ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Понятие налогового контроля 6
1.2 Система органов налогового контроля 16
1.3 Система правовых форм и методы налогового контроля 27
ВИДЫ ПРАВОВЫХ ФОРМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 37
1.4 Камеральная налоговая проверка 37
1.5 Выездная налоговая проверка 49
1.6 Налоговый мониторинг 60
1.7 Г осударственный налоговый учет 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Понятие налогового контроля 6
1.2 Система органов налогового контроля 16
1.3 Система правовых форм и методы налогового контроля 27
ВИДЫ ПРАВОВЫХ ФОРМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 37
1.4 Камеральная налоговая проверка 37
1.5 Выездная налоговая проверка 49
1.6 Налоговый мониторинг 60
1.7 Г осударственный налоговый учет 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Осуществление налогового контроля - сложный, комплексный процесс, который регулирует нормами не только Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), но и других нормативных правовых актов, как в области регулирования налоговых правоотношений, так и в других областях.
От эффективности организации контрольной работы налоговых органов зависит состояние бюджета, что прямым образом влияет на благосостояние страны. В этой связи формирование эффективной системы контроля за сбором налоговых доходов в бюджетную систему должно входит в число основных целей общей социально - экономической политики страны.
Государство должно создать такую систему налогового контроля, которая позволяет обеспечивать стабильное поступление финансовых ресурсов в бюджет. Этим, в основном определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы, высокой ответственности всех ее органов, каждого сотрудника за точное квалифицированное осуществление налогового контроля. Актуальность и значимость этих вопросов возрастает многократно в условиях действия НК РФ и постоянного расширения правоприменительной практики в сфере налогообложения.
От четкой и грамотной организации и функционирования эффективной системы налогового контроля, в конечном итоге, зависит успех дальнейшего развития рыночной экономики.
При отсутствии выше перечисленного сложно полагаться на то, что налогоплательщики будут вовремя и в полном размере уплачивать причитающиеся налоги и сборы, что, в свою очередь, может поставить под опасность экономическую угрозу государства.
Динамично изменяющееся налоговое законодательство, его недостаточная проработка со стороны законодателя, колоссальная практическая значимость в нынешних условиях обуславливают необходимость продолжения научных исследований в этой области.
Поэтому выбранная тема дипломной работы, касающаяся налогового контроля, позволяющего более полно и серьезно проверить корректность уплаты налогов и сборов, выявить предприятия, работающие в теневой экономике, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.
Целью данной работы является изучение становления и развития законодательства о налоговом контроле, организации налогового контроля, порядка обжалования решений налогового органа, механизма использования нынешних форм и методов налогового контроля, определение путей улучшения контрольной работы налоговых органов.
Задачи данной работы:
- исследовать понятие налогового контроля;
- исследовать систему органов налогового контроля;
- изучить формы и методы налогового контроля в Российской Федерации;
- рассмотреть особенности камеральной и выездной налоговых
проверок как правовых форм налогового контроля
- рассмотреть особенности налогового мониторинга в Российской Федерации как правовых форм налогового контроля;
- рассмотреть особенности государственного налогового учета как правовой формы налогового контроля.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере осуществления налогового контроля.
Предметом исследования являются нормы налогового права, регулирующие общественные отношения в области реализации полномочий и контрольных функций налоговых органов по проведению правовых форм налогового контроля.
В представленной дипломной работе использованы труды ведущих ученых в области финансового и налогового права, имеющие основополагающее значение для изучения сущности налогового контроля, и, прежде всего работы А. В. Брызгалина, Э. А. Вознесенского, А. В. Грищенко, П. С. Долгополова, Г. Ю. Касьянова, М. В. Кустовой, И. И. Кучерова, О. А. Ногиной, Е. В. Паневиной, С. Г. Пепеляева, Г. В. Петровой, , В. В. Семенихина, Н. И. Химичевой, А. И. Худякова, Т. Ф. Юткиной.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
От эффективности организации контрольной работы налоговых органов зависит состояние бюджета, что прямым образом влияет на благосостояние страны. В этой связи формирование эффективной системы контроля за сбором налоговых доходов в бюджетную систему должно входит в число основных целей общей социально - экономической политики страны.
