Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №196826

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость5840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1 Понятие «должностное лицо» в законодательстве и правовой науке 10
1.2 Общая характеристика института высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации и порядок наделения его полномочиями
14
1.3 Административно-правовой статус и компетенции высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации 18
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ
23
2.1 Сущность и цели административно-правовой ответственности высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации 23
2.2 Особенности административно-правовой ответственности
высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации 38
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .. 47
3.1 Проблемы привлечения к административно ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 47
3.2 Направления совершенствования законодательства об административной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Появление института административно-правовой ответственности в российском законодательстве в 2000 году в виде возможности отрешения от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и роспуска региональных представительных органов было обусловлено слабостью федерализма в России и необходимостью укрепления центральной власти. Вместе с тем с момента закрепления в Федеральном законе от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон №184- ФЗ) института административно-правовой ответственности, в него постоянно вносились изменения. В результате, в настоящий момент ряд норм об ответственности государственных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации не согласуются друг с другом, а некоторые - весьма спорны с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации 1993 года.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и реализацией административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие институт административно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, практика их реализации и теоретические разработки в данной сфере.
Целью исследования является выявление недостатков и пробелов как в системе научных представлений об административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъектов Российской Федерации, так и в ее правовом регулировании, а также выработка вариантов устранения этих недостатков и пробелов.
Для достижения этой цели, решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «должностное лицо» в законодательстве;
2. Определить общую характеристику института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и порядок наделения его полномочиями;
3. Охарактеризовать административно-правовой статус и компетенцию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
4. Рассмотреть сущность и цели административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
5. Определить особенности административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
6. Раскрыть проблемы привлечения к административной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
7. Выявить направления совершенствования законодательства об ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Методологической основой исследования является совокупность общенаучных и частнонаучных методов: диалектического, системного,
исторического, статистического, социологического, сравнительно-правового и формально-юридического.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых по общим проблемам юридической и социальной ответственности: Бахраха Д.Н., Виговского Е.В., Волженкина Б.В., Егоровой Н., Засова К.П., Здравомыслова Б.В., Аснис А.А. и др.
Эмпирическую основу исследования составили: анализ практики применения отдельных мер административно-правовой ответственности государственных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, анализ судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, анализ статистических данных количества нарушений закона, выявляемых органами прокуратуры в деятельности государственных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные конституционные законы, федеральные законы (основной из которых - Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации»), указы Президента Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Устав Челябинской области от 25.05.2006 № 22-ЗО «Устав (Основной Закон) Челябинской области», Закон Челябинской области от 31.05.2012 № 338-ЗО (ред. от 06.09.2017) «О выборах Губернатора Челябинской области, Закон Челябинской области от 29.11.2012 № 422-ЗО «О порядке отзыва Губернатора Челябинской области, Закон Челябинской области от 31.05.2012 №
338-ЗО «О выборах Губернатора Челябинской области».
Научная новизна выпускной квалификационной работы в том, что автором предпринята попытка создания целостной теоретической концепции административно-правовой ответственности государственных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, способной служить основой для совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеизложенного сделаем вывод - высшее должностное лицо не может рассматриваться, как государственное установление, находящееся вне системы исполнительной власти, по аналогии с правовым статусом Президента Росиийской Федерации.
Федеральный закон исходит из единства правового положения высшего должностного лица и руководителя высшего исполнительного органа. При определении статуса высшего должностного лица субъекта Федерации следует исходить из конкретной системы организации органов исполнительной власти, установленной в субъекте Российской Федерации, и того положения, которое занимает высшее должностное лицо в этой системе.
На основе анализа отечественного законодательства предлагается определение высшего должностного лица как представителя субъекта Российской Федерации, руководителя высшего коллегиального органа и, вместе с тем, всей системы исполнительной власти в субъекте Федерации. Отмечается, что наименование должности высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) устанавливается конституцией (уставом) конкретного субъекта Российской Федерации с учетом его исторических, национальных и иных традиций.
Следует отметить значительную схожесть статусов Президента Российской Федерациии и глав субъектов Российской Федерации. Это обусловлено тем, что они объединены общим целевым назначением - осуществлением государственной власти (в Российской Федерации в целом и на уровне субъектов Российской Федерации) занимают центральное место в механизме государственного управления, обладают некоторыми схожими правомочиями. Их статусы имеют единую социальную направленность в обществе и государстве, обусловленную социальными функциями Конституции Российской Федерации.
Уваров В.Ф., анализируя акты законодательства, пришел к выводу о том, что общее содержание статуса должностного лица образуют в основном следующие элементы: наименование должностного лица; функции; правомочия; гарантии реализации полномочий; ответственность.
Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность прав и обязанностей, а также ограничений, полномочий и ответственности, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве и иных документах, регулирующих полномочия и функции указанного должностного лица.
Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регулируется в первую очередь Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Кроме того статус указанного лица регулируется уставами субъектов Российской Федерации и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерацииимеет двойственную природу: с одной стороны, он возглавляет систему органов власти субъекта Российской Федерации, а с другой - является звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерациив целом, что и обусловило наличие нескольких процедур привлечения к ответственности высшего должностного лица субъекта в федеральном
законодательстве.
