Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сторителлинг как формат move-журналистики

Работа №107473

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы49
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Сторителлинг и move-журналистика: сущность понятий и их
взаимосвязь в медиадискурсе 9
1.1 Сторителлинг как формат медиаконтента 9
1.2 Move-журналистика как тип медиадискурса 19
Глава 2 Сторителлинг как формат move-журналистики: специфика использования на разных платформах 23
2.1 Сторителлинг как формат видеоконтента 23
2.2 Сторителлинг в сетевых изданиях 32
Заключение 42
Список используемой литературы и используемых источников 44


В условиях пандемии коронавируса у аудитории вырос спрос на тип контента, который давал возможность в условиях физических ограничений удовлетворять запрос в динамичном образе жизни, в том числе в перемещении в пространстве. Например, больше пользователей стали посещать виртуальные экскурсии с гидом, экспозиции всемирно известных музеев, художественные выставки в дополненной реальности, онлайн- тренировки. Директор Бюро развития электросвязи Международного союза электросвязи Дорин Богдан-Мартин отметила, число интернет-пользователей такого рода ресурсов за два года пандемии увеличилось на 17% [41].
Представители медиа также обратили внимание на потребность аудитории в динамике и стали больше использовать формат сторителлинга, который согласно исследованиям, помогает создавать эффект динамичности и передавать движение в пространстве. Он является основным форматом сегмента медиадискурса, содержательно и формально воспроизводящего динамичную картину действительности, который условно можно назвать «журналистикой в движении» или move-журналистикой.
Исследователи С. И. Симакова, А. П. Енбаева и Т. Б. Исакова в работе «Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление», анализируя современные принципы медиакоммуникации и характеристики медиапотребления говорят о том, что мультимедийный «сторителлинг (как техника увлекательного рассказывания историй) отвечает механизмам человеческого мышления, психологии и потребительской позиции современного общества, а потому активно используется в самых разных областях человеческой жизнедеятельности» [31].
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что о сторителлинге как о востребованном формате представления информации написано много научных работ, а его ресурсы, используемые для создания динамической визуальной картины действительности, изучены мало.
Объект изучения выпускной квалификационной работы - move- журналистика. Предмет - сторителлинг как формат move-журналистики.
Цель: на основе систематизации теоретических представлений о тенденциях развития современных медиа и анализа эмпирической базы охарактеризовать возможности использования сторителлинга для создания динамической картины действительности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать научные представления о современных форматах медийного дискурса, в том числе сторителлинга, используемых для организации эффективной коммуникации с потребителями контента;
- охарактеризовать move-журналистику как тип дискурса, ориентированного на удовлетворение запросов аудитории в динамической картине действительности;
- используя методику жанрово-форматного анализа, проанализировать
эмпирическую базу и охарактеризовать инструменты сторителлинга, используемые для создания динамической картины
действительности.
Теоретико-методологическую базу выпускной квалификационной работы составили:
- научные труды в области системы общественных отношений: Т. В. Чумакова «Массовое и совместное потребление» [37];
- исследования на темы нарратива и сторителлинга: Е. И. Шейгал
«Многоликий нарратив» [38], С. И. Симакова, А. П. Енбаева
«Сторителлинг как прием журналистской работы» [30], А. В. Красавина «Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания» [13], В. С. Варакин «Сторителинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности» [5];
- работы культурологов и социологов И. Г. Ясавеева
«Конструкционистский подход к социальным проблемам» [43], И. Ф. Петров «Глобализация и культурная универсализация потребления» [21]; филолога В. Е. Головчинера «Действие и
конфликт как категории драмы» [8];
- научные статьи, посвященные теме форматов в массмедиа и
способов их реализации: С. Г. Носовец «Новые медиа: к
определению понятия» [19], М. Н. Булаева «Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат» [4].
Для решения поставленных задач были использованы следующие подходы и методы:
- библиографический метод - для подбора научных источников по теме исследования;
- метод критического изучения источников - для систематизации представлений о зарождении и проявлении move-журналистики;
- теоретико-типологический метод - для характеристик ресурсов, которые входят в сегмент move-журналистики;
- жанрово-форматный анализ - для исследования материалов, использующих формат сторителлинга для создания динамического образа действительности.
Динамический подход применялся как основной принцип отбора эмпирической базы.
