Влияние социальных медиа на распространения терроризма
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 8
1 ТЕРРОРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В 21 ВЕКЕ
1.1 Понятие терроризма: основные подходы, сложности научного
определения 9
1.2 Основные каналы и причины распространения терроризма в
социальных сетях 17
2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ НА ИНТЕРНЕТ АУДИТОРИЮ
2.1 Основные методы пропаганды, используемые радикальными
террористическими организациями 23
2.2 Организация террористической пропаганды в социальных медиа 29
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
ПРОПАГАНДЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И МЕДИА КАНАЛАХ:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ А. Скриншоты публикаций в «Telegram» 62
ПРИЛОЖЕНИЯ Б. Скриншоты публикаций в «Twitter» 76
ПРИЛОЖЕНИЯ В. Скриншоты публикаций в «Вконтакте» 80
ВВЕДЕНИЕ 5
СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 8
1 ТЕРРОРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В 21 ВЕКЕ
1.1 Понятие терроризма: основные подходы, сложности научного
определения 9
1.2 Основные каналы и причины распространения терроризма в
социальных сетях 17
2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ НА ИНТЕРНЕТ АУДИТОРИЮ
2.1 Основные методы пропаганды, используемые радикальными
террористическими организациями 23
2.2 Организация террористической пропаганды в социальных медиа 29
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
ПРОПАГАНДЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И МЕДИА КАНАЛАХ:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ А. Скриншоты публикаций в «Telegram» 62
ПРИЛОЖЕНИЯ Б. Скриншоты публикаций в «Twitter» 76
ПРИЛОЖЕНИЯ В. Скриншоты публикаций в «Вконтакте» 80
Социальные медиа - это интернет-ресурсы, представляющие собой сообщества пользователей, взаимодействующих друг с другом при помощи обмена информационными сообщениями, (в виде текстового, аудио-, фото-, и видеоконтента), самостоятельно формирующих весь контент ресурса и объединенных общим интересом к ресурсу или виду контента, составляющему основу их взаимодействия. Социальные медиа играют важную роль в формировании убеждений и настроений аудитории относительно происходящих событий. С помощью платформ социальных медиа призывать к осуществлению террористической деятельности теперь стало гораздо легче, большой охват аудитории, анонимность коммуникации, практически моментальная передача информации, а также ее текстовая, графическая и аудиовизуальная подача все это упрощает пропагандистскую деятельность террористических организаций.
Сами эти материалы профессионально изготавливаются на разных языках, публикуются через множество подставных аккаунтов и специальные программы, все географические и персональные следы источника заметаются.
Необходимость повышения эффективности борьбы с терроризмом требует постоянного изучения изменений, происходящих в сферах, порождающих и активно способствующих его развитию.
Определением понятия «терроризм» занимались такие западные и отечественные ученые как: А. Шмидт [25], Р. Арон [27], В. Лакер [29], Б. Хоффман [12], Б. Ганор [30], Ю.Н. Дерюгина [6], М.Ф. Мусаелян [9], С.М. Ермаков [7]. В работе рассмотрен российский и международный опыт политико-правового регулирования противодействию терроризму (Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [4] , Уголовный кодекс РФ [3] и Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма [1] и т.д.). Причинами распространения терроризма через социальные медиа занимаются М.А. Худовекова [13], Г. Вейманн [26], Д.Г. Балуев [10]. Если говорить об исследовании методов политической пропаганды, то отечественные исследовате-
ли С.Г. Кара-Мурза[8], В. Сороченко [11], они внесли большой вклад в разработку этой темы наравне с западными учеными.
Цель работы - проанализировать влияние социальных медиа на распространение терроризма и разработать методы противодействия.
Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать различные подходы к понятию «терроризм», с целью выработки единого определения;
2. Рассмотреть ключевые каналы и причины распространения терроризма через социальные медиа;
3. Изучить методы пропаганды террористических организаций воздействующие на пользователей социальных медиа;
4. Рассмотреть взаимосвязь социальных медиа и терроризма;
5. Разработать и предложить новые методы борьбы с пропагандой террористических организаций.
