Отношение молодежи города Челябинска к службе в армии
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 8
1.1. Армия как социальный и политический институт: понятие, функции,
структура 8
1.2. Гражданско-военные отношения как связующее звено армии и общества
25
ГЛАВА 2. ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА
ОТНОШЕНИЕ К АРМИИ 41
2.1. Патриотизм молодежи г. Челябинска 41
2.2. Готовность молодежи к службе в армии 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Приложение 1. Программа социологического исследования 87
Приложение 2. Инструмент социологического исследования 106
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 118
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 8
1.1. Армия как социальный и политический институт: понятие, функции,
структура 8
1.2. Гражданско-военные отношения как связующее звено армии и общества
25
ГЛАВА 2. ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА
ОТНОШЕНИЕ К АРМИИ 41
2.1. Патриотизм молодежи г. Челябинска 41
2.2. Готовность молодежи к службе в армии 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Приложение 1. Программа социологического исследования 87
Приложение 2. Инструмент социологического исследования 106
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 118
Армия - неотъемлемый атрибут любого государства, гарант его независимости и безопасности. С давних пор считается, что на чьей стороне мощная армия, за тем и сильная власть.
Армия является социальным и политическим институтом, который выполняет в обществе свои функции, как внутренние, так и внешние. Отношение общества к армии является частью престижа государства на международной арене.
Резкая перемена традиций в российском обществе, изменение нравственных ценностей, отсутствие цельной идеологии военной службы в последние несколько десятилетий привели к разрыву связи между армией и обществом, что в конечном итоге привело к тому, что авторитет Вооруженных сил и престиж военной службы упали.
В последнее время в связи с этой ситуацией возникает множество вопросов о социальном институте армии, которые, в свою очередь, активно обсуждаются. Возникает необходимость в объединении усилий армии и общества ради устранения таких негативных тенденций.
На сегодняшний день проблема отношения к армии стоит особенно остро. Это связано не только с реформированием призывной системы, но и с условиями прохождения службы: утрата боеспособности армии, ухудшение технического оснащения, санитарно-бытовых условий, «дедовщина», неуставные отношения среди офицерского состава и т.д.
Как следствие происходит отчуждение призывной и допризывной молодежи от службы в армии. Образ армии в глазах молодежи становится негативным и все чаще молодежь пытается уклониться от службы в армии. Молодежь воспринимает службу в армии не только как потерю времени, но и как реальную угрозу психическому и физическому здоровью.
Для разработки эффективной социальной политики в отношении армии, необходимо знать ее место и роль в системе социальных институтов общества. Армия взаимодействует с другими институтами, и, в частности, с обществом. От эффективности взаимодействия армии и общества зависит укомплектованность армии, т.е. желание молодых людей проходить службу в армии. Для изучения проблемы отчуждения молодежи от службы в армии необходимо подробно рассмотреть армию как социальный и политический институт для понимания ее места в структуре общества, а также рассмотреть особенности взаимодействия армии и общества в рамках «военногражданских отношений».
В первой главе будет рассмотрен институциональный подход в социологии, а также теории политических институтов. Это позволит рассмотреть институт амии изнутри : понятие армии, ее структуру, функции. Основными представителями институционального подхода можно назвать Алмонда Г., Веблена Т., Верба С., Гидденса Э., Дюверже М., Дюргейма Э., Мертона Р., Норта Д., Истона Д., Парсонса Т. Среди отечественных ученых Радаева В.В., Шкаратана и др. Также внимание было уделено феномену военно-гражданских отношений как связующего звена армии и общества в зарубежных и отечественных концепциях. Среди ученых, поднимающих проблему гражданско-военных отношений в западной военной социологии можно выделить Бленда Д., Гольбаха П.А., Джейновица М., Фивера П., Хантингтона С. Среди отечественных ученых Анисимова В.М., Дерюгина Ю.И., Серебрянникова Н.В.
Во второй главе работы был рассмотрен патриотизм как фактор, влияющий на отношение к армии, а также измерена готовность молодежи к прохождению службы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
Армия является социальным и политическим институтом, который выполняет в обществе свои функции, как внутренние, так и внешние. Отношение общества к армии является частью престижа государства на международной арене.
Резкая перемена традиций в российском обществе, изменение нравственных ценностей, отсутствие цельной идеологии военной службы в последние несколько десятилетий привели к разрыву связи между армией и обществом, что в конечном итоге привело к тому, что авторитет Вооруженных сил и престиж военной службы упали.
В последнее время в связи с этой ситуацией возникает множество вопросов о социальном институте армии, которые, в свою очередь, активно обсуждаются. Возникает необходимость в объединении усилий армии и общества ради устранения таких негативных тенденций.