Государство должно создать такую систему налогового контроля, которая позволяет обеспечивать стабильное поступление финансовых ресурсов в бюджет. Этим, в основном определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы, высокой ответственности всех ее органов, каждого сотрудника за точное квалифицированное осуществление налогового контроля. Актуальность и значимость этих вопросов возрастает многократно в условиях действия НК РФ и постоянного расширения правоприменительной практики в сфере налогообложения.
От четкой и грамотной организации и функционирования эффективной системы налогового контроля, в конечном итоге, зависит успех дальнейшего развития рыночной экономики.
При отсутствии выше перечисленного сложно полагаться на то, что налогоплательщики будут вовремя и в полном размере уплачивать причитающиеся налоги и сборы, что, в свою очередь, может поставить под опасность экономическую угрозу государства.
Динамично изменяющееся налоговое законодательство, его недостаточная проработка со стороны законодателя, колоссальная практическая значимость в нынешних условиях обуславливают необходимость продолжения научных исследований в этой области.
Поэтому выбранная тема дипломной работы, касающаяся налогового контроля, позволяющего более полно и серьезно проверить корректность уплаты налогов и сборов, выявить предприятия, работающие в теневой экономике, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.
Целью данной работы является изучение становления и развития законодательства о налоговом контроле, организации налогового контроля, порядка обжалования решений налогового органа, механизма использования нынешних форм и методов налогового контроля, определение путей улучшения контрольной работы налоговых органов.
Задачи данной работы:
- исследовать понятие налогового контроля;
- исследовать систему органов налогового контроля;
- изучить формы и методы налогового контроля в Российской Федерации;
- рассмотреть особенности камеральной и выездной налоговых
проверок как правовых форм налогового контроля
- рассмотреть особенности налогового мониторинга в Российской Федерации как правовых форм налогового контроля;
- рассмотреть особенности государственного налогового учета как правовой формы налогового контроля.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере осуществления налогового контроля.
Предметом исследования являются нормы налогового права, регулирующие общественные отношения в области реализации полномочий и контрольных функций налоговых органов по проведению правовых форм налогового контроля.
В представленной дипломной работе использованы труды ведущих ученых в области финансового и налогового права, имеющие основополагающее значение для изучения сущности налогового контроля, и, прежде всего работы А. В. Брызгалина, Э. А. Вознесенского, А. В. Грищенко, П. С. Долгополова, Г. Ю. Касьянова, М. В. Кустовой, И. И. Кучерова, О. А. Ногиной, Е. В. Паневиной, С. Г. Пепеляева, Г. В. Петровой, , В. В. Семенихина, Н. И. Химичевой, А. И. Худякова, Т. Ф. Юткиной.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В нынешних условиях налоги становятся одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Налогоплательщик всегда стремится защитить свой имущественный интерес от налоговых изъятий. В такой ситуации государство вынуждено выработать особый механизм взаимодействия с налогоплательщиками, призванный обеспечивать надлежащее исполнение ими налоговых обязательств. Этот механизм должен позволить государству проверять правильность, полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. Имя этому механизму - налоговый контроль, и изучение данного процесса легло в основу данной работы.
Сложившаяся к настоящему времени система налогового контроля не обеспечивает требуемого повышения эффективности деятельности налоговых органов. Несмотря на перевыполнение планов по мобилизации налоговых доходов бюджета, задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней остается достаточно высокой.
Результатом работы над данной темой стало достижение поставленной цели посредством решения всех задач: были рассмотрены и проанализированы формы и методы налогового контроля, такие как камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, государственный налоговый учет, налоговый мониторинг.
Налоговый контроль - это целенаправленная деятельность налоговых органов, при осуществлении которой используются определенные методы. Данные методы имеют как практическую, так и научную основу. В определенной мере они закреплены и в законодательстве. К формами налогового контроля являются:
- налоговые проверки, к которым относят камеральную и выездную налоговые проверки, а также налоговый мониторинг;
- государственный налоговый учет.
При этом отмечается, что неразрывность и органичное единство форм и методов налогового контроля. Так, в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля.
