Сравнительный анализ современных методов управления проектами с целью оценки возможности их применения в инвестиционном проекте производства полистиролбетонных блоков на предприятии ООО «Трактородеталь».
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГИБКИХ МЕТОДОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
1.1 Описание гибких методологий управления проектами 9
1.2 Сравнение гибких методологий с классическим подходом к
управлению проектами 14
Выводы по разделу один 18
2 СТРАТЕГИЧЕСКЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ внешней среды действующего предприятия
2.2.1 Анализ макроэкономической среды 23
2.2.2 Анализ микроэкономической среды предприятия 27
2.3 Анализ внутренней среды предприятия 38
2.4 Выбор проектного решения с помощью SWOT-анализа 42
2.5 Анализ внешней среды проекта
2.5.1 Макросреда проекта 48
2.5.2 Анализ микроэкономической среды 53
2.6. Анализ внутренней среды проекта 63
2.7. Формирование решений с помощью SWOT-анализа 66
Выводы по разделу два 72
3. МАРКЕТИНГ ПРОЕКТА
3.1 Выявление целевых сегментов 73
3.2 Позиционирование на каждом сегменте 79
3.3 Продвижение товара 83
3.4 Объем сбыта 84
Выводы по разделу три 87
4. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
4.1 Календарный план реализации проекта 89
4.2 Составление сетевого графика 91
4.3 План финансирования 99
4.4 Окружение проекта 99
4.5 Операционный план .
4.5.1 План сбыта 103
4.5.2 План по персоналу 107
4.5.3 План производства 108
4.6 Анализи оценка эффективности проекта .
4.6.1 Анализ движения денежных средств по проекту 110
4.6.2 План прибылей и убытков по проекту 111
4.6.3 Интегральные показатели эффективности 112
4.7 Анализ рисков .
4.7.1 Анализ безубыточности 115
4.7.2 Анализ чувствительности 117
4.7.3 Анализ Монте-Карло 118
Выводы по разделу четыре 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
Список литературы 125
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 128
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 130
ПРИЛОЖЕНИЕ В 131
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 133
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГИБКИХ МЕТОДОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
1.1 Описание гибких методологий управления проектами 9
1.2 Сравнение гибких методологий с классическим подходом к
управлению проектами 14
Выводы по разделу один 18
2 СТРАТЕГИЧЕСКЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ внешней среды действующего предприятия
2.2.1 Анализ макроэкономической среды 23
2.2.2 Анализ микроэкономической среды предприятия 27
2.3 Анализ внутренней среды предприятия 38
2.4 Выбор проектного решения с помощью SWOT-анализа 42
2.5 Анализ внешней среды проекта
2.5.1 Макросреда проекта 48
2.5.2 Анализ микроэкономической среды 53
2.6. Анализ внутренней среды проекта 63
2.7. Формирование решений с помощью SWOT-анализа 66
Выводы по разделу два 72
3. МАРКЕТИНГ ПРОЕКТА
3.1 Выявление целевых сегментов 73
3.2 Позиционирование на каждом сегменте 79
3.3 Продвижение товара 83
3.4 Объем сбыта 84
Выводы по разделу три 87
4. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
4.1 Календарный план реализации проекта 89
4.2 Составление сетевого графика 91
4.3 План финансирования 99
4.4 Окружение проекта 99
4.5 Операционный план .
4.5.1 План сбыта 103
4.5.2 План по персоналу 107
4.5.3 План производства 108
4.6 Анализи оценка эффективности проекта .
4.6.1 Анализ движения денежных средств по проекту 110
4.6.2 План прибылей и убытков по проекту 111
4.6.3 Интегральные показатели эффективности 112
4.7 Анализ рисков .
