🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Работа №197588

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 Механизмы информационной политики 14
1.1 Определение основных понятий и их взаимосвязи 14
1.2 Нормативно-правовое регулирование информационных технологий в Российской
Федерации 21
1.3 Характеристика современных масс-медиа как элемента информационных технологий на примере государственного телеканала «RT» 41
2 Информационные технологии как механизм управление политическим сознанием 2.1 Анализ технологии манипулирования общественным сознанием в интернет-
пространстве как инструмент политического управления 57
2.2 Факторы внешней информационной манипуляции, и способы противодействия им ...70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 93

Многие развитые страны на данный момент стремятся к внедрению в информационное общество, в котором качество жизни, а также социальные изменения зависят от использования разного рода информации. Такое развитие в первую очередь связанно с открытостью общественного устройства, действенностью феномена «общественного мнения» и степенью зрелости общества. Таким образом, переход к информационному обществу, основанный на производстве, распространении и внедрении информации в общественное бытие, управление обществом вызывает социально - экономические сдвиги в обществе и воздействует на все сферы человеческой жизни.
В процессе развития современных коммуникативных технологий российское общество активно осваивает медиапространство, отличительной чертой которого на сегодня является множественность источников информации. Период второго десятилетия ХХХ века можно охарактеризовать как встречу российского общества с радикальными изменениями в сфере информационных технологий, что не может не отразиться на политическом сознании. Институциональные основы, действовавшие до периода переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей, трансформировались.
В постиндустриальном обществе информация является одним из важнейших факторов, влияющих на политическое сознание. Интернет - площадки выступают местом, где формируется общественное мнение. В ситуации, когда многие сайты копируют друг друга, фолловеры, оценивающие информацию лайками/дизлайками, лишаются индивидуальности, вводя ложные данные. Осознание того, что целью многих интернет- каналов, которые выступают в роле источника информации, является увеличение своих финансовых ресурсов, представляется сомнительным качество информации. Развитие информационных технологий и их активное применение в формировании политического сознания является лишь вопросом времени. Главными источниками информации для населения на данный момент выступают СМИ, а именно телевиденье и интернет . Оригинальность, актуальность, качество выпускаемой информации определяется количеством зрителей на канале, подписчиками, просмотрами, лайками/дизлайками, репостами и комментариями.
В условиях современной информационной активности вопросы формирования представления о политической власти приобретают особую актуальность. Для политических акторов, борющихся за передел политических ресурсов, информационные технологии выступают инструментом достижения своих политических целей. Обоснование и получение последующего одобрения на осуществление тех или иных политических действий требует одобрения общества, которого можно быстро достичь путем использования рекламы в интернет - пространстве.
Увеличение доверия со стороны граждан по отношению к власти зависит от возможности убедить своих граждан в законности, эффективности, справедливости и профессионализме принятых управленческих решений. Получая одобрение со стороны граждан, государственный аппарат получает «вотум безопасности» на политическое существование на определенное время. Это время зависит от степени убежденности населения в эффективности работы этой политической системы.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в ответе на вопрос каким образом осуществляется влияние на политическое сознание общества.
В более широком понимании информационные технологии представляют собой совокупность методов и средств сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Степень теоретической разработанности проблемы
Проблема влияния информационных технологий на политическое сознание в настоящее время привлекает внимание политологов, социологов, философов, журналистов, блогеров, а также широкой общественности, профессионалов и любителей. Наибольшее значение она получает в условиях политического выбора в среде информационно продвинутого общества.
