Финансовые аспекты подготовки кадрового резерва в органах местного самоуправления
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 8
1.1 Основы, принципы, правовые аспекты формирования системы
кадрового резерва муниципальной службы 8
1.2 Финансирование резерва управленческих кадров 18
2 ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С
КАДРАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 23
2.1 Анализ организации работы по обеспечению формирования и
финансирования кадрового резерва в системе муниципальной службы 23
2.2 Зарубежный опыт формирования, финансирования и подготовки
резерва управленческих кадров 40
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И
ФИНАНСИРОВАНИЮ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 45
3.1 Направления совершенствования формирования и финансирования кадрового резерва в системе муниципальной службы 45
3.2Эффективность предлагаемых совершенствований по
формированию и финансированию кадрового резерва в системе муниципальной службы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 8
1.1 Основы, принципы, правовые аспекты формирования системы
кадрового резерва муниципальной службы 8
1.2 Финансирование резерва управленческих кадров 18
2 ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С
КАДРАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 23
2.1 Анализ организации работы по обеспечению формирования и
финансирования кадрового резерва в системе муниципальной службы 23
2.2 Зарубежный опыт формирования, финансирования и подготовки
резерва управленческих кадров 40
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И
ФИНАНСИРОВАНИЮ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 45
3.1 Направления совершенствования формирования и финансирования кадрового резерва в системе муниципальной службы 45
3.2Эффективность предлагаемых совершенствований по
формированию и финансированию кадрового резерва в системе муниципальной службы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Реформирование государственной и муниципальной службы России и формирование эффективной модели государственного управления, невозможны без грамотного обновления руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и местного самоуправления лицами, способными на деле обеспечить успешное проведение экономических реформ, строительство социально защищенного демократического государства. Вследствие этого эффективное обеспечение кадрами органы местного самоуправления высококвалифицированными специалистами возможно при активном использовании института резерва кадров.
Актуальность выбранной темы обусловлена осуществлением в стране экономической, административной и политической реформ, демократизация государственной и общественной жизни, необходимость неотложного решения многих социальных проблем объективно требуют серьезных изменений в системе государственного управления и местного самоуправления.
Совершенствование системы управления, и муниципальной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества.
В то же время, как показывает практика, проблема формирования качественного, высокопрофессионального корпуса государственных и муниципальных служащих является одной из сложнейших проблем любой государственной системы. Здесь поднимаются такие неоднозначные вопросы, как совершенствование системы отбора кадров на государственную и муниципальную службу, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, формирование эффективных технологий расстановки и продвижения кадров, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности и т.п.
Преломление данных направлений кадровой работы сквозь призму российской действительности приводит к выводу, что в сфере работы с кадрами государственной и муниципальной службы мы пока имеем больше проблем, чем положительных результатов. Во многих регионах России отсутствуют долгосрочные перспективы в подготовке и использовании кадров, кадровая политика зачастую носит бессистемный характер, в связи с чем оказывается несогласованной с программами экономического и социального развития территорий, в ней нет продуманной системы подбора и перемещения кадров.
К числу первоочередных задач в работе с кадрами следует отнести повышение научной обоснованности государственной кадровой политики, создание новой системы работы с кадрами, профессионального развития персонала государственной муниципальной службы, расширение сети и качественное обновление государственно-образовательных учреждений и кадровых служб государственных и муниципальных органов, освоение мирового опыта в управлении человеческими ресурсами.
Нельзя сказать, что эти проблемы сегодня не решаются. В последнее время им был посвящен ряд серьезных исследований, они становятся причиной конференций, дискуссий, споров на страницах научной печати.
Методологической базой исследования выступает совокупность научных принципов, методов и приемов познания социальных процессов и отношений. Анализ законодательства, изучение правоприменительной практики, обобщение организационного опыта, выработка предложений и выводов осуществлялись на основе системного, логического, сравнительно-правового, историко-правового, юридического, социологического методов познания.
И все же, несмотря на значимость и актуальность кадровых вопросов, определенные подвижки в теоретическом и практическом разрешении обозначенной проблемы, до окончательного завершения работы в данной области еще довольно далеко.
Все это обусловливает потребность в проведении дополнительных теоретических исследований в области кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы, в поиске новых прогрессивных технологий кадровой работы в органах государственной власти и муниципального управления.
