🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Работа №197690

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и квалифицирующие признаки кредитных организаций в
Российской Федерации 6
1.2 Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
кредитных организаций 14
II ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУР НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 Правовой статус временной администрации по управлению
кредитной организации и конкурсного управляющего 26
2.2 Меры по предупреждению банкротства и финансовому
оздоровлению кредитной организации 38
2.3 Конкурсное производство кредитной организации, признанной
несостоятельной (банкротом) 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68


Актуальность темы выпускной квалификационной работы выражена в том, что функциональная способность кредитных организаций к накоплению и перераспределению капитала, созданию кредитных денег, организации и осуществлению расчетов формирует главенствующее значение банковской деятельности в процессе развития рыночной экономики Российской Федерации. По своей сути, кредитный потенциал банковской системы является прямо пропорциональным по отношению к уверенности будущих клиентов и вкладчиков по возврату собственных средств при несостоятельности кредитной организации. Данная причина обуславливает необходимость обеспечения доверия участников гражданского оборота к кредитным организациям, что является залогом успешного использования временно свободных денежных средств для финансирования инноваций, кредитования реального сектора, стимулирования предпринимательства, улучшения уровня жизни населения.
Необходимо отметить, что имеющиеся общие для юридических лиц положения законодательства о несостоятельности (банкротстве), не учитывающие особенности хозяйственной деятельности и правового статуса кредитных организаций, малоэффективны в процессе их применении к данной категории должников. Существует необходимость в разработке специальных правил, которые смогут урегулировать процедуры банкротства кредитных организаций. Данный аспект находит свое отражение как в тенденциях российского, так и современного зарубежного права.
Все больше возникает ситуаций, когда требования кредиторов, среди которых имеются российские и иностранные граждане, кредитные промышленные, торговые, и иные организации, публично-правовые образования, не удовлетворяются в большей части или даже полностью, в результате чего по причине девальвации средства обесцениваются, что влечет за собой неисполнение этими лицами своих обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, увеличение задолженности по выплате заработной платы, нарушение работы расчетной системы, несостоятельность иных субъектов предпринимательской деятельности, дестабилизацию общей социально-экономической ситуации. Неспособность предотвратить расхищение в процессе банкротства привлеченных кредитными организациями средств не позволяет установить уважительное отношение мирового сообщества к Российской Федерации и наладить международные связи.
За последние несколько лет было осуществлено принятие ряда нормативно-правовых актов, имеющих своей направленностью регулирование особенностей процедуры признания несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, однако, необходимо подчеркнуть, что ряд теоретических и практических вопросов, которые возникают в указанной сфере, остаются неразрешенными, а законодательные нормы - нечеткими и несогласованными и существенные особенности правовой природы данного вида должников - неучтенными.
Изучению правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций было посвящено много работ ученых правоведов разных эпох, среди которых можно выделить труды А.Б. Агеева, С.А. Голубева, А.А. Дубинчина, Е.Е. Еньковой, В.В. Зайцевой, Н.Г. Лившиц, И.С. Михайленко, Ю.П. Свит, В.В. Степанова, М.В. Телюкиной, В.Н. Ткачева, Г.А. Тосунян.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении анализа правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила ряд задач выпускной квалификационной работы:
— изучение понятия и квалифицирующих признаков кредитных организаций в Российской Федерации;
— определить понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;
— изучить правовой статус временной администрации по управлению кредитной организации и конкурсного управляющего;
— выявить меры по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению кредитной организации;
— охарактеризовать конкурсное производство кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом).
Объектом выпускной квалификационной работы выступают
общественные отношения, которые складываются в процессе
несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы действующего законодательства Российской Федерации, регулирующие институт несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
Методологическую основу проведенного исследования образуют диалектический подход к научному познанию, а также ряд частно-научных методов: формально-логический, сравнительно-правовой, статистический, технико-юридический, системно-структурный и метод логического анализа.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы образует Конституция Российской Федерации, российское федеральное
законодательство, а также ряд иных нормативных правовых актов.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в попытке исследования существующих проблем несостоятельности
(банкротства) кредитных организаций, а также в формулировании отличительных особенностей несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, изложении выводов и разработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования стали результаты проведенного анализа актов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, иных органов судебной власти Российской Федерации по вопросам, связанным с процедурой
несостоятельности (банкротства) кредитной организации .
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования полученных выводов в процессе дальнейшей научной разработки затронутых проблем,
совершенствования правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, деятельности кредитных организаций, временных администраций по управлению кредитными организациями, арбитражных управляющих, правоохранительных органов.
Структуру выпускной квалификационной работы образуют введение, две главы и шесть параграфов, заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги настоящей выпускной квалификационной работы, хотелось бы отметить следующее.
Кредитной организацией является юридическое лицо, обладающее правом осуществления закрепленных законодательством Российской Федерации видов банковских операций с целью извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
Действующее законодательство Российской Федерации определяет понятие несостоятельность (банкротство) как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Критерием банкротства является законодательно закрепленный общий подход к платежеспособным должникам, в то время как признаками банкротства кредитной организации выступают конкретные параметры, необходимые для принятия заявления о банкротстве судом, в том числе для вынесения решения о признании должника банкротом.
Применительно к кредитным организациям используются признак (критерий) неплатежеспособности, а также признак недостаточности имущества. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если присутствуют оба или один из перечисленных признаков:
1) соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения (у других субъектов банкротства этот срок составляет три месяца);
2) стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей (у других субъектов банкротства - юридических лиц признак недостаточности имущества применяется только при обращении в арбитражный суд самого должника).
Временная администрация по управлению кредитной организацией представляет собой специальный орган управления кредитной организацией, который назначается Банком России в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Банка России.
Статья 189.77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает две категории конкурсных управляющих: «которые имеют лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и конкурсных управляющих, которые не имели лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Во втором случае привлекаются арбитражные управляющие, которые соответствуют требованиям, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций».
Однако наличие двух видов конкурсных управляющих может вызвать ситуацию, сопровождающуюся конфликтом интересов, когда Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего и, в то же время выступает в качестве специально созданной организацией по страхованию вкладов в банках. Для решения данной проблемы представляется целесообразным создание другого Агентства и провести разграничение функций страховщика и конкурсного управляющего между ними.
Исследование действующего законодательства Российской Федерации в области правового регулирования института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, принимая во внимание специфику указанных юридических лиц, позволяет утверждать, что даже несмотря на недавние и
масштабные изменения в законодательстве анализируемого института,
остается необходимость в последующем развитии обозначенных норм, в том числе в области увеличения возможности правовой защиты прав и законных интересов кредиторов в случае несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
Решение обозначенной проблемы представляется возможным путем внесения изменений относительно обеспечения возврата и сохранности имущества кредитной организации, увеличения перечня правовых форм предупреждения несостоятельности, заблаговременное применение
ограничительных и контрольных мер, повышение требований к управлению кредитной организацией в процессе предупреждения несостоятельности (несостоятельности) в ходе судебных процедур банкротства.
Процедура банкротства кредитной организации включает в себя комплекс мер, устанавливающий правовой статус кредитной организации и ее органов управления, а также ее имущества, который определяется Банком России или арбитражным судом с определенной целью и на срок в случае наличия оснований, закрепленных законодательством о несостоятельности
(банкротстве) Российской Федерации.
До дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
3) реорганизация кредитной организации;
4) меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», которые осуществляются с участием Банка России или Агентства. Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются в соответствии с решением Совета директоров Банка России. От имени Банка России указанные меры осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».
Здесь особое внимание хотелось бы обратить внимание на то, что формами реорганизации кредитной организации могут являться только слияние и присоединение. При этом в соответствии с положениями ст. 23.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в качестве формы реорганизации предусмотрено также преобразование, что позволяет с уверенностью говорить о несоответствии одного федерального закона другому.
Объясняется данный факт тем, что преобразование не способно оказать должного воздействия на платежеспособность кредитной организации, в ситуации когда у нее уже возникла необходимости в применении мер по финансовому оздоровлению. В мировой практике встречаются случаи, когда осуществляется выделение юридического лица с безнадежными обязательствами и активами для его последующего банкротства, а другая часть реорганизуемой кредитной организации, так называемые «бридж-банки» подвергается применению мер санации. Представляется, что подобная зарубежная практика может быть актуальной и для Российской Федерации.
С целью защиты прав и законных интересов от нарушений кредиторов на стадии досудебных процедур, которые связаны с процессом совершения неправомерных действий в отношении имущества и документации кредитной организации, а также действенного осуществления мер по предупреждению несостоятельности, поощрения реорганизации необходим комплекс мер, который будет предусматривать обязанность Центрального Банка Российской Федерации по назначению временной администрации в кредитной организации на самом раннем этапе ухудшения финансового состояния, а также расширения пределов контроля полномочий органов управления должника.
Особенностью конкурсного производства кредитной организации выступает наличие в первой очереди удовлетворения требований физических лиц по заключенным договорам банковского вклада и/или договорам банковского счета.
В данной области проблемными могут стать ряд моментов, первый из которых заключается в том, что банки способны привлекать средства граждан не только с помощью заключения договоров банковского вклада или счета, но также и путем размещения облигаций или векселей. Обозначенный тезис наталкивает на вполне справедливый вопрос: почему вкладчик должен пользоваться преимуществом перед лицом, который отдал собственные сбережения в обмен на долговые ценные бумаги кредитной организации? Также может иметь место ситуация, в которой физическое лицо будет выступать в качестве кредитора, однако не сможет получить удовлетворение в первую очередь. Например, физическое лицо хранит денежные средства в банковской ячейке и эти деньги исчезнут. В таком случае следует приравнять правовой режим требования указанного лица о возмещении убытков и требование вкладчиков, а также принять попытку справедливого множества способов привлечения кредитной организацией средств граждан.



1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года №146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
4 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
5 Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26 июля 2017 года № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4761.
6 Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 128-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
7 Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 года № 208-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 9. Ст. 805.
8 Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5029.
9 Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
10 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ // СЗ РФ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
11 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 946.
РАЗДЕЛ II. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ И МАТЕРИАЛЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1 Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа № 74 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 8. Ст. 2050.
2 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2017 года № 305-ЭС17-18561// Текст документа официально опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант.
3 Постановление Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2017 года по делу № А43-580/2017 // Текст документа официально опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант.
РАЗДЕЛ III ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Бессонова, З.Г. Новеллы Закона о банкротстве и проблемы их применения / З.Г. Бессонова //Арбитражная практика. 2013. № 1. С. 3 - 5.
...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