Понятие «массовая коммуникация» в рамках коммуникационного направления ввел в 1909 году социолог Чарльз Кули . Изучение средств массовой информации с точки зрения их возможности влияния на аудиторию началось в 20-ые гг. ХХ века. Первая концепция принадлежала работе американского социолога и журналиста У. Липпмана под названием «Общественное мнение», где утверждалось, что СМИ имеет огромное влияние на формирование мнения людей . Также он впервые использовал термин «социальный стереотип», а также рассмотрел возможность манипулирования посредством СМИ общественным сознанием и представил «коммуникацию» как социальные отношения. Следующим этапом стало изучение эффектов воздействия СМИ в политическом процессе. Данной проблематикой занимался П. Лазарсфельд, который также изучал роль средств массовой информации в избирательном процессе и их влияние на электоральное поведение в 30-40-х гг. ХХ века . На тот момент СМИ характеризовались как манипулирующая сила, сознание аудитории, которая представлялась как пассивный потребитель сообщений. Считаю важным отметить, что эмпирические исследования эффектов массовой коммуникации практически не проводились, и в большинстве случаев концепции строились на основании умозрительных заключений. В 60-80-е гг. ХХ века возникли разнообразные теории для объяснения механизмов влияния СМИ на политический выбор людей не без участия политической рекламы, которые стали основой современных исследований. Их авторами были известные зарубежные социологи Н.Луман, С. Ленарт, У. Миллер, Т. Блумер, Э. Ноэль-Нойман .
В настоящее время феномен массовой коммуникации продолжает изучаться. Перед современными исследователями даже не стоит вопрос о возможности влияния информационно-коммуникационных технологий, так как это влияние очевидно. Проблема сводится к определению степени, механизмов и способов влияния их на общественно - политические процессы. Это нашло отражение в работах таких ученых, как Р.Ф.Абдеева, Ю.П.Буданцева, В.П.Конецкой, Г.Г.Почепцова, С.М.Виноградовой, А.П.Суханова, А.Д.Урсула , Ю.Ю. Комлева, Р.Р.Гарифуллина, И.Г. Ясавеева, В.С.Басина.
Также следует отметить, что ряд работ описывает непосредственное влияние средств массовой информации на социально-политические процессы, протекающие в обществе . Однако внимание в них, прежде всего, сосредотачивалось на психологических аспектах без определения обратного влияния наблюдающихся изменений в деятельности средств массовой информации. В рамках этих исследований были достигнуты определенные результаты в изучении проблемы взаимосвязи политики и прессы, где СМИ рассматривается как субъект и объект политического воздействия. Это отражено в работах Ф. Артертона, К.С.Гаджиева, С.Ю. Кирюшина, С.Г. Корконосенко, Ю.А.Нисневича.
Научные исследования по осмыслению политического сознания рассматривались в работах таких ученых, как Маркс К., Энгельс Ф., Поливаева Н.П., Мартьянов Д.С., Ольшанский Д.В., Баранов Н.А. Исаева.Б.А.
В связи с тем, что работ по теоретическому осмыслению проблемы влияния информационных технологий на политическое сознание недостаточно, данная тема нуждается в детальной разработке.
Гипотеза
Полагаем, что информационные технологии влияют на политическое сознание, посредством информационного манипулирования, в том числе в интернет - пространстве. Степень вовлеченности в манипулятивную информацию зависит от жизненного опыта и социально-экономического положения индивида.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования выступает сфера взаимодействия информационных технологий и политического сознания.
Предмет исследования - информационные технология как инструмент формирования политического сознания в России.
Цель и задачи исследования
В соответствии с поставленной проблемой цель работы заключается в том, чтобы выявить механизмы влияния информационных технологий на политическое сознание.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• на основе анализа политологической, философской, социологической и культурологической литературы выделить теоретические подходы к объяснению таких понятий, как «информационные технологии» и «политическое сознание»;
• выявить современное состояние законодательного регулирования информационных технологий и пути его усиления;
• дать полноценную характеристику массмедиа как элемента информационных технологий на примере государственного телеканала «RT»;
• определить основные классификации технологий манипулирования общественным сознанием в интернет - пространстве как инструмента политического управления;
• выявить внешние факторы информационного влияния, а также разработать рекомендации по противодействию манипуляциям в информационном пространстве.
