Введение 5
1 Теоретические основы организации процесса обучения по программе
дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» 8
1.1 Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки
«Научные основы учебной деятельности» 8
1.2 Педагогические технологии для преподавания программы
дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» 12
2 Обоснование и конструирование методического обеспечения программы
дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» 25
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения процесса обучения
2.2 Методическое обеспечение лекционных занятий ..
2.3 Методическое обеспечение практических занятий
2.4 Фонд оценочных средств
3 Конструирование электронного обучающего курса «Научные основы учебной деятельности» 35
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств .. 35
3.2 Педагогическое обоснование и описание электронного обучающего курса
«Научные основы учебной деятельности» 43
3.3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Научные
основы учебной деятельности»Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа дополнительной профессиональной подготовки.... 91
Приложение Б Методические разработки лекционных занятий 103
Приложение В Методические разработки практических заданий 111
Приложение Г Фонд оценочных средств 122
Приложение Д Оценочные листы 130
В наше время главным аспектом в жизни каждого человека является образование. Владея высоким уровнем образования, человек может применять знания, умения и навыки на практике, используя при этом различные информационные ресурсы.
В советское время образовательная система предоставляла фундаментальные знания для обеспечения деятельности человека отрасли на протяжении всей жизни. В настоящее время, в связи с изменением информации в обществе, появилась необходимость в системы непрерывного образования, которое формирует переобучению, повышению уровня знаний и т.д.
В настоящее время все требования, предъявляемые к личности профессиональной компетентности педагога, представлены профессиональном стандарте педагога. В соответствии с данным документом педагогу присваивается квалификационный уровень, который учитывается при приеме на работу и при составлении должностной инструкции.
В связи с введением данного профессионального стандарта актуализировалась проблема несоответствия большей части педагогов трудовым функциям, представленным в нем. Это несоответствие особенно актуально для преподавателей технических, естественнонаучных, гуманитарных и других направлений высшего образования, не имеющих базового педагогического или профессионально-педагогического образования. С целью устранения квалификационных дефицитов в области педагогических компетенций у преподавателей этих направлений в университетах в настоящее время разрабатываются и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки.
Понятие и сущность дополнительного профессионального образования рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 76. Дополнительное профессиональное образование.
В данном законе дается определение понятия дополнительное профессиональное образование, как вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.
Посредством дополнительных профессиональных программ реализуется дополнительное профессиональное образование.
Вопросами повышения профессионализма повышения квалификации Р. Болам, А.В. Даринский, С.И. Змеев, Е.А. Мелехина.
Методическое обеспечение программ дополнительной профессиональной подготовки является важной составляющей в эффективной организации и результативной качественной реализации процесса повышения квалификации и дополнительной профессиональной подготовки педагогов.
Разработкой методического обеспечения процесса обучения занимались такие ученные, как Л.В. Байбородова, Е.А. Борзых, П.И. Образцов, М.И. Рожков, Н.А. Сергеева, и др.
Применение образовательных технологий, соответствующих современным техническим возможностям, дидактическим требованиям и принципам, дает основание для обновления педагогического процесса. Одним из средств обучения нового поколения являются педагогические технологии, позволяющие индивидуализировать и разнообразить способы обучения.
Вопросами разработки и реализации педагогических технологий занимались такие ученые, как Н.В. Борисова, А.Д. Ишков, В.Г. Кезин, Б.Т. Лихачёв, Н.Г. Милорадова, А.М. Митина, Т.Н. Пальчевский, Г.К. Селевко и многие др.
Для более эффективного подхода к обучению и совершенствованию методики преподавания используются современные информационные технологии. Применение информационных технологий в процессе обучения способствует экономии учебного времени, повышению качества представления и усвоения учебного материала, повышению мотивации обучения обучающихся и повышению качества образования в целом.
Вопросами использования возможностей информационных технологий в процессе обучения занимались такие ученые, как ГМ. Киселев, Е.И. Машбиц, О.И. Пащенко, И.В. Роберт и др.