Субъектами налогового контроля выступают государственные органы специальной компетенции. Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. Объектом налогового контроля является финансовохозяйственная деятельность указанных лиц и движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. В тоже время налоговым органам запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом. В процессе налогового контроля большое внимание придается различного рода гарантиям прав и законных интересов лиц, финансово - хозяйственная деятельность которых проверяется. Налоговый контроль как вид государственно - управленческой деятельности носит властный характер ' Налоговый контроль является также межведомственным, поскольку осуществляется вне системы служебной или организационной подчиненности. Налоговые органы вправе проводить проверки на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненности и т.п., в том числе на предприятиях с особым режимом работы. Для проверки последних в налоговых инспекциях создаются режимно-секретные органы или выделяются соответствующие специалисты (группы специалистов).
Предметом налоговой проверки могут быть только документы, связанные с налогообложением. Но исчисление облагаемой базы многих налогов прямо или косвенно связано с различными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому под «документами, связанными с налогообложением», может пониматься широкий круг документации, прежде всего опосредующей гражданско-правовые отношения налогоплательщика с учредителями и контрагентами, - учредительные документы, договоры, акты сдачи - приемки, накладные, банковские выписки, отчеты исполнителей и т. д. В качестве гарантии прав налогоплательщиков в ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» включена оговорка: из предмета налоговой проверки исключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в порядке, установленном законодательством.
С каждым годом система ФНС работает все более эффективно, однако, до сих пор остается нерешенным вопрос лояльности сотрудников налоговой службы к налогоплательщикам. Данный вопрос беспокоит и руководителей ведомства. В связи с этим был принят регламент осуществления мониторинга обращений. Речь идет о сборе и анализе отрицательных отзывов физических и юридических лиц о работе инспекций. В качестве наиболее распространенных ведомство называет несвоевременный возврат суммы налога, не отражение произведенной уплаты налога, нарушение 30-дневного срока для ответа на обращение налогоплательщика, грубость и некомпетентность сотрудников, долгие очереди. Данный подход к работе сотрудников показывает, что руководителей ФНС интересует не только эффективность системы сбора налогов, а также отношение работников к налогоплательщикам, что несомненно положительно скажется на отношение людей к ведомству и, конечно, на имидж всей системы в целом
Следует отличать формы от мероприятий налогового контроля, к которым относят:
- направление запросов в компетентные органы иностранных государств, осуществляемое в соответствии с методическими указаниями о порядке обмена информацией по запросу с компетентными органами иностранных государств, утвержденными ФНС России. Обмен информацией осуществляется с компетентными органами тех иностранных государств, с которыми существуют действующие международные договоры;
- направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);
- допрос свидетеля, проводимый в рамках статьи 90 НК РФ. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие - либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, за исключением лиц прямо предусмотренных законом;
- осмотр документов и предметов, полученных должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра, в том числе по месту их нахождения в производственных, складских, торговых и иных помещениях и на территории проверяемого лица, проводимый в рамках статьи 92 НК РФ;
- инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества с согласия проверяемого лица, в том числе по месту его нахождения в производственных, складских, торговых и иных помещениях и на территории проверяемого лица, проводимая в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным приказом Минфина России от 10. 03. 1999 № 20н, МНС России № ГБ - 3 - 04/39;
- истребование документов у проверяемого лица, проводимое в рамках статьи 93 НК РФ;
- истребование документов (информации) у иных (по отношению к проверяемому налогоплательщику) лиц, проводимое в рамках статьи 93. 1 НК РФ;
- проведение экспертизы (статья 95 НК РФ), привлечение специалиста (статья 96 НК РФ) и переводчика (статья 97 НК РФ).
В целом, приходится констатировать, что в НК РФ не раскрывается понятие камеральной налоговой проверки, но при этом в статье 88 НК РФ содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание. Под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа. Таким образом, камеральная налоговая проверка - форма контроля, осуществляемая по месту нахождения налогового органа, его должностного лица на основании налоговой декларации и договоров, представленных налогоплательщиком в порядке, предусмотренном НК РФ. Также камеральная проверка имеет двойное назначение: как средство контроля за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Выездная налоговая проверка осуществляется по месту нахождения налогоплательщика уполномоченными лицами налогового органа путем проведения процессуальных действий. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. С введением нового подхода к организации системы планирования выездных налоговых проверок изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой для данной системы является всесторонний анализ налоговым органом имеющейся информации о конкретном налогоплательщике на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Таким образом, можно сделать соответствующий вывод, что ФНС РФ и ее территориальные органы, в лице должностных лиц, постоянно совершенствуют формы и методы налогового контроля, разрабатывая новые системы и программы, в отношении налогоплательщиков. Ведь именно от правильности и своевременности уплаты налогов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет зависит то, как быстро и насколько хорошо государственные органы будут осуществлять свои функции по улучшению жизни населения.