4.7.1 Анализ безубыточности 115
4.7.2 Анализ чувствительности 117
4.7.3 Анализ Монте-Карло 118
Выводы по разделу четыре 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
Список литературы 125
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 128
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 130
ПРИЛОЖЕНИЕ В 131
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 133
В рыночной экономике планирование и проектирование являются неотъемлемой частью функционирования организации во всех сферах предпринимательства. Благодаря им можно описать процесс функционирования фирмы и понять, каким образом возможно достичь поставленных целей перед фирмой. Хорошо разработанный инвестиционный проект помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, и составлять перспективные планы своего развития.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ООО «Трактородеталь», в качестве предмета исследования выступает сравнительный анализ современных методов управления проектами для оценки возможности их применения в проекте производства полистиролбетонных блоков на предприятии ООО «Трактородеталь.
Главная цель выпускной квалификационной работы - разработка инвестиционного проекта по производству полистиролбетонных блоков на предприятии ООО «Трактородеталь».
Для выполнения выпускной квалификационной работы необходимо провести сравнительный анализ современных методологий управления проектами и оценить возможность их применения в проекте производства полистиролбетонных блоков, кратко охарактеризовать объект выпускной квалификационной работы, выполнить SWOT-анализ, провести маркетинговый анализ, разработать проект и смоделировать его в программе Project Expert, составить сетевой график работ по проекту, рассчитать интегральные показатели эффективности инвестиционного проекта, произвести анализ рисков и анализ безубыточности.
В выпускной квалификационной работе использовались методы стратегического анализа: PEST-анализ, анализ пяти сил Портера, анализ внутренней среды по функциональным областям, методы количественной и качественной оценки факторов внешней и внутренней сред, SWOT-анализ. Были 7
задействованы методики расчета себестоимости единицы продукции, прогнозирования продаж, экономических результатов и показателей проекта, методика определения безубыточности проекта, анализа чувствительности проекта к изменению отдельных показателей, а также описательного анализа рисков проекта и его окружения. Проект был смоделирован в программе Project Expert.
В ходе работы были использованы бухгалтерская отчетность предприятия за 2016 - 2017 годы, отчеты специалистов ООО «Трактородеталь», материалы газет и журналов, аналитические статьи, учебная литература.
В первой главе проведен сравнительный анализ современных методологий управления проектами и была дана оценка возможности их применения в проекте производства полистиролбетонных блоков.
Во второй главе представлена краткая характеристика предприятия, проведены финансовый и стратегический анализы, а также сопоставлены их результаты.
В третьей главе был проведен маркетинговый анализ: разработаны стратегии выхода на рынок, определены целевые сегменты, обоснован объем сбыта.
В четвертой главе представлены результаты компьютерного моделирования инвестиционного проекта, произведена оценка эффективности и основных рисков проекта, а также представлен сетевой график проекта.
Наибольшее влияние на курсовую работу оказали «Основы маркетинга» Ф.Котлера при помощи, которых проводился маркетинговый анализ и «Основы анализа инвестиционных проектов» Баева Л.А., которые помогли при проведении стратегического анализа и формировании финансового плана проекта. Данные о предприятии были получены из отчетов технических специалистов ООО «Трактородеталь» Большинство фактов из стратегического анализа были взяты с сайта федеральной службы государственной статистики
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ООО «Трактородеталь», в качестве предмета исследования выступает сравнительный анализ современных методов управления проектами для оценки возможности их применения в проекте производства полистиролбетонных блоков на предприятии ООО «Трактородеталь.
Главная цель выпускной квалификационной работы - разработка инвестиционного проекта по производству полистиролбетонных блоков на предприятии ООО «Трактородеталь».
Для выполнения выпускной квалификационной работы необходимо провести сравнительный анализ современных методологий управления проектами и оценить возможность их применения в проекте производства полистиролбетонных блоков, кратко охарактеризовать объект выпускной квалификационной работы, выполнить SWOT-анализ, провести маркетинговый анализ, разработать проект и смоделировать его в программе Project Expert, составить сетевой график работ по проекту, рассчитать интегральные показатели эффективности инвестиционного проекта, произвести анализ рисков и анализ безубыточности.