На сегодняшний день проблема отношения к армии стоит особенно остро. Это связано не только с реформированием призывной системы, но и с условиями прохождения службы: утрата боеспособности армии, ухудшение технического оснащения, санитарно-бытовых условий, «дедовщина», неуставные отношения среди офицерского состава и т.д.
Как следствие происходит отчуждение призывной и допризывной молодежи от службы в армии. Образ армии в глазах молодежи становится негативным и все чаще молодежь пытается уклониться от службы в армии. Молодежь воспринимает службу в армии не только как потерю времени, но и как реальную угрозу психическому и физическому здоровью.
Для разработки эффективной социальной политики в отношении армии, необходимо знать ее место и роль в системе социальных институтов общества. Армия взаимодействует с другими институтами, и, в частности, с обществом. От эффективности взаимодействия армии и общества зависит укомплектованность армии, т.е. желание молодых людей проходить службу в армии. Для изучения проблемы отчуждения молодежи от службы в армии необходимо подробно рассмотреть армию как социальный и политический институт для понимания ее места в структуре общества, а также рассмотреть особенности взаимодействия армии и общества в рамках «военногражданских отношений».
В первой главе будет рассмотрен институциональный подход в социологии, а также теории политических институтов. Это позволит рассмотреть институт амии изнутри : понятие армии, ее структуру, функции. Основными представителями институционального подхода можно назвать Алмонда Г., Веблена Т., Верба С., Гидденса Э., Дюверже М., Дюргейма Э., Мертона Р., Норта Д., Истона Д., Парсонса Т. Среди отечественных ученых Радаева В.В., Шкаратана и др. Также внимание было уделено феномену военно-гражданских отношений как связующего звена армии и общества в зарубежных и отечественных концепциях. Среди ученых, поднимающих проблему гражданско-военных отношений в западной военной социологии можно выделить Бленда Д., Гольбаха П.А., Джейновица М., Фивера П., Хантингтона С. Среди отечественных ученых Анисимова В.М., Дерюгина Ю.И., Серебрянникова Н.В.
Во второй главе работы был рассмотрен патриотизм как фактор, влияющий на отношение к армии, а также измерена готовность молодежи к прохождению службы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
Проведение социологического исследования помогла убедиться в том, что армия является действительно важной частью общества. Проблема неукомлектованности армии по-прежнему остается острой, о чем говорят результаты исследования.
Престиж военной службы на низком уровне, общество взаимодействует с обществом слабо, и с молодежью в частности. Исследование помогло выявить и изучить отношение молодежи г. Челябинска к службе в армии, а также найти факторы, влияющие на него.
Удалось выяснить, что уровень патриотичности молодежи недостаточный, средний. В представлении молоды людей патриот - это человек, который уважает свою страну, гордится историей родного государства и готов вставать на защиту Родины в случае реальной военной угрозы. Срочная служба не имеет к этому отношения: молодые люди не считают службу своим долгом. В представлении молодежи сложилась прочная тенденция: государство должно гражданам больше, чем они ему. На основании типологии патриотизма были выделены различные типы патриотов среди молодежи: представители общенародного, национального, регионального, гражданского, аффективного патриотизма, а также патриотического индифферентизма. Под Родиной молодые люди понимают свою Большую Родину - страну в целом, или Малую родину - родной город.
Что касается взаимосвязи патриотизма и армии, в ряду органов, влияющих на патриотическое настроение молодежи, армия находилась в конце списка.
По всем переменным, респонденты поделились на 2 группы: тех, кто более патриотичен и тех, кто менее патриотичен. Такие средние показатели дают возможность говорить о том, что в представлении молодежи не сложилось четкого представления о том, кто такой патриот и следовательно патриотический дух не имел особого влияния на отношение к армии в целом.
Армия вызывает у молодежи скорей положительные чувства. Они доверяют российской армии, уважают солдат и восхищаются их мужеством, надеются на процветание Армии России в будущем. Молодые люди отмечают, что российская армия занимает ведущие позиции на международной арене.
Однако, срочная служба в армии вызывает у молодежи скорей негативные эмоции.
В целом, стоит отметить, что информированность молодежи об армии недостаточная, что подтверждают и сами участники опроса. При формировании военной политики стоит обратить внимание на усиление информированности молодежи о службе в армии. Информацию об армии молодые люди получают от друзей, родных, в сети Интернет.
Условиям службы в армии молодые люди в большинстве своем ставили негативные оценки, и отмечали, что для привлечения к службе необходимо бороться с дедовщиной, плохими санитарно-бытовыми условиями, устранять бесполезную работу в армии, вводить учебные занятия при службе, а также повышать ежемесячные выплаты солдатам-срочникам. На условия службы, по мнению респондентов, влияет деятельность Министерства Обороны РФ и президента РФ на уровне государства, и деятельность офицеров на уровне армии.
