Конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности»»
|
Введение 5
1 Теоретические основы организации процесса обучения по программе
дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» 8
1.1 Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки
«Научные основы учебной деятельности» 8
1.2 Педагогические технологии для преподавания программы
дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» 12
2 Обоснование и конструирование методического обеспечения программы
дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» 25
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения процесса обучения
2.2 Методическое обеспечение лекционных занятий ..
2.3 Методическое обеспечение практических занятий
2.4 Фонд оценочных средств
3 Конструирование электронного обучающего курса «Научные основы учебной деятельности» 35
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств .. 35
3.2 Педагогическое обоснование и описание электронного обучающего курса
«Научные основы учебной деятельности» 43
3.3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Научные
основы учебной деятельности»Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа дополнительной профессиональной подготовки.... 91
Приложение Б Методические разработки лекционных занятий 103
Приложение В Методические разработки практических заданий 111
Приложение Г Фонд оценочных средств 122
Приложение Д Оценочные листы 130
1 Теоретические основы организации процесса обучения по программе
дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» 8
1.1 Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки
«Научные основы учебной деятельности» 8
1.2 Педагогические технологии для преподавания программы
дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» 12
2 Обоснование и конструирование методического обеспечения программы
дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» 25
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения процесса обучения
2.2 Методическое обеспечение лекционных занятий ..
2.3 Методическое обеспечение практических занятий
2.4 Фонд оценочных средств
3 Конструирование электронного обучающего курса «Научные основы учебной деятельности» 35
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств .. 35
3.2 Педагогическое обоснование и описание электронного обучающего курса
«Научные основы учебной деятельности» 43
3.3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Научные
основы учебной деятельности»Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа дополнительной профессиональной подготовки.... 91
Приложение Б Методические разработки лекционных занятий 103
Приложение В Методические разработки практических заданий 111
Приложение Г Фонд оценочных средств 122
Приложение Д Оценочные листы 130
В наше время главным аспектом в жизни каждого человека является образование. Владея высоким уровнем образования, человек может применять знания, умения и навыки на практике, используя при этом различные информационные ресурсы.
В советское время образовательная система предоставляла фундаментальные знания для обеспечения деятельности человека отрасли на протяжении всей жизни. В настоящее время, в связи с изменением информации в обществе, появилась необходимость в системы непрерывного образования, которое формирует переобучению, повышению уровня знаний и т.д.
В настоящее время все требования, предъявляемые к личности профессиональной компетентности педагога, представлены профессиональном стандарте педагога. В соответствии с данным документом педагогу присваивается квалификационный уровень, который учитывается при приеме на работу и при составлении должностной инструкции.
В связи с введением данного профессионального стандарта актуализировалась проблема несоответствия большей части педагогов трудовым функциям, представленным в нем. Это несоответствие особенно актуально для преподавателей технических, естественнонаучных, гуманитарных и других направлений высшего образования, не имеющих базового педагогического или профессионально-педагогического образования. С целью устранения квалификационных дефицитов в области педагогических компетенций у преподавателей этих направлений в университетах в настоящее время разрабатываются и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки.
Понятие и сущность дополнительного профессионального образования рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 76. Дополнительное профессиональное образование.
В данном законе дается определение понятия дополнительное профессиональное образование, как вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.
Посредством дополнительных профессиональных программ реализуется дополнительное профессиональное образование.
Вопросами повышения профессионализма повышения квалификации Р. Болам, А.В. Даринский, С.И. Змеев, Е.А. Мелехина.
Методическое обеспечение программ дополнительной профессиональной подготовки является важной составляющей в эффективной организации и результативной качественной реализации процесса повышения квалификации и дополнительной профессиональной подготовки педагогов.
Разработкой методического обеспечения процесса обучения занимались такие ученные, как Л.В. Байбородова, Е.А. Борзых, П.И. Образцов, М.И. Рожков, Н.А. Сергеева, и др.
Применение образовательных технологий, соответствующих современным техническим возможностям, дидактическим требованиям и принципам, дает основание для обновления педагогического процесса. Одним из средств обучения нового поколения являются педагогические технологии, позволяющие индивидуализировать и разнообразить способы обучения.
Вопросами разработки и реализации педагогических технологий занимались такие ученые, как Н.В. Борисова, А.Д. Ишков, В.Г. Кезин, Б.Т. Лихачёв, Н.Г. Милорадова, А.М. Митина, Т.Н. Пальчевский, Г.К. Селевко и многие др.
Для более эффективного подхода к обучению и совершенствованию методики преподавания используются современные информационные технологии. Применение информационных технологий в процессе обучения способствует экономии учебного времени, повышению качества представления и усвоения учебного материала, повышению мотивации обучения обучающихся и повышению качества образования в целом.
