🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СТОРИТЕЛЛИНГ В ЭПОХУ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Работа №197639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 СТОРИТЕЛЛИНГ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 10
1.1 Генезис мультимедийной журналистики, основные понятия и система
жанров 10
1.2 Понятийный аппарат и общая характеристика сторителлинга 23
1.3 Развитие сторителлинга в России и за рубежом 31
1.4 Форматы мультимедийного сторителлинга 36
2 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛОНГРИД КАК ОСОБЫЙ ФОРМАТ
СТОРИТЕЛЛИНГА 44
2.1 Общая характеристика мультимедийного лонгрида 44
2.2 Выявление признаков сторителлинга в лонгридах ведущих российских
и зарубежных интернет-изданий 49
2.3 Современное функционирование лонгридов 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПО М.М. ЛУКИНОЙ И Н.Г. ЛОСЕВОЙ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА, ПРОВЕДЕННОГО В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» - РИСУНОК Б. 1 100

Актуальность исследования заключается в растущей популярности сторителлинга в журналистике. Современные СМИ находятся в условиях соперничества и вынуждены искать новые методы привлечения аудитории и повышения конкурентоспособности. Для достижения этих целей стали применяться новые технологии и изначально не журналистские методы. Так сторителлинг изначально применялся в психологии, литературе и менеджменте, а затем пришёл в журналистику и стал действенным способом влияния на читателя, благодаря использованию медиа-потенциала и передачи информации посредством рассказывания историй. Данная работа направлена на исследование эффективности применения возможностей сторителлинга в мультимедийной журналистике.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы и проблемы становления и развития мультимедийной журналистики, в том числе и сторителлинга, нашли отражение в научных трудах таких ученых и медиаспециалистов, как: Е.А. Баранова, М.Н. Булаева, А.А. Градюшко, А.Г. Качкаева, А.В. Колесниченко, А.В. Красавина, Н.Б. Кириллова, Г.В. Лазутина, Н.Г. Лосева, М.М. Лукина, Е.В. Олешко, А.А. Тертычный, Л.П. Шестеркина, О.И. Шустрова и другие. Их исследования, статьи, монографии были положены в основу данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: сторителлинг в мультимедийной журналистике.
Предмет исследования: мультимедийный лонгрид как особый формат стори- теллинга.
Цель работы: выявить признаки и особенности использования сторителлинга в мультимедийной журналистике задачи:
1. Охарактеризовать систему жанров и изучить этапы развития мультимедийной журналистики;
2. Определить понятийный аппарат и дать общую характеристику сторителлинга;
3. Проанализировать развитие сторителлинга в России и за рубежом;
4. Рассмотреть форматы мультимедийного сторителлинга;
5. Дать общую характеристику лонгрида;
6. Выявить признаки сторителлинга в лонгридах ведущих российских и зарубежных интернет-изданий;
7. Оценить современное функционирование лонгридов в России.
Методы исследования: общенаучные, теоретические методы: работа с документами, синтез, анализ.
Эмпирическая база. В качестве эмпирической базы для практической части исследования, были отобраны 6 лонгридов, опубликованных в период с 2013-го по 2017-й год, таких известных изданий как: «Tne New York Times» «Oomplex», «Guardian», «Новая газета», «Коммерсантъ», «Газета.ру». Стоит отметить, что данные мультимедийные проекты входят в топ лонгридов с отличным дизайном по версии команды «Tilda Publishing» и сайта «The Ball».
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность темы, определяет степень научной разработанности проблемы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава называется «Сторителлинг в мультимедийгной журналистике». Она посвящена изучению базовых знаний по теме исследования и состоит из 4-х параграфов. В параграфе «Система жанров и генезис мультимедийной журналистики» изучаются важные понятия и основные этапы развития мультимедийной журналистики. Также рассматривается система жанров и её изменения с появлением мультимедиа и интернета. Параграф «Понятийный аппарат и общая характеристика сторителлинга» раскрывает возникновение и значение сторителлинга, доказывает его принадлежность к конкретной категории журналистики, определяет виды, цели и задачи. В параграфах «Развитие сторителлинга в России и за рубежом» и «Форматы мультимедийного сторителлинга» рассматривается развитие сторителлинга благодаря материалам отечественных и зарубежных изданий, а также даётся характеристика форматов.