Теоретико-методологические основания исследования
Используются как общенаучные методы: анализ, синтез, классификация, обобщение, так и специальные методы: когнитивный подход, сравнительный метод. Для нашего исследования выбран когнитивный подход, и не случайно. Если характеризовать когнитивный подход в общих чертах, то он заключается в том, чтобы понять каким образом человек «расшифровывает» информацию о действительности и организует ее с целью принятия решении.
Научная новизна работы
1. В результате анализа политологической, философской, социологической и культурологической литературы были сформулированы такие понятия, как «информационное поле», «инфосодержайшие продукты», «общедоступные интернет - площадки», «политическое сознание», «информационные паразиты», «низкопрофильные новости» и «межнациональный конфликт» с учётом современных тенденций социально-политического развития общества. Предложен современный подход к классификации факторов, влияющих на формирование политического сознания, что позволит исследовать проблематику сообразно современным тенденциям.
2. На основании анализа законодательных актов уточнены правовые основы функционирования информационных технологий в России.
3. Выявлено разностороннее влияние референтных источников, определяющих политический выбор населения.
Положения, выносимые на защиту
1. В гуманитарных науках на данный момент отсутствует целостная теоретическая модель, с помощью которой можно было бы определить новейшие интенции политического сознания и понять их сущность. Это связано с тем, что процессы взаимосвязи информационных технологий и политического сознания не являются приоритетными для отечественной политической мысли. Поэтому более глубокое изучение влияния информационно-аналитических ресурсов на процессы государственного управления является актуальной задачей высшего уровня. В этой связи, стремление к пониманию места и возможностей информационных технологий в решении политических проблем представляется весьма своевременным.
2. Социально - экономическая обстановка вокруг пользователя в реальном мире сильно влияет на исход его оценки той или иной информации. Человек воспринимает информацию с точки зрения своих уже заранее сформированных знаний, через призму своих понятий, которые уже были сформированы вследствие получения определенного уровня образования. Стоит отметить, что каждая информация, поступающая на общедоступную интернет - площадку, имеет скрытую мысль, которая уже наводит на определённые темы. Каждый человек в состоянии понять, что анализируемая им информация имеет основной посыл, и, уже исходя из своих знаний, оценивает поступившую информацию либо положительно, либо отрицательно.
3. Автор считает, что специфика функционирования средств массовой информации в социально-политической сфере зависит от исторически сложившихся способов распространения и передачи информации, а также степени государственной поддержки и культуры общества, находящегося на определенном этапе социально-экономического, политического развития.
4. Низкая активность населения в политическом процессе, неустоявшаяся структура политических интересов, возникновение стереотипов общественного сознания о политической среде связаны с низким качеством объективности вещаемой политической информации, что в свою очередь отрицательно влияет на активность граждан в решении вопросов политической модернизации и развития страны. Например, информационная манипуляция по теме политических выборов прямо отражается на электоральной активности . В этой связи появляется потребность в создании эффективного механизма влияния общества на источники информации для более качественной проработки информации и минимализации влияния доминирующих кланов в информационном пространстве на политическое сознание. В данном контексте доминирующие кланы - это группы людей, обладающие государственно-политическими и материальными ресурсами и имеющие влияние на ведущие информационные каналы.
5. Интернет представляется мегаполисом, где неподготовленный человек не всегда сориентируется в том, по какой дороге идти, может привести к девиантному поведению в обществе, часто носящему нонконформистский характер. Также хочется добавить, что развитие информационных технологий в условиях отставания в социально - экономическом развитии государства лишь усугубляет финансово -экономическое, социальное и культурное состояния индивида. В конечном итоге такой подход может привести к протестному настроению у людей как в виртуальной, так и в реальной жизни. Соответственно, развитие информационных технологий стоит рассматривать в комплексе с развитием смежных отраслей.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении новых перспектив в осмыслении степени влияние информационных технологий на политическое сознание. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при предложении путей и направлений преодоления кризиса в сфере информационной безопасности. Полученные выводы способствуют пониманию важности развития информационных технологий в современной действительности, содействуют переосмыслению значимости места и роли государства в регулировании информационной среды.
