ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
|
Введение 9
ГЛАВА 1 Теоретические основы разработки и реализации программ самоуправления 15
1.1 Становление и развитие программ самоуправления в
общеобразовательном учреждении 15
1.2 Типология программ самоуправления 25
1.3 Условия реализации программ самоуправления 43
ГЛАВА 2 Психолого-педагогические и организационные условия разработки и реализации программы самоуправления 54
2.1 Разработка и апробация программы самоуправления в
общеобразовательном учреждении 54
2.2 Анализ результатов реализации программы самоуправления
(формирующий и контрольный этапы) 67
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 84
Приложение А Опросник самоорганизации деятельности по Е.Ю.
Мандриковой 92
Приложение Б Анкета «Оценка вовлеченности обучающихся в общеобразовательном учреждении в процессе самоуправления» 94
Приложение В Результаты тестирования (констатирующий этап) 95
Приложение Г Результаты тестирования (контрольный этап) 98
Приложение Д ПРОГРАММА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЛАНЕТА «ПУЛЬС» 101
ГЛАВА 1 Теоретические основы разработки и реализации программ самоуправления 15
1.1 Становление и развитие программ самоуправления в
общеобразовательном учреждении 15
1.2 Типология программ самоуправления 25
1.3 Условия реализации программ самоуправления 43
ГЛАВА 2 Психолого-педагогические и организационные условия разработки и реализации программы самоуправления 54
2.1 Разработка и апробация программы самоуправления в
общеобразовательном учреждении 54
2.2 Анализ результатов реализации программы самоуправления
(формирующий и контрольный этапы) 67
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 84
Приложение А Опросник самоорганизации деятельности по Е.Ю.
Мандриковой 92
Приложение Б Анкета «Оценка вовлеченности обучающихся в общеобразовательном учреждении в процессе самоуправления» 94
Приложение В Результаты тестирования (констатирующий этап) 95
Приложение Г Результаты тестирования (контрольный этап) 98
Приложение Д ПРОГРАММА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЛАНЕТА «ПУЛЬС» 101
Актуальность. Система российского образования в качестве одной из важнейших задач современной школы ставит формирование социально- активной личности. В этом помогает ученического самоуправления - это право обучающихся на учет их мнения в управлении образовательного учреждения, в которой они обучаются. На сегодняшний день, тема самоуправления рассматривается во взаимосвязи:
- возрастных психологических особенностей, когда для подростка характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям, также для него необходимо признание, которое обосновывает наличие мотивации на взаимодействие в группе;
- с педагогами, принимающими участие в организации школьного самоуправления, что способствует формированию гражданской и лидерской позиции, которая позволяет обучающимся повысить социальную компетенцию, развивая социальные знания, умения и навыки поведения.
При реализации программ самоуправления возникают различные организационные и педагогические проблемы, пути решения которых необходимо проанализировать и обобщить, и на этой основе выявить организационно-педагогические условия эффективной реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Реализация программ ученического самоуправления призвана удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в реализации программ ученического самоуправления способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции, и ценностного отношения к себе и окружающим; позволяет повысить социальную компетентность; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социально-проблемных ситуациях.
Кроме того, реализация программ ученического самоуправления позволяет реализовать возможность самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализации его в интересах ученического коллектива.
Возрастание роли ученического самоуправления в образовательных учреждениях отражена в нормативных документах:
- Концепция ученического самоуправления рассматривается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273. В данных положениях закона говорится о праве учащихся принимать участие в формировании содержания своего образования и о праве на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном уставом и локальными актами образовательной организации.
- План мероприятий по реализации в 2019-2021 гг. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г., утвержден распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2019 г. №1259-р.
Создание социальной практики поможет в реализации программ самоуправления. Наиболее удачной формой, позволяющей создать и организовать условия для формирования гражданских и лидерских навыков, является школьное ученического самоуправление. Это предоставляет обучающимся возможность попробовать себя в организации и деятельности школы в целом, кружков, в работе школьных СМИ, получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности. Однако идея школьного самоуправления порой не срабатывает, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» о создании школьных советов, где полноправными членами являются обучающиеся, практически не работают. Падает заинтересованность молодежи в работе органов школьного самоуправления.
В педагогической литературе пока еще не существуют обобщающие исследования такого важного компонента функционирования образовательной системы, как реализация программ самоуправления. В связи с этим предпринятое исследование организационно-педагогических условий реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении является весьма актуальным.