Объект исследования: социальные медиа и их пользователи.
Предмет исследования: влияние социальных медиа на распространение терроризма.
Гипотеза: По мере того, как мир становится все более и более связанным через Интернет, террористические организации, все чаще используют социальные медиа для обмена информацией, добычи данных, сбора средств, связи и вербовки.
В работе были использованы, такие методы как: анализ, синтез, индукции, дедукции, описательный анализ, сравнительный, метод классификации и контент- анализ.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются основные подходы к определению терроризм, причины распространения терроризма через социальные медиа. Во второй главе будут рассмотрены методы пропаганды воздействующие на пользователей социальных медиа, на примере таких социальных сетей, как «Twitter», «ВКонтакте» и мессенджера «Telegram». В третьей главе, будет произведена попытка разработать методы борьбы с пропагандой террористических организаций в социальных медиа....
Сами эти материалы профессионально изготавливаются на разных языках, публикуются через множество подставных аккаунтов и специальные программы, все географические и персональные следы источника заметаются.
Необходимость повышения эффективности борьбы с терроризмом требует постоянного изучения изменений, происходящих в сферах, порождающих и активно способствующих его развитию.
Определением понятия «терроризм» занимались такие западные и отечественные ученые как: А. Шмидт [25], Р. Арон [27], В. Лакер [29], Б. Хоффман [12], Б. Ганор [30], Ю.Н. Дерюгина [6], М.Ф. Мусаелян [9], С.М. Ермаков [7]. В работе рассмотрен российский и международный опыт политико-правового регулирования противодействию терроризму (Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [4] , Уголовный кодекс РФ [3] и Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма [1] и т.д.). Причинами распространения терроризма через социальные медиа занимаются М.А. Худовекова [13], Г. Вейманн [26], Д.Г. Балуев [10]. Если говорить об исследовании методов политической пропаганды, то отечественные исследовате-
ли С.Г. Кара-Мурза[8], В. Сороченко [11], они внесли большой вклад в разработку этой темы наравне с западными учеными.
Цель работы - проанализировать влияние социальных медиа на распространение терроризма и разработать методы противодействия.
Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать различные подходы к понятию «терроризм», с целью выработки единого определения;
2. Рассмотреть ключевые каналы и причины распространения терроризма через социальные медиа;
3. Изучить методы пропаганды террористических организаций воздействующие на пользователей социальных медиа;
4. Рассмотреть взаимосвязь социальных медиа и терроризма;
5. Разработать и предложить новые методы борьбы с пропагандой террористических организаций.
Объект исследования: социальные медиа и их пользователи.
Предмет исследования: влияние социальных медиа на распространение терроризма.
Гипотеза: По мере того, как мир становится все более и более связанным через Интернет, террористические организации, все чаще используют социальные медиа для обмена информацией, добычи данных, сбора средств, связи и вербовки.
В работе были использованы, такие методы как: анализ, синтез, индукции, дедукции, описательный анализ, сравнительный, метод классификации и контент- анализ.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются основные подходы к определению терроризм, причины распространения терроризма через социальные медиа. Во второй главе будут рассмотрены методы пропаганды воздействующие на пользователей социальных медиа, на примере таких социальных сетей, как «Twitter», «ВКонтакте» и мессенджера «Telegram». В третьей главе, будет произведена попытка разработать методы борьбы с пропагандой террористических организаций в социальных медиа....
Свободный интернет, а в особенности социальные медиа являются идеальной средой для террористических организаций. Децентрализация, возможность свободного доступа, высокая скорость распространения информации и возможность полной анонимности, все это дает шанс транслировать свои идеи на весь мир, и популизировать их за короткое время. В связи с этим, множество современных террористических организаций рассматривают социальные медиа как эффективный канал для внутригруппового и внешнегруппового общения.