Работа может иметь практическое значение для сферы:
1) образования: при чтении лекционных курсов по теме «Государственная информационная политика», курсов по политической коммуникативистике, а также для разработки специальных курсов, посвященных влиянию информационных технологий на политическое сознание;
2) науки: в качестве современных теоретических определений для
политологических и социологических исследований политического сознания;
3) общественно-государственной деятельности: могут быть использованы в работе подразделений и органов государственной власти по направлению внутренней и информационной политики. Также результаты исследования могут помочь в работе политтехнологов и политических консультантов.
Апробация результатов исследования
Основные идеи и выводы диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских и городских конференциях, а именно на Международной конференции «Актуальные проблемы социальных наук»; Ежегодной научно -технической конференции в рамках Всероссийского конкурса молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»; Томской научно - практической конференции студентов «Правовая культура молодёжи: сущность и проблемы формирования».
Структура работы
Структура диссертационной работы отражает логику, порядок исследования и алгоритм решения поставленных задач. Магистерская диссертация состоит из введения, пяти разделов, объединенных в две главы, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава является теоретической, в ней рассматриваются основные теории, понятия и законодательные основы важные для исследования. Вторая глава содержит практические данные, связанные с публикуемой политической информацией, а также содержит рекомендации по противодействию информационной манипуляции. В приложении показаны финансово-экономические показатели, которые связаны непосредственно с исследуемой тематикой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Информационные технологии играют важную роль в процессе социально - экономического и политического развития России. Развитие информационных технологий без создания необходимых рамок дозволенного и недозволенного отношения к пользователям может стать угрозой стабильного существования государства и развития общества. Информация сильно влияет на поведение человека, соответственно качество этой информации не должно вызывать сомнения.
В рамках первой части работы были изучены теоретические основы информационных технологий, где рассматривались основные течения и понятия. Сложилось понимание того, что информационные технологии являются неотъемлемой частью в формировании общественного политического сознания общества. Поэтому государство стремиться регулировать данную сферу. Также были рассмотрены законодательные основы регулирования отношений, возникающих в информационной сфере. Законодательство в информационной сфере, берущее свое начало с 1991 года, на данный момент несовершенно и развивается по настоящее время. В основном это связанно с постоянно меняющейся обстановкой в стране и мире. Также были рассмотрены новые определения, разработанные в ходе анализа научной литературы, для более точного описания процессов, возникающих в связи с развитием информационных технологий. Было выявлено, что на формирование политического сознания у человека влияет масс- медиа. А формирование правильного политического сознания непосредственно влияет на внутреннюю социально-экономическую ситуацию, а также на внешнеполитический курс страны. Поэтому государство обращает особое внимание на инструменты формирования политического сознания. Инструментами формирования политического сознания в Российской Федерации активно выступают телевидение и интернет-ресурсы.
Во второй части исследования были рассмотрены практические методы формирования политического сознания, приведены наиболее распространенные методы, используемые в манипуляционной практике. Все эти методы направлены на создание у представителей целевых групп заданного отношения к политической ситуации, а также мнений по поводу реальных политических процессов. Также наблюдается формирование у целевых групп определенных установок, модели поведения и побуждения к политическим действиям в интересах манипулятора.
В результате анализа политологической, философской, социологической и культурологической литературы были сформулирована такие понятия, как «информационное поле», «инфосодержайшие продукты», «общедоступные интернет - площадки», «политическое сознание», «информационные паразиты», «низкопрофильные новости» и «межнациональный конфликт» с учётом современных тенденций социально-политического развития общества. Предложен современный подход к классификации факторов, влияющих на формирование политического сознания, что позволит исследовать проблематику сообразно современным тенденциям. Также были разработаны практические рекомендации по противодействию информационной манипуляции.