По заявленной теме существует широкий круг источников. Однако, в них недостаточно изучены и систематизированы организационно-педагогические условия реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении, что уже указывает на следующие противоречия между:
- теорией и практикой, когда для реализации эффективного и результативного процесса развития ученического самоуправления практика испытывает потребность в теоретико-методическом обосновании данного вида деятельности и конкретных методических разработках для использования в ходе его реализации;
- актуальными задачами, стоящими перед системой образования, по подготовке самостоятельной, активной личности, формированию у обучающихся лидерских качеств, и сложившейся системой традиционных методов обучения и воспитания, не позволяющей их решить.
Выявленные противоречия указывают на проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях реализация программ ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении будет эффективным способом для развития у обучающихся лидерских качеств?
Цель исследования: выявление организационно-педагогических
условий реализации программ самоуправления, способствующих формированию личности обучающихся, обладающих лидерскими качествами.
Объект исследования: программы самоуправления, реализуемые в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: программы самоуправления выступают эффективным фактором формирования личности обучающихся, обладающих лидерскими качествами, если:
- формы и методы реализации программ самоуправления способствуют приобретению опыта положительных управленческих функций актива, как управленческой команды, который связан с реализацией целей обучающихся с развитием образовательного учреждения;
- формируется широкое представление о достижениях совместной деятельности по реализации программы обучающимися в общеобразовательном учреждении;
- развиваются готовность и культура общения со сверстниками в различных формах и видах деятельности.
Сформулированные цель и гипотеза определили задачи нашего исследования:
1. Изучить понятие «ученическое самоуправление» и уточнить сущностную характеристику становления и развития программ в общеобразовательном учреждении;
2. Описать специфику модели ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении;
3. Определить условия реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении;
4. Разработать и апробировать программу ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении и выявить уровни самоорганизации деятельности старших школьников.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы были использованы методы: теоретического анализа источников литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, наблюдение; педагогический эксперимент по реализации программы самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Экспериментальной базой исследования являлась Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53 города Томска (далее МАОУ СОШ №53 гор. Томска). В эксперименте приняли участие обучающиеся 10 - 11 классов. Общее число участников 79 человек в возрасте от 16 до 18 лет. Экспериментальная работа проводилась во время 2019-2021 учебных годов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- Уточнено понятие «ученическое самоуправление», как способа организации деятельности самими обучающимися, которая обеспечивает подготовку их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей;
- Выделены характеристики процесса развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении;
- Определены организационно-педагогические условия для формирования лидерских качеств обучающихся, посредством реализации программы ученического самоуправления.
Теоретическая значимость - обоснована и экспериментально проверена возможность реализации программы самоуправления в дистанционном формате.
Практическая значимость обусловлена тем, что апробирован диагностический инструментарий по оценке эффективности реализации программы ученического самоуправления, который может быть использован в практике общеобразовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Понятие «ученическое самоуправление» включает способ организации деятельности самими обучающимися, которая обеспечивает подготовку их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
2. Модели ученического самоуправления реализуют право обучающихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта социального партнерства.
3. Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, включают:
- мотивацию обучающихся к самостоятельной социальной практике;
- внедрение проектных технологий формирования социальной активности обучающихся;
- использование ИКТ;
- использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления.
Апробация и внедрение результатов исследования проходила на базе МАОУ СОШ №53 гор. Томска. Результаты исследования обсуждались на:
- IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Молодежная политика в современной России: вопросы теории и практики» (14 мая 2020 г., Москва, ФГБОУ ВО МГППУ);
- XIX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования-2020 «Доказательный подход в сфере образования» (22-23 октября 2020 г., Москва, ФГБОУ ВО МГППУ);
- VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12-13 мая 2021 г., Москва, ФГБОУ ВО МГППУ).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
- возрастных психологических особенностей, когда для подростка характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям, также для него необходимо признание, которое обосновывает наличие мотивации на взаимодействие в группе;
- с педагогами, принимающими участие в организации школьного самоуправления, что способствует формированию гражданской и лидерской позиции, которая позволяет обучающимся повысить социальную компетенцию, развивая социальные знания, умения и навыки поведения.
