МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ ФИСКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ
|
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 10
1.1 Категориальный аппарат и модельный инструментарий фискальных
исследований 10
1.2 Содержание механизма и формы реализации фискальных инструментов
противодействия налоговым правонарушениям 18
1.3 Направления налогового контроля и законодательно-нормативное
регулирование деятельности налоговых органов в РФ 24
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ
НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 34
2.1 Оценка качества налогового администрирования и анализ результативности контрольной работы налоговых органов Челябинской области34
2.2 Особенности технологических процессов камерального и выездного
контроля 43
2.3 Аналитические инструменты и методы оценки эффективности налоговых органов в сфере контрольно-проверочной деятельности 54
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИСКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫМ
ПРАВОНАРУШЕНИЯМ 61
3.1 Коррекция законодательно-правовых основ налогового контроля в
соответствии с современными условиями развития Российской Федерации 61
3.2 Прогрессивные элементы зарубежного опыта организации налогового
контроля и возможности его использования в российских условиях 69
3.3 Разработка качественных и количественных оценочных показателей
деятельности налоговых органов 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методологические предпосылки согласованного взаимодействия инструментов налоговой системы 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Схема функциональных элементов системы налогового администрирования 95
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структурно-функциональная модель сравнительного анализа характеристик налоговых проверок 96
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 10
1.1 Категориальный аппарат и модельный инструментарий фискальных
исследований 10
1.2 Содержание механизма и формы реализации фискальных инструментов
противодействия налоговым правонарушениям 18
1.3 Направления налогового контроля и законодательно-нормативное
регулирование деятельности налоговых органов в РФ 24
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ
НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 34
2.1 Оценка качества налогового администрирования и анализ результативности контрольной работы налоговых органов Челябинской области34
2.2 Особенности технологических процессов камерального и выездного
контроля 43
2.3 Аналитические инструменты и методы оценки эффективности налоговых органов в сфере контрольно-проверочной деятельности 54
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИСКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫМ
ПРАВОНАРУШЕНИЯМ 61
3.1 Коррекция законодательно-правовых основ налогового контроля в
соответствии с современными условиями развития Российской Федерации 61
3.2 Прогрессивные элементы зарубежного опыта организации налогового
контроля и возможности его использования в российских условиях 69
3.3 Разработка качественных и количественных оценочных показателей
деятельности налоговых органов 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методологические предпосылки согласованного взаимодействия инструментов налоговой системы 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Схема функциональных элементов системы налогового администрирования 95
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структурно-функциональная модель сравнительного анализа характеристик налоговых проверок 96
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики нашей страны является налоговая система. Для наилучшего функционирования налоговой системы необходимо урегулирование отношений между государственными органами и хозяйствующими субъектами, которое в рамках налогового администрирования выражается в налоговом контроле. На данный момент в Российской Федерации функционирует довольно сложный механизм налогообложения, несовершенство которого приводит к постоянным изменениям законодательства о налогах и сборах, в частности, это привело к росту налоговых правонарушений.
Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса и углубление общественного благосостояния невозможны без укрепления налоговой дисциплины. Опыт последних лет свидетельствует о перспективности стимулирующих воздействий на процесс противодействия соответствующим правонарушениям.
Меры экономического и социально-психологического характера нередко оказываются более эффективными, чем административно-правовые. В этой связи необходим поиск рационального сочетания фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой системы страны, что обусловливает высокую степень актуальности темы данного диссертационного исследования.
Цель диссертационной работы заключается в совершенствовании организационно-методических подходов к совершенствованию фискальных инструментов противодействия налоговым правонарушениям.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- определить направления налогового контроля и законодательнонормативное регулирование деятельности налоговых органов в РФ;
- проанализировать современное состояние и результативность системы налогового администрирования и контроля;
- разработать современные организационно-методические подходы к совершенствованию фискальных инструментов противодействия налоговым правонарушениям.
Предметом исследования является процесс реализации фискальных и воспроизводственных функций налоговой системы страны в направлении противодействия уклонению организаций и граждан от исполнения законодательно регламентированных обязательств.
Объектом исследования выступает действующая налоговая система Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой диссертации явились научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области организации и функционирования налоговой системы, законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Министерства финансов РФ, концепции и программы противодействия налоговым правонарушениям.