Таким образом, современный подход к определениям, классификациям и практические рекомендации по противодействию информационным манипуляциям позволят лучше понять и изучить современную информационную среду, что в конечном итоге позволит усовершенствовать информационную сферу в целях эффективного социально-экономического и политического развития Российской Федерации. Данные рекомендации могут применятся и в других странах, где наблюдаются похожие проблемы.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосование 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 8-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июня 2014 г. № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 9 сент. 2000 г. № Пр-1895 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : принят V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : принят на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Концепция формирования информационного общества в России : решение Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32 // Институт развития информационного общества. - М., 2021. - URL: http://www.iis.ru/library/riss/(дата обращения: 17.05.2020).
7. Концепция внешней политики Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 28 авг. 2000 г. // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. Законопроект «О суверенном интернете» принят в первом чтении // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации : офиц. сайт. - М.,
2020. - URL: http://duma.gov.ru/news/29748/(дата обращения 21.11.2020)
О средствах массовой информации : закон Рос. Федерации от 27 дек. 1991 г.
№ 2124-1 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О печати и других средствах массовой информации : закон СССР от 12 июня 1990 г. № 1552-1 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25.07.2002 № 114 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М.,
2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 10 янв. 2000 г. № 24 // Гарант : информ. -правовое обеспечение. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. Об утверждении Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плана мероприятий по её реализации : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 сент. 2004 г. № 1244-р // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
16. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций : постановление Правительства Рос. Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
17. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : федер. закон от 9 фев. 2009 г. № 8 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
18. Об утверждении государственной программы «Информационное общество» :
постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 313 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
19. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
20. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 5 дек. 2016 г. № 646 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
21. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы : указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
22. О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» : федер. закон от 24 апр. 2020 г. № 123 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
23. Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации // Regulation: федеральный портал проектов нормативных правовых актов. - М., 2021. - URL: https://regulation.gov.ru(дата обращения 20.04.2020).
24. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации : федер. закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ // Гарант : информ.- правовое обеспечение. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
25. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 2 дек. 2019 г. № 380-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
26. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов от 29 нояб. 2018 № 459-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
27. Электронная Россия (2002-2010): федеральная целевая программа
постановление Правительства Российской Федерации от 28 янв. 2002 г. № 65 // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
28. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. - М. : ВЛАДОС, 1994. - 334 с.
29. Арский В. Г. Инфосреда: информационные структуры, системы и процессы в науке, и обществе / В. Г. Арский, И. А. Гиляровский, А. Н. Гуров, И. А. Чёрный. - М. : Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 1996. - 499 с.
30. Атертон Ф. К. Может ли технология заменить демократию? //
Информатизация общества и философия. - М. : АН СССР, 1991. - С. 9-16;
31. Балашов А. Н. Информационные технологии в политике: сущность, содержание и классификация // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2 (32). - С. 85-91. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-politike- suschnost-soderzhanie-i-klassifikatsiya/viewer(дата обращения: 13.04.2020).
32. Баранов Н. А. Трансформация политического сознания современного российского общества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2007. - Т. 3, № 1. - С. 82-98.
33. Басин В. С. Теория и практика изучения аудитории массовой коммуникации в рамках деятельностного подхода : учеб. пособие / В. С. Басин. - Казань : УНИПРЕСС, 2002. - 76 с.
34. Беккер. Г. Земля аутсайдеров / пер. с англ. Искандер Ясавеев // Новая газета. - 2018. - № 75. - С. 7-9.
35. Бердникова, А. Ю. Телевидение и Интернет как основные источники информирования россиян // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (242). - С. 142-143.
36. Блумер Т. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современности : хрестоматия / отв. ред. А. В. Кудрявцев. - Казань : АБАК, 1998. - С. 65¬77.
37. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 243 с.
38. Бодрунова С. С. Медиакратия: современные подходы к определению термина // Вестн. Санкт-Петрбургского ун-та. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2012. - № 3. - С. 203-215.
39. Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации / С. С. Бодрунова. - М. : Товарищество научных изданий КМК, 2010. - 670 с.
40. Буданцев Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов / Ю. П. Буданцев. - М. : Наука. 1986. - 168 с.
41. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. - СПб. : Изд-во Михайлова, 2001. - 253 с.
42. Взаимодействие средств массовой информации, народа и институтов власти в процессе демократизации : материалы Междунар. коллоквиума. Минск, 27-30 нояб. 1991 г. - Минск : [Б. и.], 1991. - 150 с.
43. Виноградова. С. М. Международный обмен информацией: проблемы свободы и ответственности // Информационное общество. Некоторые аспекты. - СПб.,
1999. - С. 7-16.
44. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления / С. В. Володенков. - М. : Проспект, 2015. - 272 с.
45. Володенков С. В. Современная политическая коммуникация как инструмент манипулирования общественным сознанием // Вестн. Моск. ун-та. Политические науки. - 2012. - № 5. - С. 89-103. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZsovremennaya-politicheskaya- kommunikatsiya-kak-instrument-manipulirovaniya-obschestvennym-soznaniem/viewer(дата обращения: 22.04.2021).
46. Гаджиев К. С. Средства массовой информации и политика // Вестн. Моск. гос. ун-та. - 1995. - №1. - С. 47-58.
47. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. - М., 2012. - С. 77-90. - URL: http://grachev62.narod.ru/grachev_new/ grachev2012_1.html (дата обращения: 15.04.2020).
48. Давыдов Л. В. Средства массовой информации в современном политическом процессе, Опыт политологического анализа : дис. ... канд. политич. наук : 23.00.01 / Л. В. Давыдов. - СПб., 1998. - 341 с.
49. Дьякова Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Политические исследования. - 2003. - № 3. - С. 109-119.
50. Засурский Я. Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестн. Моск. гос. ун-та. - 1995. - № 2. - С. 3-6.
51. Ищенко М. В. Информационное общество: подходы к определению сущности категорий // Вестн. Ом. ун-та. Экономика. - 2007. - № 1. - С. 47-54. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obschestvo-podhody-k-opredeleniyu- suschnosti-kategoriy/viewer(дата обращения: 18.04.2021).
52. Карнаушенко Л. В. «Глобальная деревня» как новая форма социальной
организации постиндустриального общества и фактор угрозы государственному
суверенитету // Философия права. - 2016. - № 2 (75). - С. 38-41. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnaya-derevnya-kak-novaya-forma-sotsialnoy-organizatsii- postindustrialnogo-obschestva-i-faktor-ugrozy-gosudarstvennomu/viewer(дата обращения: 17.04.2021).
53. Кастельс М. Власть коммуникации / М. Кастельс. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 564 с.
54. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 328 с.
55. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2000. - 608с.
56. Кирюшин С. Ю. К вопросу о роли СМИ в политике // Права человека и гражданина: законодательство и практика. - Краснодар, 2001. - 159 с.
57. Комлев Ю. Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию / Ю. Ю. Комлев. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2001. - 171 с.
58. Конецкая В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. - М. : Знание, 1997. - 245 с.
59. Корконосенко С. Г. Социальные функции прессы в политической жизни современного российского общества : дис. ... д-ра политич. наук : 23.00.03 / С. Г. Корконосенко. - СПб., 1993. - 356 с.
60. Красовицкая Т. Ю. «Очистим Россию надолго...» Репрессии против инакомыслящих. Конец 1921 - начало 1923 г. : документы // Отечественные архивы. - М., 2021. - URL: http://portal.rusarchives.ru/publication/krasovitckaya.shtml(дата обращения: 02.05.2021).