Эмпирическую базу исследования составили такие телевизионные программы как: «Пешком», «Орел и Решка», «Мир наизнанку», «Большой чемодан», а также YouTube каналы: «Своим ходом», NUISIDIDOMA, «Хочу домой», «ПОЕХАВШИЙ», «Скажи Гордеевой», «А поговорить?», FAMETIME TV, «вДудь» (журналист Юрий Дудь внесен в реестр СМИ- иноагентов). Материалы интернет-издания Lenta.ru: «Изуродованные женщины, нищета и праздник крови. Что удивило россиянина в малоизученной Индии?», «’’Первые годы были мучением”. Как россиянка переехала в Израиль за любимым, впала в депрессию и оказалась вне закона», сайта издательского дома «Аргументы и факты»: «Не сказочное Бали. Как россиянка Инга Клява стала пленницей в Индонезии», «”Я не железная, я стальная!” Бабушка отметила 100 лет стоянием на гвоздях», материал на портале NNStories «Из Самары в Ульяновск», совместный проект журнала «Сноб» и РЖД «Путь на Восток», а также материалы «Маленький Будда: как поездка в Бурятию научила меня любить» «Сестрорецк: семь дней без шампанского. Из дневника культурно отдыхающей».
Хронологические рамки включают период с 11 марта 2020 года по 11 марта 2022 года. Начало периода обусловлено объявлением о начале пандемии коронавируса на брифинге в Женеве гендиректором Всемирной организации здравоохранения Тедросом Адханом Гебрейесусом. Продолжительность указанного периода позволяет получить
исчерпывающую информацию о возможностях сторителлинга передавать динамическую картину действительности, а также установить характерные черты такого явления, такого как move-журналистика.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе выполнения ВКР, могут быть использованы в работе редакций средств массовой информации, которым интересен формат «движения» во всех его проявлениях, а также в учебном процессе подготовки журналистов для формирования готовности работать в различных жанрах и форматах.
В соответствии с целью и задачами структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и источников.
Во введении приведено обоснование актуальности выбранной темы, обозначены объект и предмет исследования; сформулированы цели и задачи; дана характеристика теоретико-методологической базы и методов исследования; обозначена эмпирическая база исследования, определена значимость работы с точки зрения практического применения.
В первой главе рассмотрена сущность понятий «сторителлинг» и «move-журналистика». С опорой на научные труды констатирована трансформация в современных массмедиа нарратива в маркетинговую категорию формата, в частности, в формат сторителлинга. Охарактеризованы форматные признаки сторителлинга. Благодаря основным компонентам драматургии, которые присущи сторителлингу выявлена его способность к созданию динамического образа действительности и автора. В первой главе также охарактеризована move-журналистика как сегмент медиаконтента, интегрирующий разные жанры на основе такого признака как динамический способ отражения действительности и автора/ героя.
Во второй главе представлены результаты жанрово-форматного анализа эмпирической базы, позволившие выявить ресурсы сторителлинга, задействованные в создании динамичной картины действительности на телевидении, на платформе видеохостинга Youtube, а также в сетевых изданиях.
В заключении сделаны основные выводы исследования, а также обозначены его перспективы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое в рамках выпускной квалификационной работы исследование позволило сделать ряд выводов. Сторителлинг, имеющий в основе драматургический, по сути, динамический принцип, синхроничен модели «журналистики в движении», что дает основание рассматривать его как наиболее подходящий ей формат.
Вовлекающий характер move-журналистики можно объяснить ее восхождением к архетипу путешествия (описан американским филологом Кэрол Пирсон (Carol S. Pearson) в книге «Пробуждение внутренних героев» (1991)), раскрывающему привлекательность движения через возможность понять окружающий мир, добро, зло и, в конце концов, себя.
Сторителлинг в move-журналистике - это разворачивающаяся на глазах аудитории смена «кадров», соединённых автором в общий сюжет о внешних изменениях действительности и сопутствующих им внутренних преобразованиях автора - героев - зрителей/читателей. Внутренние преобразования касаются как культурного тезауруса человека, так и его эмоционально-чувственной сферы. В процессе перемещения из точки «А» в точку «Б» аудитория вслед за автором погружается в путешествие, наблюдает за деталями, за ситуациями выбора, которые возникают по ходу процесса, приобретает новые знания, опыт, претерпевает трансформацию.
Сторителлинг эффективен как способ структурирования динамической журналистской информации, ведь помимо потребности в «движении» он обеспечивает контенту такие качества как информативность, рекреативность, полезность и коммуникативная направленность.
Благодаря созданию динамического контента путём обращения к устойчивому, понятному образу, способному оказать влияние и вызвать определенные реакции, массмедиа помогают аудитории максимально доступно и интересно удовлетворить запрос на перемещения в пространственно-временной реальности.
