ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
1.1. Психологические особенности подростков с ОВЗ 7
1.2. Феномен психологического благополучия личности 17
1.3. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках ФГОС 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 40
2.3. Основные этапы формирующего эксперимента по гармонизации психологического благополучия подростков с ОВЗ
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных
Приложение 4. Программа коррекционно-развивающих занятий по
гармонизации психологического благополучия подростков с ОВЗ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
1.1. Психологические особенности подростков с ОВЗ 7
1.2. Феномен психологического благополучия личности 17
1.3. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках ФГОС 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 40
2.3. Основные этапы формирующего эксперимента по гармонизации психологического благополучия подростков с ОВЗ
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных
Приложение 4. Программа коррекционно-развивающих занятий по
гармонизации психологического благополучия подростков с ОВЗ
Актуальность выбранной проблемы исследования обусловлена современной тенденцией ухудшения здоровья детей и увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным ЮНЕСКО на 2015 год, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. При этом согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов.
Сейчас в России в общеобразовательных организациях обучается 481 587 детей с ОВЗ, из них: 212 167 детей - в 1660 отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам; 110 295 детей - в 13 443 отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, при общеобразовательных организациях; 159 125 детей - в инклюзивных классах общеобразовательных организаций.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [4].
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации [8]. Вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе и психологического, отражен в нормативных документах.
Вопросами психологического сопровождения и работы с детьми с ОВЗ занимались Н. Л. Белопольская, Е. Е. Дмитриева, М. В. Жигорева, И. А. Коробейников, Т. Н. Князева, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведева, К. Рейсвепкван, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева, У. В. Ульенкова, Н. Д. Шматко, Н. В. Шутова и др.
Авторами изучены и рассмотрены такие вопросы, как: категория лиц с ОВЗ, их обучение, воспитание, развитие и социализация, но вопросы психолого-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются актуальными, как в теоретическом, так и в практическом плане. На сегодняшний день одним из запросов практики является сохранение и повышение уровня психологического благополучия детей с ОВЗ, что в недостаточной степени разработано в теоретическом аспекте.
Психологические особенности детей с ОВЗ выражаются в особенностях их поведения - в двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, раздражительности, неусидчивости, эмоциональной несдержанности, импульсивности, агрессии.
Формирование психологического здоровья детей с ОВЗ имеет сложную структуру, трудности социализации и адаптации, а также о необходимости тщательного анализа процесса уровней психологического здоровья с целью оказания коррекционной помощи по формированию и укреплению психологического здоровья, следовательно, способность самостоятельно достигать относительное равновесие в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Вопросами психического и психологического здоровья занимались педагоги и психологи: А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Н.Г. Гаранян, И.В. Давыдова, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Никифоров, В.Э. Пахальян, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Холмогорова, О.В Хухлаева, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что психические явления возникают в ходе специфического взаимодействия индивида с внешним миром.
Психологическое здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья подчиняется общим законам, все же имеют свои особенности, как по физиологическим, так и социальным причинам и требует профилактически-развивающей направленности, как на групповых так и на индивидуальных коррекционных занятиях...
Сейчас в России в общеобразовательных организациях обучается 481 587 детей с ОВЗ, из них: 212 167 детей - в 1660 отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам; 110 295 детей - в 13 443 отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, при общеобразовательных организациях; 159 125 детей - в инклюзивных классах общеобразовательных организаций.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [4].
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации [8]. Вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе и психологического, отражен в нормативных документах.
Вопросами психологического сопровождения и работы с детьми с ОВЗ занимались Н. Л. Белопольская, Е. Е. Дмитриева, М. В. Жигорева, И. А. Коробейников, Т. Н. Князева, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведева, К. Рейсвепкван, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева, У. В. Ульенкова, Н. Д. Шматко, Н. В. Шутова и др.
Авторами изучены и рассмотрены такие вопросы, как: категория лиц с ОВЗ, их обучение, воспитание, развитие и социализация, но вопросы психолого-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются актуальными, как в теоретическом, так и в практическом плане. На сегодняшний день одним из запросов практики является сохранение и повышение уровня психологического благополучия детей с ОВЗ, что в недостаточной степени разработано в теоретическом аспекте.
Психологические особенности детей с ОВЗ выражаются в особенностях их поведения - в двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, раздражительности, неусидчивости, эмоциональной несдержанности, импульсивности, агрессии.
Формирование психологического здоровья детей с ОВЗ имеет сложную структуру, трудности социализации и адаптации, а также о необходимости тщательного анализа процесса уровней психологического здоровья с целью оказания коррекционной помощи по формированию и укреплению психологического здоровья, следовательно, способность самостоятельно достигать относительное равновесие в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Вопросами психического и психологического здоровья занимались педагоги и психологи: А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Н.Г. Гаранян, И.В. Давыдова, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Никифоров, В.Э. Пахальян, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Холмогорова, О.В Хухлаева, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что психические явления возникают в ходе специфического взаимодействия индивида с внешним миром.
Психологическое здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья подчиняется общим законам, все же имеют свои особенности, как по физиологическим, так и социальным причинам и требует профилактически-развивающей направленности, как на групповых так и на индивидуальных коррекционных занятиях...
Данная выпускная квалификационная работа была направлена на изучение особенностей психологического благополучия подростков с ОВЗ.
В первой главе нашего исследования мы провели теоретический анализ подходов к пониманию психологического благополучия, а так же к изучению особенностей детей с ОВЗ.
В своей работе мы взяли за основу понимание психологического благополучия как наличие у человека специфических, устойчивых психологических черт, позволяющих ему функционировать значимо более успешно, чем при их отсутствии.
