Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Логистический подход к управлению предприятием 8
1.2 Проектирование логистических систем организации 12
1.3 Методы анализа и направления оценки эффективности работы
торгового предприятия 28
2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
«КРИСТАЛЛ» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 35
2.2 Анализ формирования прибыли 40
2.3 Анализ внешней и внутренней среды 53
2.4 Исследование и оценка логистической системы 67
2.5 Организация управления логистикой 74
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ СБЫТА В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ «КРИСТАЛЛ» 80
3.1 Разработка мероприятий направленных на совершенствования логистики ..80
3.2 Оценка экономического эффекта реализации мер 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
Термин «логистика» в практике менеджмента укоренился и стал повсеместно применяться в мире с конца 1970-х годов. Вместе с тем, проявления логистического подхода к управлению организационными системами стали применяться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Таки образом, логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к её понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.
Ключевой логистический подход к управлению организационными системами заключается в тщательном и эффективном планировании материальных потоков в организации. Планирование материальных потоков имеет своей конечной целью грамотное и экономически целесообразное распределение всех имеющихся в распоряжении организации ресурсов (составляющих основу материального потока). Таким образом, применение логистического подхода к управлению в целом призвано способствовать повышению эффективности использования имеющихся у организации ресурсов, что делает актуальным данное исследование.
Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.
Основной целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.
Следует отметить, что создаваемые логистические системы конкретизируются в условиях конкретных организаций. В зависимости от отрасли функционирования, специфики бизнеса, подходов к организации производственно-распределительного процесса, логистические системы будут отличаться функционалом, первоочередными задачами (но не конечной целью). Соответственно, в каждом конкретном случае логистические системы организаций будут по-своему уникальны, несмотря на наличие единой ключевой цели их создания и совершенствования.
Большое внимание в практике следует уделять уровню логистического сервиса при обслуживании клиентов - потребителей материального потока предприятия. В качестве потребителей материального потока могут выступать оптовые и розничные предприятия. В некоторых случаях в качестве потребителей материального потока выступают конечные потребители (доставка мебели и бытовой техники на дом. производство и установка пластиковых окон и встроенных шкафов), и это направление в условиях усиления конкуренции становится особенно актуальным.
В рамках исследования планируется изучить современное состояние и возможные пути совершенствования логистической системы для ИП Ищенко С.В.
Объект: торговое предприятие «Кристалл» (ИП Ищенко С.В.).
Предмет: логистическая система торгового предприятия.
Цель исследования: разработка программы совершенствования логистической системы торгового предприятия «Кристалл» (ИП Ищенко С.В.).
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические аспекты анализа и совершенствования логистической системы торгового предприятия;
2) дать характеристику торговому предприятию и провезти анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности;
3) провести анализ логистических функций торгового предприятия «Кристалл» и оценить их эффективность;
4) разработать мероприятия по совершенствованию логистической системы торгового предприятия «Кристалл»;
5) провести экономические обоснования предложенных мероприятий.
Информационной базой проведённого исследования выступили научные публикации экспертов в области логистики, в том числе логистики торговых компаний. В качестве информационной базы для практической части исследования были использованы документы, отчёты торгового предприятия «Кристалл» (ИП Ищенко С.В.)
Методология исследования включает в себя как общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция и проч.), так и специализированные (SWOT-, EFAS-, SNW-, PEST- анализ, метод экспертных оценок) методы проведения исследований.
В рамках проведенного исследования была произведена разработка мер по совершенствованию сбытовой логистики, направленных на увеличение прибыли для торгового предприятия «Кристалл».
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе были проанализированы теоретические аспекты анализа и совершенствования логистической системы торгового предприятия; представлена характеристика торгового предприятия «Кристалл» и проведен анализ результатов финансово- хозяйственной деятельности; проведен анализ логистических функций торгового предприятия «Кристалл» и оценена их эффективность. На основе проведенного анализа были сформулированы предложения, направленные на совершенствование сбытовой логистики торгового предприятия в целях обеспечения роста его прибыли и произведена оценка целесообразности их реализации.
Торговое предприятие «Кристалл» осуществляет коммерческую деятельность по продаже строительных смесей, линолеуму, обоев, паркета и т.д. в г. Коркино с 1998 года.
Анализ хозяйственной деятельности на основе данных бухгалтерского баланса торгового предприятия «Кристалл» показал, что организация активно развивается. Чистая прибыль организации по итогам 2017 года достигла 656 тыс. рублей. Анализ позволил сделать вывод о рационализации управления процессом формирования прибыли в организации. В исследуемом периоде руководству организации удалось сократить долю себестоимости в общем объеме выручки от продаж продукции с 65,3 % до 59,2 %; коммерческие расходы с 16,2 % до 15,5 %, управленческие расходы с 10,9 % до 9,9 %. В результате к концу исследуемого периода доля чистой прибыли от деятельности торгового предприятия «Кристалл» в общем объеме выручки (рентабельность деятельности) возросла с 1 % до 7 %. По итогам проведенного анализа было заключено, что в исследуемом периоде организация характеризуется накоплением финансовых ресурсов для обеспечения ее перспективного развития и роста прибыли.
В планах организации - обеспечение устойчивого роста, который планируется обеспечить за счет:
- завоевания более значимой доли рынка (основное мероприятие здесь - открытие дополнительных торговых отделов, а также разработка веб-сайта с возможностью онлайн заказа);
- максимизации прибыли (основное мероприятие в данном направлении - сокращение себестоимости товаров путем поиска новых поставщиков).
Реализация планов развития торгового предприятия должна поддерживаться внешней средой и обеспечиваться логистическими системами.
