КОНЦЕПТ «ПАМЯТЬ» В МАЛОЙ ПРОЗЕ ВАРЛАМА ШАЛАМОВА
|
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ 6
1. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА 9
1.1. Проблемы и задачи когнитивной лингвистики 9
1.2. Концепт как основной объект исследования в когнитивной лингвистике 11
1.3. Классификации концептов 15
1.4. Описание концепта (анализ) 20
1.5. Концепт «память» 21
2. КОНЦЕПТ «ПАМЯТЬ» В МАЛОЙ ПРОЗЕ В. Т. ШАЛАМОВА 24
2.1. История создания сборника рассказов «Колымские рассказы» 24
2.2. Вербализация концепта «память» в малой прозе В. Шаламова 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ВВЕДЕНИЕ 6
1. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА 9
1.1. Проблемы и задачи когнитивной лингвистики 9
1.2. Концепт как основной объект исследования в когнитивной лингвистике 11
1.3. Классификации концептов 15
1.4. Описание концепта (анализ) 20
1.5. Концепт «память» 21
2. КОНЦЕПТ «ПАМЯТЬ» В МАЛОЙ ПРОЗЕ В. Т. ШАЛАМОВА 24
2.1. История создания сборника рассказов «Колымские рассказы» 24
2.2. Вербализация концепта «память» в малой прозе В. Шаламова 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
Данная научно-исследовательская работа относится к области когнитивной лингвистики - «направления, находящееся на стыке языкознания и психологии и занимающееся изучением связи между языком и сознанием человека» [1]. Ученые, работающие в сфере когнитивной лингвистики, исследуют взаимоотношение сознания и языка, например, как человек с помощью языка и речи «создает» языковые концепты.
Языковой концепт содержит в себе информацию о каком-либо предмете либо явлении. Анализ концепта помогает понять историю и культуру народа, нации, человека. Анализируя концепт в художественном произведении, мы можем наиболее полно понять авторскую мысль и идею, которые он попытался донести до читателя.
Наша научная работа посвящена исследованию вербализации концепта «память» в малой прозе В. Шаламова.
Тема памяти - важнейшая в творчестве В. Т Шаламова. «Долг художника Шаламов видел в том, чтобы донести до читателя все, что сохранила память - “допеть, доплакать до конца // Во что бы то ни стало”, воскресить в сознании пережитой страшный опыт и воплотить его в своих стихах, очерках и рассказах» [11].
Научная новизна исследования заключается в том, что, несмотря на существование научных исследование по концепту «память», малая проза В. Шаламова ранее не рассматривалась как источник исследования особенностей вербализации данного концепта.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что:
1. Культурные языковые концепты, включая концепт памяти, связаны с духовным миром человека, которым всегда уделяется повышенное внимание.
2. Проза В. Шаламова в основном изучается с точки зрения литературоведения, концепт памяти - исследование по языкознанию, которых в настоящее время в отношении творчества В. Шаламова существует мало.
Объектом научного исследования является концепт «память».
Предметом научного исследования является вербализация концепта «память».
Цель дипломной работы - изучить своеобразие вербализации концепта «память» в малой прозе В. Шаламова, а именно в циклах рассказов «Воскрешение лиственницы» и «Колымские рассказы».
Для того, чтобы достигнуть данной цели, требуется решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические работы, в которых рассматривалась проблематика изучения концепта.
2. Из циклов рассказов выписать лексемы, которые вербализуют концепт «память».
3. Выписанные лексемы классифицировать по частям речи.
4. Интерпретировать полученные данные, тем самым выявив своеобразие вербализации концепта «память» в малой прозе В. Шаламова.
Методы исследования. В работе использовался описательный метод, метод контекстуального анализа лексики, а также прием сплошной выборки и элементы математической обработки данных.
Степень научной разработанности проблемы. Когнитивная лингвистика была рассмотрена в работах Е. С. Кубряковой, Д. С. Лихачева, В. А. Масловой, 3. Д. Поповой, И. А. Стернина.