Вторая глава выпускной квалификационной работы «Мультимедийный лонгрид как особый формат сторителлинга» носит практический характер и включает в себя 3 параграфа. В первом параграфе «Общая характеристика мультимедийного лонгрида» подробно изучается формат мультимедийного лонгрида и выявляются основные признаки. В параграфе «Выявление признаков сторителлинга в лонгридах ведущих российских и зарубежных интернет- изданий» проводится анализ содержания и структуры мультимедийных лонгридов с целью обнаружения признаков сторителлинга и оценки их эффективности. В параграфе «Современное функционирование лонгридов в России» определяется востребованность формата мультимедйного лонгрида не только в профессиональных СМИ, но и в социальных сетях. Посредством оценки инструментов социальных сетей, позволяющих создавать лонгриды обычным пользователям.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Библиографический список состоит из 43-х источников, а в качестве приложений используется таблица характеристики мультимедийных элементов по Н.Г. Лосевой и М.М Лукиной и скриншот результатов опроса, проведённого в социальной сети «ВКонтакте».
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании малоизученного феномена сторителлинга в рамках мультимедийной журналистики. Автором предпринята попытка внести свой теоретический вклад в формирование более четкого представления о том, чем, собственно, является сторителлинг в современной медиа-среде - жанром, форматом или же методом создания журналистского материала, что и определило выбор данной темы для самостоятельного исследования.
Практическое значение. Данная работа может послужить базой для проведения более детального исследования сторителлинга. Также содержание работы может использоваться для подготовки спецкурсов, посвященных мультимедийной журналистике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе была поставилена цель - выявить признаки и особенности использования сторителлинга в мультимедийной журналистике. Для достижения указанной цели сформулирован и решен ряд задач.
При характеристике системы жанров и изучении этапов развития мультимедийной журналистики были даны определения основных понятий, необходимых для понимания термина «мультимедийная журналистика», выявлены основные этапы становления и обосновано, что четкое жанровое разграничение есть только в теории и, в некоторой степени, в информационных источниках. На практике границы жанровой системы стёрты по причине постоянного слияния жанров и появления новых форм подачи информации. В результате жанры синтезируются и развиваются, таким образом, жанровая система непрерывно пополняется.
Определение понятийного аппарата и общая характеристика сторителлинга позволили сделать вывод о том, что феномен малоизучен и в научной среде нет единого понимания того, к какой журналистской категории относится данное понятие. Доказано, что медиаисследователи характеризуют сторителлинг как формат, жанр или искусство рассказывания историй/метод/ способ подачи информации. В ходе изучения различных источников, нами было определено, что жанр можно понимать как определённый тип формы литературного произведения, который характеризуется общностью структурно - композиционных и стилистических признаков. В данном случае приоритет отдаётся содержанию. Что касается формата, большое внимание уделяется именно внешним характеристикам материала.
Таким образом, было сформировано авторское понимание сторителлинга. С нашей точки зрения, это скорее способ подачи информации через призму личной истории рассказчика, представленной в разных жанрах и форматах журналистики. Поэтому некорректно относить данное понятие к жанру или формату, так как «рассказывание историй» само по себе больше способ, процесс или технология, чем форма. Опираясь на труды известных медиаисследователей, которые придерживаются аналогичного мнения, нами было выявлено три вида сторителлинга: устный, письменный и мультимедийный. Так как цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении сторителлинга именно в медиасреде, соответственно были выделены основные характеристики мультимедийного (цифрового) сторителлинга. В результате изучения различных источников мы пришли к выводу, что мультимедийный сторителлинг всегда хорошо структурирован, обязательно содержит эмоционально вовлекающую историю, в которой гармонично сочетаются все мультимедиа - составляющие, а сюжет может развиваться транс- медийно и должен побуждать к действию.
В ходе изучения развития сторителлинга в России и за рубежом была в очередной раз подтверждена малоизученность данного явления. В связи с этим установлено отсутствие официальных источников, раскрывающих историю развития сторителлинга. В этих условиях, нами были рассмотрены самые популярные и показательные мультимедийные проекты отечественных и зарубежных изданий. На основании полученной информации мы сделали вывод о том, что «первооткрывателями» мультимедийного сторителлинга является редакция американского «New-York Times». Соответственно сторителлинг в сфере журналистики начинает развиваться на западе, а затем приходит в Россию.