Информационно-эмпирической базой диссертационного исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы России, Министерства финансов РФ, данные официальных сетевых ресурсов, материалы научно-практических конференций и периодической печати, монографические исследования отечественных и зарубежных ученых, творческие разработки научных коллективов.
Методы исследования. В процессе обработки и анализа эмпирических данных был использован комплекс методов экономических исследований, объединенных системным подходом к изучению проблемы. На разных этапах работы применялись аналитический, монографический, экономико-статистический, сравнительный методы.
Выводы и результаты проведенного исследования могут быть использованы законодательными и исполнительными органами власти для совершенствования функционирования системы противодействия налоговым правонарушениям.
Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса и углубление общественного благосостояния невозможны без укрепления налоговой дисциплины. Опыт последних лет свидетельствует о перспективности стимулирующих воздействий на процесс противодействия соответствующим правонарушениям.
Меры экономического и социально-психологического характера нередко оказываются более эффективными, чем административно-правовые. В этой связи необходим поиск рационального сочетания фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой системы страны, что обусловливает высокую степень актуальности темы данного диссертационного исследования.
Цель диссертационной работы заключается в совершенствовании организационно-методических подходов к совершенствованию фискальных инструментов противодействия налоговым правонарушениям.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- определить направления налогового контроля и законодательнонормативное регулирование деятельности налоговых органов в РФ;
- проанализировать современное состояние и результативность системы налогового администрирования и контроля;
- разработать современные организационно-методические подходы к совершенствованию фискальных инструментов противодействия налоговым правонарушениям.
Предметом исследования является процесс реализации фискальных и воспроизводственных функций налоговой системы страны в направлении противодействия уклонению организаций и граждан от исполнения законодательно регламентированных обязательств.
Объектом исследования выступает действующая налоговая система Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой диссертации явились научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области организации и функционирования налоговой системы, законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Министерства финансов РФ, концепции и программы противодействия налоговым правонарушениям.
Информационно-эмпирической базой диссертационного исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы России, Министерства финансов РФ, данные официальных сетевых ресурсов, материалы научно-практических конференций и периодической печати, монографические исследования отечественных и зарубежных ученых, творческие разработки научных коллективов.
Методы исследования. В процессе обработки и анализа эмпирических данных был использован комплекс методов экономических исследований, объединенных системным подходом к изучению проблемы. На разных этапах работы применялись аналитический, монографический, экономико-статистический, сравнительный методы.
Выводы и результаты проведенного исследования могут быть использованы законодательными и исполнительными органами власти для совершенствования функционирования системы противодействия налоговым правонарушениям.
По результатам проведенного анализа в рамках диссертационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
В первой главе анализируется категория налогового правонарушения, исследуются методы налогового контроля в России. Анализ специфики контрольно-надзорной деятельности в налоговой сфере, позволяет сделать вывод, что Президент России и его структуры, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, занимая свое место в едином контрольно-надзорном механизме государства в сфере налогообложения, вносят весомый вклад в укрепление налоговой дисциплины и повышение собираемости налогов и сборов.
Во второй главе выполнена оценка эффективности функционирования налоговой системы страны, выявлены особенности технологических процессов камерального и выездного контроля. В результате анализа методик оценки эффективности контрольно-проверочной работы налогового органа выявлено, что многие разработанные методики требуют значительного времени для проведения анализа, а иногда и специальных программных продуктов. Это снижает возможность быстрого и качественного внедрения системы оценок.
В третьей главе рассматривается организация налогового контроля в зарубежных странах, проанализированы методы проведения налогового контроля, отмечены общие признаки, присущие развитым налоговым системам. Рекомендовано на примере зарубежных методов борьбы с налоговыми правонарушениями расширить возможности для применения косвенных методов определения суммы налогов, а также внедрение системы интегральной оценки в России.
Оценка налогового законодательства показала, что существует проблема недоступности полного объема информации для проведения расчетов. Данные, отражающие реальный прирост налоговой базы, налоговых поступлений, объектов налогообложения, можно получить лишь в условиях стабильного законодательства. Для оценки работы налоговых органов используются данные форм статистической налоговой отчетности, в которых невозможно отразить региональные особенности.
Налоговое законодательство предложено дополнить главой, посвященной вопросам доказательства и доказывания, а главу 14 НК РФ статьями об общих правилах выбора объектов для налогового контроля и о проверках данных учета и отчетности.