В выпускной квалификационной работе использовались методы стратегического анализа: PEST-анализ, анализ пяти сил Портера, анализ внутренней среды по функциональным областям, методы количественной и качественной оценки факторов внешней и внутренней сред, SWOT-анализ. Были 7
задействованы методики расчета себестоимости единицы продукции, прогнозирования продаж, экономических результатов и показателей проекта, методика определения безубыточности проекта, анализа чувствительности проекта к изменению отдельных показателей, а также описательного анализа рисков проекта и его окружения. Проект был смоделирован в программе Project Expert.
В ходе работы были использованы бухгалтерская отчетность предприятия за 2016 - 2017 годы, отчеты специалистов ООО «Трактородеталь», материалы газет и журналов, аналитические статьи, учебная литература.
В первой главе проведен сравнительный анализ современных методологий управления проектами и была дана оценка возможности их применения в проекте производства полистиролбетонных блоков.
Во второй главе представлена краткая характеристика предприятия, проведены финансовый и стратегический анализы, а также сопоставлены их результаты.
В третьей главе был проведен маркетинговый анализ: разработаны стратегии выхода на рынок, определены целевые сегменты, обоснован объем сбыта.
В четвертой главе представлены результаты компьютерного моделирования инвестиционного проекта, произведена оценка эффективности и основных рисков проекта, а также представлен сетевой график проекта.
Наибольшее влияние на курсовую работу оказали «Основы маркетинга» Ф.Котлера при помощи, которых проводился маркетинговый анализ и «Основы анализа инвестиционных проектов» Баева Л.А., которые помогли при проведении стратегического анализа и формировании финансового плана проекта. Данные о предприятии были получены из отчетов технических специалистов ООО «Трактородеталь» Большинство фактов из стратегического анализа были взяты с сайта федеральной службы государственной статистики
В данной работе были рассмотрены современные гибкие методологии управления проектами семейства Agile: Scrum и Lean.
Для методологии Scrum характерно создание команды проекта, работающей как единое целое, кроссфункциональной, замотивированной на результат, где каждый сможет взять на себя функции лидера в зависимости от поставленных задач. Реализация проекта здесь проводится итерациями. По результатам каждой итерации заказчику предоставляется часть готового продукта, проводятся встречи с заказчиком, вносятся правки и учитываются все его пожелания, что повышает качество продукта в его глазах [8].
Методология Lean еще больше ориентирована на качество продукта в глазах заказчика, дешевле во внедрении, но требует больше времени на реализацию проекта [9].
Однако повышение качества продукта в глазах клиента - не всегда объективное повышение качества в действительности. К примеру, при производстве строительных материалов требования к качеству прописаны в ГОСТе (морозостойкость, класс прочности, теплопроводность и так далее), поэтому, сколько ни встречайся с клиентом, качество продукта не вырастет.
После ознакомления с гибкими методологиями был проведен сравнительный балльный взвешенный анализ, результаты которого показали нецелесообразность использования гибких методологий в проекте производства полистиролбетонных блоков на предприятии ООО «Трактородеталь».
Далее был проведен стратегический анализ деятельности группы предприятий. По результатам анализа макро- и микросреды выявлены основные факторы, воздействующие на предприятие.
В результате анализа внутренней среды предприятия выявлены его сильные и слабые стороны.
После проведения SWOT-анализа сформирован рейтинг решений по повышению эффективности деятельности предприятия. Наиболее значимым
решением признана разработка и внедрение мероприятий по сокращению издержек и оптимизации использования ресурсов.
Поскольку проект по организации производства строительных материалов - полистиролбетонных блоков, направлен на оптимизацию использования ресурсов, сделан вывод о том, что данный проект будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия.
Проведенный SWOT-анализ проектного предприятия показал, что при реализации проекта по организации производства строительных материалов - полистиролбетонных блоков, наибольшее внимание следует обратить на разработку и внедрение эффективного механизма организации производства и контроля за издержками.
Таким образом, проведенный стратегический анализ показал, что рассматриваемый проект соответствует корпоративной стратегии и целям предприятия, и его реализация является целесообразной.