В связи с этим целью магистерской диссертации является изучение теоретикометодологических основ, проблем формирования и финансирования системы кадрового резерва муниципальной службы и выявление направлений совершенствования кадровой работы в системе государственного и муниципального управления, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию формирования и финансирования кадрового резерва на муниципальной службе.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.
1. Раскрытие основ и принципов формирования и финансирования системы кадрового резерва муниципальной службы.
2. Рассмотрение организации работы с кадровым резервом в системе муниципальной службы.
3 Анализ законодательства и правоприменительных практик в сфере формирования и финансирования системы кадрового резерва муниципальной службы.
4 Рассмотрение современных механизмов и технологий формирования и финансирования кадрового резерва муниципальной службы.
5 Изучение зарубежного опыта формирования, финансирования и подготовки работы с кадровым резервом.
Объектом исследования является Администрация Симского городского поселения Ашинского муниципального района.
Предметом исследования являются технологии кадровой работы, в частности по направлениям формирования и финансирования кадрового резерва в Администрации Симского городского поселения.
Актуальность выбранной темы обусловлена осуществлением в стране экономической, административной и политической реформ, демократизация государственной и общественной жизни, необходимость неотложного решения многих социальных проблем объективно требуют серьезных изменений в системе государственного управления и местного самоуправления.
Совершенствование системы управления, и муниципальной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества.
В то же время, как показывает практика, проблема формирования качественного, высокопрофессионального корпуса государственных и муниципальных служащих является одной из сложнейших проблем любой государственной системы. Здесь поднимаются такие неоднозначные вопросы, как совершенствование системы отбора кадров на государственную и муниципальную службу, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, формирование эффективных технологий расстановки и продвижения кадров, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности и т.п.
Преломление данных направлений кадровой работы сквозь призму российской действительности приводит к выводу, что в сфере работы с кадрами государственной и муниципальной службы мы пока имеем больше проблем, чем положительных результатов. Во многих регионах России отсутствуют долгосрочные перспективы в подготовке и использовании кадров, кадровая политика зачастую носит бессистемный характер, в связи с чем оказывается несогласованной с программами экономического и социального развития территорий, в ней нет продуманной системы подбора и перемещения кадров.
К числу первоочередных задач в работе с кадрами следует отнести повышение научной обоснованности государственной кадровой политики, создание новой системы работы с кадрами, профессионального развития персонала государственной муниципальной службы, расширение сети и качественное обновление государственно-образовательных учреждений и кадровых служб государственных и муниципальных органов, освоение мирового опыта в управлении человеческими ресурсами.
Нельзя сказать, что эти проблемы сегодня не решаются. В последнее время им был посвящен ряд серьезных исследований, они становятся причиной конференций, дискуссий, споров на страницах научной печати.
Методологической базой исследования выступает совокупность научных принципов, методов и приемов познания социальных процессов и отношений. Анализ законодательства, изучение правоприменительной практики, обобщение организационного опыта, выработка предложений и выводов осуществлялись на основе системного, логического, сравнительно-правового, историко-правового, юридического, социологического методов познания.
И все же, несмотря на значимость и актуальность кадровых вопросов, определенные подвижки в теоретическом и практическом разрешении обозначенной проблемы, до окончательного завершения работы в данной области еще довольно далеко.
Все это обусловливает потребность в проведении дополнительных теоретических исследований в области кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы, в поиске новых прогрессивных технологий кадровой работы в органах государственной власти и муниципального управления.
В связи с этим целью магистерской диссертации является изучение теоретикометодологических основ, проблем формирования и финансирования системы кадрового резерва муниципальной службы и выявление направлений совершенствования кадровой работы в системе государственного и муниципального управления, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию формирования и финансирования кадрового резерва на муниципальной службе.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.
1. Раскрытие основ и принципов формирования и финансирования системы кадрового резерва муниципальной службы.
2. Рассмотрение организации работы с кадровым резервом в системе муниципальной службы.
3 Анализ законодательства и правоприменительных практик в сфере формирования и финансирования системы кадрового резерва муниципальной службы.
4 Рассмотрение современных механизмов и технологий формирования и финансирования кадрового резерва муниципальной службы.
5 Изучение зарубежного опыта формирования, финансирования и подготовки работы с кадровым резервом.
Объектом исследования является Администрация Симского городского поселения Ашинского муниципального района.
