СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ ЮУрГУ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 8
1.1. Теоретические подходы к изучению социального самочувствия студентов 8
1.2. Специфика социального самочувствия студентов 20
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНТОВ ЮУрГУ 35
2.1. Анализ социальных параметров самочувствия студентов 35
2.2. Анализ психологических параметров самочувствия студентов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение 1. Программа социологического исследования 66
Приложение 2. Инструмент социологического исследования 79
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 87
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 8
1.1. Теоретические подходы к изучению социального самочувствия студентов 8
1.2. Специфика социального самочувствия студентов 20
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНТОВ ЮУрГУ 35
2.1. Анализ социальных параметров самочувствия студентов 35
2.2. Анализ психологических параметров самочувствия студентов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение 1. Программа социологического исследования 66
Приложение 2. Инструмент социологического исследования 79
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 87
Происходящие в обществе социально-экономические изменения оказывают большое влияние на жизнь его членов. Непрекращающиеся изменения и напряжение во внешней и внутренней политике, социальные и экономические проблемы усиливают социальную напряжённость.
Многочисленные проблемы общества, влияют и на молодое поколение, в частности, на студенческую молодёжь. Представители данной социально- демографической группы испытывают чувство незащищённости в настоящем и неуверенность в будущем, теряют социальные ориентиры и духовные ценности. Однако, студенты - это та социальная группа, которая наиболее открыто воспринимает и принимает происходящие в обществе изменения. Они легче других групп населения приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, более мобильны и, как указывают некоторые авторы работ по данной тематике, относятся к достаточно обеспеченной и благополучной группе населения. Поэтому так важно, чтобы студенты оставались социально активными и позитивными, адаптированными к окружающей действительности.
Одним из основных социальных показателей, отражающих социальные изменения различных масштабов и дающих возможность оценить успешность политического и экономического руководства, является социальное самочувствие.
Изучение и анализ социальных настроений, оценки и самооценки членами общества своего социального положения необходим для прогнозирования общественных процессов и разработки мероприятий, снижающих их негативное воздействие.
В основе изучения феномена «социальное самочувствие» лежат работы В.М. Бехтерева, П.П. Викторова, Б.Д. Парыгина и др.
Понятие «социальное самочувствие» впервые появилось в работе О.Л. Барской, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко исследовали социальное самочувствие, как социальное настроение. Большой вклад в изучение социального самочувствия внесли А.А. Киссель, Н.Ф. Наумова, М.А. Слюсарянский, В.А. Ядов, Е.А. Бойко, Е.И. Головаха, Б.В. Дубин, Н.В. Панина, А.А. Русалинова и др.
Исследование социального самочувствия студенческой молодёжи является одним из важнейших компонентов социологического анализа тенденций развития современного общества, так как именно студенты через несколько лет будут основным работающим населением страны. Поэтому необходимо знать их настрой и отслеживать их удовлетворённость различными сторонами жизни, уровень притязаний и жизненных стремлений. Актуальность и важность проблемы, её недостаточная разработанность и позволили определить тему исследования.
Объект исследования - студенты ЮУрГУ.
Предмет исследования - социальное самочувствие студентов.
Цель исследования: провести теоретический и эмпирический анализ социального самочувствия студентов.
Задачи исследования:
5. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социального самочувствия студентов.
6. Изучить специфику социального самочувствия студенческой молодёжи.
7. Изучить социальные параметры самочувствия студентов.
8. Изучить психологические параметры самочувствия студентов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
Многочисленные проблемы общества, влияют и на молодое поколение, в частности, на студенческую молодёжь. Представители данной социально- демографической группы испытывают чувство незащищённости в настоящем и неуверенность в будущем, теряют социальные ориентиры и духовные ценности. Однако, студенты - это та социальная группа, которая наиболее открыто воспринимает и принимает происходящие в обществе изменения. Они легче других групп населения приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, более мобильны и, как указывают некоторые авторы работ по данной тематике, относятся к достаточно обеспеченной и благополучной группе населения. Поэтому так важно, чтобы студенты оставались социально активными и позитивными, адаптированными к окружающей действительности.