Для регулирования административной ответственности высшего должностного лица субъекта в законодательство чаще всего отсылает к федеральному законодательству.
В административном и уставном законодательстве широко использован опыт обобщенного изложения оснований ответственности.
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит общие формулировки оснований административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, которые требуют доработки и уточнения законодателем:
- так, в частности, недостаточно четко сформулированы основания применения административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъектов Российской Федерации, не установлены пределы несоответствий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству;
- полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно в случае «отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей...» (пп. «г» п. 1 ст. 19 Федерального закона). Данная формулировка содержит противоречия, так как речь может идти об одном или о разных основаниях;
- «утрата доверия Президента Российской Федерации», «ненадлежащее исполнение полномочий» могут трактоваться неоднозначно, так как сам Федеральный закон не содержит определения данных понятий;
- в соответствии с Федеральным законом принятие решения о наделении лица полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации возложено на законодательный (представительный) орган власти субъекта. Однако при отстранении высшего должностного лица субъекта Российской Федерациимнение данного органа не учитывается. А с точки зрения логики и практики конституционного регулирования в процедуре наделения полномочиями и освобождения от должности должен участвовать один и тот же орган;
- следует в Федеральном законе закрепить одну процедуру применения ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, также следует закрепить за законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации право принимать окончательное решение при отстранении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В связи с этим необходимо детально регламентировать институт административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в федеральном законодательстве, в региональном законодательстве, в демократическом правовом государстве важную роль в обеспечении единого правового пространства играет институт административноправовой ответственностиорганов государственной власти субъектов Российской Федерации. Именно этот вид ответственности позволяет дать оценку действиям органов государственной власти субъектов Федерации.
Регулирование оснований и процедуры привлечения к
административноправовой ответственности высшего должностного лица субъекта Федерации осуществляет как федеральное, так и региональное законодательство. Особое место среди нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру административно-правовой ответственности, занимают указы Президента Российской Федерации, на основании которых происходит досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. При этом такая ответственность обладает ярко выраженным политическим характером. Своеобразной новеллой российского законодательства в части регулирования административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Федерации следует признать институт отзыва последнего избирателями, «возрожденный» в силу изменения порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации. Однако практику его применения на региональном уровне еще предстоит выработать в оптимизированных условиях современного государственного строительства.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что реализуемые в стране реформы государственной власти коснулись и реформирования института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, предпринятые меры, недостаточно четко определили в федеральном и региональном законодательстве его правой статус.
Несмотря на существенные изменения в правовом статусе высшего должностного лица субъекта Федерации, произошедшие в ходе проведения реформ государственного управления в последнее время, еще остается немало нерешенных вопросов. Так, до сих пор в юридической литературе ведется дискуссия между сторонниками назначения главы региона Президентом Российской Федерации с согласия законодательного органа субъекта Российской Федерациии сторонниками народного избрания главы региона.
В связи с этим актуальным становиться вопрос повышения политической ответственности главы региона перед Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, законодательным (представительным) органом субъекта Федерации, гражданами субъекта Российской Федерации


1. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях»
от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. Федерального закона 03.03.2008 №21-ФЗ) //
Российская газета. - №256. - 31.12.2001.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №333-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -05.12.1994. - №32. - ст.3301.
3. Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД (принят Волгоградской областной думой 29.05.2008) // Волгоградская правда. - № 105. - 18.06.2008.
4. Кодекс Костромской области об административных правонарушениях от 21 июля 2008 г. № 352-4-ЗКО (принят Костромской областной Думой 10.07.2008) // СП - нормативные документы. - № 33. - 25.07.2008.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 06.10.2003. - №40. - ст.3822.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Российская газета, № 206. - 19.10.1999.
7. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.06.2002. - № 24. - ст. 2253.
8. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 № 773
«Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.07.2005. - № 27. - ст. 2730
9. Указ Президента Российской Федерации от 27.12.2004 № 1603 «О
порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»// Российская газета. - № 289. - 29.12.2004.
10. Указ Президента РФ от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 20.11.2017. - № 47. - ст. 6963.
11. Устав Челябинской области от 25.05.2006 № 22-ЗО «Устав (Основной Закон) Челябинской области» и иными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации// "Южноуральская панорама. - № 114-115. - 16.06.2006.
12. Закон Челябинской области от 31.05.2012 № 338-ЗО (ред. от 06.09.2017)
«О выборах Губернатора Челябинской области» // Южноуральская панорама. - №
88. - 16.06.2012 (спецвыпуск N 20).
13. Закон Челябинской области от 29.11.2012 № 422-ЗО «О порядке отзыва
Губернатора Челябинской области» // Южноуральская панорама. - № 191. -
15.12.2012 (спецвыпуск N 46)
14. Закон Челябинской области от 31.05.2012 № 338-ЗО «О выборах Губернатора Челябинской области» // Южноуральская панорама. - № 88. - 16.06.2012 (спецвыпуск N 20).
15. Закон Ивановской области от 24 апреля 2008 г. № 11-ОЗ «Об
административных правонарушениях в Ивановской области» (принят Ивановской областной думой 24.04.2008) // Ивановская газета. - № 76(4203). - 26.04.2008.
...31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