В процессе рассмотрения форматов мультимедийного сторителлинга нами выделен общий набор характеристик: нарративность, мультимедийность, интерактивность, наличие «эффекта присутствия», возможность создания нелинейного сюжета в рамках одной истории. Также, можно сказать о том, что с течением времени и развитием медиа возможностей появляется всё больше форматов мультимедийного сторителлинга, но все они объединены одной целью - привлечь и удержать внимание аудитории. Уточнено, что при помощи новейших технологий эти форматы способны воздействовать на основные органы чувств: зрение (фотографией, визуальным оформлением, а также изображением в видео), слух (аудиовставками, подкастами, а также звуком в видео), и тактильные ощущения (использование сенсорного экрана на различных гаджетах, позволяющих буквально прикоснуться к описываемому объекту). Также было определено, что самым востребованным, популярным и распространённым форматом сторителлинга в интернете, является мультимедийный лонгрид. Главным образом по причине невысокой стоимости из-за возможности использования готовых платформ для создания лонгридов или конструкторов сайтов, которые не требуют профессиональных знаний по веб-дизайну и программированию. Эти причины обосновывают выбор журналистских материалов в формате лонгрид для выявления признаков мультимедийного сторителлинга.
Также была дана общая характеристика лонгрида. В результате исследования различных источников, мы сделали определённые выводы. Лонгрид - это новый формат журналистики, характеризующийся взаимосвязью большого объёма текста и мультимедийных элементов, в основе которого лежит нарративное изложение. Уточнено, что в качестве текстового базиса лонгрида могут выступать такие жанры как очерк, репортаж, журналистское расследование, статья, обозрение и их элементы, что указывает на мультижанровость. Проект такого формата должен обладать броским заголовком, состоять из нескольких глав и иметь особую верстку. Лонгриды могут быть представлены линейно и нелинейно, а все аудиовизуальные и текстовые элементы должны быть взаимосвязаны и не противоречить друг другу, развивая сюжет.
В ходе исследования был разработан авторский план контент-анализа, позволяющий проанализировать журналистские материалы формата лонгрид и выявить в них признаки мультимедийного сторителлинга. В качестве эмпирической базы для практической части исследования, были отобраны 6 лонгридов, опубликованных в период с 2013-го по 2017-й год, таких известных изданий как: «The New York Times» «Complex», «Guardian», «Новая газета», «Коммерсантъ», «Газета.ру».
По результатам проведённого анализа содержания и структуры данных лон- гридов были сделаны определённые выводы. Повествование содержит в себе свойства журналистики и художественной литературы, оно затрагивает социально-значимые темы, отличается фактологической точностью излагаемой информации, но, в тоже время, представляет истории, написанные живым языком, с драматичным сюжетом. Кроме того, все истории представлены через личное восприятие очевидцев (рассказчиков), зачастую автор не раскрывает своей личности. Такое повествование погружает читателя в ход событий. Стоит отметить, что содержательную часть мультимедийных лонгридов очень сложно отнести к какому- то определённому журналистскому жанру. Дело в том, что в тексте встречаются признаки очерка, репортажа, интервью, аналитической статьи, комментария. Также, отмечается высокое эмоциональное вовлечение читателя в каждую историю. С нашей точки зрения, на это влияет образность повествования, создаваемая при помощи художественных средств. В каждом тексте были выявлены: описания, яркие эпитеты, прямая речь, гипербола, сравнения, ремарки и т. д. При помощи таких изобразительно-выразительных средств воображение читателя создаёт картины, визуализируя информацию и погружая его в определённое эмоциональное состояние (сопереживание герою);
На основании анализа структуры лонгридов можно утверждать, что мультимедийные элементы выполняют определённые роли и усиливают психоэмоциональное вовлечение аудитории. Таким образом, фотоленты, фото, видеоиллюстрации и статичная инфографика визуализируют информацию, большой информационной нагрузкой обладают видеосюжеты, динамичная инфографика, видеокомментарии. Различные слайд-шоу, видеоиллюстрации и аудиоиллюстрации, позволяют создать атмосферу истории и удержать внимание читателя. Анализируемые мультимедийные лонгриды воздействует на читателя благодаря эмоциональности содержания и мультимедийной оснащённости.
Полученные результаты показали, что содержание и структура лонгрида взаимосвязаны и обладают яркими признаками мультимедийного сторителллинга. Следовательно, задачи решены в полном объеме и цель достигнута.