Предметом исследования являются технологии кадровой работы, в частности по направлениям формирования и финансирования кадрового резерва в Администрации Симского городского поселения.
Основной проблемой политической и социально-экономической реформ, происходящих в нашей стране, выступает проблема кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской Федерации.
В России формирование новой системы работы с кадровым резервом еще не завершено, сделаны лишь первые шаги по ее становлению, приняты основные нормативно-правовые акты, ведомственные положения, регламентирующие порядок комплектования, требования к подбору кандидатов в состав кадрового резерва, формы и методы подготовки "резервистов", обязанности должностных лиц, ответственных за работу с резервом кадров.
По своей основополагающей сути муниципальная служба - это, прежде всего, кадры. Практика показывает, что обновление системы исполнительной власти на местах не дает результата без наведения порядка в муниципальной службе и пересмотра принципов кадровой политики.
Данное положение является аксиомой процесса муниципального управления. Решение политических, экономических, социальных и других задач, стоящих перед российским обществом, в решающей степени зависит от своевременной разработки и эффективной реализации кадровой политики на всех уровнях власти.
Управление кадровым потенциалом на разных уровнях организации общества, во-первых, приобретает сегодня первостепенное значение в повышении эффективности управления; во-вторых, становится главным направлением, «запускающим механизм» возрождения России и перехода на цивилизованные рыночные отношения; в-третьих, меняется вектор совершенствования самой кадровой политики, которая примет цивилизованный и современный вид при одном условии - оздоровление ее начнется не только «сверху», но и «снизу», с каждого муниципального сообщества.
Рассматривая проблематику формирования кадрового резерва проблемы кадрового обеспечения муниципальных органов управления условно можно объединить в три основных блока:
Первый блок проблем - недостаточная квалификация муниципальных служащих. Они часто не в состоянии решать задачи, которые ставит перед ними общество, особенно в условиях реформирования системы муниципального управления. Сказывается недостаток профильного образования и опыта. Не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. Недостаточно сформированы необходимые личностно - деловые качества: навыки эффективной коммуникации, ответственность и самостоятельность в принятии решений, организаторские способности и прочее.
Депрофессионализация муниципальных чиновников особенно ярко выступает на фоне старения кадрового состава муниципальной службы, «вымывание» среднего звена управления в муниципальных органах. Наиболее дееспособные кадры уходят из муниципальной службы в бизнесструктуры.
При этом существующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, по мнению экспертов, не только не способствует изменениям на муниципальной службе, но и часто напротив, тормозит развитие кадрового потенциала муниципальной службы и «цементирует» существующее положение вещей. Система подготовки муниципальных служащих требует модернизации, привлечения к преподавательской работе действующих профессионалов-практиков. Необходим пересмотр образовательных стандартов и создание условий для развития конкуренции на рынке образовательных услуг для муниципальных служащих.
Второй блок - проблема корпоративной культуры муниципальной службы. Ценности и нормы муниципальных чиновников часто несовместимы с представлением об эффективной муниципальной службе. В настоящее время на муниципальной службе сложилась скорее клановая культура, чем характерная муниципального аппарата развитых стран бюрократическая или любая другая. К настоящему времени муниципальные служащие превратились в своеобразную касту с жесткими негласными правилами и традициями. Изолированность и плановость муниципальной службы серьезно тормозит любые изменения.
Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, чиновники, как правило, не удовлетворены положением дел. С другой стороны, те же чиновники негативно воспринимают любые изменения, связанные с внедрением дифференцированной оплаты труда, вознаграждения по результатам деятельности, срочных контрактов, открытых кадровых конкурсов — тех элементов реформы, которые могут разрушить монолит традиционно сложившейся структуры. Для требуемых перемен необходимы элементы проектно - предпринимательской культуры, основными ценностями которой являются самостоятельное достижение целей и вознаграждение в соответствии с полученными результатами.
Третий блок проблем связан с привлекательностью муниципалитета как работодателя на рынке услуг. Труд муниципального служащего существенно недооценен, особенно, что касается среднего руководящего состава органов управления.