Одним из основных социальных показателей, отражающих социальные изменения различных масштабов и дающих возможность оценить успешность политического и экономического руководства, является социальное самочувствие.
Изучение и анализ социальных настроений, оценки и самооценки членами общества своего социального положения необходим для прогнозирования общественных процессов и разработки мероприятий, снижающих их негативное воздействие.
В основе изучения феномена «социальное самочувствие» лежат работы В.М. Бехтерева, П.П. Викторова, Б.Д. Парыгина и др.
Понятие «социальное самочувствие» впервые появилось в работе О.Л. Барской, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко исследовали социальное самочувствие, как социальное настроение. Большой вклад в изучение социального самочувствия внесли А.А. Киссель, Н.Ф. Наумова, М.А. Слюсарянский, В.А. Ядов, Е.А. Бойко, Е.И. Головаха, Б.В. Дубин, Н.В. Панина, А.А. Русалинова и др.
Исследование социального самочувствия студенческой молодёжи является одним из важнейших компонентов социологического анализа тенденций развития современного общества, так как именно студенты через несколько лет будут основным работающим населением страны. Поэтому необходимо знать их настрой и отслеживать их удовлетворённость различными сторонами жизни, уровень притязаний и жизненных стремлений. Актуальность и важность проблемы, её недостаточная разработанность и позволили определить тему исследования.
Объект исследования - студенты ЮУрГУ.
Предмет исследования - социальное самочувствие студентов.
Цель исследования: провести теоретический и эмпирический анализ социального самочувствия студентов.
Задачи исследования:
5. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социального самочувствия студентов.
6. Изучить специфику социального самочувствия студенческой молодёжи.
7. Изучить социальные параметры самочувствия студентов.
8. Изучить психологические параметры самочувствия студентов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
Исследовав основные подходы к изучению социального самочувствия студенческой молодёжи, было проведено эмпирическое исследование.
Данные исследования показали, что проблема неудовлетворительного социального самочувствия является актуальной в нашем обществе. При сборе данных респонденты охотно делились своими проблемами и рассказывали о сторонах жизни неудовлетворяющих их требований.
Мы выяснили, что проводимое в университете время вызывает негативные эмоции, при неплохом уровне заинтересованности в учёбе. В целом, студенту ЮУрГУ удовлетворены системой получения высшего образования. Также студенты выделили ряд составляющих процесса обучения не отвечающих их требованиям: «материальная помощь студентам» - аспект не устраивающий студентов контрактной формы обучения, «внутреннее обустройство корпусов», «объём заданий для самостоятельного выполнения», «система организации приёма зачётов и экзаменов» .
Измерив студенческую активность в сфере внеучебной деятельности, был сделан вывод о низкой включённости студентов во внеучебную жизнь университета, однако, уровень заинтересованности в ней оказался достаточно высок. ЮУрГУ стоит обратить внимание на улучшение методов информирования и вовлечения студентов в жизнь университета.
В рамках исследования удалось выяснить, что студенты активная группа, подавляющее большинство студентов имеют увлечение, которое оказывает благотворное влияние на социальное самочувствие. В сфере студенческой деятельности, которая включала в себя учёбу, внеучебную деятельность в университете, работа, хобби, досуг, негативное влияние оказывала лишь учебная деятельность, она вызывала у респондентов такие эмоции, как напряжение, скука, отчаяние, и реже энтузиазм и любопытство, хотя выбор студентами специальности в большинстве случаев был обоснован заинтересованностью в данной профессии. Данные факты говорят, о неудовлетворительной организации передачи знаний или же о неосознанном, недостаточно обдуманном выборе студентов.
