ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗЛОЖЕНИЯ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы обучения младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения) 8
1.1. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи. Типы текста 8
1.2. Изложение в системе работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных 15 типов 22
Глава 2. Содержание работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения) 29
2.1. Система работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов на основе текстов для изложения в школьных учебниках
2.2. Обзор методической литературы по проблеме исследования
2.3. Организация экспериментальной работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов 34
разных типов (на материале изложения)
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 54
Глава 1. Теоретико-методические основы обучения младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения) 8
1.1. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи. Типы текста 8
1.2. Изложение в системе работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных 15 типов 22
Глава 2. Содержание работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения) 29
2.1. Система работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов на основе текстов для изложения в школьных учебниках
2.2. Обзор методической литературы по проблеме исследования
2.3. Организация экспериментальной работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов 34
разных типов (на материале изложения)
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 54
В соответствии с концепцией ФГОС НО второго поколения (2019) в систему предметов общеобразовательной школы входит курс «Русский язык», который предполагает ознакомление младших школьников с основными положениями науки о языке, формирование логического мышления учащихся и развитие их речи. Данный стандарт также направлен на изучение русского языка, формирование коммуникативных умений и навыков учащихся для общения в социуме. Для достижения поставленных целей на этапе начального обучения необходимо решить комплекс практических задач: развитие речи, мышления, воображения школьников, овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, умения выбирать средства языка в соответствии с целью и задачами овладения учащимися первоначальными знаниями по лексике, фонетике, грамматике русского языка, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения небольшого объёма.
Работа над образованием умения образовывать тексты разных типов в настоящее время набирает все большую актуальность в системе обучения русскому языку. Усвоение речи, языка - необходимое условие для воспитания социально-активной личности. Каждому необходимо научиться грамотно выражать свои мысли в письменной и устной форме, уметь эффектно и убедительно говорить и писать.
В разное время вопросами формирования речевых умений школьников занимались В.И. Капинос, М.С. Соловейчик, Т.А. Ладженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.Е. Львова, В.В. Репин, Т.П. Саликова, Н.С. Светловская.
Одним из важнейших аспектов в системе развития речи младших школьников является написание изложения. Довольно обширный опыт по обучению школьников написанию изложений (О.М. Казарцева, Л.И.Политова, М.Р. Львов, В.А. Флёров и др.) представлен в методике обучения русскому языку. Как показывает анализ методической и педагогической литературы, роль письменных изложений заключается в том, чтобы на фоне многообразной устной речевой деятельности упражнять младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть понятны ученикам.
В практике школьной работы не проводится целенаправленная работа по развитию речевых умений младших школьников на уроках русского языка или проводится, но в малых объемах. Многими учителями начальных классов не обращается должного внимания на эту проблему и при обучении обучающихся написанию изложения. Считаем, что без учета типологии текстов и организации работы над функциональными типами тестов в работе над изложением невозможно добиться успехов. В связи с вышеизложенным, мы решили выбрать следующую тему исследования: «Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения)».
Проблема исследования: каковы методические условия обучения младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения). Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения).
Предмет исследования: методические условия обучения младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения).
Гипотеза исследования: обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения) будет проходить эффективно, если:
1) работа проводиться с опорой на особенности типа текста;
2) работа проводиться на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления создаваемого текста
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи, описать типы текстов.
2. Охарактеризовать роль и место изложения в системе работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов.
3. Проанализировать систему работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов на основе текстов для изложения в школьных учебниках.
4. Представить обзор методической литературы по проблеме исследования
5. Описать экспериментальную работу по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения)....
Работа над образованием умения образовывать тексты разных типов в настоящее время набирает все большую актуальность в системе обучения русскому языку. Усвоение речи, языка - необходимое условие для воспитания социально-активной личности. Каждому необходимо научиться грамотно выражать свои мысли в письменной и устной форме, уметь эффектно и убедительно говорить и писать.
В разное время вопросами формирования речевых умений школьников занимались В.И. Капинос, М.С. Соловейчик, Т.А. Ладженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.Е. Львова, В.В. Репин, Т.П. Саликова, Н.С. Светловская.
Одним из важнейших аспектов в системе развития речи младших школьников является написание изложения. Довольно обширный опыт по обучению школьников написанию изложений (О.М. Казарцева, Л.И.Политова, М.Р. Львов, В.А. Флёров и др.) представлен в методике обучения русскому языку. Как показывает анализ методической и педагогической литературы, роль письменных изложений заключается в том, чтобы на фоне многообразной устной речевой деятельности упражнять младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть понятны ученикам.
В практике школьной работы не проводится целенаправленная работа по развитию речевых умений младших школьников на уроках русского языка или проводится, но в малых объемах. Многими учителями начальных классов не обращается должного внимания на эту проблему и при обучении обучающихся написанию изложения. Считаем, что без учета типологии текстов и организации работы над функциональными типами тестов в работе над изложением невозможно добиться успехов. В связи с вышеизложенным, мы решили выбрать следующую тему исследования: «Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения)».
Проблема исследования: каковы методические условия обучения младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения). Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения).
Предмет исследования: методические условия обучения младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения).
Гипотеза исследования: обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения) будет проходить эффективно, если:
1) работа проводиться с опорой на особенности типа текста;
2) работа проводиться на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления создаваемого текста
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи, описать типы текстов.
2. Охарактеризовать роль и место изложения в системе работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов.
3. Проанализировать систему работы по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов на основе текстов для изложения в школьных учебниках.