Помимо этого, каждый лонгрид был связан с социальными сетями и предоставлял пользователям оставлять комментрии. Выявление такой тенденции заставило нас оценить современное функционирование лонгридов, в результате чего мы установили, использование данного формата не только СМИ, но и обычными пользователями социальных сетей. Для выявления возможности создания постов в формате лонгрида, нами было рассмотрено 5 самых популярных социальных сетей в России и выявлено, что их интерфейс позволяет готовить и публиковать материалы объёмом свыше 1000 знаков. Кроме того, каждый пользователь имеет возможность добавлять к текстовой информации поста различные элементы мультимедиа (фото, аудио, графика) и интерактива (опросы, комментарии и т. д.). Также, была оценена востребованность постов большого объёма среди пользователей социальной сети «ВКонтакте». Для этого, нами был создан опрос, который показал, что пользователи готовы воспринимать такой формат подачи информации, однако автору придётся серьёзно поработать над приёмами эмоционального вовлечения, чтобы заставить читателя освоить весь объём информации.
В результате проведённого исследования было доказано, что сторителлинг является эффективным и оригинальным методом подачи информации, который способен захватить внимание человека с первой секунды и заставить дочитать материал до конца, несмотря на большой объём текста. В его основе лежит известный психологический фактор: эмоциональный отклик куда лучше воздействует на подсознание, чем сухие факты и указания. Сила данного метода заключается в манипуляции сознанием через образы, ассоциации достоверные факты и интригующую историю героев. На примере анализируемых лонгридов выявлено огромное психоэмоциональное вовлечение читателя в повествование, за счёт нарративного изложения и мультимедийных элементов. Таким образом, применение инструментов сторителлинга в совокупности с современными мультимедийными возможностями может привлечь аудиторию не только в сфере профессиональных СМИ, но и в социальных сетях. Использование данного способа подачи информации даёт возможность журналистам активизировать интерес аудитории к контенту медиаресурса, организовать диалог вокруг актуальной, злободневной темы. Безусловно, это привлечет тех, кто устал от некомментируемой, фактологической информации и ценит креатив в подаче журналистского материала, необычный взгляд на окружающую действительность.
Стоит отметить, что работа обладает теоретико-практической значимостью для медиаспециалистов, работающих в условиях мультимедийной журналистики и дальнейшим потенциалом для исследования в данном направлении: возможны варианты выявления инструментов сторителлинга и анализ их функционирования в других форматах.



1. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие / Е.А. Баранова - М: Изд-во Юрайт, 2014. - 269 с.
2. Бозрикова, С.А. История нарративной журналистики в России / С.А Бозри- кова // URL: http://www.academia.edu/3684620/ (дата обращения: 5.05.2018).
3. Бриггз А. Медиа / А. Бриггз, П. Колби. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 550 с.
4. Бирюков В.А. Мультимедийный лонгрид как новый формат представления контента СМИ. / В.А. Бирюков // URL: http://izron.ru/articles/ekonomika-i- menedzhment-ot-teorii-k-praktike-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam- mezhdunarodnoy-nauch/
5. Булаева, М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат/ М.Н. Булаева // Журналистский ежегодник. 2015. - № 4. - С. 121-123.
6. Газета.ру: официальный сайт /Беслан // URL:
https://www.gazeta.ru/social/beslan/ (дата обращения: 28.05.2018).
7. Градюшко, А.А. Творческие методы и приемы современной вебжурналистики Беларуси / А.А. Градюшко // Весник БГУ. Серия: «Филалогия. Журналистика. Педагогика». - 2014. - № 1. - С. 69-73.
8. Градюшко, А.А. Градюшко, Современные мультимедийные форматы аналитических жанров журналистики / А.А. Градюшко // Международная журналистика: турбулентность межгосударственных отношений и медиа: сб. науч. тр. - Минск: Изд-во БГУ, 2016. - С. 192 - 197.
9. Градюшко, А.А. Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернет-сми / А.А. Градюшко // Визуально-семантические средства современной медиаиндустрии: сб. науч. тр. - Минск: Изд-во БГУ, 2017. - 208 с.
10. Герасименко, О. Сторителлинг - эффективный вариант неформального обучения / О. Герасименко // URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=6330 (дата обращения 15. 03. 2018).
11. Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся / В.Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С.38-44.
12. Золотухин, А.А. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история как новые вершины журнализма / А.А. Золотухин, Ю.Н. Мажарина // Вестник ВГУ. Серия: «Филология. Журналистика». - 2016. - № 2. - С. 93-96.
13. Качкаева, А.Г. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / А.Г. Качкаева, С.А. Шомова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с.
14. Кириллова, Н.Б. Мудиакультура: теория, история, практика: учеб. пособие / Н.Б. Кириллова - Москва: Изд-во Академический проект, 2008. - 496 с.
15. Колесниченко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе / А.В. Колесниченко // Медиаскоп. // URL: http: //www. mediascope.ru/1691 - 2015. - №1.
..43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