Не секрет, что в настоящее время многие молодые люди готовы поступать на работу в органы муниципального управления, резонно считая эту службу хорошим началом карьеры по специальности после окончания вуза. Они приобретают опыт, получают хорошую запись в резюме, участвуют в решении масштабных задач. Некоторые рассматривают работу на муниципальной службе как шанс приблизиться к общественной элите. Вместе с тем, мало кто из молодых специалистов остается на муниципальной службе хотя бы на несколько лет - оплата труда в бизнес - структурах часто гораздо более привлекательна для специалистов их уровня. Привлечь же на муниципальную службу квалифицированного профессионала, востребованного на рынке труда, крайне сложно.
Таким образом, представляется очевидным, что сформировать кадровый резерв по формальным признакам недостаточно. Важным направлением кадровой работы должна стать последовательная и систематическая работа с резервом. Формой такой работы должен стать учет резерва, а также постоянный контроль за профессиональной подготовкой лиц, состоящих в кадровом резерве.
Создание кадрового резерва необходимо для более качественного обеспечения органа местного самоуправления подготовленными работниками, готовыми в случае необходимости вести не только свой участок работы, но и выполнять другие функции по смежным направлениям. Наличие в кадровом резерве подготовленных специалистов позволяет значительно снизить время на поиск, подбор и адаптацию новых работников.
Необходимость работы с кадровым резервом возникает в связи с периодически возникающей потребностью в замещении вакантных должностей. Текучесть кадров присуща любой организации, включая органы местного самоуправления. Кроме того, в органах местного самоуправления могут появиться новые направления работы, под которые будут введены дополнительные штатные единицы. И в том, и в другом случае руководителям разумно иметь в оперативном распоряжении кандидатов, способных справиться с этой работой, то есть формировать и вести кадровый резерв.
Другими словами можно сказать, что формирование кадрового резерва является способом оперативного реагирования властного аппарата на потребности в формировании и функционировании органов муниципальной власти.
В этой связи, несомненно, важны кадровые технологии по совершенствованию формирования резерва управленческих кадров в системе муниципальной службы, которые позволят не только выстроить оптимальную модель функционирования кадрового резерва на муниципальном уровне, но будут ориентированы на современные потребности и гибко реагировать на возникающие проблемы системы.
Сегодня в соответствии с объективными вызовами времени, в России осуществляется реформирование государственной и муниципальной службы, призванное с учетом современной кадровой ситуации, использованием имеющихся ресурсов материальной и методической базы обеспечить органы государственного и местного самоуправления профессионально
подготовленными, инициативными и ответственными кадрами. И в этом хорошей базой может послужить отечественный и зарубежный опыт кадровой работы.
Под кадровым резервом муниципальной и государственной службы подразумеваются высококвалифицированные специалисты, одержавшие победу в конкурсном отборе на замещение вакантной должности государственной и муниципальной службы, а так же без конкурса, на основе собеседования. Согласно законодательству отобранные специалисты обязаны обладать профессиональными качествами и иметь необходимую подготовку и положительные рекомендации.
На сегодняшний день общие принципы создания и использования кадровых резервов регулируются Федеральным законом №58-Ф3 от 27 марта 2003г. «О системе государственной службы Российской федерации», Федеральным законом №79-Ф3 от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Формирование резерва можно разделить на четыре основных этапа:
• построение эффективной работы с участниками кадрового резерва, для этого необходимо выделить потребности в замещении вакантны должностей и определить принципы отбора кандидатов;
• построение структуры конкурсного отбора;
• развитие профессиональных навыков участников кадрового резерва
• приобретение практического опыта на необходимого для вакантной должности.
Кадровый резерв несет главную задачу своевременного обеспечения органов местного самоуправления высококвалифицированными специалистами.
Кадровый резерв позволяет замещать вакантные должности без конкурса, так как специалисты уже были подобраны на конкурсной основе.
Кадровый резерв муниципальной и государственной службы включает в себя две формы.
1. Форма резерва функционирования - высококвалифицированные специалисты готовые занять вакантную должность в настоящее время.
2. Форма резерва развития - граждане, которым еще необходимо пройти профессиональную подготовку для замещения вакантных должностей.
Подготовка кадрового резерва на муниципальной и государственной службе способствует:
• повышению уровня подготовки муниципальных служащих;
• стимулирование специалистов состоящих в резерве к профессиональному росту;
• облегчение адаптационного периода муниципальных служащих на новой должности.
Современные условия функционирования анализируемого государственного органа муниципальной власти говорят о необходимости разработки направления совершенствования процессов по формированию кадрового резерва Администрации Симского городского поселения.