Вопросами использования возможностей информационных технологий в процессе обучения занимались такие ученые, как ГМ. Киселев, Е.И. Машбиц, О.И. Пащенко, И.В. Роберт и др.
В настоящее время сочетание очного и электронного обучения может привести к более качественному результату в процессе обучения.
Требования к электронным обучающим курсам и организации электронного обучения рассматривали такие ученые, как Б.С. Гершунский, Н.Н. Горлушкина, И.В. Роберт и другие.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Конструирование методического обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности». В соответствии с темой определена цель исследования: сконструировать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Объект: процесс обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Предмет: методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Исходя из цели, объекта и предмета были определены следующие задачи:
1) Раскрыть специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
3) Обосновать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
4) Разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Научные основы учебной деятельности».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам конструирования методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения педагогических программных средств в процессе обучения;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения электронных курсов в процессе обучения;
- анкетирование;
- метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа по теме «Конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности»» содержит 139 страниц текстового документа, 4 приложения, 62 использованных источников, 40 рисунков, 6 таблиц.
В советское время образовательная система предоставляла фундаментальные знания для обеспечения деятельности человека отрасли на протяжении всей жизни. В настоящее время, в связи с изменением информации в обществе, появилась необходимость в системы непрерывного образования, которое формирует переобучению, повышению уровня знаний и т.д.
В настоящее время все требования, предъявляемые к личности профессиональной компетентности педагога, представлены профессиональном стандарте педагога. В соответствии с данным документом педагогу присваивается квалификационный уровень, который учитывается при приеме на работу и при составлении должностной инструкции.
В связи с введением данного профессионального стандарта актуализировалась проблема несоответствия большей части педагогов трудовым функциям, представленным в нем. Это несоответствие особенно актуально для преподавателей технических, естественнонаучных, гуманитарных и других направлений высшего образования, не имеющих базового педагогического или профессионально-педагогического образования. С целью устранения квалификационных дефицитов в области педагогических компетенций у преподавателей этих направлений в университетах в настоящее время разрабатываются и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки.
Понятие и сущность дополнительного профессионального образования рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 76. Дополнительное профессиональное образование.
В данном законе дается определение понятия дополнительное профессиональное образование, как вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.
Посредством дополнительных профессиональных программ реализуется дополнительное профессиональное образование.
Вопросами повышения профессионализма повышения квалификации Р. Болам, А.В. Даринский, С.И. Змеев, Е.А. Мелехина.
Методическое обеспечение программ дополнительной профессиональной подготовки является важной составляющей в эффективной организации и результативной качественной реализации процесса повышения квалификации и дополнительной профессиональной подготовки педагогов.
Разработкой методического обеспечения процесса обучения занимались такие ученные, как Л.В. Байбородова, Е.А. Борзых, П.И. Образцов, М.И. Рожков, Н.А. Сергеева, и др.
Применение образовательных технологий, соответствующих современным техническим возможностям, дидактическим требованиям и принципам, дает основание для обновления педагогического процесса. Одним из средств обучения нового поколения являются педагогические технологии, позволяющие индивидуализировать и разнообразить способы обучения.
Вопросами разработки и реализации педагогических технологий занимались такие ученые, как Н.В. Борисова, А.Д. Ишков, В.Г. Кезин, Б.Т. Лихачёв, Н.Г. Милорадова, А.М. Митина, Т.Н. Пальчевский, Г.К. Селевко и многие др.
Для более эффективного подхода к обучению и совершенствованию методики преподавания используются современные информационные технологии. Применение информационных технологий в процессе обучения способствует экономии учебного времени, повышению качества представления и усвоения учебного материала, повышению мотивации обучения обучающихся и повышению качества образования в целом.
Вопросами использования возможностей информационных технологий в процессе обучения занимались такие ученые, как ГМ. Киселев, Е.И. Машбиц, О.И. Пащенко, И.В. Роберт и др.
В настоящее время сочетание очного и электронного обучения может привести к более качественному результату в процессе обучения.
Требования к электронным обучающим курсам и организации электронного обучения рассматривали такие ученые, как Б.С. Гершунский, Н.Н. Горлушкина, И.В. Роберт и другие.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Конструирование методического обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности». В соответствии с темой определена цель исследования: сконструировать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Объект: процесс обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Предмет: методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Исходя из цели, объекта и предмета были определены следующие задачи:
1) Раскрыть специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
3) Обосновать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
4) Разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Научные основы учебной деятельности».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам конструирования методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения педагогических программных средств в процессе обучения;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения электронных курсов в процессе обучения;
- анкетирование;
- метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа по теме «Конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности»» содержит 139 страниц текстового документа, 4 приложения, 62 использованных источников, 40 рисунков, 6 таблиц.