В настоящий момент, происходит значительное усиление террористических организаций, и это толкает на необходимость превентивных мер по выявлению, пресечению и нейтрализации пропаганды террористических организаций в интернете и в особенности в социальных медиа.
Терроризм - явление, которое сложно спрогнозировать, оно принимает разнообразные формы, и зачастую является способом разрешения конфликтных ситуаций и кризисов. В работе, терроризм был определен нами, как, социальнополитическое явление, осуществляемое группой людей или одиночками по отношению к гражданскому населению в политических или идеологических целях для распространения страха путем применения насилия.
Борьба с распространением терроризма - сложный процесс, потому, что на радикализацию каждого индивида влияет совершенно уникальный набор факторов, и поэтому универсального способа искоренения описываемой угрозы не существует. Нельзя предотвратить, и тем более победить распространение терроризма через социальные медиа без понимания причин обращения к ним. Понимание этого может помочь улучшить наши возможности по борьбе с террористической угрозой во всех его текущих и будущих проявлениях.
В зарубежной и в отечественной литературе широко описаны методы информационного воздействия, которые способствуют распространению пропаганды, и манипуляциям с сознанием индивида. Возникновение социальных медиа открыло новые возможности по распространению идеологии террористических организаций, они используются как инструменты пропаганды, привлекая все больше новых сторонников по всему миру.
Из-за своих функциональных возможностей, способа обмена быстрыми сообщениями, анонимности и доступности, социальные медиа стали настолько популярны для террористических организаций. До конца 2015 года основным инструментом распространения пропаганды в социальных медиа был «Twitter», а в настоящий момент эту роль выполняет мессенджер «Telegram». Но данные социальные сети являлись не единственными, во «Вконтакте» также была развернута активная деятельность террористов.
В рассмотренных нами социальных медиа, используются методы и средства выразительности направленные на накачивание негативного образа оппонента, ему приписываются те или иные отрицательные характеристики. Для поддержания транслируемой точки зрения, ссылаются на авторитетные источники, религиозные тексты, цитируются авторы, деятели которые пользуются уважением, но все высказывания приводятся вне контекста. Таким образом, проявляется механизм «неосознанной» пропаганды. Он закладывает базу для восприятия уже официальной пропаганды террористических организаций, под этим влиянием могут пополнять свои ряды, искать сторонников. Использование всей совокупности методов пропаганды и манипуляции, позволяют демонизировать врага, вызвать чувство протеста, мобилизировать материальные и человеческие ресурсы для совершения противоправных действий.
Необходимо отметить, что ближайшем будущем «Telegram» останется основной площадкой для целенаправленного распространения пропаганды террористических группировок, из-за отсутствия альтернативы. Но, в случае появления новой платформы, обладающей всеми необходимыми функциями для распространения контента, не исключен массовый переход на другую площадку. Оставшиеся социальные сети будут площадками для пассивного распространения исламистской пропаганды, по-прежнему действуя как «мягкая сила» в противовес агрессивному распространению пропаганды в «Telegram».
В целом, необходимо отметить, что политику по противодействию распространению пропаганды террористических группировок в социальных медиа необходимо осуществлять более комплексно. На самом низшем уровне необходимо сегментировать пропаганду, осознавая, что она собой представляет: разделять исламистскую пропаганду и пропаганду конкретных группировок; разделять борьбу непосредственно с пропагандой, т.е. с её смыслами, и борьбу с механизмами распространения, рассматривать отдельно факторы, влияющие на распространение. Работа над содержанием и восприятием пропаганды является более перспективной, чем постоянная блокировка исламистских каналов передачи информации. В процессе противодействия распространению террористического контента все факторы, которые могут угрожать, необходимо рассматривать отдельно. Необходимо понимать, что борьба с распространением террористических идей начинается за пределами интернета - целевую аудиторию боевиков нужно заинтересовывать другими вещами, предлагать им альтернативные источники информации, снижать общий уровень религиозности, который в ряде случаев увеличивает склонность к внушаемости со стороны радикальных исламистских идеологий. Все эти действия затрагивают не только сферу информационного противодействия, но потребуют политической, социальной и экономической модернизации мусульманских обществ.