61. Кули Ч. Х. Социальная самость // Американская социологическая мысль : пер. с англ. / под ред. В. И. Добренькова. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - С.316-329.
62. Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - М. : Изд-во политической литературы, 1964-1981. - Т. 17. - 418 с.
63. Ленин В. И. Полное собрание сочинений : в 17 т. // LENINVI. - М., 2021. - URL: http://leninvi.com/t17/p416(дата обращения: 16.04.2020).
64. Липпман У. Общественное мнение // BAGUZIN. - М., 2021 - URL:
https://baguzin.ru/wp/uolter-lippman-obshhestvennoe-mnenie/(дата обращения: 19.04.2021).
65. Маркарян В. Р. Влияние массовой коммуникации на политический процесс: анализ западных концепций // Социология власти. - 2006. - № 5. - С. 99-107. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-massovoy-kommunikatsii-na-politicheskiy-protsess- analiz-zapadnyh-kontseptsiy/viewer(дата обращения: 20.04.2021).
66. Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М. :
Государственное издательство политической литературы, 1955. - 615 с.
67. Маркс К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Политическая литература, 1954.
68. Мартьянов Д. С. Политическое сознание, политическое бессознательное и политическая психика: ревизия подходов к структуре и определению // Вестн. Санкт- Петербургского ун-та. Политология. Международные отношения. - 2015. - № 3. - С. 57¬
69. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-soznanie-politicheskoe-bessoznatelnoe-i- politicheskaya-psihika-reviziya-podhodov-k-strukture-i-opredeleniyu/viewer(дата обращения: 21.04.2021).
69. Назимов Р. Х. Политическая культура молодежи в интернет-коммуникациях // Правовая культура молодёжи: сущностью проблемы формирования : материалы науч. - практ. конф. студентов. - Томск, 2019. - С. 96.
70. Назимов Р. Х. Технология манипулирования электоратом // Моя законотворческая инициатива : сб. тез. работ участников 15 Всерос. конкурса. - М., 2020. - Т. 2. - С. 186-188.
71. Нисневич Ю. А. Информация и власть / Ю. А. Нисневич. - М. : Мысль,
2000. - 175 с.
72. О канале // ТВ-Новости. - [Б. м.], 2005-2021. - URL: https://russian.rt.com/ about (дата обращения: 02.11.2020).
73. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии // PEDLIB. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://pedlib.ru/Books/5/0271/5_0271-46.shtml(дата обращения: 22.04.2021).
74. Осипова И. Г. Теории и практика влияния СМИ в современной и зарубежной социологии // Вестник Моск. гос. ун-та. - 2001. - № 1. - С.92-104.
75. Оськин А. Российский рынок прессы между прошлым и будущем // Вестник аналитики. - 2003. - № 3 (13) - С. 96-107.
76. Поливаева Н. П. Политическое сознание в условиях трансформации российского общества : дис. ... д-ра политич. наук : 23.00.02 / Н. П. Поливаева. - М., 2009. - 462 с.
77. Политическое сознание: понятие, структура, функции // LAWS.STUDIO. -
[Б. м., б. г.]. - URL: https://laws.studio/politicheskaya-teoriya-rf/politicheskoe-soznanie-
ponyatie-struktura-51140.html (дата обращения: 21.04.2021).
78. Политтехнологи, СМИ и общество // Свободная мысль - XXI. - 2003. - № 11. - С. 67-77.
79. Попова О. В. Особенности политического сознания современной российской молодежи // Политическая наука. - 2017. - № 1. - С. 138-162. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-politicheskogo-soznaniya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi/viewer (дата обращения: 22.04.2021).
80. Почепцов Г. Г. Как ведутся тайные войны: Психологические операции в современном мире / Г. Г. Почепцов. - Харьков : Консум, 2000. - 200 с.
81. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М. : Центр, 1998. - 352 с.