В настоящее время сочетание очного и электронного обучения может привести к более качественному результату в процессе обучения.
Требования к электронным обучающим курсам и организации электронного обучения рассматривали такие ученые, как Б.С. Гершунский, Н.Н. Горлушкина, И.В. Роберт и другие.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Конструирование методического обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности». В соответствии с темой определена цель исследования: сконструировать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Объект: процесс обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Предмет: методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Исходя из цели, объекта и предмета были определены следующие задачи:
1) Раскрыть специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
3) Обосновать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
4) Разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Научные основы учебной деятельности».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам конструирования методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения педагогических программных средств в процессе обучения;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения электронных курсов в процессе обучения;
- анкетирование;
- метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа по теме «Конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности»» содержит 139 страниц текстового документа, 4 приложения, 62 использованных источников, 40 рисунков, 6 таблиц.
Целью выпускной квалификационной работы являлось конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
1) Раскрыта специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» для преподавателей технических, естественнонаучных, гуманитарных и других направлений высшего образования, не имеющих базового педагогического или профессионально¬педагогического образования направлена на такую обобщенную трудовую функцию, как «Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам» (код А), включающая в себя трудовую функцию «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДИЛ» (код А/01.6).
В свою очередь эта трудовая функция включает следующие трудовые действия:
- проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы;
- организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы.
В стандарте сказано, что необходимыми умениями для осуществления вышеуказанных трудовых действий являются следующие:
- использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно¬коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом:
- использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно¬коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом:
- специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО (для программ СПО);
- особенностей преподаваемого учебного предмета, курса,дисциплины (модуля);
- задач занятия (цикла занятий), вида занятия;
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
- стадии профессионального развития;
- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания.
- контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания.
Необходимыми знаниями для выполнения указанных трудовых действий являются следующие:
- возрастные особенности обучающихся, особенности обучения(профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности);
- педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида.
Программа дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» состоит из трех модулей:
- общее представление о научной организации интеллектуального труда;
- организация самостоятельной работы в вузе;
- познавательная (когнитивная) сфера личности человека.
2) Выявили педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
В ходе выполнения дипломной работы мы изучили разные подходы к определению понятия педагогической технологии. За основу взято определение Б.Т. Лихачева, педагогические технологии - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Обучение на программах дополнительной профессиональной подготовки, курсах повышения квалификации имеет свои специфические особенности. Это связано с аудиторией, которую составляют взрослые люди, имеющие
Изучив классификации педагогических технологий, мы выяснили, какие из них будут способствовать формированию трудовых действий, значимых в процессе преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности»:
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- игровые технологии;
- групповые технологии;
- информационные технологии.
Возможности педагогических технологий увеличиваются с использованием информационных технологий.
Е.Н. Машбиц и Н.Ф. Талызина представляют информационные технологии обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
На основе особенностей программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности» нами были выявлены возможности применения информационных технологий.
3) Обосновали методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
В результате анализа литературы была раскрыта сущность методического обеспечения. По мнению Образцова П.И. под методическим обеспечением понимается обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися.
Основные задачи, решаемые посредством методического обеспечения:
- определение содержания, объема и последовательности изучения разделов программы, установление требований к уровню освоения содержания программы;
- определение содержания и объема самостоятельной работы слушателя, форм и средств контроля ее выполнения;
- осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению слушателей.
4) Было разработано методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Научные основы учебной деятельности».
Разработка методического обеспечения программы осуществлялась в три этапа:
- содержательный этап, который состоял в разработке программы дополнительной профессиональной подготовки;
- операциональный этап, который состоял в разработке методического обеспечения лекционных занятий (18 часов), практических занятий (18 часов), а также фонда оценочных средств;
- материальный этап, который состоял в разработке электронного обучающего курса.
В ходе выполнения дипломной работы нами были изучены различные определения понятия педагогических программных средств, за основное принято определение, данное Д.В. Кухтиным.