Исследования концепта существуют в научных работах Д. С. Лихачева, Ю. С. Степанова, С. А. Аскольдова, А. И. Бабушкина, В. И. Карасика, Е. С. Кубряковой, Л. С. Муфазаловой, В. А. Масловой, М. В. Пименовой, И. А. Стернина, 3. Д. Поповой, Д. Д. Хайруллиной.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования могут быть использованы при изучении прозаических циклов В. Т. Шаламова на уроках литературы в старших классах, а также в практике вузовского преподавания.
Апробация результатов работы. Результаты научного исследования в одном из рассматриваемых нами циклов - «Воскрешение лиственницы» - были представлены в рамках третьего международного научнообразовательного форума «Коммуникационный лидер XXI века» на конференции «Язык. Культура. Коммуникация».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Языковой концепт содержит в себе информацию о каком-либо предмете либо явлении. Анализ концепта помогает понять историю и культуру народа, нации, человека. Анализируя концепт в художественном произведении, мы можем наиболее полно понять авторскую мысль и идею, которые он попытался донести до читателя.
Наша научная работа посвящена исследованию вербализации концепта «память» в малой прозе В. Шаламова.
Тема памяти - важнейшая в творчестве В. Т Шаламова. «Долг художника Шаламов видел в том, чтобы донести до читателя все, что сохранила память - “допеть, доплакать до конца // Во что бы то ни стало”, воскресить в сознании пережитой страшный опыт и воплотить его в своих стихах, очерках и рассказах» [11].
Научная новизна исследования заключается в том, что, несмотря на существование научных исследование по концепту «память», малая проза В. Шаламова ранее не рассматривалась как источник исследования особенностей вербализации данного концепта.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что:
1. Культурные языковые концепты, включая концепт памяти, связаны с духовным миром человека, которым всегда уделяется повышенное внимание.
2. Проза В. Шаламова в основном изучается с точки зрения литературоведения, концепт памяти - исследование по языкознанию, которых в настоящее время в отношении творчества В. Шаламова существует мало.
Объектом научного исследования является концепт «память».
Предметом научного исследования является вербализация концепта «память».
Цель дипломной работы - изучить своеобразие вербализации концепта «память» в малой прозе В. Шаламова, а именно в циклах рассказов «Воскрешение лиственницы» и «Колымские рассказы».
Для того, чтобы достигнуть данной цели, требуется решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические работы, в которых рассматривалась проблематика изучения концепта.
2. Из циклов рассказов выписать лексемы, которые вербализуют концепт «память».
3. Выписанные лексемы классифицировать по частям речи.
4. Интерпретировать полученные данные, тем самым выявив своеобразие вербализации концепта «память» в малой прозе В. Шаламова.
Методы исследования. В работе использовался описательный метод, метод контекстуального анализа лексики, а также прием сплошной выборки и элементы математической обработки данных.
Степень научной разработанности проблемы. Когнитивная лингвистика была рассмотрена в работах Е. С. Кубряковой, Д. С. Лихачева, В. А. Масловой, 3. Д. Поповой, И. А. Стернина.
Исследования концепта существуют в научных работах Д. С. Лихачева, Ю. С. Степанова, С. А. Аскольдова, А. И. Бабушкина, В. И. Карасика, Е. С. Кубряковой, Л. С. Муфазаловой, В. А. Масловой, М. В. Пименовой, И. А. Стернина, 3. Д. Поповой, Д. Д. Хайруллиной.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования могут быть использованы при изучении прозаических циклов В. Т. Шаламова на уроках литературы в старших классах, а также в практике вузовского преподавания.
Апробация результатов работы. Результаты научного исследования в одном из рассматриваемых нами циклов - «Воскрешение лиственницы» - были представлены в рамках третьего международного научнообразовательного форума «Коммуникационный лидер XXI века» на конференции «Язык. Культура. Коммуникация».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Когнитивная лингвистика - направление, которое считается новым в языкознании, несмотря на то, что оно появилось в 1980-х годах. Это связано с тем, что связь между языком и мышлением в настоящее время отражена во многих научных исследованиях, но так и не изучена в полной мере. Одним из аспектов изучения в когнитивной лингвистике является концепт и его языковое выражение.
