменений в динамике показателей в контрольной группе участников нашего исследования выявлено не было. При этом в экспериментальной группе при минимальном уровне значимости были зафиксированы статистически значимые различия в отношении 30 из 33 переменных исследования. В наибольшей степени удалось скорректировать общую склонность подростков к девиантному поведению, а также их склонность к агрессии и насилию, аддиктивному поведению, повысить уровень саморегуляции эмоциональных состояний, в частности дезадаптивных аффективных, взрывчатых, конфликтных проявлений в поведении.
На втором месте по результативности коррекции находится склонность к нарушению норм и правил, суицидальному, делинкветному, само-повреждающему и саморазрушающему, рискованному поведению, а также общая установка на девиантное поведение.
В наименьшей степени влияние было оказано на ряд оценок экспертов. В основном это касалось склонностей, которые трудно фиксируются на поведенческом уровне в условиях детского дома (например, «употребление алкоголя», «курение табака и курительных смесей», «употребление наркотических веществ», «физическая, вербальная агрессия в свой адрес») либо представлены девиациями, частота встречаемости которых в данной выборке очень мала (бродяжничество).
Статистически значимых различий не удалось добиться в отношении тех оценок экспертов, частотные распределения которых были позитивны и максимально однородны. В их числе: «чрезмерные самоограничения», «попро-шайничество», «делинкветное поведение».
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, а гипотеза, которая состоит в предположении о том, что внедрение программы «Психолого-педагогическое сопровождение подростков в условиях детского дома» способствует уменьшению склонности подростков к девиантному поведению полностью подтверждена.



1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер, Пер. с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 2010. -448с.
2. Адлер, А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства / А. Адлер, Наука жить. Киев, 1997. -С. 57-62.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М: «Академический проект». - 2015. - 240 с.
4. Александров, А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / А.А. Александров // Нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1981. - С. 51-59.
5. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних /
Б.Н. Алмазов. - Свердловск: УрГУ, 1986. - 150 с.
6. Амбрумова, А.Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков / А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. - М., 1973.
7. Андрианова, Р.А. Девиантное поведение подростков: сущность, причины и социально-педагогическая профилактика / Р.А. Андрианова // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2015. - № 1. С. 34-40.
8. Андросова, М.И. Основные подходы к изучению девиантного поведения/ М.И. Андросова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2015.- С. 53-55.
9. Аношкин, И. В. Индивидуально-психологическая детерминация развития общительности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома /И. В. Аношкин, // Сибирский педагогический журнал. -2012. -№6. -С. 43-54
10. Анфалова, И.В. Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ: автореф. канд. дис. социол. наук / И. В. Анфалова.- Екатеринбург, 2007. - 28 с.
11. Ахметова, Э. И. Девиантное поведение среди молодежи / Э. И. Ахметова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. -№ 12. - С. 425-428.
12. Бандура, А.Теория социального научения/ А.Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
13. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Прогресс, 1999.- 355 с.
14. Бейли, Н. Шкалы психомоторного развития детей от рождения до 42 месяцев (вторая версия) / Н. Бейли. - М.: Медицина, 1998. - 526 с.
15. Бек, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. — СПб.: Питер, 2012. - 544 с.
16. Беккер, Г. Аутсайдеры / Г. Беккер // Контексты современности хрестоматия/ пер.санг.Казань: АБАК,1998.-С. 61-65
17. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2013. - 199 с.
18. Беляева, Л. А. Особенности проявления коммуникативных способностей подрост-ков в условиях детского дома /Л. А. Беляева // Вестник ТГПУ.-2012. №11. -С. 126
19. Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Э. Берн. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 - 480 с.
20. Блумер, Г.Коллективное поведение / Г. Блумер, пер. Д. Водотынского // Американская социологическая мысль: тексты / Сост. Е.И.Кравченко; под В.И.Добренькова.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- С. 90-115.
21. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е.Д. Божович. - М.: Знание, - 1979. - 39 с.
22. Большая российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. - 1998. - 320 с.
23. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби,пер. с англ. В.В. Старовойтова -2-е изд. - М.: Академический Проект, 2004.- 232 с.
24. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. - М.: SvR- Аргус, 1994. - 228 с.
25. Бочкарева, Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей /Г. Г. Бочкарева // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.:«Педагогика», 1972. - С. 259-350.
26. Бугаец, А. Ю. Влияние социума на развитие отклоняющего поведения
подростков / А. Ю. Бугаец // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ: Материалы Международной научно-практической конференции.-Ч.2./ Саратов:«Научная книга»,2008. С. 23-24.
27. Буянов, М. И. Основы психотерапии детей и подростков / М.И. Буянов. - Киев: Высщая шк., 2010. - 189 с.
28. Вахромов, Е. Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: автореферат дис. ...канд. псих. наук / Е. Е. Вахромов. - М., 2013. - 20 с.