4. Представить обзор методической литературы по проблеме исследования
5. Описать экспериментальную работу по обучению младших школьников созданию письменных текстов разных типов (на материале изложения)....
Проведенное нами исследование показало, что проблема формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов является актуальной и значимой для современного языкового образования. Современная лингводидактика рассматривает текст как основную дидактическую единицу, а а принцип текстоцентризма, то есть изучения языка на текстовой основе является одним из ведущих частных принципов обучения русскому языка. Основы методики анализа текста разрабатывались многими отечественными методистами такими, как: Е.С. Антонова, Н.А. Ипполитова, Т.М. Пахнова, С.Ю. Юртаев и др.
Овладение понятием текст в начальной школе предполагает практическое усвоение учащимися основных признаков понятия: текст состоит из двух или нескольких предложений; текст имеет: тему и основную мысль; передающий их заголовок, четкую структуру (начало, основная часть, концовка); предложения в тексте между собой связаны. У младших школьников должны быть сформированы следующие текстовые умения: понимать тему текста и раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи; а также осознавать и развивать в своей; располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой.
Анализ опыта учителей и методистов по проблеме исследования, показал, что изложению уделяется много внимания в начальной школе, так как с каждым годом повышаются требования, связанные с воспроизведением текста. Существует многомерная классификация изложений, каждое изложение имеет определенную направленность и специфику. Анализ методической литературы показал, что многие известные ученые (М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, П.Ф. Ивченков и др.) посвящали свои труды проблеме обучения детей написанию изложений. Изложение рассматривается как важнейшее средство и упражнение, способствующее развитию речи детей.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы устанавливали умения детей, связанные с написанием изложений, их отношение к такому виду упражнений, рассмотрели теоретические вопросы, связанные с организацией работы над изложением как одним из письменных видов работ, способствующих развитию речевой деятельности учащихся. Это помогло нам разработать программу обучающего эксперимента, основное в которой - работа по формированию у младших школьников умений создавать тексты разных типов в процессе написания изложений.
Система работы по созданию письменных текстов разных типов на уроках русского языка (на материале изложений) предусматривала выполнение следующих видов упражнений: выделение опорных слов, составление плана текста и определение вида связи предложений в тексте, выделение текста и определение его типа, определение темы и основной мысли текста, анализ языковых средств текста, редактирование текстов, лексические упражнения, составление собственных текстов. В процессе экспериментального исследования в соответствии с положениями гипотезы, во- первых, проводилась работа с определенными типами текстов (повествование, описание, рассуждение), определялся тип текста и выяснялись его функциональные особенности, во-вторых, работа проводилась на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления создаваемого текста. В процессе экспериментального исследования использовался потенциал учебников Т.Г. Рамзаевой для организации работы на материале изложения, а также подбирался дополнительный дидактический материал к урокам русского языка.
Результаты исследования показали, что организованная нами работа над изложением в начальной школы оказалась эффективной в плане совершенствования умений учащихся создавать тексты разных типов. Практическое подтверждение этому - письменные работы учащихся экспериментального класса.....
Овладение понятием текст в начальной школе предполагает практическое усвоение учащимися основных признаков понятия: текст состоит из двух или нескольких предложений; текст имеет: тему и основную мысль; передающий их заголовок, четкую структуру (начало, основная часть, концовка); предложения в тексте между собой связаны. У младших школьников должны быть сформированы следующие текстовые умения: понимать тему текста и раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи; а также осознавать и развивать в своей; располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой.
Анализ опыта учителей и методистов по проблеме исследования, показал, что изложению уделяется много внимания в начальной школе, так как с каждым годом повышаются требования, связанные с воспроизведением текста. Существует многомерная классификация изложений, каждое изложение имеет определенную направленность и специфику. Анализ методической литературы показал, что многие известные ученые (М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, П.Ф. Ивченков и др.) посвящали свои труды проблеме обучения детей написанию изложений. Изложение рассматривается как важнейшее средство и упражнение, способствующее развитию речи детей.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы устанавливали умения детей, связанные с написанием изложений, их отношение к такому виду упражнений, рассмотрели теоретические вопросы, связанные с организацией работы над изложением как одним из письменных видов работ, способствующих развитию речевой деятельности учащихся. Это помогло нам разработать программу обучающего эксперимента, основное в которой - работа по формированию у младших школьников умений создавать тексты разных типов в процессе написания изложений.
Система работы по созданию письменных текстов разных типов на уроках русского языка (на материале изложений) предусматривала выполнение следующих видов упражнений: выделение опорных слов, составление плана текста и определение вида связи предложений в тексте, выделение текста и определение его типа, определение темы и основной мысли текста, анализ языковых средств текста, редактирование текстов, лексические упражнения, составление собственных текстов. В процессе экспериментального исследования в соответствии с положениями гипотезы, во- первых, проводилась работа с определенными типами текстов (повествование, описание, рассуждение), определялся тип текста и выяснялись его функциональные особенности, во-вторых, работа проводилась на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления создаваемого текста. В процессе экспериментального исследования использовался потенциал учебников Т.Г. Рамзаевой для организации работы на материале изложения, а также подбирался дополнительный дидактический материал к урокам русского языка.
Результаты исследования показали, что организованная нами работа над изложением в начальной школы оказалась эффективной в плане совершенствования умений учащихся создавать тексты разных типов. Практическое подтверждение этому - письменные работы учащихся экспериментального класса.....
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Сжатое изложение как средство развития речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Формирование устной монологической речи младших школьников на уроках русского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ - РАССУЖДЕНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(НА МАТЕРИАЛЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018