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля применяется по заявлению налогоплательщика - организации на основании решения налогового органа. Для налогоплательщика проведение налогового мониторинга способствует снижению рисков штрафных санкций со стороны государства вследствие нарушения налогового законодательства и связанных с этим убытков за счет урегулирования спорных вопросов и выполнения предписаний налогового органа. Очевидно, что любое сотрудничество с налоговыми органами предполагает отказ от сомнительных с точки зрения закона операций. Кроме того, советоваться с налоговым органом не всегда уместно. Поскольку их совет по той или иной операции может быть весьма не привлекательным, и компания, отказавшись от сделки, может лишиться значительной доли прибыли. Данные вопросы наглядно показывают, что в России есть проблемы налогового администрирования, которые в частности должен решить и налоговый мониторинг, что позволит создать взаимовыгодные условия, которые позволят снизить нагрузку на отечественный бизнес и повысить сборы в казну государства для развития его инфраструктуры, социальной сферы, а в целом повысить благосостояние страны и граждан.
Государственный налоговый учет - это форма налогового контроля, представляющая собой сложный юридический процесс, совокупность регистрационных процедур, необходимых для регистрации субъектов права в качестве налогоплательщиков, а также объектов налогообложения. Целями государственного налогового учета являются: создание условий, исключающих уклонение от налогообложения; контроль за ведением организациями и индивидуальными предпринимателями предпринимательской и иной деятельности; получение всеми заинтересованными лицами открытых сведений о зарегистрированных юридических лицах; аналитические цели; статистическое наблюдение за экономикой, регистрация основных работодателей в качестве страхователей в пенсионных и социальных органах, иные аналогичные цели.
А так же анализ законодательства позволяет выделить группу специальных принципов государственного налогового учета, на основе которых осуществляет правовое регулирование этих отношений: принцип всеобщности; принцип достоверности представляемых сведений; принцип платности; принцип «одного окна»; принцип законодательного закрепления списка документов, необходимых для регистрации, процессуальных действий регистрирующих органов и оснований для отказа в регистрации; принцип минимального количества документов; принцип публичности.
Государственный налоговый учет объектов налогообложения осуществляется путем обязательной государственной регистрации ряда объектов в государственных реестрах, а также на основе налоговой отчетности составляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу, на государственном или русском языках. Ответственность за достоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика, в том числе в случаях, когда такая налоговая отчетность составляется его представителями. При этом под налоговой отчетностью понимается совокупность документов, отражающих результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, но с точки зрения налогового законодательства. Налоговая отчетность частично сдается в налоговую службу, некоторые сведения по налогам - в Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики, а также в Фонд социального страхования. Каждая организация предоставляет налоговую отчетность в зависимости от характера деятельности, а также наличия или отсутствия определенных видов материального имущества (активов).
При дальнейшем совершенствовании законодательства о налоговом контроле в обязательном порядке, нужно учитывать условия, в которых будут функционировать нормы. Необходим взвешенный баланс прав и обязанностей, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В результате проделанной работы можно отметить, что для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов необходимо совершенствование действующих процедур налогового контроля:
- системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
- использование системы оценки налоговых инспекторов;
- меры, направленные на недопустимость злоупотребления правом участниками налоговых отношений.
Важно чтобы развитие налогового контроля не препятствовало соблюдению прав и интересов налогоплательщиков, а способствовало обеспечению самостоятельного и добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Сложившаяся к настоящему времени система налогового контроля не обеспечивает требуемого повышения эффективности деятельности налоговых органов. Несмотря на перевыполнение планов по мобилизации налоговых доходов бюджета, задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней остается достаточно высокой.
Результатом работы над данной темой стало достижение поставленной цели посредством решения всех задач: были рассмотрены и проанализированы формы и методы налогового контроля, такие как камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, государственный налоговый учет, налоговый мониторинг.
Налоговый контроль - это целенаправленная деятельность налоговых органов, при осуществлении которой используются определенные методы. Данные методы имеют как практическую, так и научную основу. В определенной мере они закреплены и в законодательстве. К формами налогового контроля являются:
- налоговые проверки, к которым относят камеральную и выездную налоговые проверки, а также налоговый мониторинг;
- государственный налоговый учет.