Из-за активности и целеустремленности сторонников террористических организаций, ни одна из социальных сетей не смогла достичь значимых успехов по борьбе с ними. Они готовы продвигать пропаганду исламистов несмотря ни на какую интенсивность блокировок. Необходимо чтобы эти блокировки стали более систематическими, также, блокировки должны подвергаться не только источники пропаганды конкретной группировки, но и каналы распространения салафитско- джихадисткой пропаганды, на которые администрации социальных сетей редко обращают внимание. Следует различать и не подвергать блокировке все «токсичные» площадки, а использовать собираемую информацию для наблюдения и работы с владельцами страниц в оффлайне, не должны стираться следы распространения экстремистского контента, всегда давая возможность компетентным орга- 56
нам найти и наказать активиста-сторонника: устранение угрозы таким способом, как показывает практика, наиболее эффективно. Профилактика и противодействие терроризму, это комплексная задача, и несмотря на низкую эффективность мер по борьбе с распространением пропаганды террористических организаций, ни одна из вовлеченных сторон не пойдет на отказ от этих мер. Постепенное улучшение эффективности, учитывание слабых сторон нынешних мер по противодействию распространению пропаганды террористических организаций, это единственный выход из сложившейся ситуации. Целенаправленные и согласованные действия, вопреки множеству факторов вызывающих угрозу, будут способствовать борьбе в рамках единой и тщательно выработанной стратегии.
В настоящий момент, происходит значительное усиление террористических организаций, и это толкает на необходимость превентивных мер по выявлению, пресечению и нейтрализации пропаганды террористических организаций в интернете и в особенности в социальных медиа.
Терроризм - явление, которое сложно спрогнозировать, оно принимает разнообразные формы, и зачастую является способом разрешения конфликтных ситуаций и кризисов. В работе, терроризм был определен нами, как, социальнополитическое явление, осуществляемое группой людей или одиночками по отношению к гражданскому населению в политических или идеологических целях для распространения страха путем применения насилия.
Борьба с распространением терроризма - сложный процесс, потому, что на радикализацию каждого индивида влияет совершенно уникальный набор факторов, и поэтому универсального способа искоренения описываемой угрозы не существует. Нельзя предотвратить, и тем более победить распространение терроризма через социальные медиа без понимания причин обращения к ним. Понимание этого может помочь улучшить наши возможности по борьбе с террористической угрозой во всех его текущих и будущих проявлениях.
В зарубежной и в отечественной литературе широко описаны методы информационного воздействия, которые способствуют распространению пропаганды, и манипуляциям с сознанием индивида. Возникновение социальных медиа открыло новые возможности по распространению идеологии террористических организаций, они используются как инструменты пропаганды, привлекая все больше новых сторонников по всему миру.
Из-за своих функциональных возможностей, способа обмена быстрыми сообщениями, анонимности и доступности, социальные медиа стали настолько популярны для террористических организаций. До конца 2015 года основным инструментом распространения пропаганды в социальных медиа был «Twitter», а в настоящий момент эту роль выполняет мессенджер «Telegram». Но данные социальные сети являлись не единственными, во «Вконтакте» также была развернута активная деятельность террористов.
В рассмотренных нами социальных медиа, используются методы и средства выразительности направленные на накачивание негативного образа оппонента, ему приписываются те или иные отрицательные характеристики. Для поддержания транслируемой точки зрения, ссылаются на авторитетные источники, религиозные тексты, цитируются авторы, деятели которые пользуются уважением, но все высказывания приводятся вне контекста. Таким образом, проявляется механизм «неосознанной» пропаганды. Он закладывает базу для восприятия уже официальной пропаганды террористических организаций, под этим влиянием могут пополнять свои ряды, искать сторонников. Использование всей совокупности методов пропаганды и манипуляции, позволяют демонизировать врага, вызвать чувство протеста, мобилизировать материальные и человеческие ресурсы для совершения противоправных действий.