В выпускной квалификационной работе выявлена специфика использования сторителлинга в move-журналистике в визуальном и текстовом воплощениях с помощью анализа программ на телевидении, на платформе видеохостинга YouTube и в интернет-изданиях. Акцент сделан на программах про путешествия, на динамичных интервью, то есть на типе контента, который визуально передаёт движение, путь, смену локаций, пространственно-временную рефлексию эмпирического опыта. В перспективе тема может быть продолжена в направлении расширения аспектов, раскрывающих суть move-журналистики. Динамический сегмент не ограничивается изученной эмпирической базой и в сферу исследовательского внимания может быть включена новая тематика, не связанная с путешествием, но связанная с процессом освоения новых видов деятельности. Жанрово-форматная палитра такого явления как move- журналистика также до конца не исследована, как и инструменты создания динамической картины действительности, обладающие мощным вовлекающим аудиторию потенциалом.



1. Автаева Н. О., Болдина К. А. Жанр «сторителлинг» в
современных региональных СМИ: функциональные и тематические
особенности публикаций // МНИЖ. 2017. № 12-1 (66).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-storitelling-.. (дата обращения:
11.05.2022).
2. Алещанова И. В. Нарративность: определение понятия //
Известия ВГПУ. 2006. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narrativnost- oprede. (дата обращения: 11.05.2022).
3. Арзямова О. В. Языковые особенности ментативного
повествования с точки зрения лингвистики нарратива (на материале романа А. В. Иличевского «Ай-Петри») // Русистика. 2011. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-osobennosti-mentativnogo- povestvovaniya-s-tochki-zreniya-lingvistiki-narrativa-na-materiale-romana-a-v- ilichevskogo-ay-petri (дата обращения: 10.04.2022).
4. Булаева М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый
журналистский формат // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynyy-longrid-kak-novyy-zhurnalistskiy- format (дата обращения: 11.04.2022).
5. Варакин В. С. Социальная миссия журналистики: реалии и
прогнозы. Под ред. О.В. Третьякова. Архангельск, 2014. 99 с.
6. Варвара Шмыкова: «This is Russia» [Электронный ресурс] //
Скажи Гордеевой: YouTube-канал. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=QFUxwCeP U (дата обращения:
05.04.2022).
7. Гавриленко В. Мужчины бросали вслед похотливые взгляды:
Россиянка в одиночку отправилась на Шри-Ланку. Что она там увидела? [Электронный ресурс] // Lenta.ru 2022. 5 октября. URL: https://lenta.ru/articles/2022/05/10/sri-lanka/7ysclidH4421ro3xj (дата обращения: 05.04.2022).
8. Головчинер В. Е. Действие и конфликт как категории драмы // Вестник ТГПУ. 2000. № 6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deystvie-i- konflikt-kak-kategorii-dramy-1 (дата обращения: 12.05.2022).
9. Давлетгильдеев Р. Маленький Будда: как поездка в Бурятию научила меня любить [Электронный ресурс] // Сноб. 2021. 30 июня. URL: https://snob.ru/entry/208286/ (дата обращения: 05.04.2022).
10. Женетт Ж. Фигуры // Фигуры: Работы по поэтике. В 2 т. Т. 1. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 472 с.
11. Качанов Д. Г. Мультимедийный журналистский нарратив: к
определению понятия // Меди@льманах. 2021. № 3 (104). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynyy-zhurnalistskiy-narrativ-k- opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 19.04.2022).
12. Клевошин П., Львова А. Онлайн-путешествия стали хитом сезона
пандемии [Электронный ресурс] // Ведомости. 2020. 12 октября. URL:
https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/12/10/850527-onlain- puteshestviya
13. Красавина А. В. Сторителлинг как журналистская дисциплина:
проблемы и перспективы преподавания // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-zhurnalistskaya-distsiplina- problemy-i-perspektivy-prepodavaniya (дата обращения: 12.05.2022).
14. Макки Р. История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. М. : Альпина нон-фикшн, 2019. 456 с.
15. Мамуркина О. В Теория нарратива в современном
литературоведении // Царскосельские чтения. 2011. № XV. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-narrativa-v-sovremennom-literaturovedenii (дата обращения: 12.05.2022).
16. Миташева М. С., Варакин В. С. Сторителлинг как технологическая основа журналистики (опыт теоретической аргументации) // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 2. С. 637-641. URL: http://e-koncept.ru/2017/570126.htm (дата обращения: 11.05.2022).
17. Назайкин А. Н. Типы и правила сторителлинга для копирайтинга
[Электронный ресурс]: текстовая версия лекции. URL:
http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/storytelling/tipy_i_pravila.htm (дата обращения 10.04.22).
18. Найдорф М. И. Мотивация комфортом [Электронный ресурс] // Культуролог. URL: https://culturolog.ru/content/view/1506/24/ (дата обращения: 11.05.2022).
19. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия //
Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата
обращения: 12.05.2022).