Сформированный Администрацией кадровый резерв невелик - всего 15 % от общего числа служащих Администрации Симского городского поселения. При этом соответствуют определенным требованиям для назначения на должность 10 % служащих, обладают основным комплексом необходимых характеристик 5 %, и полностью подготовлены для назначения на должность - 5 %.
Установлено, что такая проблема не является сугубо индивидуальной для Администрации Симского городского поселения. Кадровый голод это один из основных факторов, сдерживающих развитие малых и средних городов, муниципальных районов. Отток грамотных кадров в более крупные города, где разветвленная инфраструктура, есть достойно оплачиваемая работа, хорошие перспективы роста и т. п., приводит к тому, что города, в которых не хочет оставаться молодежь, «стареют», их трудовой потенциал иссякает.
Необходимо совершенствование механизмов отбора специалистов для кадрового резерва, разработка и использование эффективных инструментов по оценке профессионального потенциала кадров, совершенствование системы подготовки, учитывающие потребности органов местного самоуправления.
Проблемы совершенствования формирования кадрового резерва:
• формализм при реализации мероприятий по развитию кадрового резерва;
• низкий уровень назначения резервистов;
• потеря связи с реальными потребностями Администрации Симского городского поселения.
Направления по совершенствованию формирования кадрового резерва Администрации Симского городского поселения подразделены на уровни управления: руководство, бухгалтерия и отдел кадров.
Для реализации предложенных направлений в деятельности Администрации Симского городского поселения предложено создать HR-подразделение, реорганизовав его из отдела кадров. Отдел кадров Администрации Симского городского поселения в настоящее время представляет собой вспомогательную структуру, которая контролирует, в основном, рабочий документооборот. Спектр обязанностей заместителя руководителя Администрации по кадровым вопросам будет весьма широк: помимо подбора персонала, он будет заниматься его адаптацией, оценкой, обучением. Вместе с руководителем Администрации будет разрабатывать систему мотивации и оценивать эффективность труда персонала.
Реорганизация кадровой службы Администрации Симского городского поселения способна повысить производительность труда персонала.
В России формирование новой системы работы с кадровым резервом еще не завершено, сделаны лишь первые шаги по ее становлению, приняты основные нормативно-правовые акты, ведомственные положения, регламентирующие порядок комплектования, требования к подбору кандидатов в состав кадрового резерва, формы и методы подготовки "резервистов", обязанности должностных лиц, ответственных за работу с резервом кадров.
По своей основополагающей сути муниципальная служба - это, прежде всего, кадры. Практика показывает, что обновление системы исполнительной власти на местах не дает результата без наведения порядка в муниципальной службе и пересмотра принципов кадровой политики.
Данное положение является аксиомой процесса муниципального управления. Решение политических, экономических, социальных и других задач, стоящих перед российским обществом, в решающей степени зависит от своевременной разработки и эффективной реализации кадровой политики на всех уровнях власти.
Управление кадровым потенциалом на разных уровнях организации общества, во-первых, приобретает сегодня первостепенное значение в повышении эффективности управления; во-вторых, становится главным направлением, «запускающим механизм» возрождения России и перехода на цивилизованные рыночные отношения; в-третьих, меняется вектор совершенствования самой кадровой политики, которая примет цивилизованный и современный вид при одном условии - оздоровление ее начнется не только «сверху», но и «снизу», с каждого муниципального сообщества.
Рассматривая проблематику формирования кадрового резерва проблемы кадрового обеспечения муниципальных органов управления условно можно объединить в три основных блока:
Первый блок проблем - недостаточная квалификация муниципальных служащих. Они часто не в состоянии решать задачи, которые ставит перед ними общество, особенно в условиях реформирования системы муниципального управления. Сказывается недостаток профильного образования и опыта. Не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. Недостаточно сформированы необходимые личностно - деловые качества: навыки эффективной коммуникации, ответственность и самостоятельность в принятии решений, организаторские способности и прочее.
Депрофессионализация муниципальных чиновников особенно ярко выступает на фоне старения кадрового состава муниципальной службы, «вымывание» среднего звена управления в муниципальных органах. Наиболее дееспособные кадры уходят из муниципальной службы в бизнесструктуры.