При реализации программ самоуправления возникают различные организационные и педагогические проблемы, пути решения которых необходимо проанализировать и обобщить, и на этой основе выявить организационно-педагогические условия эффективной реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Реализация программ ученического самоуправления призвана удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в реализации программ ученического самоуправления способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции, и ценностного отношения к себе и окружающим; позволяет повысить социальную компетентность; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социально-проблемных ситуациях.
Кроме того, реализация программ ученического самоуправления позволяет реализовать возможность самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализации его в интересах ученического коллектива.
Возрастание роли ученического самоуправления в образовательных учреждениях отражена в нормативных документах:
- Концепция ученического самоуправления рассматривается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273. В данных положениях закона говорится о праве учащихся принимать участие в формировании содержания своего образования и о праве на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном уставом и локальными актами образовательной организации.
- План мероприятий по реализации в 2019-2021 гг. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г., утвержден распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2019 г. №1259-р.
Создание социальной практики поможет в реализации программ самоуправления. Наиболее удачной формой, позволяющей создать и организовать условия для формирования гражданских и лидерских навыков, является школьное ученического самоуправление. Это предоставляет обучающимся возможность попробовать себя в организации и деятельности школы в целом, кружков, в работе школьных СМИ, получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности. Однако идея школьного самоуправления порой не срабатывает, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» о создании школьных советов, где полноправными членами являются обучающиеся, практически не работают. Падает заинтересованность молодежи в работе органов школьного самоуправления.
В педагогической литературе пока еще не существуют обобщающие исследования такого важного компонента функционирования образовательной системы, как реализация программ самоуправления. В связи с этим предпринятое исследование организационно-педагогических условий реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении является весьма актуальным.
По заявленной теме существует широкий круг источников. Однако, в них недостаточно изучены и систематизированы организационно-педагогические условия реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении, что уже указывает на следующие противоречия между:
- теорией и практикой, когда для реализации эффективного и результативного процесса развития ученического самоуправления практика испытывает потребность в теоретико-методическом обосновании данного вида деятельности и конкретных методических разработках для использования в ходе его реализации;
- актуальными задачами, стоящими перед системой образования, по подготовке самостоятельной, активной личности, формированию у обучающихся лидерских качеств, и сложившейся системой традиционных методов обучения и воспитания, не позволяющей их решить.
Выявленные противоречия указывают на проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях реализация программ ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении будет эффективным способом для развития у обучающихся лидерских качеств?
Цель исследования: выявление организационно-педагогических
условий реализации программ самоуправления, способствующих формированию личности обучающихся, обладающих лидерскими качествами.
Объект исследования: программы самоуправления, реализуемые в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: программы самоуправления выступают эффективным фактором формирования личности обучающихся, обладающих лидерскими качествами, если:
- формы и методы реализации программ самоуправления способствуют приобретению опыта положительных управленческих функций актива, как управленческой команды, который связан с реализацией целей обучающихся с развитием образовательного учреждения;
- формируется широкое представление о достижениях совместной деятельности по реализации программы обучающимися в общеобразовательном учреждении;
- развиваются готовность и культура общения со сверстниками в различных формах и видах деятельности.
Сформулированные цель и гипотеза определили задачи нашего исследования:
1. Изучить понятие «ученическое самоуправление» и уточнить сущностную характеристику становления и развития программ в общеобразовательном учреждении;
2. Описать специфику модели ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении;
3. Определить условия реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении;
4. Разработать и апробировать программу ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении и выявить уровни самоорганизации деятельности старших школьников.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы были использованы методы: теоретического анализа источников литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, наблюдение; педагогический эксперимент по реализации программы самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Экспериментальной базой исследования являлась Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53 города Томска (далее МАОУ СОШ №53 гор. Томска). В эксперименте приняли участие обучающиеся 10 - 11 классов. Общее число участников 79 человек в возрасте от 16 до 18 лет. Экспериментальная работа проводилась во время 2019-2021 учебных годов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- Уточнено понятие «ученическое самоуправление», как способа организации деятельности самими обучающимися, которая обеспечивает подготовку их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей;
- Выделены характеристики процесса развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении;
- Определены организационно-педагогические условия для формирования лидерских качеств обучающихся, посредством реализации программы ученического самоуправления.
Теоретическая значимость - обоснована и экспериментально проверена возможность реализации программы самоуправления в дистанционном формате.
Практическая значимость обусловлена тем, что апробирован диагностический инструментарий по оценке эффективности реализации программы ученического самоуправления, который может быть использован в практике общеобразовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Понятие «ученическое самоуправление» включает способ организации деятельности самими обучающимися, которая обеспечивает подготовку их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
2. Модели ученического самоуправления реализуют право обучающихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта социального партнерства.
3. Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, включают:
- мотивацию обучающихся к самостоятельной социальной практике;
- внедрение проектных технологий формирования социальной активности обучающихся;
- использование ИКТ;
- использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления.
Апробация и внедрение результатов исследования проходила на базе МАОУ СОШ №53 гор. Томска. Результаты исследования обсуждались на:
- IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Молодежная политика в современной России: вопросы теории и практики» (14 мая 2020 г., Москва, ФГБОУ ВО МГППУ);
- XIX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования-2020 «Доказательный подход в сфере образования» (22-23 октября 2020 г., Москва, ФГБОУ ВО МГППУ);
- VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12-13 мая 2021 г., Москва, ФГБОУ ВО МГППУ).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
В рамках решения первой задачи изучена научная и методическая литература, в результате которой мы можем утверждать, что заинтересованность обучающихся в организации мероприятий, которые влияют на активную жизнь школы прежде всего повышает активную деятельность обучающихся, способствующая повышению уровня самоорганизации внутри учреждения. Информация, полученная обучающимися посредством собственных усилий, несет большую познавательную ценность и дает более положительный результат, чем информация данная учителем без усилий обучающегося. Уточнено понятие «ученическое самоуправление» - способ организации деятельности самими обучающимися, которая обеспечивает подготовку их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
В рамках решения второй задачи была раскрыта специфика и особенности реализации программ самоуправления в общеобразовательных учреждениях.
Выделим характеристики, которые мы выявили во время анализа теоретических источников:
1. Индивидуальность модели;
2. Объяснительная характеристика;
3. Моделирование, как процесс создания модели, выступает средством организации творческой деятельности всех участников программы;
4. Прогностический характер.
Нами был сделан вывод, что для повышения уровня самоорганизации и вовлеченности старших школьников в жизнь школы необходимо добавлять творческие занятия, способствующие формированию лидерских качеств.
В рамках решения третьей задачи были определены условия реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении. Нами были сделаны выводы, что педагогическую систему формирует реализация организационных и педагогических условий, которые придают особенность образовательной среде. Выделим эти условия:
- мотивация обучающихся к самостоятельной социальной практике;
- внедрение проектных технологий формирования социальной активности обучающихся;
- использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления.
Также, педагогические условия помогают в реализации программы самоуправления и формированию самоорганизации деятельности.
В рамках решения четвертой задачи был выявлен уровень самоорганизации деятельности:
1. Была разработана программа и диагностический инструментарий;
2. Проведено несколько этапов диагностики;
3. Были получены результаты, что 38% имеют средний уровень, 17% ниже среднего, 44% имеют высокий уровень.
4. Была проведена работа по формированию самоорганизации деятельности. Говоря о ее результативности, мы можем утверждать, что программа творческих мероприятий произвела положительное воздействие на показатели формирования самоорганизации деятельности старших школьников. Данное исследование показало, что применяемые в 10-11 классах способы повышения самоорганизации деятельности оказались эффективными. Делая сравнительный анализ работ обучающихся, которые выполнены на констатирующем этапе и контрольно-обобщающем, можно сделать вывод о наличии положительной динамики в повышении уровня самоорганизации деятельности старших школьников. Самоорганизация деятельности на последнем этапе заметно возросла, как у всех обучающихся в целом, так и у отдельных обучающихся. В процессе проделанной нами работы реализации программы самоуправления с организацией творческих мероприятий, можно наблюдать за повышением высокого уровня самоорганизации деятельности, а также за появлением на контрольном этапе обучающихся, которые с низкого уровня достигли высокого уровня. И самое важное, на наш взгляд, это то, что мы добились, что обучающиеся с ниже среднего уровня перешли на средний и высокий уровень познавательной деятельности.
Обучающиеся, имеющие низкие показатели, показали положительные результаты, так как после системы занятий стали более творчески подходить к тому или иному заданию, чем до начала исследования. Следовательно, для повышения творческих способностей можем порекомендовать следующее условия:
1. Необходимо давать как можно больше творческих заданий детям.
2. Необходимо создать психологическую безопасность: отсутствие внешнего оценивания.
3. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
4. Подбирать задания не очень объемные, так как интерес к выполнению таких заданий может исчезнуть.