Анализ внешней среды и рыночных позиций торгового предприятия «Кристалл» показал, что предприятие, не смотря на кризисные экономические явления, занимает устойчивые позиции. Оно в состоянии конкурировать не только с местными предприятиями торговли строительными и отделочными материалами, но и с крупными торговыми компаниями. Конкурентные преимущества торгового предприятия «Кристалл» в сравнении с крупными торговыми компаниями основаны на их транспортной удалённости от исследуемого торгового предприятия. Вместе с тем, наличие у крупных торговых компаний широких возможностей по организации поставок товаров, пусть и с временной задержкой, в г. Коркино обуславливают необходимость работы руководства торгового предприятия «Кристалл» в данном направлении.
Важными элементами логистической системы торгового предприятия «Кристалл», способствующими достижению цели бесперебойного функционирования производственного цикла организации выступают:
- производственно-сбытовая система;
- система снабжения;
- складская система;
- информационная система.
Качественная оценка уровня реализуемости функций логистических систем торгового предприятия «Кристалл» отражает то обстоятельство, что предприятие недоиспользует имеющийся потенциал развития. Отлаженная информационная логистическая система, которая присутствует на всех уровнях управления логистикой, недоиспользуется в полном объеме в части реализации основной ее задачи: использование полученных результатов анализа в целях обеспечения развития предприятия.
По итогам проведенного анализа было определено, что перспективным направлением совершенствования сбытовой логистики выступает создание интернет-сайта компании, реализующего функции интернет-магазина. В пользу развития данного направления свидетельствуют:
- наличие возможностей, предоставляемых внешней средой: в торговой деятельности предприятий, реализующих товары для строительства и ремонта, не отмечается спад продаж, в отличие от других отраслей. В кризисных экономических условиях возникают объективные предпосылки снижения стоимости жилья, и, соответственно возрастает спрос на товары для строительства и ремонта;
- наличие возможностей, предоставляемых внутренней средой: торговое предприятие «Кристалл» располагает накопленными собственными средствами, которые оно может инвестировать в развитие бизнеса; предприятие имеет развитую систему снабжения, складирования и учета продаваемой продукции, подкрепленные соответствующей развитой информационной системой, что создает предпосылки для развития бизнеса в данном направлении.
Создание веб-сайта, с функцией интернет-магазина, является выгодным для торгового предприятия «Кристалл», поскольку будет способствовать развитию сбытовой логистики: привлечению дополнительных заказчиков из числа потенциальных клиентов за счет широкого распространения информации о магазине, его продукции, ценах, условиях заказа и доставки и проч.; более качественному планированию ассортимента и количества товаров за счет составленных предварительных заявок; более эффективному финансовому планированию в организации за счет повышения качества производственно-хозяйственного планирования.
В рамках проработки финансово-экономической реализуемости предложенной меры был составлен организационно-финансовый план ее реализации и определены ключевые параметры окупаемости проекта. По итогам проведенных расчетов было определено, что срок окупаемости проекта составит 6 месяцев и 8 дней. С марта 2019 года проект будет генерировать положительный денежный поток. За прогнозный год реализация проекта принесет торговому предприятию «Кристалл» чистый доход в размере 254 тыс. рублей. Доходность проекта, рассчитанная как отношение дохода к затратам на его реализацию, составит 112,3 %.
Составление прогнозного отчета о финансовых результатах на предстоящий период показал, что реализация проекта создания веб-сайта с функцией интернет- магазина при прочих неизменных условиях позволит торговому предприятию «Кристалл» по итогам первого года его реализации (2018 год) при прочих неизменных условиях увеличить выручку от реализации продукции на 480 тыс. рублей и валовую прибыль - на 254 тыс. рублей в сравнении с показателями 2017 года.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о наличии экономической целесообразности реализации мер по совершенствованию сбытовой логистики торгового предприятия «Кристалл».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. (с изм. от 5 мая 2014 г.) // Российская газета. - 1994. - 8 декабря (№ 238239).
2. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2012 г.) // Российская газета. - 2010. - 29 июля.
Книги и статьи
3. Алешинская, Н.Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / Н.Г.Алешинская, П.Л.Виленский, В.И.Волков [и др.]: Институт системного анализа РАН, Центральный экономико-математический институт РАН и др. - М.: Изд-во РАН, 2014. - 224с.
4. Богданов, В.И. Управление логистикой: корпоративная система шаг за шагом / В.И. Богданов. - М.: Манн, 2013. - 250 с.
5. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. - 640 с.
6. Гаджинский, А.М. Основы логистики: учебное пособие / А. М. Гаджинский. - М.: Маркетинг, 2015. - 124 с.
7. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. - М.: Дашков и К°, 2016. - 481 с.
8. Гершун, А. Технологии сбалансированного управления / А. Гершун, М. Горский. - М.: Олимп-бизнес, 2012. - 238 с.
9. Глазов, М.М. Менеджмент предприятия: анализ и диагностика: учебник для вузов / М.М. Глазов, И.П. Фирсова. - СПб.: Андреевский издат. дом, 2007. - 240 с.
10. Голиков, Е.А. Маркетинг и логистика: учебное пособие / Е.А. Голиков. - 2-е изд. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2016. - 128 с.
11. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2010. - 168 с.
12. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2011. - 460 с.
13. Ковалев, С.М. Технология структуризации и описания организации - шаг за шагом / С.М. Ковалев, В.М. Ковалев // Консультант директора. - 2014. - № 2. - С. 9-18.
14. Костин, В.А Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т.В. Костина. - М.: Гардарики, 2015. - 335 с.
15. Курочкин, Д. В. Логистика: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2017. - 268 с...45