При этом существующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, по мнению экспертов, не только не способствует изменениям на муниципальной службе, но и часто напротив, тормозит развитие кадрового потенциала муниципальной службы и «цементирует» существующее положение вещей. Система подготовки муниципальных служащих требует модернизации, привлечения к преподавательской работе действующих профессионалов-практиков. Необходим пересмотр образовательных стандартов и создание условий для развития конкуренции на рынке образовательных услуг для муниципальных служащих.
Второй блок - проблема корпоративной культуры муниципальной службы. Ценности и нормы муниципальных чиновников часто несовместимы с представлением об эффективной муниципальной службе. В настоящее время на муниципальной службе сложилась скорее клановая культура, чем характерная муниципального аппарата развитых стран бюрократическая или любая другая. К настоящему времени муниципальные служащие превратились в своеобразную касту с жесткими негласными правилами и традициями. Изолированность и плановость муниципальной службы серьезно тормозит любые изменения.
Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, чиновники, как правило, не удовлетворены положением дел. С другой стороны, те же чиновники негативно воспринимают любые изменения, связанные с внедрением дифференцированной оплаты труда, вознаграждения по результатам деятельности, срочных контрактов, открытых кадровых конкурсов — тех элементов реформы, которые могут разрушить монолит традиционно сложившейся структуры. Для требуемых перемен необходимы элементы проектно - предпринимательской культуры, основными ценностями которой являются самостоятельное достижение целей и вознаграждение в соответствии с полученными результатами.
Третий блок проблем связан с привлекательностью муниципалитета как работодателя на рынке услуг. Труд муниципального служащего существенно недооценен, особенно, что касается среднего руководящего состава органов управления.
Не секрет, что в настоящее время многие молодые люди готовы поступать на работу в органы муниципального управления, резонно считая эту службу хорошим началом карьеры по специальности после окончания вуза. Они приобретают опыт, получают хорошую запись в резюме, участвуют в решении масштабных задач. Некоторые рассматривают работу на муниципальной службе как шанс приблизиться к общественной элите. Вместе с тем, мало кто из молодых специалистов остается на муниципальной службе хотя бы на несколько лет - оплата труда в бизнес - структурах часто гораздо более привлекательна для специалистов их уровня. Привлечь же на муниципальную службу квалифицированного профессионала, востребованного на рынке труда, крайне сложно.
Таким образом, представляется очевидным, что сформировать кадровый резерв по формальным признакам недостаточно. Важным направлением кадровой работы должна стать последовательная и систематическая работа с резервом. Формой такой работы должен стать учет резерва, а также постоянный контроль за профессиональной подготовкой лиц, состоящих в кадровом резерве.
Создание кадрового резерва необходимо для более качественного обеспечения органа местного самоуправления подготовленными работниками, готовыми в случае необходимости вести не только свой участок работы, но и выполнять другие функции по смежным направлениям. Наличие в кадровом резерве подготовленных специалистов позволяет значительно снизить время на поиск, подбор и адаптацию новых работников.
Необходимость работы с кадровым резервом возникает в связи с периодически возникающей потребностью в замещении вакантных должностей. Текучесть кадров присуща любой организации, включая органы местного самоуправления. Кроме того, в органах местного самоуправления могут появиться новые направления работы, под которые будут введены дополнительные штатные единицы. И в том, и в другом случае руководителям разумно иметь в оперативном распоряжении кандидатов, способных справиться с этой работой, то есть формировать и вести кадровый резерв.
Другими словами можно сказать, что формирование кадрового резерва является способом оперативного реагирования властного аппарата на потребности в формировании и функционировании органов муниципальной власти.
В этой связи, несомненно, важны кадровые технологии по совершенствованию формирования резерва управленческих кадров в системе муниципальной службы, которые позволят не только выстроить оптимальную модель функционирования кадрового резерва на муниципальном уровне, но будут ориентированы на современные потребности и гибко реагировать на возникающие проблемы системы.
Сегодня в соответствии с объективными вызовами времени, в России осуществляется реформирование государственной и муниципальной службы, призванное с учетом современной кадровой ситуации, использованием имеющихся ресурсов материальной и методической базы обеспечить органы государственного и местного самоуправления профессионально
подготовленными, инициативными и ответственными кадрами. И в этом хорошей базой может послужить отечественный и зарубежный опыт кадровой работы.