Электронный обучающий курс (ЭОК) - это ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе.
Были определены методические цели и задачи электронного обучающего курса.
В соответствии с классификацией педагогических программных средств, данной Горлушкиной Н.Н., электронный обучающий курс «Научные основы учебной деятельности» по целевому назначению является: демонстрационным, формирующим и контролирующим; по функциональному назначению является нелинейным, по степени активности обучающихся является активным.
Электронный обучающий курс «Научные основы учебной деятельности» разрабатывался на основе дидактических принципов разработки педагогических программных средств и на основе принципов разработки педагогических программных средств.
Были разработаны педагогический и технологический сценарии курса.
Разработанный электронный курс «Научные основы учебной деятельности» включает в себя три блока:
- информационно-справочный блок содержит учебный материал, являющийся совокупностью когнитивной (несущей знания) и управляющей информации; управляющая информация позволяет дидактически обработать знания, представить их в форме, наиболее благоприятной дли изучения;
- блок диагностики состоит из практических заданий и встроенных тестов Moodle c автоматической проверкой результатов;
- блок управления обучением.
5) Провели апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Научные основы учебной деятельности».
В апробации приняли участие 17 студентов 3-го курса направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (Информатика и вычислительная техника)».
Экспертами в исследовании выступили: специалисты отдела информатизации УД, специалист учебного департамента СФУ, старшие методисты ФПК СФУ.
Таким образом, в ходе теоретической и эмпирической работы задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
1 Особенности учебной деятельности студентов высшей школы
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/4268766/page:3/
2 Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=17&paper=195.1.
3 Приказ Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499019338
4 Приказ Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] Режим доступа:http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf
5 Закон об образовании. Статья 76. Дополнительное профессиональное образование [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615
6 Условия развития культуры интеллектуальной деятельности студентов - будущих педагогов в учебном процессе [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=6646
7 Б.Т. Лихачёв. Педагогические технологии [Электронный ресурс] Режим доступа:http: //www.kgau.ru/distance/mf_01 /ped-asp/09_01 .html
8 Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]
Режим доступа:
https://q=1.+http%3A%2F%2Fpedagogical_dictionary.academic.ru%2F2385%2F%25D0%259F%25D0%25B
9 Т.П. Пальчевский. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс] Режим доступа:http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnololgii
10 А.М Митина. Критериальные основания определения взрослости в зарубежной андрагогике // Человек и образование, 2010. №1 (22)].
11 В.Г. Кезин. Психолого-педагогические особенности обучения взрослых. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки, 2012 №17
12 Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков. Психолого-педагогические
технологии в учебном процессе: учеб. пособие - М.: Изд-во МГСУ, 2009
13 Н.В. Борисова. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб. Пособие. М.-Домодедово: ВИГГК МВД России,2008
14 Г.К. Селевко. Педагогические технологии [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.studfiles.ru/preview/4217234/page:3/
15 Педагогические технологии: классификация по Г. К. Селевко
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya- sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa
16 Что такое проектная технология? [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //bioformation.ru/proektii/organisaz-proekt-deateln-a/151 -zto-takoe-proek-tehnologia.html
17 Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г. К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. - С.50.].
18 Н.В. Лебедева. Образовательные технологии в обучении взрослых. 2013
19 Технология группового обучения [Электронный ресурс] Режим доступа:http://aplik.ru/10-klass/tekhnologiia-gruppovogo-obucheniia/
20 Проблемное обучение студентов [Электронный ресурс] Режим дocтyпa:http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i- pedagogika/library/2014/04/03/problemnoe-obuchenie-studentov
21 Проблемное обучение [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/980/9099.
