Введение 5
ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИИ И ЭКОНОМИКИ РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 14
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 28
3.1 Загрязнение атмосферы 30
3.2 Экологическое состояние земель и почв 31
3.3 Общая характеристика водных объектов и их загрязнение 38
3.4 Рациональное использование лесов 42
ГЛАВА 4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 44
4.1 Понятие об «экологической культуры» 44
4.2 Формирование экологической культуры школьников 47
ГЛАВА 5 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 53
5.1 Народные представления тувинцев об охране природы 53
5.2 Экологическое образование в Республике
Тыва 66
ГЛАВА 6 МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ШКОЛАХ ТУВЫ 68
6.6 Разработка элементов экологического воспитания с учетом национально¬
культурных особенностей тувинцев 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития образования встают вопросы формирования экологической культуры у школьников.
Экологический уровень культуры определяет степень людей восприятия природы, общества вокруг и оценки положения во Вселенной, отношение человека к миру. Развитие экологической культуры анализируют, как формирование экологического сознания, природоохранной складности к природе в каждодневном диалоге с этим в педагогическом процессе
Экологическая культура развивается в процессе экологического образования, которое является регулярной и целеустремленной деятельностью учеников. В ходе данной деятельности учитель выбирает соответствующие методы и приемы, которые продвигают эффективное достижение объектов в поле зрения, а именно, формирование экологического знания природы, со знанием правил взаимодействия с миром вокруг, участие в деятельности защиты природы.
В формировании экологической культуры у школьников стоит задача осторожного отношения к природе и сохранению окружающей среды. Эффективным методом формирования экологической культуры является внеурочная деятельность.
Внеурочная работа прививает любовь к природе и бережливое отношение к ее дарованиям, способствует использованию соответствующих ресурсосберегающие технологий и принятию мер по охране природных богатств. Практическая включенность в экологическую работу выражается в посильной индивидуальной помощи учащихся природы и заботе о благополучии конкретных объектов природы.
Несмотря на многочисленные исследования в сфере развития экологической культуры у школьниках наблюдается низкий уровень сформированности экологической культуры. Таким образом, безотлагательность данной задачи, и также практическая потребность повышения уровня сформированности экологической культуры у школьниках вызвали выбор темы моей диссертационной работы.
Цель исследования: выявить особенности формирования экологической культуры у школьников Республики Тыва.
Задачи исследования:
- на основе литературных данных составить физико - географический очерк Республики Тыва;
- выявить особенности этнографических сведений в Республике Тыва;
- выделить наиболее важные экологические проблемы в Республике Тыва;
- изучить особенности отношения тувинцев к окружающей среде и природопользовании;
- . на основе анализа литературных данных определить основные понятия экологической культуры и особенности становления ее у школьников.
- определить особенности формирования основных элементов экологической культуры у школьников Республики Тыва с учетом народных представлений об отношению к окружающей среде и острых экологических проблем.
- разработать мероприятия по экологическому воспитанию у школьников Республики Тыва.
Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры у школьников.
Объект исследования: формирование экологической культуры у школьников посредством внеурочной деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованной литературы.
В заключении нашего исследования мы пришли к выводам о том, что экологическая культура - интегративное качество личности, отражающее систему экологических знаний, ценностных ориентаций на природу, нравственно-эстетические чувства и экологическую деятельностную активность, являющееся составной частью общей культуры человека. Для ее формирования требуется выбирать соответствующую деятельность методы и приемы.
Эффективным способом развития экологической культуры является внеурочная деятельность.
Природа в представлении тувинцев, символизировала слаженность, красоту, постоянное развитие. Тем самым она способствовала развитию эстетических вкусов, способности воспринимать, чувствовать и переживать эстетическое воздействие. По представлениям тувинцев все, что их окружает, живет и дышит. Они познавали мир и природу, сравнения с ними самих как реальность и, таким образом, объясняли себя через окружающий мир и окружающий мир через себя. Тувинцы не пытались подчинить себе природу. Они жили в ладу с ней, любили свои горы, отчего у них брала свое начало любовь к Родине.
Понятие экологической культуры, как показало наше исследование, соединяет в себе: знание основных законов природы; представления потребности расцениваться с данными законами и придерживаться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетическую и этическую, практику бытовой и профессиональной деятельности.