Далее было проведено сегментирование рынков b2c, b2b, b2g, выделены целевые сегменты: Первый целевой сегмент - крестьянско-фермерские хозяйства, а также индивидуальные сельскохозяйственные-предприниматели, занимающиеся разведением животных, расположенные на территории Еманжелинского, Коркинского и Увельского районов. Второй целевой сегмент - частные
организации, основная деятельность которых строительные работы по возведению зданий, сооружений и комплексов небольшой величины. Третий - молодые семьи, проживающие на постоянной основе в частном доме, желающие расшириться на своем участке. Четвертый сегмент - молодая семья, зрелые супруги и пенсионеры, разводящие домашних животных. Пятый - зрелые супруги, планирующие расширение. Шестой - муниципальные образования и Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов.
Среди конкурентов анализируемая компания позиционируется довольно достойно, отставая лишь по известности и готова предложить полистиролбетонные блоки качества, не уступающего конкурентам, по более 122
низкой цене. Среди товаров-заменителей полистиролбетонные блоки тоже занимают лидирующие позиции, уступая лишь газоблокам, которые обеспечивает схожий уровень теплопроводности при возможности одновременного использования его в качестве непосредственно строительного материала.
Для продвижения будет использоваться стратегия сокращения издержек за счет внедрения новой технологии (метод Глуховского + сотрудничество с кафедрой ЮУрГУ)
Объем сбыта обоснован: договоренности о поставке с муниципалитетом, достаточно большое число респондентов при опросе выразили желание купить полистиролбетонные блоки, также емкость рыка и рост спроса на ячеистые бетоны гарантируют спрос, необходимый для полной загрузки производства.
В программе «Project Expert» сформировали календарный план работ. Определено начало проекта и его окончание, длительность проекта составила 11 месяцев.
С помощью метода WACC рассчитали ставку дисконтирования, которая составила 16.19%. Определены затраты прединвестиционные и производственные, определены доходы проекта.
С целью более точного финансового анализа проекта было проведено моделирование проекта в программе «Project Expert». Были рассмотрены результаты моделирования, а именно:
- анализ движения денежных средства,
- анализ эффективности инвестиций проекта;
- анализ рисков проекта.
По итогам анализа можно сделать следующий вывод.
Проект имеет все основания быть реализованным. Финансирование проекта составляет 3 707 270 рублей, наличия собственных средств не достаточно,
поэтому мы возьмем кредит на льготных условиях кредитования. Показатели эффективности инвестиций положительные. NPV проекта составляет 20 436 161 рубль.
Проект наиболее чувствителен к объему и цене продаж. Величина запаса коммерческой прочности составляет 521%. Анализ Монте-Карло показал, устойчивость проекта 99.2%, что означает большую вероятность доведения проекта до завершения.
Проект является низкорискованным и экономически эффективным, поэтому руководству предприятия рекомендовано его реализовать. Для его реализации применение современных методологий управления проектами нецелесообразно. Задачи выпускного квалификационного проекта решены, цели достигнуты
Для методологии Scrum характерно создание команды проекта, работающей как единое целое, кроссфункциональной, замотивированной на результат, где каждый сможет взять на себя функции лидера в зависимости от поставленных задач. Реализация проекта здесь проводится итерациями. По результатам каждой итерации заказчику предоставляется часть готового продукта, проводятся встречи с заказчиком, вносятся правки и учитываются все его пожелания, что повышает качество продукта в его глазах [8].
Методология Lean еще больше ориентирована на качество продукта в глазах заказчика, дешевле во внедрении, но требует больше времени на реализацию проекта [9].
Однако повышение качества продукта в глазах клиента - не всегда объективное повышение качества в действительности. К примеру, при производстве строительных материалов требования к качеству прописаны в ГОСТе (морозостойкость, класс прочности, теплопроводность и так далее), поэтому, сколько ни встречайся с клиентом, качество продукта не вырастет.
После ознакомления с гибкими методологиями был проведен сравнительный балльный взвешенный анализ, результаты которого показали нецелесообразность использования гибких методологий в проекте производства полистиролбетонных блоков на предприятии ООО «Трактородеталь».