Дети с ОВЗ, в частности, составившие нашу выборку, характеризуются недостаточным развитием зрительного компонента, они отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями подростков. Как правило, для подростков с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
В эмпирической части нашего исследования мы сформулировали следующую гипотезу: в структуре психологического благополучия
подростков с ОВЗ более высокий уровень развития имеют такие компоненты как положительные отношения с другими, личностный рост и самопринятие, по сравнению со способностью управлять средой, ставить цели в жизни и достигать автономии. Специально разработанная программа развития структурных компонентов психологического благополучия, которые имеют наименьшую выраженность, будет способствовать гармонизации психологического благополучия подростков с ОВЗ.
В ходе нашей работы был проведен первый диагностический срез и изучены все компоненты психологического благополучия подростков с ОВЗ, посчитан средний балл. В нашей выборке у подростков с ОВЗ были обнаружены наиболее выраженные показатели - «Положительные отношения с другими» (63 ср. балл), «Личностный рост» (59 ср. балл) и «Самопринятие» (56 ср. балл), а также наименее развитые - «Управление средой» (50 ср. балл), «Цель в жизни» (50 ср. балл) и «Автономия» (50 ср. балл).
Основная масса в нашей выборке обладала средним уровнем сформированности психологического благополучия (56%). На втором месте по численности находилась группа подростков с низким уровнем сформированности психологического благополучия (39%) и высокий уровень психологического благополучия имел наименьший процент по выборке (5%).
Данные результаты подтвердили актуальность нашего исследования и необходимость в развитии структурных компонентов психологического благополучия, имеющих наименьшую выраженность. Поэтому следующим этапом нашей работы была разработка и апробация коррекционно-развивающей программы, способствующей гармонизации психологического благополучия подростков с ОВЗ.
При разработке программы мы учитывали несколько аспектов: особенности возраста, психические особенности лиц с ОВЗ - слепых и слабовидящих, теоретический подход к изучению феномена психологического благополучия.
В связи с тем, что по результатам констатирующего эксперимента в структуре психологического благополучия подростков с ОВЗ наименее выраженными были компоненты «Управление средой», «Цель в жизни» и «Автономия», то при разработке программы мы сделали акцент на них.
После проведения формирующего эксперимента был проведен второй диагностический срез и изучены все компоненты психологического благополучия подростков с ОВЗ, исходя из чего было отмечено, что у подростков с ОВЗ в нашей выборке по итогам формирующего эксперимента прослеживается положительная динамика в стабилизации показателей психологического благополучия....
В первой главе нашего исследования мы провели теоретический анализ подходов к пониманию психологического благополучия, а так же к изучению особенностей детей с ОВЗ.
В своей работе мы взяли за основу понимание психологического благополучия как наличие у человека специфических, устойчивых психологических черт, позволяющих ему функционировать значимо более успешно, чем при их отсутствии.
Дети с ОВЗ, в частности, составившие нашу выборку, характеризуются недостаточным развитием зрительного компонента, они отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями подростков. Как правило, для подростков с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
В эмпирической части нашего исследования мы сформулировали следующую гипотезу: в структуре психологического благополучия
подростков с ОВЗ более высокий уровень развития имеют такие компоненты как положительные отношения с другими, личностный рост и самопринятие, по сравнению со способностью управлять средой, ставить цели в жизни и достигать автономии. Специально разработанная программа развития структурных компонентов психологического благополучия, которые имеют наименьшую выраженность, будет способствовать гармонизации психологического благополучия подростков с ОВЗ.
В ходе нашей работы был проведен первый диагностический срез и изучены все компоненты психологического благополучия подростков с ОВЗ, посчитан средний балл. В нашей выборке у подростков с ОВЗ были обнаружены наиболее выраженные показатели - «Положительные отношения с другими» (63 ср. балл), «Личностный рост» (59 ср. балл) и «Самопринятие» (56 ср. балл), а также наименее развитые - «Управление средой» (50 ср. балл), «Цель в жизни» (50 ср. балл) и «Автономия» (50 ср. балл).
Основная масса в нашей выборке обладала средним уровнем сформированности психологического благополучия (56%). На втором месте по численности находилась группа подростков с низким уровнем сформированности психологического благополучия (39%) и высокий уровень психологического благополучия имел наименьший процент по выборке (5%).
Данные результаты подтвердили актуальность нашего исследования и необходимость в развитии структурных компонентов психологического благополучия, имеющих наименьшую выраженность. Поэтому следующим этапом нашей работы была разработка и апробация коррекционно-развивающей программы, способствующей гармонизации психологического благополучия подростков с ОВЗ.
При разработке программы мы учитывали несколько аспектов: особенности возраста, психические особенности лиц с ОВЗ - слепых и слабовидящих, теоретический подход к изучению феномена психологического благополучия.
В связи с тем, что по результатам констатирующего эксперимента в структуре психологического благополучия подростков с ОВЗ наименее выраженными были компоненты «Управление средой», «Цель в жизни» и «Автономия», то при разработке программы мы сделали акцент на них.
После проведения формирующего эксперимента был проведен второй диагностический срез и изучены все компоненты психологического благополучия подростков с ОВЗ, исходя из чего было отмечено, что у подростков с ОВЗ в нашей выборке по итогам формирующего эксперимента прослеживается положительная динамика в стабилизации показателей психологического благополучия....
Подобные работы
- Механизмы психологической защиты личности у подростков с ОВЗ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ посредством групподинамических упражнений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТОВ УЧЕБНОЙ И ХОББИ- АКТИВНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологическая адаптация сотрудников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Особенности самосознания младших школьников с ОВЗ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Формирование инклюзивной культуры подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