При этом отмечается, что неразрывность и органичное единство форм и методов налогового контроля. Так, в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля.
Субъектами налогового контроля выступают государственные органы специальной компетенции. Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. Объектом налогового контроля является финансовохозяйственная деятельность указанных лиц и движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. В тоже время налоговым органам запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом. В процессе налогового контроля большое внимание придается различного рода гарантиям прав и законных интересов лиц, финансово - хозяйственная деятельность которых проверяется. Налоговый контроль как вид государственно - управленческой деятельности носит властный характер ' Налоговый контроль является также межведомственным, поскольку осуществляется вне системы служебной или организационной подчиненности. Налоговые органы вправе проводить проверки на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненности и т.п., в том числе на предприятиях с особым режимом работы. Для проверки последних в налоговых инспекциях создаются режимно-секретные органы или выделяются соответствующие специалисты (группы специалистов).
Предметом налоговой проверки могут быть только документы, связанные с налогообложением. Но исчисление облагаемой базы многих налогов прямо или косвенно связано с различными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому под «документами, связанными с налогообложением», может пониматься широкий круг документации, прежде всего опосредующей гражданско-правовые отношения налогоплательщика с учредителями и контрагентами, - учредительные документы, договоры, акты сдачи - приемки, накладные, банковские выписки, отчеты исполнителей и т. д. В качестве гарантии прав налогоплательщиков в ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» включена оговорка: из предмета налоговой проверки исключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в порядке, установленном законодательством.
С каждым годом система ФНС работает все более эффективно, однако, до сих пор остается нерешенным вопрос лояльности сотрудников налоговой службы к налогоплательщикам. Данный вопрос беспокоит и руководителей ведомства. В связи с этим был принят регламент осуществления мониторинга обращений. Речь идет о сборе и анализе отрицательных отзывов физических и юридических лиц о работе инспекций. В качестве наиболее распространенных ведомство называет несвоевременный возврат суммы налога, не отражение произведенной уплаты налога, нарушение 30-дневного срока для ответа на обращение налогоплательщика, грубость и некомпетентность сотрудников, долгие очереди. Данный подход к работе сотрудников показывает, что руководителей ФНС интересует не только эффективность системы сбора налогов, а также отношение работников к налогоплательщикам, что несомненно положительно скажется на отношение людей к ведомству и, конечно, на имидж всей системы в целом
Следует отличать формы от мероприятий налогового контроля, к которым относят:
- направление запросов в компетентные органы иностранных государств, осуществляемое в соответствии с методическими указаниями о порядке обмена информацией по запросу с компетентными органами иностранных государств, утвержденными ФНС России. Обмен информацией осуществляется с компетентными органами тех иностранных государств, с которыми существуют действующие международные договоры;
- направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);
- допрос свидетеля, проводимый в рамках статьи 90 НК РФ. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие - либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, за исключением лиц прямо предусмотренных законом;
- осмотр документов и предметов, полученных должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра, в том числе по месту их нахождения в производственных, складских, торговых и иных помещениях и на территории проверяемого лица, проводимый в рамках статьи 92 НК РФ;
- инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества с согласия проверяемого лица, в том числе по месту его нахождения в производственных, складских, торговых и иных помещениях и на территории проверяемого лица, проводимая в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным приказом Минфина России от 10. 03. 1999 № 20н, МНС России № ГБ - 3 - 04/39;
- истребование документов у проверяемого лица, проводимое в рамках статьи 93 НК РФ;
- истребование документов (информации) у иных (по отношению к проверяемому налогоплательщику) лиц, проводимое в рамках статьи 93. 1 НК РФ;
- проведение экспертизы (статья 95 НК РФ), привлечение специалиста (статья 96 НК РФ) и переводчика (статья 97 НК РФ).