Были выявлены факторы, влияющие на формирование социального самочувствия больше прочих. Материальное положение является одним их таких факторов. Молодые люди, регулярно испытывающие материальные трудности склонны оценивать свои шансы на успешное будущее на порядок ниже тех, у кого материальные затруднения возникают реже. Студенты не имеющие проблем с деньгами вольны не ограничивать себя в проведении досуга, который также является составляющей формирующей социальное самочувствие, в то время как студент «бедный студент» ограничен финансово в выборе своего досуга. Следует отметить высокую удовлетворённость работающих студентов их работой, несмотря на трудность совмещения с учёбой.
Помимо студенческой деятельности и материальной составляющей на социальное самочувствие студентов одно из решающих влияний оказывает характер межличностных отношений. Так как студенты - люди только познающие самостоятельную жизнь, большую роль для них играют дружеские отношения, практически все студенты отметили важное место друзей в жизни, в то время как вариант «совсем не важно» не был выбран ни одним респондентом. Если друзей выбирают сами, то семья то, что даётся человеку без права выбора, поэтому взаимоотношения студентов с семьёй оказались менее стабильными, чем дружеские, однако, важность семьи - выше, что говорит, о наибольшем воздействие семьи на социальное самочувствие в случае конфликта.
Отдельное внимание стоит уделить вопросу о романтических отношениях в жизни студента и их влиянии на самочувствие молодёжи, как таковой. Результаты исследования показали, что нахождение с партнёром, для студентов является не менее комфортным, чем проведение времени в кругу семьи или с друзьями. Однако, в вопросе, где студентом предлагалось оценить достаточно или не достаточно им определённых составляющих жизни, именно любимый человек является самым недостающим звеном в жизни студентов. Данный факт заставляет задуматься о важности романтических отношений в жизни молодёжи.
Нам удалось выяснить, что в настоящее время повышается уровень политического сознания студенческой молодёжи, проявляя свою гражданскую позицию, они высказывают всё большее количество недовольств в сторону выбранного властью курса развития страны. Молодое поколение города Челябинск не чувствует себя защищённым, зато чувствует обделение в своих правах и свободах. Не имея современных экономических, знаний в ближайшем времени, главная рабочая силы страны ощущает страх и неуверенность перед завтрашним днём, им не хватает стабильности в государстве и обществе. Здесь можно проследить прямую взаимосвязь с самооценкой, сформировавшейся у студентов, по многим пунктам студенты боятся оценить себя по достоинству, принижая свои заслуги и достижения.
Таким образом, можно отметить, что социальное самочувствие студентов нельзя определить однозначно. В целом, довольные своей жизнью, молодые и полные энергии студенты удовлетворены своей деятельностью и межличностными отношениями, однако, есть определённые стороны в которых уровень притязаний студентов не совпадает со степенью их удовлетворённости, к таким сторонам можно отнести материальное благополучие, романтические отношения, благоприятная ситуация в стране.
Данные исследования показали, что проблема неудовлетворительного социального самочувствия является актуальной в нашем обществе. При сборе данных респонденты охотно делились своими проблемами и рассказывали о сторонах жизни неудовлетворяющих их требований.
Мы выяснили, что проводимое в университете время вызывает негативные эмоции, при неплохом уровне заинтересованности в учёбе. В целом, студенту ЮУрГУ удовлетворены системой получения высшего образования. Также студенты выделили ряд составляющих процесса обучения не отвечающих их требованиям: «материальная помощь студентам» - аспект не устраивающий студентов контрактной формы обучения, «внутреннее обустройство корпусов», «объём заданий для самостоятельного выполнения», «система организации приёма зачётов и экзаменов» .
Измерив студенческую активность в сфере внеучебной деятельности, был сделан вывод о низкой включённости студентов во внеучебную жизнь университета, однако, уровень заинтересованности в ней оказался достаточно высок. ЮУрГУ стоит обратить внимание на улучшение методов информирования и вовлечения студентов в жизнь университета.