22 Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] Режим доступа:http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
23 Г.М. Киселев. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2014 — 304 с
24 О.И. Пащенко. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун¬та, 2013 — 227 с
25 Методическое обеспечение образовательного процесса
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2015/01/02/lektsii-pm-04-metodicheskoe-obespechenie
26 Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Модель методического обеспечения профессионального роста [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/novosti_i_problemy/13_3/
27 П.И. Образцов. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Монография. - Орел, 2011
28 Е.А. Борзых, Н.А. Сергеева. Разработка учебно-методических комплексов по дисциплине (методические рекомендации). - Оренбург: Изд-во Пресса, 2009. - 35 с.
29 Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранном языках. Дата принятия 27.06.2016. - Красноярск, СФУ, 2016
30 Учебно-методическое обеспечение [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://iro23.ru/sites/default/files/polozhenie_ob_uchebno-
metodicheskom_obespechenii_op.pdf
31 П. И. Образцов, В. М. Косухин. Дидактика высшей военной школы. 2007
32 Проблемные лекции и лекции проблемного характера в
образовательной системе [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/2997217/]].
33 Виды лекций [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.treko.ru/show_dict_859
34 Основные интерактивные методы обучения в вузе [Электронный ресурс] Режим доступа:http://poznayka.org/s69647t1.html
35 В.В. Жолудева. Проблемная лекция как средство повышения эффективности учебного процесса при изучении дисциплин математического цикла // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.
36 Структура подготовки и проведения лекции беседа [Электронный ресурс] Режим доступа:http://vikidalka.ru/3-54583.html
37 Виды лекции [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.treko.ru/show_dict_859
38 Лекция - визуализации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://helpiks.org/8-78991.html
39 Практическое занятие [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studopedia.ru/6_71164_prakticheskoe-zanyatie.html
40 Интегрированная система [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23331
41 Педагогический контроль в системе дополнительного образования
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/piedaghoghichieskii-kontrol-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia
42 Положение о фонде оценочных средств образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры Красноярск, СФУ, 2017
43 Понятие педагогического программного средства [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://studopedia.ru/12_124022_ponyatie-
pedagogicheskogo-programmnogo-sredstva-pps.html
44 Виды педагогических программных средств [Электронный ресурс] Режим доступа:https://studfiles.net/preview/4083578/page:30/
45 Д.В. Кухтин. Педагогические программные средства: учебное пособие. - Пенза: Изд- во ПензГТУ, 2014
46 Н.Н. Горлушкина. Педагогические программные средства. - СПб., 2012
47 Обучающие программы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studopedia.ru/7_66022_obuchayushchie-programmi.html
48 Использование учебных тренажеров в обучении [Электронный ресурс] Режим доступа:https://studfiles.net/preview/4030876/page:7/
49 Демонстрационно-обучающие программы [Электронный ресурс] Режим доступа:http://txtb.ru/89/58.html
50 Прикладное программное обеспечение [Электронный ресурс] Режим доступа:http://lib.ssga.ru/fulltext/UMK/AUUMK/informatica/razdel5_5.htm
51 Понятие «Учебная игра». Классификация игровых технологий [Электронный ресурс] Режим доступа:https://infourok.ru/ponyatie-uchebnaya-igra-klassifikaciya-igrovih-tehnologiy-951101.html
52 Поисковые системы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studbooks.net/2144912/informatika/poiskovye_sistemy
53 Б.С. Гершунский. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 2011. — 264с
54 И.В. Роберт. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИЛО РАО, 2010. - 140 с.
55 Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. Педагогическое применение мультимедиа средств: учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015
56 Положение об ЭОР в СФУ. - 2013. - Режим доступа:http://about.sfu- kras.ru/docs/8733/pdf/234809
57 Moodle [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle
58 Изучаем Moodle вместе! [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.elearningpro.ru/group/moodle
59 Разработка педагогического сценария [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.ict.edu.ru/ft/003620/1.html
60 Разработка технологического сценария [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://ido.tsu.ru/ss/?page=612&unit=213
61 Словарь терминов по общей и социальной педагогике
[Электронный ресурс] — Режим
доступа: https://social_pedagogy.academic.ru/41/%D0%90%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
62 Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ. Дата принятия 26.04.2018. - Красноярск, СФУ, 2018