В своей дальнейшей работе планируется использовать предложенные способы повышения самоорганизации деятельности старших школьников, а также пополнять свою методическую «копилку» занимательным дидактическим материалом, чтобы на занятиях детям было интересно, а самое главное у них была возможность раскрыть свой творческий потенциал.
В рамках решения первой задачи изучена научная и методическая литература, в результате которой мы можем утверждать, что заинтересованность обучающихся в организации мероприятий, которые влияют на активную жизнь школы прежде всего повышает активную деятельность обучающихся, способствующая повышению уровня самоорганизации внутри учреждения. Информация, полученная обучающимися посредством собственных усилий, несет большую познавательную ценность и дает более положительный результат, чем информация данная учителем без усилий обучающегося. Уточнено понятие «ученическое самоуправление» - способ организации деятельности самими обучающимися, которая обеспечивает подготовку их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
В рамках решения второй задачи была раскрыта специфика и особенности реализации программ самоуправления в общеобразовательных учреждениях.
Выделим характеристики, которые мы выявили во время анализа теоретических источников:
1. Индивидуальность модели;
2. Объяснительная характеристика;
3. Моделирование, как процесс создания модели, выступает средством организации творческой деятельности всех участников программы;
4. Прогностический характер.
Нами был сделан вывод, что для повышения уровня самоорганизации и вовлеченности старших школьников в жизнь школы необходимо добавлять творческие занятия, способствующие формированию лидерских качеств.
В рамках решения третьей задачи были определены условия реализации программ самоуправления в общеобразовательном учреждении. Нами были сделаны выводы, что педагогическую систему формирует реализация организационных и педагогических условий, которые придают особенность образовательной среде. Выделим эти условия:
- мотивация обучающихся к самостоятельной социальной практике;
- внедрение проектных технологий формирования социальной активности обучающихся;
- использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления.
Также, педагогические условия помогают в реализации программы самоуправления и формированию самоорганизации деятельности.
В рамках решения четвертой задачи был выявлен уровень самоорганизации деятельности:
1. Была разработана программа и диагностический инструментарий;
2. Проведено несколько этапов диагностики;
3. Были получены результаты, что 38% имеют средний уровень, 17% ниже среднего, 44% имеют высокий уровень.
4. Была проведена работа по формированию самоорганизации деятельности. Говоря о ее результативности, мы можем утверждать, что программа творческих мероприятий произвела положительное воздействие на показатели формирования самоорганизации деятельности старших школьников. Данное исследование показало, что применяемые в 10-11 классах способы повышения самоорганизации деятельности оказались эффективными. Делая сравнительный анализ работ обучающихся, которые выполнены на констатирующем этапе и контрольно-обобщающем, можно сделать вывод о наличии положительной динамики в повышении уровня самоорганизации деятельности старших школьников. Самоорганизация деятельности на последнем этапе заметно возросла, как у всех обучающихся в целом, так и у отдельных обучающихся. В процессе проделанной нами работы реализации программы самоуправления с организацией творческих мероприятий, можно наблюдать за повышением высокого уровня самоорганизации деятельности, а также за появлением на контрольном этапе обучающихся, которые с низкого уровня достигли высокого уровня. И самое важное, на наш взгляд, это то, что мы добились, что обучающиеся с ниже среднего уровня перешли на средний и высокий уровень познавательной деятельности.
Обучающиеся, имеющие низкие показатели, показали положительные результаты, так как после системы занятий стали более творчески подходить к тому или иному заданию, чем до начала исследования. Следовательно, для повышения творческих способностей можем порекомендовать следующее условия:
1. Необходимо давать как можно больше творческих заданий детям.
2. Необходимо создать психологическую безопасность: отсутствие внешнего оценивания.
3. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
4. Подбирать задания не очень объемные, так как интерес к выполнению таких заданий может исчезнуть.
В своей дальнейшей работе планируется использовать предложенные способы повышения самоорганизации деятельности старших школьников, а также пополнять свою методическую «копилку» занимательным дидактическим материалом, чтобы на занятиях детям было интересно, а самое главное у них была возможность раскрыть свой творческий потенциал.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование организационно-педагогический условий повышения профессиональной квалификации педагогических работников в образовательной организации для реализации требований Профессионального стандарта «Педагог»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Организация ученического самоуправления в начальной школе (Методика воспитательной работы в начальной школе, Томский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ТРЕНИНГИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГОДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №35» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016