29. Вислова, А.Д. Современные теории и концептуальные подходы к генезису девиантного поведения / А.Д. Вислова // Российский научный журнал. -2015. - № 4. -(47).- С. 171-174.
30. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, и др. - М.: «Академия», 2012. - 416 с.
31. Выготский, Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л. С. Выготский // Психология личности в трудах отеч. психологов. - СПб.: Питер,
2000. - С. 151-157.
32. Гальтон, Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия / Ф. Гальтон М: Мысль. - 1996. - 272 с.
33. Гарбер, А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований //Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 17-19.
34. Гатальский, В. Д. Инновационные технологии в системе педагогической пропе-девтики/ В. Д. Гатальский// Вестник Балтийской педагогической академии. Вып.102, СПб.: Балт. педагогич. акад., 2011.-С. -121-129.
35. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский, СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 520 с.
36. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологи-ческая теория / Я. И. Гилинский // Соц. исследования - 1991. - №4. - С.-72-78.
37. Голубев, Ю.В. Девиантное поведение как социальная проблема / Ю.В. Голубев // Образование и саморазвитие.- 2013. -№ 2 (36). -С. 178-183.
38. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М.: Академия, 2002. - 271 с.
39. Горшкова, В.В.Агрессивное поведение и причины нарушения социальной
адаптации воспитанников детских домов / В.В. Горшкова, Н.Л. Ковалева // Вестник Орловского государственного университета.-2014. № 5 (40).
С. 97-100.
40. Гофман, Э. Представление себя другим / Э. Гофман, // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984.- 320 с.
41. Гребенщикова, Л.Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение / Л.Г. Гребенщикова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2011. -№ 19. С. 61-67.
42. Грушин, А. С. Технология воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома /А. С. Грушин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Социокинетика, 2014. -№2. - С. 36
43. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных/Ч. Дарвин СПб: Питер, 2001.- 384с.
44. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление / Я. Гилинский, В. Афанасьев, Н. Бараева - СПб.: Алетейя, 2015. - 384 с.
45. Девиантология: Хрестоматия /Авт-сост. Ю. А. Клейберг. - СПб.:Речь, 2007. - 412с.
46. Дербенев, Д. П. Социальная адаптация подростков/ Д.П. Дербенев // Социоло-гический журнал. - 2011. - № 1. - С.-20-28.
47. Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. - М., 2009. - 80 с.
48. Димов, В. М. Причины девиантного поведения российской молодежи (соц. аспект)/В.М. Димов //Вестник МГУ. Социология и Политология. - 2013. - № 3. - С. 45-55.
49. Добрин, К.Ю. Социология девиантного поведения подростков: учеб. пособие / К.Ю. Добрин. - Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т , 2009. - 46 с.
50. Дубинин, Н. П. Генетика, поведение, ответственность /Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. -М.: Политиздат, 1982.- 246 с.
51. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / И. В.Дубровина, А. Д. Андреева, и др.- М.: Академия. 2008. - 160 с.
52. Дубровина, И.В. Особенности психологического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1982. - 230 с.
53. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э.Дюркгейм. - М.: Мысль, 1994. - 380 с.
54. Евсюкова, Н. И. К вопросу о депривационном феномене несовершеннолетних / Н. И. Евсюкова //Научные проблемы гум. исследований.- 2010.-№11.- С.112-117.
55. Ельникова, О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте/О.Е. Ельникова // Девиантология: Хрестоматия; авт-сост. Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. - С. 51-57.
56. Забрянский, Г. И. Преступность несовершеннолетних: статистико -
криминологи-ческие этюды /Г. И. Забрянский //Криминология. -№ 2 (9). - СПб.: Русь , 2005. -С. 44-57
57. Закон Кемеровской области от 17.01.2005 N 11-ОЗ «О системе профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в кемеровской области»//Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс»: [Электронный ресурс], Режим доступа
http://docs.cntd.ru/document/990304836. (Дата обращения: 06.02.2016).
58. Запорожец, А. В. Психология действия: избранные психологические труды / А. В. Запорожец. - Воронеж: МОДЭК, 2000. - 736 с.
59. Зарубежный психоанализ: хрестоматия/сост. В. М. Лейбин. - СПб.: Питер,
2001. -512 с.
60. Захарова, Ж. А. Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома / Ж. А. Захарова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова . - 2013. - №5.- С. 42-46
61. Зверева, Н.В.Девиантное поведение подростков как искажение
нравственного воспитания /Н.В. Зверева, Н.В Жигинас, и др.//Вестник ТГПУ. -2014.- № 1. С. 39-44.
62. Зиннуров, Ф.К. Педагогические условия реализации содержания профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков / Ф.К. Зиннуров // Образование. Наука. Научные кадры.-2012.- № 3.- С. 162-165.