Разработанная методика оценки количественных и качественных показателей эффективности деятельности налоговых органов позволит более точно определять штатную численность налоговых органов и концентрировать имеющиеся ресурсы на направлениях, связанных с осуществлением налогового контроля.
Практическая значимость сформулированных рекомендаций заключается в том, что более четкая проработка в НК РФ общих вопросов осуществления налогового контроля, камеральных и выездных проверок, сделает контрольную работу налоговых органов более понятной для налогоплательщиков. Налоговые органы получат более четкие алгоритмы и методики контрольной работы. При этом такие методики будут установлены в законе, т.е. будут признаваться судебными органами. Сократятся возможности для произвольных и незаконных действий со стороны налоговых работников. Все это должно привести к укреплению налоговой дисциплины в стране.
Таким образом, рекомендации нацелены прежде всего, на повышение эффективности налогового контроля путем его более четкой регламентации, сбалансированного учета интересов всех участников налоговых правоотношений, повышения понятности, «прозрачности» и предсказуемости для налогоплательщиков действий налоговых органов в ходе осуществления ими контрольных мероприятий.
В первой главе анализируется категория налогового правонарушения, исследуются методы налогового контроля в России. Анализ специфики контрольно-надзорной деятельности в налоговой сфере, позволяет сделать вывод, что Президент России и его структуры, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, занимая свое место в едином контрольно-надзорном механизме государства в сфере налогообложения, вносят весомый вклад в укрепление налоговой дисциплины и повышение собираемости налогов и сборов.
Во второй главе выполнена оценка эффективности функционирования налоговой системы страны, выявлены особенности технологических процессов камерального и выездного контроля. В результате анализа методик оценки эффективности контрольно-проверочной работы налогового органа выявлено, что многие разработанные методики требуют значительного времени для проведения анализа, а иногда и специальных программных продуктов. Это снижает возможность быстрого и качественного внедрения системы оценок.
В третьей главе рассматривается организация налогового контроля в зарубежных странах, проанализированы методы проведения налогового контроля, отмечены общие признаки, присущие развитым налоговым системам. Рекомендовано на примере зарубежных методов борьбы с налоговыми правонарушениями расширить возможности для применения косвенных методов определения суммы налогов, а также внедрение системы интегральной оценки в России.
Оценка налогового законодательства показала, что существует проблема недоступности полного объема информации для проведения расчетов. Данные, отражающие реальный прирост налоговой базы, налоговых поступлений, объектов налогообложения, можно получить лишь в условиях стабильного законодательства. Для оценки работы налоговых органов используются данные форм статистической налоговой отчетности, в которых невозможно отразить региональные особенности.
Налоговое законодательство предложено дополнить главой, посвященной вопросам доказательства и доказывания, а главу 14 НК РФ статьями об общих правилах выбора объектов для налогового контроля и о проверках данных учета и отчетности.
Разработанная методика оценки количественных и качественных показателей эффективности деятельности налоговых органов позволит более точно определять штатную численность налоговых органов и концентрировать имеющиеся ресурсы на направлениях, связанных с осуществлением налогового контроля.
Практическая значимость сформулированных рекомендаций заключается в том, что более четкая проработка в НК РФ общих вопросов осуществления налогового контроля, камеральных и выездных проверок, сделает контрольную работу налоговых органов более понятной для налогоплательщиков. Налоговые органы получат более четкие алгоритмы и методики контрольной работы. При этом такие методики будут установлены в законе, т.е. будут признаваться судебными органами. Сократятся возможности для произвольных и незаконных действий со стороны налоговых работников. Все это должно привести к укреплению налоговой дисциплины в стране.
Таким образом, рекомендации нацелены прежде всего, на повышение эффективности налогового контроля путем его более четкой регламентации, сбалансированного учета интересов всех участников налоговых правоотношений, повышения понятности, «прозрачности» и предсказуемости для налогоплательщиков действий налоговых органов в ходе осуществления ими контрольных мероприятий.
Подобные работы
- Влияние налогового администрирования на эффективность деятельности компаний
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Влияние налогового администрирования на эффективность
деятельности компаний
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(проблемы правовой сущности)(12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - РАЗВИТИЕ НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Влияние налогового администрирования на эффективность
деятельности компаний
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017