Целью выпускной квалификационной работы являлось конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
1) Раскрыта специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» для преподавателей технических, естественнонаучных, гуманитарных и других направлений высшего образования, не имеющих базового педагогического или профессионально¬педагогического образования направлена на такую обобщенную трудовую функцию, как «Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам» (код А), включающая в себя трудовую функцию «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДИЛ» (код А/01.6).
В свою очередь эта трудовая функция включает следующие трудовые действия:
- проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы;
- организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы.
В стандарте сказано, что необходимыми умениями для осуществления вышеуказанных трудовых действий являются следующие:
- использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно¬коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом:
- использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно¬коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом:
- специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО (для программ СПО);
- особенностей преподаваемого учебного предмета, курса,дисциплины (модуля);
- задач занятия (цикла занятий), вида занятия;
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
- стадии профессионального развития;
- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания.
- контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания.
Необходимыми знаниями для выполнения указанных трудовых действий являются следующие:
- возрастные особенности обучающихся, особенности обучения(профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности);
- педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида.
Программа дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» состоит из трех модулей:
- общее представление о научной организации интеллектуального труда;
- организация самостоятельной работы в вузе;
- познавательная (когнитивная) сфера личности человека.
2) Выявили педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
В ходе выполнения дипломной работы мы изучили разные подходы к определению понятия педагогической технологии. За основу взято определение Б.Т. Лихачева, педагогические технологии - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Обучение на программах дополнительной профессиональной подготовки, курсах повышения квалификации имеет свои специфические особенности. Это связано с аудиторией, которую составляют взрослые люди, имеющие
Изучив классификации педагогических технологий, мы выяснили, какие из них будут способствовать формированию трудовых действий, значимых в процессе преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности»:
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- игровые технологии;
- групповые технологии;
- информационные технологии.
Возможности педагогических технологий увеличиваются с использованием информационных технологий.
Е.Н. Машбиц и Н.Ф. Талызина представляют информационные технологии обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
На основе особенностей программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» нами были выявлены возможности применения информационных технологий.
3) Обосновали методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
В результате анализа литературы была раскрыта сущность методического обеспечения. По мнению Образцова П.И. под методическим обеспечением понимается обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися.
Основные задачи, решаемые посредством методического обеспечения:
- определение содержания, объема и последовательности изучения разделов программы, установление требований к уровню освоения содержания программы;
- определение содержания и объема самостоятельной работы слушателя, форм и средств контроля ее выполнения;
- осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению слушателей.
4) Было разработано методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Разработка методического обеспечения программы осуществлялась в три этапа:
- содержательный этап, который состоял в разработке программы дополнительной профессиональной подготовки;
- операциональный этап, который состоял в разработке методического обеспечения лекционных занятий (18 часов), практических занятий (18 часов), а также фонда оценочных средств;
- материальный этап, который состоял в разработке электронного обучающего курса.
В ходе выполнения дипломной работы нами были изучены различные определения понятия педагогических программных средств, за основное принято определение, данное Д.В. Кухтиным.
Электронный обучающий курс (ЭОК) - это ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе.
Были определены методические цели и задачи электронного обучающего курса.
В соответствии с классификацией педагогических программных средств, данной Горлушкиной Н.Н., электронный обучающий курс «Научные основы учебной деятельности» по целевому назначению является: демонстрационным, формирующим и контролирующим; по функциональному назначению является нелинейным, по степени активности обучающихся является активным.
Электронный обучающий курс «Научные основы учебной деятельности» разрабатывался на основе дидактических принципов разработки педагогических программных средств и на основе принципов разработки педагогических программных средств.
Были разработаны педагогический и технологический сценарии курса.
Разработанный электронный курс «Научные основы учебной деятельности» включает в себя три блока:
- информационно-справочный блок содержит учебный материал, являющийся совокупностью когнитивной (несущей знания) и управляющей информации; управляющая информация позволяет дидактически обработать знания, представить их в форме, наиболее благоприятной дли изучения;
- блок диагностики состоит из практических заданий и встроенных тестов Moodle c автоматической проверкой результатов;
- блок управления обучением.
5) Провели апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Научные основы учебной деятельности».
В апробации приняли участие 17 студентов 3-го курса направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (Информатика и вычислительная техника)».
Экспертами в исследовании выступили: специалисты отдела информатизации УД, специалист учебного департамента СФУ, старшие методисты ФПК СФУ.
Таким образом, в ходе теоретической и эмпирической работы задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
1) Раскрыта специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» для преподавателей технических, естественнонаучных, гуманитарных и других направлений высшего образования, не имеющих базового педагогического или профессионально¬педагогического образования направлена на такую обобщенную трудовую функцию, как «Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам» (код А), включающая в себя трудовую функцию «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДИЛ» (код А/01.6).