Концепт в художественном произведении и его вербализация помогают автору наиболее полно отразить главные мысли, донести до читателя идею произведения. Для Варлама Шаламова одной из важнейших тем была тема «памяти». «Идеи, мысли, содержащиеся в творчестве В. Шаламова, прежде всего нацелены на то, чтобы сохранить историческую и культурную память об эпохе сталинизма, запечатлеть все ужасы, несправедливость тоталитарного режима, бесправность человека, вынужденного умирать и возрождаться каждый день» [5]. Изучение своеобразия вербализации концепта «память» в циклах рассказов «Воскрешение лиственницы» и «Колымские рассказы» помогло нам выяснить, как именно Варлам Шаламов выразил данные идеи и мысли в своей прозе.
Репрезентация концепта представлена в лексемах, вербализующих концепт «память», которые у В. Шаламова выражены в частях речи: 1) существительное (13 лексем), 2) прилагательное (9 лексем), 3) наречие (И лексем), 4) глагол (И лексем), 5) причастие (6 лексем), 6) деепричастие (2 лексемы). Рассматриваемый нами концепт у В. Шаламова вербализован не только в единичных словах, но и в словосочетаниях и сочетаниях слов, например, «в мое время», « в двадцатые годы» и т. д.
Проанализировав данные лексемы и словосочетания / сочетания слов, мы выявили особенности вербализации концепта «память» в малой прозе Варлама Шаламова:
1. Концепт «память» в малой прозе В. Шаламова проявляется в мотиве времени.
2. В. Шаламов показывает неразрывную связь времен: прошлого, настоящего и будущего.
3. Лексемы и словосочетания, вербализующие концепт, позволяют показать духовное бессмертие воспоминаний.
4. Концепт приобретает религиозные, христианские мотивы.
5. Концепт вербализуется в лексемах, относящихся к различным стилям: разговорный, сниженный стиль контрастирует у В. Шаламова с высоким стилем.
6. Способность хранить воспоминания в прозе В. Шаламова есть не только у человека, но и у неодушевленных предметов: здания тюрьмы, дерева Колымы - лиственницы.
7. Глаголы, вербализующие концепт, в основном представлены в видовых парах: совершенного и не совершенного вида.
8. Глаголы совершенного вида часто используются В. Шаламовым в предложениях с отрицательной семантикой, например, глаголы «забыть», «сохранить».
9. Большинство глаголов, вербализующих концепт «память», относятся к глаголам эмоционального состояния.
10. Глаголы «вспомнить / вспоминать» В. Шаламов использует чаще других глаголов; это связано с тем, что сознание человека, побывавшего в лагерном заключении, старается забыть ужасы, пережитые заключенным, но, по мнению В. Шаламова, долг человека - вспомнить каждую деталь жизни на Колыме, чтобы донести правду до других людей.
11. Пара глаголов «напомнить / напоминать» используется В. Шаламовым только в заключительных рассказах рассматриваемых нами циклов, таким образом, автор еще раз возвращается к идее многих своих произведений о том, что очень важно напоминать людям об истории лагерной жизни и о всех заключенных, погибших в лагерях и сумевших выжить.
12. Причастия, вербализующие концепт «память», у В. Шаламова часто употребляются в предложениях, в которых звучит мотив детства.
13. В. Шаламов использует прием ретроспекции, особенно это выражается в группе словосочетаний / сочетаний слов, вербализующих концепт «память», («в то время», «с той поры» и т. д.).
14. Выражения с числительными, отражающими определенные даты, придают концепту документальность.
15. Память, по мнению В. Шаламова, имеет необыкновенную силу, многие события, и отрицательные, и положительные, живут в воспоминаниях не только одного человека, но и целого народа.
Таким образом, концепт «память» занимает важное место в концепто- сфере русского языка и является основообразующим концептом в малой прозе В. Шаламова, имеет свои особенности вербализации, выражающиеся на лексическом уровне, анализ и интерпретация которого способствует раскрытию авторского замысла и главных идей, заложенных в циклах рассказов «Воскрешение лиственницы» и «Колымские рассказы».