Под кадровым резервом муниципальной и государственной службы подразумеваются высококвалифицированные специалисты, одержавшие победу в конкурсном отборе на замещение вакантной должности государственной и муниципальной службы, а так же без конкурса, на основе собеседования. Согласно законодательству отобранные специалисты обязаны обладать профессиональными качествами и иметь необходимую подготовку и положительные рекомендации.
На сегодняшний день общие принципы создания и использования кадровых резервов регулируются Федеральным законом №58-Ф3 от 27 марта 2003г. «О системе государственной службы Российской федерации», Федеральным законом №79-Ф3 от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Формирование резерва можно разделить на четыре основных этапа:
• построение эффективной работы с участниками кадрового резерва, для этого необходимо выделить потребности в замещении вакантны должностей и определить принципы отбора кандидатов;
• построение структуры конкурсного отбора;
• развитие профессиональных навыков участников кадрового резерва
• приобретение практического опыта на необходимого для вакантной должности.
Кадровый резерв несет главную задачу своевременного обеспечения органов местного самоуправления высококвалифицированными специалистами.
Кадровый резерв позволяет замещать вакантные должности без конкурса, так как специалисты уже были подобраны на конкурсной основе.
Кадровый резерв муниципальной и государственной службы включает в себя две формы.
1. Форма резерва функционирования - высококвалифицированные специалисты готовые занять вакантную должность в настоящее время.
2. Форма резерва развития - граждане, которым еще необходимо пройти профессиональную подготовку для замещения вакантных должностей.
Подготовка кадрового резерва на муниципальной и государственной службе способствует:
• повышению уровня подготовки муниципальных служащих;
• стимулирование специалистов состоящих в резерве к профессиональному росту;
• облегчение адаптационного периода муниципальных служащих на новой должности.
Современные условия функционирования анализируемого государственного органа муниципальной власти говорят о необходимости разработки направления совершенствования процессов по формированию кадрового резерва Администрации Симского городского поселения.
Сформированный Администрацией кадровый резерв невелик - всего 15 % от общего числа служащих Администрации Симского городского поселения. При этом соответствуют определенным требованиям для назначения на должность 10 % служащих, обладают основным комплексом необходимых характеристик 5 %, и полностью подготовлены для назначения на должность - 5 %.
Установлено, что такая проблема не является сугубо индивидуальной для Администрации Симского городского поселения. Кадровый голод это один из основных факторов, сдерживающих развитие малых и средних городов, муниципальных районов. Отток грамотных кадров в более крупные города, где разветвленная инфраструктура, есть достойно оплачиваемая работа, хорошие перспективы роста и т. п., приводит к тому, что города, в которых не хочет оставаться молодежь, «стареют», их трудовой потенциал иссякает.
Необходимо совершенствование механизмов отбора специалистов для кадрового резерва, разработка и использование эффективных инструментов по оценке профессионального потенциала кадров, совершенствование системы подготовки, учитывающие потребности органов местного самоуправления.
Проблемы совершенствования формирования кадрового резерва:
• формализм при реализации мероприятий по развитию кадрового резерва;
• низкий уровень назначения резервистов;
• потеря связи с реальными потребностями Администрации Симского городского поселения.
Направления по совершенствованию формирования кадрового резерва Администрации Симского городского поселения подразделены на уровни управления: руководство, бухгалтерия и отдел кадров.
Для реализации предложенных направлений в деятельности Администрации Симского городского поселения предложено создать HR-подразделение, реорганизовав его из отдела кадров. Отдел кадров Администрации Симского городского поселения в настоящее время представляет собой вспомогательную структуру, которая контролирует, в основном, рабочий документооборот. Спектр обязанностей заместителя руководителя Администрации по кадровым вопросам будет весьма широк: помимо подбора персонала, он будет заниматься его адаптацией, оценкой, обучением. Вместе с руководителем Администрации будет разрабатывать систему мотивации и оценивать эффективность труда персонала.
Реорганизация кадровой службы Администрации Симского городского поселения способна повысить производительность труда персонала.
Подобные работы
- Анализ и совершенствование кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления (на примере Березовского сельсовета Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Анализ и совершенствование кадровой работы в исполнительных органах местного
самоуправления (на примере Березовского сельсовета Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С
КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Разработка муниципальной программы «Развитие профессионального потенциала управленческих кадров органов местного самоуправления Белгородского района до 2020 года»
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Использование информационных технологий в системах муниципального управления
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЁЛОК ТОМАРОВКА,
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА, БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016