В свою очередь эта трудовая функция включает следующие трудовые действия:
- проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы;
- организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы.
В стандарте сказано, что необходимыми умениями для осуществления вышеуказанных трудовых действий являются следующие:
- использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно¬коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом:
- использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно¬коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом:
- специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО (для программ СПО);
- особенностей преподаваемого учебного предмета, курса,дисциплины (модуля);
- задач занятия (цикла занятий), вида занятия;
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
- стадии профессионального развития;
- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания.
- контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания.
Необходимыми знаниями для выполнения указанных трудовых действий являются следующие:
- возрастные особенности обучающихся, особенности обучения(профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности);
- педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида.
Программа дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» состоит из трех модулей:
- общее представление о научной организации интеллектуального труда;
- организация самостоятельной работы в вузе;
- познавательная (когнитивная) сфера личности человека.
2) Выявили педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
В ходе выполнения дипломной работы мы изучили разные подходы к определению понятия педагогической технологии. За основу взято определение Б.Т. Лихачева, педагогические технологии - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Обучение на программах дополнительной профессиональной подготовки, курсах повышения квалификации имеет свои специфические особенности. Это связано с аудиторией, которую составляют взрослые люди, имеющие
Изучив классификации педагогических технологий, мы выяснили, какие из них будут способствовать формированию трудовых действий, значимых в процессе преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности»:
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- игровые технологии;
- групповые технологии;
- информационные технологии.
Возможности педагогических технологий увеличиваются с использованием информационных технологий.
Е.Н. Машбиц и Н.Ф. Талызина представляют информационные технологии обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
На основе особенностей программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» нами были выявлены возможности применения информационных технологий.
3) Обосновали методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
В результате анализа литературы была раскрыта сущность методического обеспечения. По мнению Образцова П.И. под методическим обеспечением понимается обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися.
Основные задачи, решаемые посредством методического обеспечения:
- определение содержания, объема и последовательности изучения разделов программы, установление требований к уровню освоения содержания программы;
- определение содержания и объема самостоятельной работы слушателя, форм и средств контроля ее выполнения;
- осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению слушателей.
4) Было разработано методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Разработка методического обеспечения программы осуществлялась в три этапа:
- содержательный этап, который состоял в разработке программы дополнительной профессиональной подготовки;
- операциональный этап, который состоял в разработке методического обеспечения лекционных занятий (18 часов), практических занятий (18 часов), а также фонда оценочных средств;
- материальный этап, который состоял в разработке электронного обучающего курса.
В ходе выполнения дипломной работы нами были изучены различные определения понятия педагогических программных средств, за основное принято определение, данное Д.В. Кухтиным.
Электронный обучающий курс (ЭОК) - это ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе.
Были определены методические цели и задачи электронного обучающего курса.
В соответствии с классификацией педагогических программных средств, данной Горлушкиной Н.Н., электронный обучающий курс «Научные основы учебной деятельности» по целевому назначению является: демонстрационным, формирующим и контролирующим; по функциональному назначению является нелинейным, по степени активности обучающихся является активным.
Электронный обучающий курс «Научные основы учебной деятельности» разрабатывался на основе дидактических принципов разработки педагогических программных средств и на основе принципов разработки педагогических программных средств.
Были разработаны педагогический и технологический сценарии курса.
Разработанный электронный курс «Научные основы учебной деятельности» включает в себя три блока:
- информационно-справочный блок содержит учебный материал, являющийся совокупностью когнитивной (несущей знания) и управляющей информации; управляющая информация позволяет дидактически обработать знания, представить их в форме, наиболее благоприятной дли изучения;
- блок диагностики состоит из практических заданий и встроенных тестов Moodle c автоматической проверкой результатов;
- блок управления обучением.
5) Провели апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Научные основы учебной деятельности».
В апробации приняли участие 17 студентов 3-го курса направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (Информатика и вычислительная техника)».
Экспертами в исследовании выступили: специалисты отдела информатизации УД, специалист учебного департамента СФУ, старшие методисты ФПК СФУ.
Таким образом, в ходе теоретической и эмпирической работы задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
Подобные работы
- Конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по физиологии»
Бакалаврская работа, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрогогики»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЧЕМПИОНАТАМ WORLDSKILLS RUSSIA ПО КОМПЕТЕНЦИИ «МЕХАТРОНИКА»
Дипломные работы, ВКР, информационная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Разработка программно-методического обеспечения отраслевых дисциплин по специальности «Информационные системы (по отраслям) среднего профессионального образования
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРОВ-ТЕХНОЛОГОВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Главы к дипломным работам, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2021