82. Пугачев В. П. Управление свободой / В. П. Пугачев. - М. : КомКнига, 2005. - 272 с.
83. Седов К. Телеканал RT в 2019 году израсходовал 22,3 млрд рублей, полученных из бюджета. Это рекорд // Открытые медиа. - [Б. м., б. г.]. - URL: https://openmedia.io/news/n2/telekanal-rt-v-2019-godu-izrasxodoval-223-mlrd-rublej- poluchennyx-iz-byudzheta-eto-rekord/(дата обращения: 04.11.2020).
84. Соловьев А. И. Политические коммуникации : учеб. пособие / А. И. Соловьев. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 332 с.
85. Суханов А. П. Информация и прогресс / А. П. Суханов. - Новосибирск : Наука, 1981. - 190 с.
86. Сухотерин Л. Информационная работа в государственном аппарате / Л. Сухотерин, И. Юдинцев. - М. : Европа, 2007. - 480 с.
87. Талер Р. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье / Р. Талер, К. Санстайн ; пер. с англ. Е. Петровой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 240 с.
88. Теория политики : учеб. пособие / под ред. Б. А. Исаева. - СПб. : Питер, 2008. - 464 с.
89. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М. : Издательство АСТ, 1999. - 784 с.
90. Умбатов Ф. Д. Роль средств массовой информации в реализации государственной социальной политики / Ф. Д. Умбатов. - М. : Вагриус, 1998. - 235 с.
91. Урсул А. Д. Информация: методологические аспекты / А. Д. Урсул. - М. : Наука. 1974. - 252 с.
92. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
93. Федорченко С. Н. PR-технология спин-докторинга // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. - 2011. - № 4. - С. 73-79. - URL: https://www.elibrary.ru(дата обращения: 16.12.2020).
94. Щербинина Н. Г. Определение медиареальности и коммуникации в контексте теории политического конструирования реальности // Вестн. Том. гос. ун -та. Философия. Социология. Политология. - 2019. - № 50. - С. 219-232.
95. Щербинина Н. Г. Политико-коммуникативные феномены, служащие для управления значениями // Щербинина Н. Г. Теоретические аспекты политической коммуникативистики : науч.-метод. материалы - Томск, 2020. - С. 14-23.
96. Щербинина Н. Г. Современный мир медиа // Щербинина Н. Г. Теоретические аспекты политической коммуникативистики : науч.-метод. материалы - Томск, 2020. - С. 41-50.
97. Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем в трансформирующемся обществе: теоретико-прикладной аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / И. Г. Ясавеев. - Казань, 1997. - 24 с.
98. Dordick H. S. The Information Society: A Retrospective View / H. S. Dordick, G. Wang. - Newbury Park : Sage Publications, 1993. - 168 p.
99. Katz R. L. The Information Society: An International Perspective / R. L. Katz. - New York : Praeger, 1988. - 162 p.
100. Lazarsfeld P. Personal influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications / P. Lazarsfeld. - N. Y. : [s. n. ], 1965. - 254 p.
101. Lenart S. Shaping political attitudes. The impact of interpersonal communication and mass media / S. Lenart. - N. Y. : Thousand Oaks, 1994. - 195 p.
102. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. - Washington : World Future Society, 1981. - 171 p.
103. Noelle-Neumann E. The Spiral of Sience: Public Opinion - our Social Skin / E. Noelle-Neumann. - Chicago : University of Chicago Press, 1993. - 200 p.
104. Porat M. The Information Economy: Development and Management / M. Porat, M. Rubin. - Washington : The Office, 1977. - 139 p.
105. Stonier T. The Wealth of Information : a profile of the post-industrial economy / T. Stonier. - London : Thames Methuen, 1983. - 224 p.
106. Stout D. W. Social Media Statistics 2020: Top Networks By the Numbers // Dustinstout. - California, 2021. - URL: https://dustinstout.com/social-media-statistics/ (access date: 04.11.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