Необходимо отметить, что ближайшем будущем «Telegram» останется основной площадкой для целенаправленного распространения пропаганды террористических группировок, из-за отсутствия альтернативы. Но, в случае появления новой платформы, обладающей всеми необходимыми функциями для распространения контента, не исключен массовый переход на другую площадку. Оставшиеся социальные сети будут площадками для пассивного распространения исламистской пропаганды, по-прежнему действуя как «мягкая сила» в противовес агрессивному распространению пропаганды в «Telegram».
В целом, необходимо отметить, что политику по противодействию распространению пропаганды террористических группировок в социальных медиа необходимо осуществлять более комплексно. На самом низшем уровне необходимо сегментировать пропаганду, осознавая, что она собой представляет: разделять исламистскую пропаганду и пропаганду конкретных группировок; разделять борьбу непосредственно с пропагандой, т.е. с её смыслами, и борьбу с механизмами распространения, рассматривать отдельно факторы, влияющие на распространение. Работа над содержанием и восприятием пропаганды является более перспективной, чем постоянная блокировка исламистских каналов передачи информации. В процессе противодействия распространению террористического контента все факторы, которые могут угрожать, необходимо рассматривать отдельно. Необходимо понимать, что борьба с распространением террористических идей начинается за пределами интернета - целевую аудиторию боевиков нужно заинтересовывать другими вещами, предлагать им альтернативные источники информации, снижать общий уровень религиозности, который в ряде случаев увеличивает склонность к внушаемости со стороны радикальных исламистских идеологий. Все эти действия затрагивают не только сферу информационного противодействия, но потребуют политической, социальной и экономической модернизации мусульманских обществ.
Из-за активности и целеустремленности сторонников террористических организаций, ни одна из социальных сетей не смогла достичь значимых успехов по борьбе с ними. Они готовы продвигать пропаганду исламистов несмотря ни на какую интенсивность блокировок. Необходимо чтобы эти блокировки стали более систематическими, также, блокировки должны подвергаться не только источники пропаганды конкретной группировки, но и каналы распространения салафитско- джихадисткой пропаганды, на которые администрации социальных сетей редко обращают внимание. Следует различать и не подвергать блокировке все «токсичные» площадки, а использовать собираемую информацию для наблюдения и работы с владельцами страниц в оффлайне, не должны стираться следы распространения экстремистского контента, всегда давая возможность компетентным орга- 56
нам найти и наказать активиста-сторонника: устранение угрозы таким способом, как показывает практика, наиболее эффективно. Профилактика и противодействие терроризму, это комплексная задача, и несмотря на низкую эффективность мер по борьбе с распространением пропаганды террористических организаций, ни одна из вовлеченных сторон не пойдет на отказ от этих мер. Постепенное улучшение эффективности, учитывание слабых сторон нынешних мер по противодействию распространению пропаганды террористических организаций, это единственный выход из сложившейся ситуации. Целенаправленные и согласованные действия, вопреки множеству факторов вызывающих угрозу, будут способствовать борьбе в рамках единой и тщательно выработанной стратегии.
Подобные работы
- НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Русские мусульмане в социальных медиа
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЛИЯНИЮ КОНТЕНТА СЕТИ ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ РАДИКАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Международная информация в современных масс-медиа: американский опыт
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Влияние китайских средств массовой информации на идеологическое воспитание молодежи
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Геополитические и экономические интересы Франции в странах Магриба на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА КИТАЙСКИХ МАСС-МЕДИА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ «СЛУЖБА НОВОСТЕЙ КИТАЯ» И «ЖЭНЬМИНЬ СЕТЬ»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - МЕДИЙНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017