В рамках исследования удалось выяснить, что студенты активная группа, подавляющее большинство студентов имеют увлечение, которое оказывает благотворное влияние на социальное самочувствие. В сфере студенческой деятельности, которая включала в себя учёбу, внеучебную деятельность в университете, работа, хобби, досуг, негативное влияние оказывала лишь учебная деятельность, она вызывала у респондентов такие эмоции, как напряжение, скука, отчаяние, и реже энтузиазм и любопытство, хотя выбор студентами специальности в большинстве случаев был обоснован заинтересованностью в данной профессии. Данные факты говорят, о неудовлетворительной организации передачи знаний или же о неосознанном, недостаточно обдуманном выборе студентов.
Были выявлены факторы, влияющие на формирование социального самочувствия больше прочих. Материальное положение является одним их таких факторов. Молодые люди, регулярно испытывающие материальные трудности склонны оценивать свои шансы на успешное будущее на порядок ниже тех, у кого материальные затруднения возникают реже. Студенты не имеющие проблем с деньгами вольны не ограничивать себя в проведении досуга, который также является составляющей формирующей социальное самочувствие, в то время как студент «бедный студент» ограничен финансово в выборе своего досуга. Следует отметить высокую удовлетворённость работающих студентов их работой, несмотря на трудность совмещения с учёбой.
Помимо студенческой деятельности и материальной составляющей на социальное самочувствие студентов одно из решающих влияний оказывает характер межличностных отношений. Так как студенты - люди только познающие самостоятельную жизнь, большую роль для них играют дружеские отношения, практически все студенты отметили важное место друзей в жизни, в то время как вариант «совсем не важно» не был выбран ни одним респондентом. Если друзей выбирают сами, то семья то, что даётся человеку без права выбора, поэтому взаимоотношения студентов с семьёй оказались менее стабильными, чем дружеские, однако, важность семьи - выше, что говорит, о наибольшем воздействие семьи на социальное самочувствие в случае конфликта.
Отдельное внимание стоит уделить вопросу о романтических отношениях в жизни студента и их влиянии на самочувствие молодёжи, как таковой. Результаты исследования показали, что нахождение с партнёром, для студентов является не менее комфортным, чем проведение времени в кругу семьи или с друзьями. Однако, в вопросе, где студентом предлагалось оценить достаточно или не достаточно им определённых составляющих жизни, именно любимый человек является самым недостающим звеном в жизни студентов. Данный факт заставляет задуматься о важности романтических отношений в жизни молодёжи.
Нам удалось выяснить, что в настоящее время повышается уровень политического сознания студенческой молодёжи, проявляя свою гражданскую позицию, они высказывают всё большее количество недовольств в сторону выбранного властью курса развития страны. Молодое поколение города Челябинск не чувствует себя защищённым, зато чувствует обделение в своих правах и свободах. Не имея современных экономических, знаний в ближайшем времени, главная рабочая силы страны ощущает страх и неуверенность перед завтрашним днём, им не хватает стабильности в государстве и обществе. Здесь можно проследить прямую взаимосвязь с самооценкой, сформировавшейся у студентов, по многим пунктам студенты боятся оценить себя по достоинству, принижая свои заслуги и достижения.
Таким образом, можно отметить, что социальное самочувствие студентов нельзя определить однозначно. В целом, довольные своей жизнью, молодые и полные энергии студенты удовлетворены своей деятельностью и межличностными отношениями, однако, есть определённые стороны в которых уровень притязаний студентов не совпадает со степенью их удовлетворённости, к таким сторонам можно отнести материальное благополучие, романтические отношения, благоприятная ситуация в стране.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЕЖИ
ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК ЦЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Создание системы адаптации российских студентов в КНР
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Социальная работа с молодежью на примере города Волгоград
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6800 р. Год сдачи: 2020 - НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Социальная адаптация детей-мигрантов в учреждениях, выполняющих образовательные функции
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