Ключевым вопросом всего исследования стала готовность молодежи к прохождению службы. Данные показали, что молодежь не готова к службе в армии. На это влияет множество факторов - мнение семьи о службе, советы служивших друзей, состояние условий службы и престиж службы в армии. Касательно престижа, более половины респондентов не считают службу в армии престижной. На готовность служить никак не влияет служил ли отец респондента, служили ли вообще мужчины в его семье, есть ли в его семье ветераны Великой Отечественной войны.
Измеряя готовность к службе, респонденты все же поделились на желающих и нежелающих служить. Желающие проходить службу называли причинами такого выбора то, что армия - хорошая школа жизни, отмечали, что каждый мужчина должен пройти службу. В качестве одно из причин желания называли о получение военного билета, без которого трудно найти престижную работу. Нежелающие служить отмечали, что служба в армии для них - это потеря времени, которое можно потратить на более полезные занятия. Молодые люди, не готовые служить, также в качестве причины такого выбора указывали на то, что армия не даст им никаких полезных навыков. Нежелающие служить боятся и непригодных для жизни санитарнобытовых условий службы.
Однако, и те, и другие, выделяли в службе в армии как достоинства, так и недостатки. Среди достоинств основными стали приобретение самостоятельности и ответственности, а также получение жизненного опыта. Среди недостатков - утрата возможности развития и получения образования, упущенные возможности трудоустройства.
Важным, с точки зрения готовности к службе, было выяснить, какой срок службы и возраст призыва для молодых людей оптимальны, а также определить приоритетные направления службы. Так, молодые люди поддержали нынешний срок службы в 1 год. Назвали идеальным возрастом призыва 18-20 лет. Первыми, среди приоритетных направлений службы стали космические войска, военно-воздушные силы, разведка, войска связи, а также войска противовоздушной обороны. Среди причин выбора приоритетных направлений молодые люди называли престиж службы в таких войсках, советы друзей и родственников, которые служили в данных войсках.
Острой проблемой исследования являлось и уклонение от службы в армии. В ходе исследования удалось выяснить, что при уклонении от службы молодыми людьми движет страх перед дедовщиной, потерей здоровья и жизни, а также угроза участия в боевых действиях. Молодые люди 81
уклоняются от службы, потому что не хотят тратить год жизни на бесполезную работу, тогда как могут потратить его на поиск себя. Основной способ уклонения от службы - дача взятки должностному лицу или поступление в ВУЗ. Из результатов также видно, что молодые люди готовы уклоняться от службы, даже понимая, что это не правильно. В вопросе уклонения от службы молодые люди опираются на свою возможность сделать это.
Изучив готовность к прохождению срочной службы, было важно исследовать отношение молодежи к контрактной и альтернативной службе. Данные показали, что общая неготовность молодежи к службе отразилась и на отношении к другим видам службы. Молодые люди не желают служить вне зависимости от основания службы.
Таким образом, исследование помогло выяснить, что отношение к службе по-прежнему остается острой проблемой современного общества. Молодые люди не готовы служить, не считают службу престижной, готовы уклоняться от службы и имеют такую возможность.
Престиж военной службы на низком уровне, общество взаимодействует с обществом слабо, и с молодежью в частности. Исследование помогло выявить и изучить отношение молодежи г. Челябинска к службе в армии, а также найти факторы, влияющие на него.
Удалось выяснить, что уровень патриотичности молодежи недостаточный, средний. В представлении молоды людей патриот - это человек, который уважает свою страну, гордится историей родного государства и готов вставать на защиту Родины в случае реальной военной угрозы. Срочная служба не имеет к этому отношения: молодые люди не считают службу своим долгом. В представлении молодежи сложилась прочная тенденция: государство должно гражданам больше, чем они ему. На основании типологии патриотизма были выделены различные типы патриотов среди молодежи: представители общенародного, национального, регионального, гражданского, аффективного патриотизма, а также патриотического индифферентизма. Под Родиной молодые люди понимают свою Большую Родину - страну в целом, или Малую родину - родной город.
Что касается взаимосвязи патриотизма и армии, в ряду органов, влияющих на патриотическое настроение молодежи, армия находилась в конце списка.
По всем переменным, респонденты поделились на 2 группы: тех, кто более патриотичен и тех, кто менее патриотичен. Такие средние показатели дают возможность говорить о том, что в представлении молодежи не сложилось четкого представления о том, кто такой патриот и следовательно патриотический дух не имел особого влияния на отношение к армии в целом.
Армия вызывает у молодежи скорей положительные чувства. Они доверяют российской армии, уважают солдат и восхищаются их мужеством, надеются на процветание Армии России в будущем. Молодые люди отмечают, что российская армия занимает ведущие позиции на международной арене.