20. Парамонов О. «Первые годы были мучением» Как россиянка
переехала в Израиль за любимым, впала в депрессию и оказалась вне закона [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 2021. 11 ноября. URL:
https://lenta.ru/arttcles/2021/11/11/israelUyschdH441zebru2 (дата обращения: 05.04.2022).
21. Петров И. Ф. Глобализация и культурная универсализация
потребления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №7-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-kulturnaya-
universalizatsiya-potrebleniya (дата обращения: 11.05.2022).
22. Пешком : телепрограмма [Электронный ресурс] // Смотрим. URL:
https:// smotrim.ru/brand/21865?utm_source=internal&utm_medium=serp&utm_ca mpaign=serp (дата обращения: 05.06.2022)
23. Пешком.Москва Китайгородская [Электронный ресурс] // Смотрим. URL: https://smotrim.ru/video/2372369 (дата обращения: 05.06.2022)
24. Пешком.Москва цирковая [Электронный ресурс] // Смотрим. URL: https://smotrim.ru/video/2390150 (дата обращения: 05.06.2022)
25. Плеханова Н. Сестрорецк: семь дней без шампанского. Из дневника культурно отдыхающей [Электронный ресурс] // Сноб. 2021. 22 июня. URL: https://snob.ru/entry/208026/ (дата обращения: 05.04.2022).
26. Пономарев Н. Ф. Сторителлинг и риторика в публичном дискурсе // Филология в XXI веке: методы, проблемы, идеи: материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч. конф., Пермь, 15 апреля 2014 г. / Отв. ред. Н.В. Соловьева, И.И. Русинова; Перм. гос. нац. исслед. ун -т. Пермь, 2014. С. 151¬157.
27. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011. 351 с.
28. Птушкин - главный путешественник ютуба [Электронный
ресурс] // вДудь: YouTube-канал. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=recHRnwvAaY (дата обращения:
05.04.2022).
29. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики) / Под общ. ред. Я.Н. Засурского. 4-е изд. М. : Академический проект, 2017. 528 с.
30. Симакова С. И., Енбаева А. П. Сторителлинг как прием
журналистской работы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-priem-
zhurnalistskoy-raboty (дата обращения: 12.05.2022).
31. Симакова С. И., Енбаева А. П., Исакова Т. Б. Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление // Вестник ВУиТ. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynyy-storitelling-teoreticheskoe-
osmyslenie (дата обращения: 12.05.2022).Сноб: о проекте [Электронный ресурс] // snob.ru. URL: https://snob.ru/basement (дата обращения: 05.06.2022)
32. Теребков А. С. К вопросу о трактовке феномена нарратива в
современном гуманитарном знании. Сущность и истоки // ОНВ. 2012. №3 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-traktovke-fenomena-
narrativa-v-sovremennom-gumanitarnom-znanii-suschnost-i-istoki (дата
обращения: 12.05.2022).
33. Терентьев А. Изуродованные женщины, нищета и праздник
крови. Что удивило россиянина в малоизученной Индии? [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 2022. 18 февраля. URL:
https://lenta.ru/articles/2022/02/18/plemenaUysclidH441p9hbjg (дата обращения: 05.04.2022).
34. Тодорова О. В. Сторителлинг как инновационный PR-инструмент
// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=14130 (дата обращения:
11.05.2022).
35. Тумакова И. Последний «Аллерго» [Электронный ресурс] //
Новая газета. 2022. 28 марта. URL:
https://novayagazeta.ru/articles/2022/03/28/poslednii-allegro? (дата обращения: 05.04.2022).
36. Федоров Е. Александр Горбачев: «Задача журналистики -
рассказывать человеческие истории» // Журналист. 2019. № 5. URL:
https://jrnlst.ru/gorbachev (дата обращения: 11.03.2022)
37. Чумаков Т. В. Массовое и совместное потребление // Economics.
2016. № 11 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-i-sovmestnoe- potreblenie (дата обращения: 12.05.2022).
38. Шейгал Е. И. Многоликий нарратив // Политическая
лингвистика. 2007. № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZmnogolikiy-
narrativ (дата обращения: 11.05.2022).
39. Шульга А. В. Сторителлинг в эпоху мультимедийной журналистики [Электронный ресурс] // Репозиторий Dspace. URL: https://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/22452?show=full (дата обращения: 11.05.2022).
40. Щедрина И. О. Трансформация самосознания в цифровом пространстве: от нарратива к сторителлингу // Вопросы философии. 2022. Т. № 3. С. 133-142.
41. Эксперт: число интернет-пользователей за два года пандемии
увеличилось на 17% // Zemin. 2021. 7 декабря. URL:
https://www.yerzemin.com/display/ekspert-chislo-internet-polzovateley-za-dva- goda-pandemii-uvelichilos-na-17/158924 (дата обращения: 11.05.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