В целом, приходится констатировать, что в НК РФ не раскрывается понятие камеральной налоговой проверки, но при этом в статье 88 НК РФ содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание. Под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа. Таким образом, камеральная налоговая проверка - форма контроля, осуществляемая по месту нахождения налогового органа, его должностного лица на основании налоговой декларации и договоров, представленных налогоплательщиком в порядке, предусмотренном НК РФ. Также камеральная проверка имеет двойное назначение: как средство контроля за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Выездная налоговая проверка осуществляется по месту нахождения налогоплательщика уполномоченными лицами налогового органа путем проведения процессуальных действий. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. С введением нового подхода к организации системы планирования выездных налоговых проверок изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой для данной системы является всесторонний анализ налоговым органом имеющейся информации о конкретном налогоплательщике на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Таким образом, можно сделать соответствующий вывод, что ФНС РФ и ее территориальные органы, в лице должностных лиц, постоянно совершенствуют формы и методы налогового контроля, разрабатывая новые системы и программы, в отношении налогоплательщиков. Ведь именно от правильности и своевременности уплаты налогов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет зависит то, как быстро и насколько хорошо государственные органы будут осуществлять свои функции по улучшению жизни населения.
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля применяется по заявлению налогоплательщика - организации на основании решения налогового органа. Для налогоплательщика проведение налогового мониторинга способствует снижению рисков штрафных санкций со стороны государства вследствие нарушения налогового законодательства и связанных с этим убытков за счет урегулирования спорных вопросов и выполнения предписаний налогового органа. Очевидно, что любое сотрудничество с налоговыми органами предполагает отказ от сомнительных с точки зрения закона операций. Кроме того, советоваться с налоговым органом не всегда уместно. Поскольку их совет по той или иной операции может быть весьма не привлекательным, и компания, отказавшись от сделки, может лишиться значительной доли прибыли. Данные вопросы наглядно показывают, что в России есть проблемы налогового администрирования, которые в частности должен решить и налоговый мониторинг, что позволит создать взаимовыгодные условия, которые позволят снизить нагрузку на отечественный бизнес и повысить сборы в казну государства для развития его инфраструктуры, социальной сферы, а в целом повысить благосостояние страны и граждан.
Государственный налоговый учет - это форма налогового контроля, представляющая собой сложный юридический процесс, совокупность регистрационных процедур, необходимых для регистрации субъектов права в качестве налогоплательщиков, а также объектов налогообложения. Целями государственного налогового учета являются: создание условий, исключающих уклонение от налогообложения; контроль за ведением организациями и индивидуальными предпринимателями предпринимательской и иной деятельности; получение всеми заинтересованными лицами открытых сведений о зарегистрированных юридических лицах; аналитические цели; статистическое наблюдение за экономикой, регистрация основных работодателей в качестве страхователей в пенсионных и социальных органах, иные аналогичные цели.
А так же анализ законодательства позволяет выделить группу специальных принципов государственного налогового учета, на основе которых осуществляет правовое регулирование этих отношений: принцип всеобщности; принцип достоверности представляемых сведений; принцип платности; принцип «одного окна»; принцип законодательного закрепления списка документов, необходимых для регистрации, процессуальных действий регистрирующих органов и оснований для отказа в регистрации; принцип минимального количества документов; принцип публичности.
Государственный налоговый учет объектов налогообложения осуществляется путем обязательной государственной регистрации ряда объектов в государственных реестрах, а также на основе налоговой отчетности составляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу, на государственном или русском языках. Ответственность за достоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика, в том числе в случаях, когда такая налоговая отчетность составляется его представителями. При этом под налоговой отчетностью понимается совокупность документов, отражающих результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, но с точки зрения налогового законодательства. Налоговая отчетность частично сдается в налоговую службу, некоторые сведения по налогам - в Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики, а также в Фонд социального страхования. Каждая организация предоставляет налоговую отчетность в зависимости от характера деятельности, а также наличия или отсутствия определенных видов материального имущества (активов).
При дальнейшем совершенствовании законодательства о налоговом контроле в обязательном порядке, нужно учитывать условия, в которых будут функционировать нормы. Необходим взвешенный баланс прав и обязанностей, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В результате проделанной работы можно отметить, что для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов необходимо совершенствование действующих процедур налогового контроля:
- системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
- использование системы оценки налоговых инспекторов;
- меры, направленные на недопустимость злоупотребления правом участниками налоговых отношений.
Важно чтобы развитие налогового контроля не препятствовало соблюдению прав и интересов налогоплательщиков, а способствовало обеспечению самостоятельного и добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Подобные работы
- НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование налогового контроля в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формы и методы налогового контроля
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