Однако, срочная служба в армии вызывает у молодежи скорей негативные эмоции.
В целом, стоит отметить, что информированность молодежи об армии недостаточная, что подтверждают и сами участники опроса. При формировании военной политики стоит обратить внимание на усиление информированности молодежи о службе в армии. Информацию об армии молодые люди получают от друзей, родных, в сети Интернет.
Условиям службы в армии молодые люди в большинстве своем ставили негативные оценки, и отмечали, что для привлечения к службе необходимо бороться с дедовщиной, плохими санитарно-бытовыми условиями, устранять бесполезную работу в армии, вводить учебные занятия при службе, а также повышать ежемесячные выплаты солдатам-срочникам. На условия службы, по мнению респондентов, влияет деятельность Министерства Обороны РФ и президента РФ на уровне государства, и деятельность офицеров на уровне армии.
Ключевым вопросом всего исследования стала готовность молодежи к прохождению службы. Данные показали, что молодежь не готова к службе в армии. На это влияет множество факторов - мнение семьи о службе, советы служивших друзей, состояние условий службы и престиж службы в армии. Касательно престижа, более половины респондентов не считают службу в армии престижной. На готовность служить никак не влияет служил ли отец респондента, служили ли вообще мужчины в его семье, есть ли в его семье ветераны Великой Отечественной войны.
Измеряя готовность к службе, респонденты все же поделились на желающих и нежелающих служить. Желающие проходить службу называли причинами такого выбора то, что армия - хорошая школа жизни, отмечали, что каждый мужчина должен пройти службу. В качестве одно из причин желания называли о получение военного билета, без которого трудно найти престижную работу. Нежелающие служить отмечали, что служба в армии для них - это потеря времени, которое можно потратить на более полезные занятия. Молодые люди, не готовые служить, также в качестве причины такого выбора указывали на то, что армия не даст им никаких полезных навыков. Нежелающие служить боятся и непригодных для жизни санитарнобытовых условий службы.
Однако, и те, и другие, выделяли в службе в армии как достоинства, так и недостатки. Среди достоинств основными стали приобретение самостоятельности и ответственности, а также получение жизненного опыта. Среди недостатков - утрата возможности развития и получения образования, упущенные возможности трудоустройства.
Важным, с точки зрения готовности к службе, было выяснить, какой срок службы и возраст призыва для молодых людей оптимальны, а также определить приоритетные направления службы. Так, молодые люди поддержали нынешний срок службы в 1 год. Назвали идеальным возрастом призыва 18-20 лет. Первыми, среди приоритетных направлений службы стали космические войска, военно-воздушные силы, разведка, войска связи, а также войска противовоздушной обороны. Среди причин выбора приоритетных направлений молодые люди называли престиж службы в таких войсках, советы друзей и родственников, которые служили в данных войсках.
Острой проблемой исследования являлось и уклонение от службы в армии. В ходе исследования удалось выяснить, что при уклонении от службы молодыми людьми движет страх перед дедовщиной, потерей здоровья и жизни, а также угроза участия в боевых действиях. Молодые люди 81
уклоняются от службы, потому что не хотят тратить год жизни на бесполезную работу, тогда как могут потратить его на поиск себя. Основной способ уклонения от службы - дача взятки должностному лицу или поступление в ВУЗ. Из результатов также видно, что молодые люди готовы уклоняться от службы, даже понимая, что это не правильно. В вопросе уклонения от службы молодые люди опираются на свою возможность сделать это.
Изучив готовность к прохождению срочной службы, было важно исследовать отношение молодежи к контрактной и альтернативной службе. Данные показали, что общая неготовность молодежи к службе отразилась и на отношении к другим видам службы. Молодые люди не желают служить вне зависимости от основания службы.
Таким образом, исследование помогло выяснить, что отношение к службе по-прежнему остается острой проблемой современного общества. Молодые люди не готовы служить, не считают службу престижной, готовы уклоняться от службы и имеют такую возможность.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ
СИЛАХ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИЗЫВНИКОВ-СРОЧНИКОВ И КУРСАНТОВ-КАДЕТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Значение спортивной деятельности в патриотическом воспитании школьников (Смоленский Государственный Университет)
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Социально-психологические особенности патриотического сознания в молодежной
среде
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОСТИЩЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия подготовки молодежи к военной службе (на
примере деятельности центра «Патриот»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организации работы с молодежью в муниципальном образовании (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Определение педагогических основ подготовки младшего специалиста ВДВ в системе среднего педагогического образования и разработке концептуальных теоретических и прикладных основ совершенствования военно-профессионального образования младшего командного состава ВДВ на основе сопряжения с направлениями и целями подготовки гражданских специалистов среднего звена
Диссертация , прочее. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2012 - ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1987-2016 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ РАКИТЯНСКОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020