Далее был проведен стратегический анализ деятельности группы предприятий. По результатам анализа макро- и микросреды выявлены основные факторы, воздействующие на предприятие.
В результате анализа внутренней среды предприятия выявлены его сильные и слабые стороны.
После проведения SWOT-анализа сформирован рейтинг решений по повышению эффективности деятельности предприятия. Наиболее значимым
решением признана разработка и внедрение мероприятий по сокращению издержек и оптимизации использования ресурсов.
Поскольку проект по организации производства строительных материалов - полистиролбетонных блоков, направлен на оптимизацию использования ресурсов, сделан вывод о том, что данный проект будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия.
Проведенный SWOT-анализ проектного предприятия показал, что при реализации проекта по организации производства строительных материалов - полистиролбетонных блоков, наибольшее внимание следует обратить на разработку и внедрение эффективного механизма организации производства и контроля за издержками.
Таким образом, проведенный стратегический анализ показал, что рассматриваемый проект соответствует корпоративной стратегии и целям предприятия, и его реализация является целесообразной.
Далее было проведено сегментирование рынков b2c, b2b, b2g, выделены целевые сегменты: Первый целевой сегмент - крестьянско-фермерские хозяйства, а также индивидуальные сельскохозяйственные-предприниматели, занимающиеся разведением животных, расположенные на территории Еманжелинского, Коркинского и Увельского районов. Второй целевой сегмент - частные
организации, основная деятельность которых строительные работы по возведению зданий, сооружений и комплексов небольшой величины. Третий - молодые семьи, проживающие на постоянной основе в частном доме, желающие расшириться на своем участке. Четвертый сегмент - молодая семья, зрелые супруги и пенсионеры, разводящие домашних животных. Пятый - зрелые супруги, планирующие расширение. Шестой - муниципальные образования и Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов.
Среди конкурентов анализируемая компания позиционируется довольно достойно, отставая лишь по известности и готова предложить полистиролбетонные блоки качества, не уступающего конкурентам, по более 122
низкой цене. Среди товаров-заменителей полистиролбетонные блоки тоже занимают лидирующие позиции, уступая лишь газоблокам, которые обеспечивает схожий уровень теплопроводности при возможности одновременного использования его в качестве непосредственно строительного материала.
Для продвижения будет использоваться стратегия сокращения издержек за счет внедрения новой технологии (метод Глуховского + сотрудничество с кафедрой ЮУрГУ)
Объем сбыта обоснован: договоренности о поставке с муниципалитетом, достаточно большое число респондентов при опросе выразили желание купить полистиролбетонные блоки, также емкость рыка и рост спроса на ячеистые бетоны гарантируют спрос, необходимый для полной загрузки производства.
В программе «Project Expert» сформировали календарный план работ. Определено начало проекта и его окончание, длительность проекта составила 11 месяцев.
С помощью метода WACC рассчитали ставку дисконтирования, которая составила 16.19%. Определены затраты прединвестиционные и производственные, определены доходы проекта.
С целью более точного финансового анализа проекта было проведено моделирование проекта в программе «Project Expert». Были рассмотрены результаты моделирования, а именно:
- анализ движения денежных средства,
- анализ эффективности инвестиций проекта;
- анализ рисков проекта.
По итогам анализа можно сделать следующий вывод.
Проект имеет все основания быть реализованным. Финансирование проекта составляет 3 707 270 рублей, наличия собственных средств не достаточно,
поэтому мы возьмем кредит на льготных условиях кредитования. Показатели эффективности инвестиций положительные. NPV проекта составляет 20 436 161 рубль.
Проект наиболее чувствителен к объему и цене продаж. Величина запаса коммерческой прочности составляет 521%. Анализ Монте-Карло показал, устойчивость проекта 99.2%, что означает большую вероятность доведения проекта до завершения.
Проект является низкорискованным и экономически эффективным, поэтому руководству предприятия рекомендовано его реализовать. Для его реализации применение современных методологий управления проектами нецелесообразно. Задачи выпускного квалификационного проекта решены, цели достигнуты