63. Зиновьева, Д.М Девиантное поведение детей и подростков как симптом психологического неблагополучия современной России / Д.М. Зиновьева // Философия социальных коммуникаций. -2011. -№ 3.- С. 161-173.
64. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, Ю.В. Рыбников. - СПб.: Питер, 2010.-318 с.
65. Иванова, Н. НПсихическая депривация как фактор, обусловливающий отклонения в аффективной и когнитивной сферах развития ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении / Н. Н. Иванова, С. Н. Исаева // Гаудеамус, 2009. -№10. С. 90-94.
66. Калашникова, М.М.Особенности перевоспитания несовершеннолетних / М.М.Калашникова, Л. М. Кацук// Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершен - нолетних. Воронеж: ВГПИ, 1983. - С. 90-94.
67. Качимская, А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебно -
методическое пособие / А. Ю. Качимская - ВСГАО, 2013, - 114 с.
68. Каширский, Д.В. Ценностно-смысловые ориентации и девиантное поведение современной молодежи / Каширский Д.В. // Сб. статей: Ананьевские чтения - 2013. С. 289-291.
69. Кистяковская, М.Ю.Развитие движения руки у ребенка первого полугодия жизни /М.Ю. Кистяковская // Вопросы психологии, 1962. - №1. - с. 89-101.
70. Клейберг, Ю. А. Основы психологии социальной работы с девиантными
подростками / Ю. А. Клейберг, И. О. Ганченко. - Краснодар:
КрУМВДРоссии, 2010. - 416 с.
71. Клейберг, Ю.А. Социально-психологические факторы, определяющие девиантное поведение беспризорных подростков: монография / Ю. А. Клейберг, Т. А. Митина; Российский гос. социальный ун-т. Москва, 2011.
72. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.
73. Книжникова, С.В. Девиантология для педагогов и психологов / С.В. Книжникова. - Краснодар, 2013.- 225 с.
74. Ковалев, В. В. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков /В. В. Ковалев // Тез. докл. 7-го Междунар. симп. дет. психиатров соц. стран. - М.: Всесоюз. науч. общ. невропатологов и психиатров, 1986. - С. 38-42
75. Ковальчук, И. Ф. Девиантное поведение несовершеннолетних / И. Ф. Ковальчук // Отечественный журнал социальной работы. 2011. -№ 3. - С. 89-93.
76. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: пособие / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - Москва, 2010.¬236 с.
77. Комлев, Ю. Ю. Социология девиантного поведения: вопросы теории / Ю. Ю. Комлев, Н. Х. Сафиуллин. - Казань: Изд-во Казан, ун-та , 2000. -158 с.
78. Кон, И.С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Наука, 1988.- 320 с.
79. Кондрашенко, В. Т. Общая психотерапия /В.Т. Кондрашенко, И. К. Донской, С.А. Игумнов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. - 458 с.
80. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2010. - 197 с.
81. Коркмазов, А.В. Виды возможных поведенческих отклонений, девиантное поведение индивида / А.В. Коркмазов // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов:сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции, 2015. -С. 82-86
82. Корнева, А.А. Влияние эмоциональной депривации на формирование личности воспитанников детских домов / А. А. Корнева // Наука и образование в современном обществе: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО «Ар-Консалт». Москва, 2014. С. 80-81.
83. Королев, В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей /В.В. Королев. - М., 1992.- 156 с.
84. Короленко,Ц.П.Семьпутейккатастрофе:Деструктивноеповедениевсовременно ммире / Ц.П. Короленко,Т.А.Донских. - Новосибирск:Наука,1990. - 222 с. - 164 с.
85. Корчак, Я. Воспитательные моменты/ Я. Корчак// Избранные педагогические произведения- Москва: Педагогика, 1979. - 265с.
86. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн // Социология сегодня. - М., 1965.
- 267 с.
87. Краев, О.Ю. Психология девиантного поведения: учебное пособие / О.Ю. Краев. - М: Прогресс, 2010. - 325 с.
88. Краткий психологический словарь / Под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - с.227.
89. Кречмер, Э. Строениетелаихарактер / Э. Кречмер М: Педагогика, 1995.
- 326 с.
90. Кудрявцев, В. Н. Социально - психологическая характеристика антиобщественного поведения. - М.: Наука, 1975.- 125 с.
91. Кулаков, А. П. Измерение в социологии: учеб. пособие / А. П. Кулаков, Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2005. - 124 с.
92. Лабковская, Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пособие. - СПб., 2000.- 285 с.
93. Ланцова, Л.А. Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. - 1993. - №4.- С. 48-56
94. Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу / Ж.Лапаланш, Ж. Понталис; пер.с франц. Н.С. Автоналовой.- М.: Высш.шк., 2006. - 623 с.
95. Ларин, А.Н. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения у воспитанников детских домов / А.Н. Ларин, И.Н. Коноплева // Психология и право. 2013. -№ 4. - С. 66-76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