Концепт в художественном произведении и его вербализация помогают автору наиболее полно отразить главные мысли, донести до читателя идею произведения. Для Варлама Шаламова одной из важнейших тем была тема «памяти». «Идеи, мысли, содержащиеся в творчестве В. Шаламова, прежде всего нацелены на то, чтобы сохранить историческую и культурную память об эпохе сталинизма, запечатлеть все ужасы, несправедливость тоталитарного режима, бесправность человека, вынужденного умирать и возрождаться каждый день» [5]. Изучение своеобразия вербализации концепта «память» в циклах рассказов «Воскрешение лиственницы» и «Колымские рассказы» помогло нам выяснить, как именно Варлам Шаламов выразил данные идеи и мысли в своей прозе.
Репрезентация концепта представлена в лексемах, вербализующих концепт «память», которые у В. Шаламова выражены в частях речи: 1) существительное (13 лексем), 2) прилагательное (9 лексем), 3) наречие (И лексем), 4) глагол (И лексем), 5) причастие (6 лексем), 6) деепричастие (2 лексемы). Рассматриваемый нами концепт у В. Шаламова вербализован не только в единичных словах, но и в словосочетаниях и сочетаниях слов, например, «в мое время», « в двадцатые годы» и т. д.
Проанализировав данные лексемы и словосочетания / сочетания слов, мы выявили особенности вербализации концепта «память» в малой прозе Варлама Шаламова:
1. Концепт «память» в малой прозе В. Шаламова проявляется в мотиве времени.
2. В. Шаламов показывает неразрывную связь времен: прошлого, настоящего и будущего.
3. Лексемы и словосочетания, вербализующие концепт, позволяют показать духовное бессмертие воспоминаний.
4. Концепт приобретает религиозные, христианские мотивы.
5. Концепт вербализуется в лексемах, относящихся к различным стилям: разговорный, сниженный стиль контрастирует у В. Шаламова с высоким стилем.
6. Способность хранить воспоминания в прозе В. Шаламова есть не только у человека, но и у неодушевленных предметов: здания тюрьмы, дерева Колымы - лиственницы.
7. Глаголы, вербализующие концепт, в основном представлены в видовых парах: совершенного и не совершенного вида.
8. Глаголы совершенного вида часто используются В. Шаламовым в предложениях с отрицательной семантикой, например, глаголы «забыть», «сохранить».
9. Большинство глаголов, вербализующих концепт «память», относятся к глаголам эмоционального состояния.
10. Глаголы «вспомнить / вспоминать» В. Шаламов использует чаще других глаголов; это связано с тем, что сознание человека, побывавшего в лагерном заключении, старается забыть ужасы, пережитые заключенным, но, по мнению В. Шаламова, долг человека - вспомнить каждую деталь жизни на Колыме, чтобы донести правду до других людей.
11. Пара глаголов «напомнить / напоминать» используется В. Шаламовым только в заключительных рассказах рассматриваемых нами циклов, таким образом, автор еще раз возвращается к идее многих своих произведений о том, что очень важно напоминать людям об истории лагерной жизни и о всех заключенных, погибших в лагерях и сумевших выжить.
12. Причастия, вербализующие концепт «память», у В. Шаламова часто употребляются в предложениях, в которых звучит мотив детства.
13. В. Шаламов использует прием ретроспекции, особенно это выражается в группе словосочетаний / сочетаний слов, вербализующих концепт «память», («в то время», «с той поры» и т. д.).
14. Выражения с числительными, отражающими определенные даты, придают концепту документальность.
15. Память, по мнению В. Шаламова, имеет необыкновенную силу, многие события, и отрицательные, и положительные, живут в воспоминаниях не только одного человека, но и целого народа.
Таким образом, концепт «память» занимает важное место в концепто- сфере русского языка и является основообразующим концептом в малой прозе В. Шаламова, имеет свои особенности вербализации, выражающиеся на лексическом уровне, анализ и интерпретация которого способствует раскрытию авторского замысла и главных идей, заложенных в циклах рассказов «Воскрешение лиственницы» и «Колымские рассказы».





